Напоминание

Проектная деятельность учащихся.


Автор: Емельянова Ольга Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ №81
Населённый пункт: город Казань Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность учащихся.
Раздел: начальное образование





Назад




Тема «Проектная деятельность учащихся

как средство формирования ключевых компетентностей».

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение

темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к

переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм,

конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения

определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка

умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с

практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся

обществе.

Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием

развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения

самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке

информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они

формируются у школьника только при условии систематического включения его в

самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им

особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-

поисковой деятельности.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-

воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению

находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на

основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.

В рамках профильного обучения проектирование следует рассматривать как основной вид

познавательной деятельности школьников.

Учет особенностей структуры познавательной деятельности школьника по усвоению и

применению содержания образования является исходным моментом в разработке и

определении эффективных средств и способов организации, управления учебной

деятельностью учащихся.

Таким образом, можно отметить, что активизируется процесс включения школьников в

активную познавательную деятельность. В то же время анализ содержания

представляемых учениками работ, их выступлений на конференциях позволяет сделать

вывод о том, что в большинстве случаев проектная деятельность учащихся не вполне

самостоятельна. Это мнение подтверждают и руководители проектных и

исследовательских работ учащихся. Они отмечают, что около 50% школьников не умеют

самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать деятельность,

формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, выполнять

эксперимент, представлять результаты исследования, осуществлять рефлексию, грамотно

выстраивать доклад. Это происходит вследствие того, что школьники не обучены

проектной и исследовательской деятельности. Школьникам приходится пользоваться

предложенным учителем алгоритмом без предварительной подготовки, не имея базовых

знаний и умений, относящихся к проектной и исследовательской деятельности, это ведет к

отсутствию внутренней мотивации на такого рода деятельность.

Процесс формирования ключевых компетентностей у учащихся с помощью проектной

деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:

- профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи,

- формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и учителей,

- тьюторское сопровождение проектной деятельности;

- мониторинг формирования ключевых компетентностей.

Компетентностный подход к образованию школьников ориентируется на самостоятельное

участие личности школьника в учебно-познавательном процессе и овладение

способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного

рода компетенций. Образовательная компетенция включает совокупность

взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов

деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-

значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной

действительности.

Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловая компетенция.

2. Общекультурная компетенция.

3. Учебно-познавательная компетенция

4. Информационная компетенция.

5. Коммуникативная компетенция.

6. Социально-трудовая компетенция

7. Компетенция личностного самосовершенствования

Отношение системы ключевых компетентностей к системе ЗУН

Компетентностный подход обновления содержания образования направлен на развитие

компетентностей учащихся на основе принципов фундаментальности, универсальности,

интегративности, вариативности, практической направленности.

По-мнению ученых, цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия при

которых учащиеся:

самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;

пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и

практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации,

наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение);

развивают системное мышление.

Суть инициативы проекта состоит в том, каким образом, организовать учебный процесс,

чтобы не просто дать ученикам знания об исследуемых процессах и сформировать у них

навыки работы над проектом, а также умения проведения исследований, но и решить

более глубокую задачу формирования ключевых компетентностей, наличие которой

необходимо для продолжения образования, успешной деятельности в различных сферах

производства.

Повысить активность учащихся в самостоятельном получении знаний, приобретении

умений осуществлять практическую деятельность можно путем широкого внедрения в

настоящее время проектной технологии, которая, по сути, основана на использовании

проблемных, исследовательских методов. Школьники должны быть подготовлены к

проектной деятельности, а для этого их необходимо последовательно обучать

планированию этого вида деятельности, а также создавать условия для мотивации на

данный вид деятельности. В решении данной задачи важная роль отводится учителю-

исследователю, готовому к организации и руководству проектной деятельностью.

В планируемой модели формирования ключевых компетентностей учащихся в процессе

проектной деятельности предусмотрена подготовка тьюторов. Технология тьюторства

подразумевает взаимодействие опытного, который что-то умеет делать (знает как сделать),

и начинающего. Тьютор или наставник призван не исправлять, а направлять учащегося; не

указывать на ошибки, а дать состояться ошибкам (например - в неправильном

планировании, в неумении себя организовать в коллективе, в предмете и т.п.) под

присмотром взрослого. Учащийся сам делает выводы о тех ошибках, которые он

проанализировал с тьютором.

Деятельность, организуемая тьютором, идет совместная работа взрослого и ребенка,

любое событие проектируется совместно с детьми. Обсуждая с детьми проблемы, на

которые это действие или событие может быть направлено, тьютор формирует активную

позицию ребенка по отношению к себе и внешнему пространству. Обсуждая цели и задачи

работы, способы достижения цели, ресурсы и результаты ее, тьютор как бы дает ребенку

(пока в наиболее безопасном режиме) потренироваться в том, что ждет ребенка в его пути

по жизни. В результате сотрудничество учителя-тьютора и учащегося насыщенностью,

целенаправленностью, высоким уровнем рефлексии самого процесса деятельности и его

результатов. Коммуникативная направленность сотрудничества позволяет добиваться

учащимся высоких образовательных результатов.

Формой коммуникации, которая обеспечивает тьюторство (или перенос опыта) является

свободное общение, в ходе которого опытный за счет вопросов и фиксаций внимания

помогает осознать ученику его компетентности.

Результат деятельности тьютора – самостоятельность участника.

Подготовленные тьюторы проектной деятельности обеспечивают повышение

профессиональной компетентности учителей, через организацию семинара-

практикума, основной целью которого является усвоение механизма организации

проектной деятельности учащихся и использование ее возможностей в формировании

ключевых компетентностей учащихся.

В учебном процессе реализация проектной методики может быть обеспечена группой

предметов, формирующих систему специальных и общеучебных знаний и умений

учащихся: родной язык, литература, история, география, биология, химия, физика,

математика. Придерживаясь позиции И.С.Сергеева, выделяем группу, которая

ориентирована непосредственно на формирование компетентностей (гражданской,

информационной, коммуникативной и других). Эти предметы не так тесно связаны со

своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной

характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей

профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу

входят такие предметы, как: иностранные языки, информатика, ИЗО, технология,

граждановедение, экология. Для этих предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не

меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках

данных курсов. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует

введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность

учащихся.

Компетенции

Виды деятельности

Ценностно-смысловые компетенции.

Это компетенции, связанные с ценностными

ориентирами ученика, его способностью видеть

и понимать окружающий мир, ориентироваться

в нем, осознавать свою роль и предназначение,

уметь выбирать целевые и смысловые установки

для своих действий и поступков, принимать

решения.

1. Участие в конкурсах разного

уровня, научно-практических

конференциях.

2. Участие в проектах.

3.Проведение социологического

опроса, интервьюирование.

Учебно-познавательные компетенции.

Это совокупность компетенций ученика в сфере

самостоятельной познавательной деятельности,

включающей элементы логической,

методологической, общеучебной деятельности.

Сюда входят способы организации

целеполагания, планирования, анализа,

рефлексии, самооценки.

1. Проведение экспериментов.

2. Конспектирование.

3. Работа с учебником.

4. Фотографирование объектов.

5. Работа над рефератом.

6. Участие в экскурсии.

7. Изготовление приборов.

Информационные компетенции (ИКТ).

Навыки деятельности по отношению к

информации в учебных предметах и

образовательных областях, а также в

окружающем мире. Владение современными

средствами информации и информационными

технологиями (аудио- видеозапись, электронная

почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор

необходимой информации, ее преобразование,

сохранение и передача.

1. Поиск информации в библиотеке.

2. Поиск информации в электронных

энциклопедиях.

3. Поиск информации в школьной

медиатеке.

4. Использование информации из

Интернета.

5. Создание презентации.

6. Создание буклета.

Коммуникативные компетенции.

Знание способов взаимодействия с

окружающими и удаленными событиями и

1. Участие в обсуждении вопросов

семинаров, конференций.

2. Выступление на конференции.

людьми; навыки работы в группе, коллективе,

владение различными социальными ролями.

Ученик должен уметь представить себя,

написать письмо, анкету, заявление, задать

вопрос, вести дискуссию и др.

3. Выступление с сообщением.

4. Взаимоконтроль

5. Участие в дискуссии.

6. Участие в анкетировании.

7. Собеседование.

Такие формы работы обеспечивают реализацию деятельностного подхода в процессе

обучения. На этой основе формируются компетенции личностного

самосовершенствования. От них зависит индивидуальная образовательная траектория

ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Ученик овладевает способами

деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его

непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных

качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Формирование информационной компетентности обеспечивается включением учащихся в

учебно-исследовательскую деятельность - форму учебной деятельности, целью которой

является достижение более глубокого образовательного уровня, развитие творческих,

интеллектуальных способностей школьников.

Реализация проекта позволит решить поставленные цели обучения:

1. Освоение и систематизация знаний, относящихся к фундаментальным основам

информатики (теории информации, алгоритмизации и программирования, теоретических

основ вычислительной техники, математического и информационного моделирования) –

формирование компетентности в сфере информационно-аналитической деятельности.

2. Развитие алгоритмического мышления и формирование у учащихся операционного

стиля мышления, включающих в себя совокупность следующих знаний, умений и

навыков: всесторонняя оценка ситуации, поиск информации, необходимой для решения

задачи, построение информационных моделей, оптимальное планирование действий и

возможных путей развития ситуации, принятие адекватных решений, оценка полученных

результатов – формирование информационной компетентности.

3. Приобретение опыта создания и преобразования информационных объектов различного

вида с помощью современных информационных технологий: телекоммуникационные

сети, издательская деятельность, основы технологии мультимедиа – формирование

технологической компетентности.

4. Воспитание культуры проектной деятельности, умения работать в коллективе, чувства

ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную

деятельность в информационном обществе – формирование компетентности в сфере

социальной деятельности, коммуникативной компетентности.

Достичь этих целей можно, создавая творческую атмосферу на учебных занятиях,

разнообразив содержание внеучебной познавательной деятельности, формируя личную

заинтересованность учащихся в проектной деятельности и в саморазвитии.



В раздел образования