Автор: Емельянова Ольга Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ №81
Населённый пункт: город Казань Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность учащихся.
Раздел: начальное образование
Тема «Проектная деятельность учащихся
как средство формирования ключевых компетентностей».
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение
темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к
переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм,
конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения
определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка
умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с
практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся
обществе.
Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием
развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения
самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке
информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они
формируются у школьника только при условии систематического включения его в
самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им
особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-
поисковой деятельности.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-
воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению
находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на
основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.
В рамках профильного обучения проектирование следует рассматривать как основной вид
познавательной деятельности школьников.
Учет особенностей структуры познавательной деятельности школьника по усвоению и
применению содержания образования является исходным моментом в разработке и
определении эффективных средств и способов организации, управления учебной
деятельностью учащихся.
Таким образом, можно отметить, что активизируется процесс включения школьников в
активную познавательную деятельность. В то же время анализ содержания
представляемых учениками работ, их выступлений на конференциях позволяет сделать
вывод о том, что в большинстве случаев проектная деятельность учащихся не вполне
самостоятельна. Это мнение подтверждают и руководители проектных и
исследовательских работ учащихся. Они отмечают, что около 50% школьников не умеют
самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать деятельность,
формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, выполнять
эксперимент, представлять результаты исследования, осуществлять рефлексию, грамотно
выстраивать доклад. Это происходит вследствие того, что школьники не обучены
проектной и исследовательской деятельности. Школьникам приходится пользоваться
предложенным учителем алгоритмом без предварительной подготовки, не имея базовых
знаний и умений, относящихся к проектной и исследовательской деятельности, это ведет к
отсутствию внутренней мотивации на такого рода деятельность.
Процесс формирования ключевых компетентностей у учащихся с помощью проектной
деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:
- профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи,
- формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и учителей,
- тьюторское сопровождение проектной деятельности;
- мониторинг формирования ключевых компетентностей.
Компетентностный подход к образованию школьников ориентируется на самостоятельное
участие личности школьника в учебно-познавательном процессе и овладение
способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного
рода компетенций. Образовательная компетенция включает совокупность
взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов
деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-
значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной
действительности.
Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
1. Ценностно-смысловая компетенция.
2. Общекультурная компетенция.
3. Учебно-познавательная компетенция
4. Информационная компетенция.
5. Коммуникативная компетенция.
6. Социально-трудовая компетенция
7. Компетенция личностного самосовершенствования
Отношение системы ключевых компетентностей к системе ЗУН
Компетентностный подход обновления содержания образования направлен на развитие
компетентностей учащихся на основе принципов фундаментальности, универсальности,
интегративности, вариативности, практической направленности.
По-мнению ученых, цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия при
которых учащиеся:
самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;
пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и
практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации,
наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение);
развивают системное мышление.
Суть инициативы проекта состоит в том, каким образом, организовать учебный процесс,
чтобы не просто дать ученикам знания об исследуемых процессах и сформировать у них
навыки работы над проектом, а также умения проведения исследований, но и решить
более глубокую задачу формирования ключевых компетентностей, наличие которой
необходимо для продолжения образования, успешной деятельности в различных сферах
производства.
Повысить активность учащихся в самостоятельном получении знаний, приобретении
умений осуществлять практическую деятельность можно путем широкого внедрения в
настоящее время проектной технологии, которая, по сути, основана на использовании
проблемных, исследовательских методов. Школьники должны быть подготовлены к
проектной деятельности, а для этого их необходимо последовательно обучать
планированию этого вида деятельности, а также создавать условия для мотивации на
данный вид деятельности. В решении данной задачи важная роль отводится учителю-
исследователю, готовому к организации и руководству проектной деятельностью.
В планируемой модели формирования ключевых компетентностей учащихся в процессе
проектной деятельности предусмотрена подготовка тьюторов. Технология тьюторства
подразумевает взаимодействие опытного, который что-то умеет делать (знает как сделать),
и начинающего. Тьютор или наставник призван не исправлять, а направлять учащегося; не
указывать на ошибки, а дать состояться ошибкам (например - в неправильном
планировании, в неумении себя организовать в коллективе, в предмете и т.п.) под
присмотром взрослого. Учащийся сам делает выводы о тех ошибках, которые он
проанализировал с тьютором.
Деятельность, организуемая тьютором, идет совместная работа взрослого и ребенка,
любое событие проектируется совместно с детьми. Обсуждая с детьми проблемы, на
которые это действие или событие может быть направлено, тьютор формирует активную
позицию ребенка по отношению к себе и внешнему пространству. Обсуждая цели и задачи
работы, способы достижения цели, ресурсы и результаты ее, тьютор как бы дает ребенку
(пока в наиболее безопасном режиме) потренироваться в том, что ждет ребенка в его пути
по жизни. В результате сотрудничество учителя-тьютора и учащегося насыщенностью,
целенаправленностью, высоким уровнем рефлексии самого процесса деятельности и его
результатов. Коммуникативная направленность сотрудничества позволяет добиваться
учащимся высоких образовательных результатов.
Формой коммуникации, которая обеспечивает тьюторство (или перенос опыта) является
свободное общение, в ходе которого опытный за счет вопросов и фиксаций внимания
помогает осознать ученику его компетентности.
Результат деятельности тьютора – самостоятельность участника.
Подготовленные тьюторы проектной деятельности обеспечивают повышение
профессиональной компетентности учителей, через организацию семинара-
практикума, основной целью которого является усвоение механизма организации
проектной деятельности учащихся и использование ее возможностей в формировании
ключевых компетентностей учащихся.
В учебном процессе реализация проектной методики может быть обеспечена группой
предметов, формирующих систему специальных и общеучебных знаний и умений
учащихся: родной язык, литература, история, география, биология, химия, физика,
математика. Придерживаясь позиции И.С.Сергеева, выделяем группу, которая
ориентирована непосредственно на формирование компетентностей (гражданской,
информационной, коммуникативной и других). Эти предметы не так тесно связаны со
своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной
характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей
профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу
входят такие предметы, как: иностранные языки, информатика, ИЗО, технология,
граждановедение, экология. Для этих предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не
меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках
данных курсов. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует
введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность
учащихся.
Компетенции
Виды деятельности
Ценностно-смысловые компетенции.
Это компетенции, связанные с ценностными
ориентирами ученика, его способностью видеть
и понимать окружающий мир, ориентироваться
в нем, осознавать свою роль и предназначение,
уметь выбирать целевые и смысловые установки
для своих действий и поступков, принимать
решения.
1. Участие в конкурсах разного
уровня, научно-практических
конференциях.
2. Участие в проектах.
3.Проведение социологического
опроса, интервьюирование.
Учебно-познавательные компетенции.
Это совокупность компетенций ученика в сфере
самостоятельной познавательной деятельности,
включающей элементы логической,
методологической, общеучебной деятельности.
Сюда входят способы организации
целеполагания, планирования, анализа,
рефлексии, самооценки.
1. Проведение экспериментов.
2. Конспектирование.
3. Работа с учебником.
4. Фотографирование объектов.
5. Работа над рефератом.
6. Участие в экскурсии.
7. Изготовление приборов.
Информационные компетенции (ИКТ).
Навыки деятельности по отношению к
информации в учебных предметах и
образовательных областях, а также в
окружающем мире. Владение современными
средствами информации и информационными
технологиями (аудио- видеозапись, электронная
почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор
необходимой информации, ее преобразование,
сохранение и передача.
1. Поиск информации в библиотеке.
2. Поиск информации в электронных
энциклопедиях.
3. Поиск информации в школьной
медиатеке.
4. Использование информации из
Интернета.
5. Создание презентации.
6. Создание буклета.
Коммуникативные компетенции.
Знание способов взаимодействия с
окружающими и удаленными событиями и
1. Участие в обсуждении вопросов
семинаров, конференций.
2. Выступление на конференции.
людьми; навыки работы в группе, коллективе,
владение различными социальными ролями.
Ученик должен уметь представить себя,
написать письмо, анкету, заявление, задать
вопрос, вести дискуссию и др.
3. Выступление с сообщением.
4. Взаимоконтроль
5. Участие в дискуссии.
6. Участие в анкетировании.
7. Собеседование.
Такие формы работы обеспечивают реализацию деятельностного подхода в процессе
обучения. На этой основе формируются компетенции личностного
самосовершенствования. От них зависит индивидуальная образовательная траектория
ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Ученик овладевает способами
деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его
непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных
качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Формирование информационной компетентности обеспечивается включением учащихся в
учебно-исследовательскую деятельность - форму учебной деятельности, целью которой
является достижение более глубокого образовательного уровня, развитие творческих,
интеллектуальных способностей школьников.
Реализация проекта позволит решить поставленные цели обучения:
1. Освоение и систематизация знаний, относящихся к фундаментальным основам
информатики (теории информации, алгоритмизации и программирования, теоретических
основ вычислительной техники, математического и информационного моделирования) –
формирование компетентности в сфере информационно-аналитической деятельности.
2. Развитие алгоритмического мышления и формирование у учащихся операционного
стиля мышления, включающих в себя совокупность следующих знаний, умений и
навыков: всесторонняя оценка ситуации, поиск информации, необходимой для решения
задачи, построение информационных моделей, оптимальное планирование действий и
возможных путей развития ситуации, принятие адекватных решений, оценка полученных
результатов – формирование информационной компетентности.
3. Приобретение опыта создания и преобразования информационных объектов различного
вида с помощью современных информационных технологий: телекоммуникационные
сети, издательская деятельность, основы технологии мультимедиа – формирование
технологической компетентности.
4. Воспитание культуры проектной деятельности, умения работать в коллективе, чувства
ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную
деятельность в информационном обществе – формирование компетентности в сфере
социальной деятельности, коммуникативной компетентности.
Достичь этих целей можно, создавая творческую атмосферу на учебных занятиях,
разнообразив содержание внеучебной познавательной деятельности, формируя личную
заинтересованность учащихся в проектной деятельности и в саморазвитии.