Напоминание

Организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении


Автор: Климкова Анастасия Александровна
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: ГБОУ ДПО "Институт развития и образования Сахалинской области"
Населённый пункт: г.Южно-Сахалинск
Наименование материала: статья
Тема: Организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация речевой развивающей среды в дошкольном

образовательном учреждении

Одним

из

важных

моментов

речевой

развивающей

среды

детей

дошкольного возраста является речь педагога, которая, прежде всего, должна

быть грамотной. Именно воспитатель закладывает основы культуры детской

речи детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает

огромное влияние на все стороны речи.

Речь педагога должна быть правильной, т.е. соответствовать языковым

нормам языка, что является обязательным качеством любой речи. Слушая

воспитателя, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за

неправильного произношения слов или нестандартного построении фразы.

Соответствие

смыслового

содержания

речи

и

информации,

т.е.

точность, лежит в основе речи воспитателя. Точная речь – это речь, в которой

отражается действительность.

Логичность речи педагога предполагает наличие в высказывании трёх

смыслообразующих

компонентов:

начало,

основная

часть

и

конец

высказывания.

Основное

значение

имеет

умение

говорящего

правильно,

грамотно,

логично

связывать

между

собой

все

предложения

и

части

высказывания.

В

речи

педагога

не

должно

быть

многообразное

употребление

заимствованных

слов,

диалектных,

жаргонных

выражений.

Речь

должна

соответствовать всем нормам литературного языка.

Выразительная речь обладает такими свойствами, которые вызывают и

поддерживают внимание и интерес слушателей, поэтому и речь воспитателя

должна

захватить

внимание

и

создать

атмосферу

эмоционального

сопереживания у детей.

Педагог должен обладать умением использовать все языковые единицы

с

целью

оптимального

выражения

информации.

Богатство

речи

каждого

человека определяется тем, как он использует богатство языка. О богатстве

языка судят и по количеству слов, по их смысловой насыщенности. Богатство

речи связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

Выразительная,

богат ая,

правильная

речь

потеряет

в с е

вышеперечисленные

достоинства,

если

будет

неуместной.

Уместность

требует

от

педагога

гибкости

речевого

поведения:

умеет

ли

определять

правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых

оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.

Подбор методов, приёмов и оборудования зависит от особенностей

речевого

развития

детей

каждой

возрастной

группы.

Определяющим

моментом организации речевой развивающей среды в каждой возрастной

группе

является

педагогическая

идея,

направленная

на

развитие

приоритетных линий речевого развития на каждом возрастном этапе.

Исходя

из

особенностей

развития

разных

сторон

речи

детей

дошкольного возраста, можно условно обозначить основные направления

организации речевой развивающей среды разных возрастных групп.

Во второй младшей группе происходит организация общения детей со

взрослыми посредством поручений взрослого (образец обращения, словесной

просьбой и др.). Установка контактов со сверстниками идет через речевое

взаимодействие в разных видах деятельности: образец, подсказка слова или

фразы.

Дети

младшего

возраста

могут

самостоятельно

рассматривать

иллюстрации

в

книгах,

картинки,

игрушки,

тем

самым

развивая

инициативную

речь,

обогащая

и

уточняя

представления

об

окружающем

мире.

Можно организовать

«Уголок интересных вещей» для того, чтобы

развить активную, инициативную речь детей. С целью совершенствования

навыков эффективного слушания в данном возрасте необходимы рассказы

воспитателя.

В средней группе удовлетворение потребности речевого общения детей

заключается в получении и обсуждении информации. «Уголок интересных

вещей можно пополнить набором ярких картинок, фотографий, открыток.

Положить туда лупы, магниты, микроскоп и т.д. На этом возрастном этапе

необходимо

выслушивать

детей,

уточнять

их

ответы,

подсказывать.

В

рассказах

воспитателя

основное

внимание

следует

направлять

на

стимулирование

познавательного

интереса

детей.

Активно

использовать

приёмы формирования навыков общения со сверстниками.

В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с формулами речевого

этикета,

развивают

навыки

диалогического

общения,

а

также

умения

грамотно отстаивать свою точку зрения, доказывать ее преимущество. В этом

возрасте идет целенаправленное формирование навыков самостоятельного

рассказывания. Воспитатель обязательно должен поощрять рассказы детей,

учить

трансформировать

высказывания

в

грамматически

правильно

построенные

рассказы,

развивать

связную

речь,

уточнять,

обобщать.

В

«Уголке интересных вещей» акцент делается на расширении представлений

детей

о

многообразии

окружающего

мира

и

организации

восприятия

с

последующим обсуждением. С целью стимулирования словесного творчества

детей, повышения качества их речевых высказываний необходимо создать

некое авторское речевое пространство каждого ребенка.

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в

дошкольном образовательном учреждении создаёт благоприятные условия

для формирования речевых умений и навыков детей не только на занятии, но

и в самостоятельной деятельности, а также обеспечивает высокий уровень

речевой

активности

детей,

способствует

овладению

детьми

речевыми

умениями и навыки в естественной обстановке живой разговорной речи.



В раздел образования