Автор: Осипова Юлия Александровна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МДОУ ЦРР детским садом № 16 "Ладушки"
Населённый пункт: Городской округ Подольск
Наименование материала: статья
Тема: "Культура социального общения менеджера ДОУ и социально-психологический климат в коллективе"
Раздел: дошкольное образование
Подготовила заведующий
МДОУ ЦРР детского сада
№16 «Ладушки» г.о. Подольск
первой квалификационной категории
Осипова Юлия Александровна
Культура социального общения менеджера ДОУ и социально-
психологический климат в коллективе
Главная
роль
в
управленческой деятельности
дошкольного
образовательного
учреждения
принадлежит
руководителю
(менеджеру).
Менеджер
— это
человек,
занимающий
управленческую
должность,
обладающий знаниями
в
области
управления
и придерживающийся
соответствующих норм поведения.
В нашей стране остро ощущается нехватка профессиональных менед-
жеров,
способных
разбираться
в основах
рыночной
экономики,
ори-
ентироваться
в
финансовых,
юридических,
психологических
вопросах,
особенно во взаимоотношениях с персоналом.
Менеджер — это новый тип руководителя, основной задачей которого
является
эффективная организация работы персонала. Он должен уметь не
только налаживать коммуникации, координировать работу подчиненных, но и
делегировать
им
ряд
полномочий,
предоставлять
право
отстаивать
собственное мнение, сохраняя за собой функции контроля.
Зачастую
для
определения требований
к
управлению
ДОУ
и его
руководителю
используются концептуальные
подходы
и
методы
управления
школой,
хотя
организация
и
содержание
управленческой
деятельности
руководителей
дошкольного
и
общеобразовательного
учреждений
отличаются друг от друга.
ДОУ, организованные для воспитания и обучения детей дошкольного
возраста, являются одним из типов образовательных учреждений в России.
Их
разнообразие
и
связанные
с
этим
специфические
различия
(вид,
категория
и
др.)
существенны
с
точки
зрения
состава
и содержания
управленческой
деятельности и требований к руководителю.
Концепция
дошкольного
воспитания (1989) определила перестройку
системы
управления
и структуры
дошкольных
учреждений
на
основе
принципиально нового,
личностно-ориентированного подхода к ребенку
как
главного
направления
государственной
политики
в
обновлении
системы
дошкольного
образования. Этот документ до сих пор считается
основным ориентиром в деятельности каждого руководителя ДОУ.
С
позиции
управления
в
«Типовом
положении
о
дошкольном
образовательном
учреждении»
рассматриваются
и
основные
функции
дошкольного
учреждения, обусловливая
содержание
функциональных
обязанностей
руководителя.
Однако
только
знать
функции
руководителя
ДОУ недостаточно, их необходимо освоить. Социальная функция управленца
ДОУ
понимается
и
принимается
руководителем-специалистом
на
когнитивно-эмоцио н а л ь н ом
у р о в н е
( п о н и ма н и е
и отношение),
а
практически воплощается на поведенческом уровне (активность).
Моя деятельность, деятельность менеджера ДОУ заключена в работе с
людьми,
на
это уходит более 80%
рабочего времени. Организуя работу в
коллективе,
мне
необходимо
по стоянно
выполнять
функции
информирования, мотивирования, воспитания. Таким образом, в этом смысле
менеджер
ДОУ — современный практический
психолог.
Следовательно,
успешность выполнения менеджером всей совокупности профессиональных
функций зависит от психологической подготовки.
В
своей
работе
стараюсь
учитывать
психические компоненты
трудовой деятельности
и анализировать
то,
какие
факторы
эффективно
влияют на социально-психологический климат в коллективе.
Структуру
социально-психологического
климата
В.В.Бойко
определяет как систему сложившихся в коллективе отношений между его
членами.
Основные
факторы
социально-психологического
климата
в
ДОУ
являются:
-система социальных отношений;
-культура управления в ДОУ;
-культура межличностных отношений и общения.
Создание
благоприятного
социально-психологического
климата
предполагает
преодоление
барьеров
психологической
напряженности
и
сопровождающих
эту
напряженность
отрицательных
эмоций,
которые
могут возникнуть в процессе общения между людьми. Актуальность этой
задачи
определяется
как
«многообразной»
природой
психологических
барьеров.
Особую
роль
среди
других
факторов
формирования
социально-
психологического климата играют отношения руководства и подчинения.
Высокая
культура
социального
общения
менеджера
представляет
собой
достаточно
многогранное
явление,
которое
включает
в
себя
феномен
психологического
воздействия.
Психологическое
воздействие
подразделяется
на
несколько
видов:
убеждение,
внушение,
заражение,
просьба
и
т.д.
Необходимо
заметить,
что
принимаются
только
те
психологические
воздействия,
содержание
которых
не
противоречит
устойчивым
убеждениям,
взглядам,
потребностям,
инт е ре с а м ,
ценностным ориентациям и другим психологическим качествам личности
объекта воздействия, а также требованиям ее социального окружения.
Сагатовский В.Н. и Ковалев Г.А. предлагают различать следующие
уровни
психологического
воздействия:
-доминирование;
-манипуляция;
-соперничество;
-партнерство;
-содружество.
Безусловно,
для
себя
наиболее
экологичными
и
гармоничными
я
считаю отношения, близкие к партнерству и сотрудничеству. В условиях
современного
мира
чаще
всего
взаимоотношения
характеризуются
проявлениями
доминирования
и
манипуляции.
Мастерство
руководителя
состоит
в
том,
чтобы
рациональным
образом
сочетать
разнообразные
средства
психологического
воздействия.
Однако
в
силу
различных
обстоятельств
либо
сами
стратегии
оказываются
неадекватными
обстоятельствам,
либо
эффективная
реализация
действительно
целесообразных
стратегий
не
осуществляется.
Это
наряду
с
другими
причинами является основой для конфликтного взаимодействия.
Для
оценки
социально-психологического
климата
в
нашем
коллективе
мы используем модифицированную диагностическую шкалу-
опросник
Ф.Фидлера,
«Диагностику
привлекательности
работы
как
показателя
социально-психологического
климата»
А.А.Крылова.
Для
определения уровня выраженности манипулятивного отношения к другим
людям
мы
используем
диагностику
по
шкале
Банта
Фетискина
Н.П.,
Козлова В.В., Мануйлова Г.М.
Для
развития
тактики
сплочения
коллектива ежегодно в нашем
детском саду проводятся семинары-практикумы, педагогические мастерские,
консультации
с
использованием
упражнений
и
элементов
социально-
психологических
тренингов
«Формирование
навыков
эффективного
межличностного общения», «Корпоративность», «Убеждение».
К результатам своей работы мы можем отнести следующее:
Кадрами
учреждение
укомплектовано
в
полном
объеме.
Создан
сплоченный,
стабильный,
творческий
коллектив
единомышленников.
Педагоги способны использовать в своей профессиональной деятельности
приемы
эффективного
педагогического
общения
и
оптимальные
формы
поведения в конфликтных ситуациях.
Все вышеперечисленные факты убеждают в том, что мы находимся на
верном пути, и в дальнейшем планируем продолжать работу над овладением
эффективными
техниками
социально-психологического
взаимодействия
с
участниками
образовательного
сообщества,
разработать
комплекс
методических материалов для повышения уровня управленческой культуры
и
продолжать
изучение
и
практическое
применение
технологий
саморегуляции педагогов.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод:
Необходимо осознавать непреложный факт, что руководитель оказывает
на окружающих психологическое воздействие даже тогда, когда он это и не
планирует.
Наукой
и
практикой
доказано,
что
хороший
руководитель
владеет
разнообразными
методами
влияния
на
поведение
подчиненных
и
способен
выбирать
наиболее
адекватные
из
них
в
каждой
ситуации.
Чтобы
его
деятельность
была
эффективной,
руководитель
должен
обладать высоким уровнем культуры социального общения и уметь:
-анализировать
состояние
коллектива;
-понимать мотивы поведения своих подчиненных;
-побуждать подчиненных к продуктивной работе, стимулировать их
профессиональный
рост;
-создавать
отношения
в
коллективе,
максимально
благоприятные
для продуктивной работы;
-предупреждать и разрешать конфликты в коллективе;
-строить
деловое
общение
с
починенными
в
соответствии
с
их
индивидуальными особенностями и ситуацией.