Напоминание

"Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"


Автор: Бортулева Юлия Николаевна
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: ГБОУ "БАТ имени героя России А. С. Зайцева"
Населённый пункт: г. Мглин Брянская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Средства ИКТ, применяемые в образовании

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы

образования является персональный компьютер, возможности которого

определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными

категориями программных средств являются системные программы,

прикладные программы и инструментальные средства для разработки

программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь,

относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других

программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального

компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или

сервисные программы. К прикладным программам относят программное

обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий –

технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили

универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые

процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций,

системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ

образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с

возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара.

Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к

мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам

данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет –

всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов

мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых

относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат.

Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени,

позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с

клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы

позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с

программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по

компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало

приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие,

весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ –

Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного

обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных

сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых –

собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети

и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых

систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и

программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к

учебно-методической и научной информации, организация оперативной

консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской

деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в

реальном режиме времени.

Существует несколько основных классов информационных и

телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого

и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются

видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ

позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших

преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в

специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в

американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в

печатных издания и на видеокассетах.

Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень

большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один

телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и

являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению,

появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях

повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля

усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при

помощи специальных тестов и экзаменов.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем

изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как

распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM.

Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала.

Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить

существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют

возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие

от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют

подавать материал в динамичной графической форме.

Классификация средств ИКТ по области методического назначения:

Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ

Совершенствование организации преподавания, повышение

индивидуализации обучения;

Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;

Индивидуализация работы самого учителя;

Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической

практики;

Усиление мотивации к обучению;

Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к

исследовательской деятельности;

Обеспечение гибкости процесса обучения.

Негативные последствия воздействия средств ИКТ на

обучающегося

Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может

привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить

ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр

факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и

здоровье обучаемого.

В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием

средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с

преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной

индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном

процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса

- преподавателей и студентов, студентов между собой - и предлагает им суррогат

общения в виде “диалога с компьютером”.

В самом деле, активный в речевом плане студент, надолго замолкает при работе

со средствами ИКТ, что особенно характерно для студентов открытых и

дистанционных форм образования. В течение всего срока обучения студент

занимается, в основном, тем, что молча потребляет информацию. В целом орган

объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным,

обездвиженным в течение многих лет обучения. Студент не имеет достаточной

практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на

профессиональном языке. Без развитой практики диалогического общения, как

показывают психологические исследования, не формируется и монологическое

общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением. Ведь

вопрос, заданный самому себе, есть наиболее верный показатель наличия

самостоятельного мышления. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации

обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы

упустим саму возможность формирования творческого мышления, которое по

самому своему происхождению основано на диалоге.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто

приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств

ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из

сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже

привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и

воспитания.



В раздел образования