Автор: Бортулева Юлия Николаевна
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: ГБОУ "БАТ имени героя России А. С. Зайцева"
Населённый пункт: г. Мглин Брянская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее профессиональное
Средства ИКТ, применяемые в образовании
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы
образования является персональный компьютер, возможности которого
определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными
категориями программных средств являются системные программы,
прикладные программы и инструментальные средства для разработки
программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь,
относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других
программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального
компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или
сервисные программы. К прикладным программам относят программное
обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий –
технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.
В современных системах образования широкое распространение получили
универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые
процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций,
системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.
С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ
образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с
возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара.
Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к
мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам
данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет –
всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов
мультимедийных документов.
В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых
относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат.
Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени,
позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с
клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы
позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с
программой, запущенной на локальном компьютере.
С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по
компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало
приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие,
весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ –
Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного
обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.
Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных
сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых –
собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети
и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых
систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и
программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.
С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к
учебно-методической и научной информации, организация оперативной
консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской
деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в
реальном режиме времени.
Существует несколько основных классов информационных и
телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого
и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются
видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ
позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших
преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в
специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в
американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в
печатных издания и на видеокассетах.
Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень
большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один
телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и
являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению,
появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях
повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля
усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при
помощи специальных тестов и экзаменов.
Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем
изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как
распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM.
Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала.
Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить
существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют
возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие
от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют
подавать материал в динамичной графической форме.
Классификация средств ИКТ по области методического назначения:
Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ
Совершенствование организации преподавания, повышение
индивидуализации обучения;
Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
Индивидуализация работы самого учителя;
Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической
практики;
Усиление мотивации к обучению;
Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к
исследовательской деятельности;
Обеспечение гибкости процесса обучения.
Негативные последствия воздействия средств ИКТ на
обучающегося
Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может
привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить
ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр
факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и
здоровье обучаемого.
В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием
средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с
преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной
индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном
процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса
- преподавателей и студентов, студентов между собой - и предлагает им суррогат
общения в виде “диалога с компьютером”.
В самом деле, активный в речевом плане студент, надолго замолкает при работе
со средствами ИКТ, что особенно характерно для студентов открытых и
дистанционных форм образования. В течение всего срока обучения студент
занимается, в основном, тем, что молча потребляет информацию. В целом орган
объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным,
обездвиженным в течение многих лет обучения. Студент не имеет достаточной
практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на
профессиональном языке. Без развитой практики диалогического общения, как
показывают психологические исследования, не формируется и монологическое
общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением. Ведь
вопрос, заданный самому себе, есть наиболее верный показатель наличия
самостоятельного мышления. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации
обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы
упустим саму возможность формирования творческого мышления, которое по
самому своему происхождению основано на диалоге.
Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто
приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств
ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из
сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже
привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и
воспитания.