Автор: Назина Наталья Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Боровская СОШ имени Героя России Тимура Ибрагимова"
Населённый пункт: село Боровое, Брединского района, Челябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок в 11 классе "Словарь крылатых фраз российского кино" (Году российского кино посвящается)
Раздел: полное образование
Урок русского языка в 11 классе по «Словарю крылатых фраз российского кино»
(Году российского кино посвящается)
Цели:
-познакомить учащихся с необычным словарём;
-обогатить речь учащихся новыми словами и крылатыми выражениями;
-познакомить выпускников с шедеврами советского кино;
-подготовить учащихся к ЕГЭ, отработав некоторые типы заданий.
Оформление:
-презентация с использованием видеоматериалов
Предварительная работа:
-разделить класс на группы, дать «киношное» название;
-познакомиться с некоторыми фразами из словаря В.С.Елистратова;
-ознакомиться с классификацией ошибок (по критериям проверки ЕГЭ)
Ход урока
I.
Организационный момент. Здравствуйте, уважаемые учащиеся и гости нашего занятия.
Сегодня мы собрались в необычном составе: жюри-члены экспертной комиссии,
команды учащихся (озвучить стоящие на партах указатели с названиями команд).
СЛАЙД №1.
Ушедший 2016 год в нашей стране был годом российского кино, и сегодня мы подведём
итоги этого года. Мы будем говорить о кино. Точнее, не только о кино, но и о словаре,
посвящённом кино. Так что…КинА не будет! СЛАЙД № 2(Видеофрагмент из фильма
«Джентльмены удачи» с этой фразой)
II.
Вступительное слово учителя о словаре. Актуализация знаний.
Все мы пользуемся словарями. Какими чаще всего?(Толковый, орфографический).
Но есть ещё и необычные словари. Сегодня мы работаем по «Словарю крылатых фраз
российского кино» (показать словарь на слайде) СЛАЙД № 3, с электронной версией
которого Вы уже знакомились.
«Словарь крылатых слов российского кино» Владимира Станиславовича Елистратова
был впервые издан в 1999году.Словарь 2010 года- существенно расширенный и
дополненный вариант первого издания.
Авторы решили «не перегружать» словарь излишними подробностями.
Словарная статья содержит:
-заглавное слово или выражение;
-толкование или описание ситуации, в которой зафиксировано употребление данного
слова или выражения со ссылкой на источник(название фильма);
-краткий лингвистический комментарий об особенностях использования данной
единицы(факультативно). СЛАЙД№4
В приложении даётся перечень основных цитируемых кино-,теле- и мультфильмов.
В течение некоторого времени у вас была возможность почитать словарь, и сегодня мы
перелистаем его страницы. СЛАЙД № 5
III.
«Дубль 1» СЛАЙД №6
Задание 1. Следствие ведут знатоки.
Автор указал, что словарь рассчитан на широкий круг читателей, но тем не менее
даётся сноска «для интеллектуальных гурманов».
Объясните за 20 секунд, кто такой интеллектуальный гурман. Ответы команд. Оценки
жюри. (Интеллектуальный-1.см.интеллект;2.Умственный, духовный; с высоко
развитым интеллектом. Гурман-(книжн.).Любитель и ценитель изысканной пищи.(По
словарю С.И. Ожегова)
Статист щёлкает хлопушкой: «Дубль 1».
Задание 2.Огласите весь список. СЛАЙД № 7
Команды, не советуясь друг с другом, должны были за 1-2 недели до урока выписать и
сдать учителю 10самых известных, на их взгляд, выражений (из теле-,
мультфильмов).Те ответы, которые у команд совпали, являются фразами-победителями.
Задание 3. Здравствуйте, я ваша тётя. СЛАЙД № 8
Составить соответствие: фильм- фраза. Фразы уже есть в таблице, а названия фильмов
напечатаны и разрезаны. Их нужно наклеить на лист рядом с названием фильма.
Должна получиться такая таблица:
№ Крылатое выражение
Фильм
1
Мне за державу обидно
Белое солнце пустыни
2
Иди в баню!
Ирония судьбы, или С лёгким паром
3
Под колпаком у Мюллера
Семнадцать мгновений весны
4
Доцент бы заставил
Джентльмены удачи
5
Жениться нужно на сироте
Берегись автомобиля
6
В Багдаде всё спокойно
Волшебная лампа Аладдина
7
Меня нет, я на картошке
Афоня
8
Оригинальная трактовка
Весёлые ребята
9
Зачем нам кузнец? Нам кузнец не нужен
Формула любви
1
0
Есть ли жизнь на Марсе, нет ли
жизни на Марсе-это науке неизвестно
Карнавальная ночь
Ответы команд, оценки жюри.
Статист щёлкает хлопушкой: «Дубль 1».
Задание 4.Очень трудно искать в тёмной комнате чёрную кошку, особенно если
там её нет. СЛАЙД № 9
Собрать высказывания по фильмам. Каждая команда выбирает один фильм и
подчёркивает высказывания из этого фильма.
№ Фильм
Крылатая фраза
1
Иван Васильевич меняет
профессию
Шутка4
2
Ирония судьбы, или С лёгким
паром
Лепота1
3
Бриллиантовая рука
Чёрт побери3
4
Кавказская пленница
Это вообще неслыханно: доктор отказывается пить
за здоровье2
Закусывать надо!1
Какая гадость эта ваша заливная рыба2
Царь, очень приятно…очень приятно, царь1
Шляпу сними4
Я артист больших и малых академических театров 1
На всякий пожарный случай3
Я не трус, но я боюсь3
Лёгким движением руки3
Дальше-дело техники3
Об этом думать никогда не рано и никому не
поздно4
Маленькая, но очень гордая птичка4
Замуровали, демоны1
И тебя вылечат1
Достаточно одной таблетки3
Галечка там, в Москве, а я на полу в Ленинграде? 2
Птичку жалко4
Задание 5. Заочная экскурсия на «Мосфильм». СЛАЙД № 10
(Пока выполняют, текст со СЛАЙДом № 11)
Каждой команде розданы тексты из крылатых фраз словаря.
Задание А. Прочитайте текст и перечислите названия фильмов, встретившихся в
тексте.
(1)Мы классом собрались на киностудию «Мосфильм».(2)Некоторые не пошли по
семейным обстоятельствам.(3)Наталья Викторовна на большой перемене объявила:
(4) «Встречаемся у Покровских ворот, место встречи изменить нельзя. (5)Вопросы
есть? (6)Вопросов нет!»
(7)По иронии судьбы мы с друзьями застряли в лифте, но Москва слезам не верит.
(8) Девчата воскликнули: (9) «Не может быть!» (10) Самая обаятельная и
привлекательная наша классная скомандовала: (11) «Гардемарины, вперёд!» (12)
Семеро смелых рванули к метро. (13) Они пробежали мимо гаража. (14) «Берегись
автомобиля!»- крикнул Афоня.
(15) На «Мосфильме» среди старых экспонатов мы выглядели как гости из
будущего. (16) На прощание экскурсовод сказал, что мы ему понравились, потому что
мы весёлые ребята.
СЛАЙД № 12 после выполнения - (В тексте названия 16 фильмов).
Задание В.
1.Укажите, в каком значении употреблено слово КЛАСС в 1предложении текста
1.Относительно целостное множество каких-н. единиц, существующее в составе
сложного единства, расчленяемого на такие множества. К.негативных явлений. К.
млекопитающих. К.птиц. К. земноводных.
2.Разряд чего-н., выделяемый по качеству. К. каюты. Ресторан первого, второго
класса. Классы морских судов.
3.Группа учеников, учащихся одного и того же года обучения или (в нек-рых
специальных учебных заведениях) проходящая один и тот же предмет. Начальные,
старшие классы. Ученик первого класса. К. фортепьяно, рояля.
4.Школьная комната для занятий. Просторные классы. Уборка класса.
5.Степень, уровень чего-н., ранг (в 1 знач.). Специалист высшего класса.
Международный к. Игра высокого класса.
6. В математике: то же, что множество(во 2 знач.)
2.Среди предложений 7-14 найдите предложение, связанное с предыдущим с помощью
личного местоимения.
3.Выпишите слово с непроверяемой безударной гласной в корне:
с..мейным
об...ятельная
привл..кательная
в..сёлые
4. В каком предложении оба выделенных слова пишутся СЛИТНО?
Выпишите эти слова.
Портсигар золотой, отечественный…(НИ)ЧЕГО же нет.
Всё, что нажито
(НЕ)ПОСИЛЬНЫМ трудом!..
Рассказать-(НИ)КТО (НЕ)ПОВЕРИТ.
Так (НИ)КАКИХ волостей (НЕ)НАПАСЁШЬСЯ.
Ой, (НЕ)ПОХОЖ, ой, халтура! Дай хоть зубы подвяжу, что ли, (НЕ)СЧАСТЬЕ МОЁ.
Я бы на вашем месте за докторскую диссертацию (НЕ)МЕДЛЕННО сел.- Торопиться
(НЕ)НАДО, сесть я всегда успею.
5. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) в
предложении должна(-ы) стоять запятая (-ые)?
Если закон один раз подмять(1) потом другой(2) а потом им дырки в следствии затыкать (3) как
нам с тобой будет угодно(4) то это уже не закон будет(5) а кистень.
СЛАЙД № 13
№
Ответ
1
3
2
13
3
обаятельная
4
НИЧЕГОНЕПОСИЛЬНЫМ
5
12345
Задание 6. Значица, так и запишем. Учись, студент! СЛАЙДЫ № 14,15
Классифицировать ошибки. У каждого на столе лежит распечатка, нужно найти в
крылатой фразе ошибку и классифицировать её, поставив + в соответствующую
колонку
СЛАЙД № 16.(После выполнения)
№
Классификация ошибок
К5логи
-
ческая
К9
грамма-
тическая
К10
рече-
вая
К11эти-
ческая
К12факти
-
ческая
1
Кина не будет
+
2
Если человек идиот, то это
надолго
+
3
Ну и рожа у тебя, Шарапов
+
4
У меня в кафе увели
перчатки, и я полюбила
другого
+
5
А какаву с чаем не хочешь?
+
+
6
Он хоть и вор, но честный
человек
+
7
/
Улица Койкого
+
Задание 7 . Муля, не нервируй меня! СЛАЙД № 17 (интересные факты об одной из
самых известных фраз отечественного кинематографа)
Слово учителя. Фаина Георгиевна Раневская специально для своей роли в фильме
«Подкидыш» придумала несколько хлёстких фраз, одна из них-«Муля, не нервируй
меня!»-стала по-настоящему крылатой. Эта фраза преследовала её всю жизнь. При
виде актрисы мальчишки на улице начинали громко кричать: «Муля, не нервируй
меня!» Всё это необычайно раздражало Раневскую. А теперь- вопросы:
1.Много лет спустя, когда Л.И. Брежнев вручал Раневской орден Ленина, то и он не
смог удержаться, сказав: «Муля, не нервируй меня!» Что ответила ему актриса?
Раневская презрительно пожала плечами и сказала: «Леонид Ильич, ко мне так
обращаются только невоспитанные уличные мальчишки!»
2. На самом деле эту фразу придумала не Раневская, а Агния Львовна Барто. Однажды
Барто позвонила актрисе и сказала: «Слушай, милочка, что это ты приписываешь себе
фразу из моего сценария?». Что ответила ей Фаина Георгиевна?
«Так я её сделала народной!»
3. Как-то Раневская призналась Анне Ахматовой, что со временем она стала просто
ненавидеть роль, давшую ей популярность. Что ответила ей Анна Андреевна?
«Сжала руки под тёмной вуалью»,-это тоже мои Мули,- сказала она.
4. А что это за слово такое- «Муля»?
Муля-это…имя Самуил.
(Ответы команд, оценки жюри)
Задание 7 .Синема, Синема…! От тебя мы без ума!
СЛАЙД № 18 Синема, Синема .Подведение итогов. Давайте теперь вместе подведём
итог и дадим устаревшему слову СИНЕМА новую жизнь, подобрав отличительные
черты синематографа- кинематографа
С- современно
И-интересно (интеллектуально0
Н- необычно (ново)
Е- естественно
М- мастерски
А-актуально.
На память о сегодняшнем нашем уроке мне хотелось бы подарить вам не совсем
обычный календарь: КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ 2017. Чтобы с
ушедшим 2016 годом- годом КИНО вы помнили о нём и в нынешнем году, никогда не
расставались с кинематографом. А сейчас- наш совместный современный стоп-кадр
(
селфи
. С которого начнётся наше новое, школьное кино.)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Задание А. Прочитайте текст и перечислите названия фильмов, встретившихся в
тексте. Сколько их всего?
(1)Мы классом собрались на киностудию «Мосфильм».(2)Некоторые не пошли по
семейным обстоятельствам.(3)Наталья Викторовна на большой перемене объявила: (4)
«Встречаемся у Покровских ворот, место встречи изменить нельзя. (5)Вопросы есть?
(6)Вопросов нет!»
(7)По иронии судьбы мы с друзьями застряли в лифте, но Москва слезам не верит.
(8) Девчата воскликнули: (9) «Не может быть!» (10) Самая обаятельная и
привлекательная наша классная скомандовала: (11) «Гардемарины, вперёд!» (12)
Семеро смелых рванули к метро. (13) Они пробежали мимо гаража. (14) «Берегись
автомобиля!»- крикнул Афоня.
(15) На «Мосфильме» среди старых экспонатов мы выглядели как гости из будущего.
(16) На прощание экскурсовод сказал, что мы ему понравились, потому что мы весёлые
ребята.
Задание В.
1. Укажите, в каком значении употреблено слово КЛАСС в 1предложении текста
1.Относительно целостное множество каких-н. единиц, существующее в составе
сложного единства, расчленяемого на такие множества. К.негативных явлений. К.
млекопитающих. К.птиц. К. земноводных.
2.Разряд чего-н., выделяемый по качеству. К. каюты. Ресторан первого, второго
класса. Классы морских судов.
3.Группа учеников, учащихся одного и того же года обучения или (в нек-рых
специальных учебных заведениях) проходящая один и тот же предмет. Начальные,
старшие классы. Ученик первого класса. К. фортепьяно, рояля.
4.Школьная комната для занятий. Просторные классы. Уборка класса.
5.Степень, уровень чего-н., ранг (в 1 знач.). Специалист высшего класса.
Международный к. Игра высокого класса.
6. В математике: то же, что множество(во 2 знач.)
2. Среди предложений 7-14 найдите предложение, связанное с предыдущим с помощью
личного местоимения.
3. Выпишите слово с непроверяемой безударной гласной в корне:
с..мейным
об...ятельная
привл..кательная
в..сёлые
4. В каком предложении оба выделенных слова пишутся СЛИТНО?
Выпишите эти слова.
Портсигар золотой, отечественный…(НИ)ЧЕГО же нет.
Всё, что нажито
(НЕ)ПОСИЛЬНЫМ трудом!..
Рассказать- (НИ)КТО (НЕ)ПОВЕРИТ.
Так (НИ)КАКИХ волостей (НЕ)НАПАСЁШЬСЯ.
Ой, (НЕ)ПОХОЖ, ой, халтура! Дай хоть зубы подвяжу, что ли, (НЕ)СЧАСТЬЕ МОЁ.
Я бы на вашем месте за докторскую диссертацию (НЕ)МЕДЛЕННО сел.- Торопиться
(НЕ)НАДО, сесть я всегда успею.
5. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) в
предложении должна(-ы) стоять запятая (-ые)?
Если закон один раз подмять(1) потом другой(2) а потом им дырки в следствии затыкать (3) как
нам с тобой будет угодно(4) то это уже не закон будет(5) а кистень.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Найти в крылатой фразе ошибку и классифицировать её, поставив +
в соответствующую колонку
№ Классификация
ошибок
К5логи
-
ческая
К9
грамма-
тическа
я
К10
рече-
вая
К11эти-
ческая
К12факти-
ческая
1
Кина не будет
2
Если человек
идиот, то это
надолго
3
Ну и рожа у тебя,
Шарапов
4
У меня в кафе
увели перчатки, и
я полюбила
другого
5
А какаву с чаем
не хочешь?
6
Он хоть и вор, но
честный человек
7
/
Улица Койкого
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Задание 4.Очень трудно искать в тёмной комнате чёрную кошку, особенно
если там её нет.
Собрать высказывания по фильмам. Команда выбирает один фильм и
подчёркивает высказывания из этого фильма.
№
Фильм
Крылатая фраза
1
Иван Васильевич
меняет профессию
Шутка
2
Ирония судьбы,
или С лёгким
Лепота
паром
3
Бриллиантовая
рука
Чёрт побери
4
Кавказская
пленница
Это вообще неслыханно: доктор
отказывается пить за здоровье
Закусывать надо!
Какая гадость эта ваша заливная рыба
Царь, очень приятно…очень приятно,
царь
Шляпу сними
Я артист больших и малых
академических театров
На всякий пожарный случай
Я не трус, но я боюсь
Лёгким движением руки
Дальше-дело техники
Об этом думать никогда не рано и
никому не поздно
Маленькая, но очень гордая птичка
Замуровали, демоны
И тебя вылечат
Достаточно одной таблетки
Галечка там, в Москве, а я на полу в
Ленинграде?
2.
Птичку жалко
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Задание 3. Здравствуйте, я ваша тётя.
Составить соответствие: фильм- фраза. Фразы уже есть в таблице, а названия фильмов
напечатаны и разрезаны. Их нужно наклеить на лист рядом с названием фильма.
Команда:__________________________________________
№
Крылатое выражение
Фильм
1
Мне за державу обидно
2
Иди в баню!
3
Под колпаком у Мюллера
4
Доцент бы заставил
5
Жениться нужно на сироте
6
В Багдаде всё спокойно
7
Меня нет, я на картошке
8
Оригинальная трактовка
9
Зачем нам кузнец? Нам кузнец
не нужен
10
Есть ли жизнь на Марсе, нет
ли
жизни на Марсе-это науке
неизвестно
Белое солнце пустыни
Ирония судьбы, или С
лёгким паром
Семнадцать мгновений
весны
Джентльмены удачи
Берегись автомобиля
Волшебная лампа Аладдина
Афоня
Весёлые ребята
Формула любви
Карнавальная ночь