Напоминание

"Культура социального общения менеджера ДОУ и социально-психологический климат в коллективе"


Автор: Осипова Юлия Александровна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МДОУ ЦРР детским садом № 16 "Ладушки"
Населённый пункт: Городской округ Подольск
Наименование материала: статья
Тема: "Культура социального общения менеджера ДОУ и социально-психологический климат в коллективе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подготовила заведующий

МДОУ ЦРР детского сада

№16 «Ладушки» г.о. Подольск

первой квалификационной категории

Осипова Юлия Александровна

Культура социального общения менеджера ДОУ и социально-

психологический климат в коллективе

Главная

роль

в

управленческой деятельности

дошкольного

образовательного

учреждения

принадлежит

руководителю

(менеджеру).

Менеджер

— это

человек,

занимающий

управленческую

должность,

обладающий знаниями

в

области

управления

и придерживающийся

соответствующих норм поведения.

В нашей стране остро ощущается нехватка профессиональных менед-

жеров,

способных

разбираться

в основах

рыночной

экономики,

ори-

ентироваться

в

финансовых,

юридических,

психологических

вопросах,

особенно во взаимоотношениях с персоналом.

Менеджер — это новый тип руководителя, основной задачей которого

является

эффективная организация работы персонала. Он должен уметь не

только налаживать коммуникации, координировать работу подчиненных, но и

делегировать

им

ряд

полномочий,

предоставлять

право

отстаивать

собственное мнение, сохраняя за собой функции контроля.

Зачастую

для

определения требований

к

управлению

ДОУ

и его

руководителю

используются концептуальные

подходы

и

методы

управления

школой,

хотя

организация

и

содержание

управленческой

деятельности

руководителей

дошкольного

и

общеобразовательного

учреждений

отличаются друг от друга.

ДОУ, организованные для воспитания и обучения детей дошкольного

возраста, являются одним из типов образовательных учреждений в России.

Их

разнообразие

и

связанные

с

этим

специфические

различия

(вид,

категория

и

др.)

существенны

с

точки

зрения

состава

и содержания

управленческой

деятельности и требований к руководителю.

Концепция

дошкольного

воспитания (1989) определила перестройку

системы

управления

и структуры

дошкольных

учреждений

на

основе

принципиально нового,

личностно-ориентированного подхода к ребенку

как

главного

направления

государственной

политики

в

обновлении

системы

дошкольного

образования. Этот документ до сих пор считается

основным ориентиром в деятельности каждого руководителя ДОУ.

С

позиции

управления

в

«Типовом

положении

о

дошкольном

образовательном

учреждении»

рассматриваются

и

основные

функции

дошкольного

учреждения, обусловливая

содержание

функциональных

обязанностей

руководителя.

Однако

только

знать

функции

руководителя

ДОУ недостаточно, их необходимо освоить. Социальная функция управленца

ДОУ

понимается

и

принимается

руководителем-специалистом

на

когнитивно-эмоцио н а л ь н ом

у р о в н е

( п о н и ма н и е

и отношение),

а

практически воплощается на поведенческом уровне (активность).

Моя деятельность, деятельность менеджера ДОУ заключена в работе с

людьми,

на

это уходит более 80%

рабочего времени. Организуя работу в

коллективе,

мне

необходимо

по стоянно

выполнять

функции

информирования, мотивирования, воспитания. Таким образом, в этом смысле

менеджер

ДОУ — современный практический

психолог.

Следовательно,

успешность выполнения менеджером всей совокупности профессиональных

функций зависит от психологической подготовки.

В

своей

работе

стараюсь

учитывать

психические компоненты

трудовой деятельности

и анализировать

то,

какие

факторы

эффективно

влияют на социально-психологический климат в коллективе.

Структуру

социально-психологического

климата

В.В.Бойко

определяет как систему сложившихся в коллективе отношений между его

членами.

Основные

факторы

социально-психологического

климата

в

ДОУ

являются:

-система социальных отношений;

-культура управления в ДОУ;

-культура межличностных отношений и общения.

Создание

благоприятного

социально-психологического

климата

предполагает

преодоление

барьеров

психологической

напряженности

и

сопровождающих

эту

напряженность

отрицательных

эмоций,

которые

могут возникнуть в процессе общения между людьми. Актуальность этой

задачи

определяется

как

«многообразной»

природой

психологических

барьеров.

Особую

роль

среди

других

факторов

формирования

социально-

психологического климата играют отношения руководства и подчинения.

Высокая

культура

социального

общения

менеджера

представляет

собой

достаточно

многогранное

явление,

которое

включает

в

себя

феномен

психологического

воздействия.

Психологическое

воздействие

подразделяется

на

несколько

видов:

убеждение,

внушение,

заражение,

просьба

и

т.д.

Необходимо

заметить,

что

принимаются

только

те

психологические

воздействия,

содержание

которых

не

противоречит

устойчивым

убеждениям,

взглядам,

потребностям,

инт е ре с а м ,

ценностным ориентациям и другим психологическим качествам личности

объекта воздействия, а также требованиям ее социального окружения.

Сагатовский В.Н. и Ковалев Г.А. предлагают различать следующие

уровни

психологического

воздействия:

-доминирование;

-манипуляция;

-соперничество;

-партнерство;

-содружество.

Безусловно,

для

себя

наиболее

экологичными

и

гармоничными

я

считаю отношения, близкие к партнерству и сотрудничеству. В условиях

современного

мира

чаще

всего

взаимоотношения

характеризуются

проявлениями

доминирования

и

манипуляции.

Мастерство

руководителя

состоит

в

том,

чтобы

рациональным

образом

сочетать

разнообразные

средства

психологического

воздействия.

Однако

в

силу

различных

обстоятельств

либо

сами

стратегии

оказываются

неадекватными

обстоятельствам,

либо

эффективная

реализация

действительно

целесообразных

стратегий

не

осуществляется.

Это

наряду

с

другими

причинами является основой для конфликтного взаимодействия.

Для

оценки

социально-психологического

климата

в

нашем

коллективе

мы используем модифицированную диагностическую шкалу-

опросник

Ф.Фидлера,

«Диагностику

привлекательности

работы

как

показателя

социально-психологического

климата»

А.А.Крылова.

Для

определения уровня выраженности манипулятивного отношения к другим

людям

мы

используем

диагностику

по

шкале

Банта

Фетискина

Н.П.,

Козлова В.В., Мануйлова Г.М.

Для

развития

тактики

сплочения

коллектива ежегодно в нашем

детском саду проводятся семинары-практикумы, педагогические мастерские,

консультации

с

использованием

упражнений

и

элементов

социально-

психологических

тренингов

«Формирование

навыков

эффективного

межличностного общения», «Корпоративность», «Убеждение».

К результатам своей работы мы можем отнести следующее:

Кадрами

учреждение

укомплектовано

в

полном

объеме.

Создан

сплоченный,

стабильный,

творческий

коллектив

единомышленников.

Педагоги способны использовать в своей профессиональной деятельности

приемы

эффективного

педагогического

общения

и

оптимальные

формы

поведения в конфликтных ситуациях.

Все вышеперечисленные факты убеждают в том, что мы находимся на

верном пути, и в дальнейшем планируем продолжать работу над овладением

эффективными

техниками

социально-психологического

взаимодействия

с

участниками

образовательного

сообщества,

разработать

комплекс

методических материалов для повышения уровня управленческой культуры

и

продолжать

изучение

и

практическое

применение

технологий

саморегуляции педагогов.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод:

Необходимо осознавать непреложный факт, что руководитель оказывает

на окружающих психологическое воздействие даже тогда, когда он это и не

планирует.

Наукой

и

практикой

доказано,

что

хороший

руководитель

владеет

разнообразными

методами

влияния

на

поведение

подчиненных

и

способен

выбирать

наиболее

адекватные

из

них

в

каждой

ситуации.

Чтобы

его

деятельность

была

эффективной,

руководитель

должен

обладать высоким уровнем культуры социального общения и уметь:

-анализировать

состояние

коллектива;

-понимать мотивы поведения своих подчиненных;

-побуждать подчиненных к продуктивной работе, стимулировать их

профессиональный

рост;

-создавать

отношения

в

коллективе,

максимально

благоприятные

для продуктивной работы;

-предупреждать и разрешать конфликты в коллективе;

-строить

деловое

общение

с

починенными

в

соответствии

с

их

индивидуальными особенностями и ситуацией.



В раздел образования