Автор: Рамазанов Алириза Нажмутдинович
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МКОУ " Аккинская СОШ"
Населённый пункт: с.Акка Табасаранский район РД
Наименование материала: статья
Тема: "Первые мероприятия Советской власти в области культуры"
Раздел: высшее образование
Первые мероприятия Советской власти в области
культуры.
Выступая на третьем Всероссийском съезде Советов в январе 1918г.
В.И.Ленин говорил: « Раньше весь человеческий ум, весь его гений
творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры,
а других лишить самого необходимого-просвещения и развития. Теперь
же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным
достоянием,
и
отныне
никогда
человеческий
ум
и
гений
не
будут
обращены в средства насилия, в средства эксплуатации. Мы это знаем,
и разве во имя этой величайшей исторической задачи не стоит работать,
не стоит отдать всех сил? И трудящиеся совершат эту титаническую
историческую
работу,
ибо
в
них
заложены
дремлющие
силы
революции, возрождения и обновления»
1
.
Царское
правительство
сделало
все
возможное,
чтобы
лишить
народные
массы
самого
необходимого
-
просвещения
и
развития.
Считая темноту и невежество народных масс надежным оплотом своей
власти, оно сознательно преграждало им путь
в школы, боясь что с
приобретением
знаний
трудящиеся
могут
обратить
их
против
существующего строя.
I В.И.Ленин. Полн. Собр.соч.,т.35, стр.288-289
В
1908
году
на
народное
образование
Дагестанской
области
было
отпущено
23.800
рублей
государственных
средств.
Существенно
не
изменился
бюджет
народного
образования
в
Дагестане
и
за
последующие 5 лет. В 1912 г. он составлял 29920 рублей, или 0,25
копейки на душу населения. В 1914 году бюджет гор. Порт-Петровска
составлял 78,7 тыс. рублей. Из этой суммы на народное образование
было израсходовано 10,2 тыс. рублей, а на медицинское, санитарное и
ветеринарное
обслуживание
3,9
тыс
рублей.
В
тоже
время
на
содержание
городской
управы,
городской
полиции
и
воинских
помещений «отцы города» не поскупились отпустить 25 тыс.руб, т.е. в
2,5раза больше, чем на культурное строительство.
В результате подобного распределения средств в 1915 году на 700 с
лишним
тысяч
жителей
Дагестана
имелось
всего
лишь
93
светские
школы, в которых обучалось 7092 учащихся
1
. Это составляло не многим
более 4% всех детей школьного возраста.
На
всей
территории
расселения
аварцев,
самой
крупной
из
национальностей Дагестана, насчитывавшей около 140 тыс человек /
Аварский, Андийский Гунибский, часть Темир-Хан-Шуринского округов/,
имелось всего лишь 12 школ, в которых училось 200 детей, в том числе
6 девочек, т.е. одна школа приходилась на 12,5 тыс. человек населения.
В Даргинском округе обучалось лишь 122 мальчика и 2 девочки, а в
школах таких округов, как Кюринский или Самурский школьниц вовсе
не
имелось.
Профессионально-техническое
образование
было
представлено одной школой
I Обзор Дагестанской области за 1915 г. Темир-Хан-Шура
1916,стр.56
садоводства и виноградарства с 58 учащимися /г.Дербент/
Политика обскурантизма проводилась не только в области школьного
образования.
Ее
отпечаток
носила
вся
культурно-просветительная
работа. На территории Дагестана до революции существовало лишь 3
городских
библиотек,
влачивших
жалкое
существование/на
селе
библиотек вообще не было/. На содержание единственной в области
публичной библиотеки в Порт-Петровске, например, в 1913 году было
отпущено лишь 560 руб., причем за выдачу книг на дом взымалась
плата.
В 1913 году в Дагестане выходило только две газеты: «Дагестанские
областные ведомости» на русском языке и «Дагестан» на арабском
языке.
Обе
они
выходили
по
одной
раз
в
неделю
и
имели
незначительный
тираж,
поскольку
преобладающее
население
Дагестана
не
владело
ни
тем
ни
другим
языком.
Единственная
прогрессивная
дагестанская
газета
«Заря
Дагестана»,
выходившая
с
1912 г. под редакцией С.Габиева- в Петербурге, вскоре была закрыта
1
, за
то,
что
она
шла
вразрез
интересам
царской
администрации.
Единственное в области издательство литературы на местных языках
М.Мавраева
/в
Темир-Хан-Шуре/
выпускало
исключительно
религиозную
литературу,
которая
через
специальных
книгонош
проникала
даже
в
высокогорные
аулы
Дагестана.
Таким
образом,
коренное население фактически было лишено светской литературы.
В
Центральном
государственном
архиве
ДАССР
хранятся
многочисленные
документы,
свидетельствующие
об
открытом
пресечении царизмом тяги горцев к просвещению, о преследовании
представителей
коренных
национальностей
за
попытки
открывать
очагов культуры.
I Вышло всего 20 номеров.
По документам известно, что ходатайство жителей Кумуха об открытии
общественной библиотеки русская администрация округа отклонила,
тогда
как
с
одобрением
были
встречены
намерения
одного
из
торговцев того же села открыть кабак.
Жители
аула
Уллугатаг
Кюринского
округа,
работавшие
на
нефтепромыслах
г.
Баку,
осознав
необходимость
обучения
детей
русской грамоте, выделили по возращении из Баку, один из домов в
ауле для школы и обратились к губернатору с просьбой открыть для
детей
хотя
бы
одноклассное
училище.
Эта
просьба
также
была
отклонена.
При отсутствии или ничтожном числе культурных учреждений в
Дагестане не было недостатка в мечетях и церквях. В 1915 году здесь
имелось около 2000 мечетей, церквей, синагог. Коренное население
было отдано в духовное рабство муллам, кадиям и шейхам, которые
одурманивали
его
идеологией
ислама.
Дети
горцев,
в
большинстве
своем
обучались
в
мечетских
школах
/медресе/,
которых
насчитывалось
671.
Их
посещало
6097
детей.
Если
ко
всему
этому
прибавить, что сельские советские школы работали не на родном языке
населения, а духовные – на арабском, то «просветительная» политика
царского правительства станет вполне понятной.
Характеризуя такую постановку школьного образования в Дагестане
С.
И.
Габиев
писал:
«При
одном
разговоре
о
существующих
у
нас
школах, должно быть великие покойники педагоги Песталоции, Амос
Коменский
и
Ушинский
тяжело
переворачиваются
в
могилах.
И
удивляться тут нечему, ибо десятки и сотни детей учатся в дагестанских
министерских школах 3-4 года, а умеющими еле-еле писать по-русски
выходят два-три человека. Это ведь не школа,
а
форменное
издательство
над
душою
ребенка
и
над
самым
восприимчивыми годами его
1
».
В
Дагестанской
области
функционировали
реальное
училище,
мужская прогимназия, женские гимназии и прогимназии. В средние
учебные заведения дети трудящихся из коренных
народностей либо
совсем не могли поступить, либо поступали в незначительном числе,
если обстоятельства складывались для них особенно удачно.
О классовом принципе в подборе детей ярко свидетельствует такой
факт.
Один
из
рядовых
жителей
Гунибского
округа
обратился
к
губернатору
с
просьбой
устроить
его
сына
в
сельскохозяйственную
школу.
Губернатор
направил
его
заявление
к
главнокомандующему
Кавказской армией, а тот – в канцелярию императора в Петербург,
откуда последовал ответ: «Неужели в Дагестане нет детей беков, ханов,
помещиков? Отказать!
2
»
Несмотря на известные препятствия на пути просвещения горцев и
ограниченность учебных программ, русские советские школы в отличие
от медреса объективно сыграли прогрессивную роль. Они не только
распространяли
общеобразовательные
знания
среди
детей,
но
и
оказывали
благотворное
влияние
на
пробуждение
классового
самосознания
горцев.
В
русских
школах
того
времени
получили
воспитание
такие
выдающиеся
представители
революционной
интеллигенции Дагестана, как У. Буйнакский, М.Дахадаев, С.Габиев, Г.
Саидов, М.-М. Хизроев, А. Тахо-Годи, Д.Коркмасов и другие. Рука об
руку с русскими большевиками они вели борьбу за победу Советской
власти в Дагестане.
I «Заря Дагестана», 30 апреля 1912 г.
В
дореволюционные
годы
в
Дагестане
отсутствовала
какая-либо
система здравоохранения, рассчитанная на обслуживание коренного
населения. На всей территории Дагестана /без городов/ имелось всего
лишь 18 небольших больниц и столько же фельдшеровских пунктов. В
них работали 15 врачей и 54 средних медработника.
Экономическая и культурная отсталость, феодально-патриархальные
пережитки тяжелее всего сказывались на положении женщин-горянок.
Являясь духовным оружием угнетения в руках господствующих классов,
ислам
лишил
горянку
политических
прав,
изолировал
ее
от
общественной жизни.
В 1917 году в результате вооруженного восстания рабочих и крестьян,
солдат
и
матросов,
возглавляемых
большевистской
партией
под
руководством
В.И.Ленина
в
России
победила
социалистическая
р е в о л ю ц и я .
Труд я щ и е с я
с в е р гл и
бу рж у а з и ю ,
с о к ру ш и л и
эксплуататорский
строй,
создали
новый
тип
го с уд а р с т в а -
социалистическую республику Советов.
Второй Всероссийский съезд Советов, работавший 7-8 ноября 1917 г,
заслушав сообщение о взятии Зимнего дворца и аресте Временного
буржуазного
правительства,
принял
написанное
В.И.Лениным
обращение
«Рабочим,
солдатам
и
крестьянам».
В
ней
говорилось:
«Опираясь
на
волю
громадного
большинства
рабочих,
солдат
и
крестьян,
опираясь
на
совершившееся
в
Петрограде
победоносное
восстание рабочих и гарнизона, съезд берет власть в свои руки…Съезд
постановляет:
вся
власть
на
местах
переходит
к
Советам
рабочих,
солдатских и крестьянских депутатов, которые и должны обеспечить
подлинный революционный порядок
1
».
IВ.И.Ленин Полн.собр.соч., т.35, стр II
Победив в центре, Советская власть прошла «победным триумфальным
шествием
большевизма
из
конца
в
конец
громадной
страны
1
».
Во
многих
городах
и
районах
страны,
рабочее
-крестьянская
власть
устанавливалась в первые же дни после революции в Петрограде.
Широкие массы трудящихся Дагестана также радостно встретили весть
о победе социалистической революции. В середине декабря 1917 г. в
городе
Порт
–Петровске
/ныне
Махачкала/
был
создан
Порт
–
Петровский
военно-
революционный
комитет
во
главе
с
Уллубием
Буйнакским.
Военно-революционный комитет стал органом власти в городе и его
окрестностях.
У. Буйнакский, М. Дахадаев, С.С Казбеков и другие объезжали аулы и
устраивали собрания, на которых выступали с докладами о целях и
задачах
Советской
власти.
В
селении
Карабудахкент,
например,
собрание приняло решение о признании Советской власти. Здесь был
избран Совет крестьянских депутатов в количестве 15 человек. Советы
крестьянских депутатов были созданы также в аулах Губден, Каякент,
Буйнак, Утамыш.
27
мая
1918
г.
Совет
рабочих,
крестьянских
и
красноармейских
депутатов был избран в гор. Порт- Петровске. В июле того же года во
всех
селениях
Темир-Хан-Шуринского
округа
были
организованы
Советы
земледельческих
и
батрацких
депутатов,
а
в
ряде
аулов
Белиджинского
и
Улусского
участков
Кюринского
округа
были
организованы Советы крестьянских депутатов.
I В.И.Ленин. Полн.собр.соч. т.1, стр79
Большевистские Советы были созданы во всех городах и в ряде округов
Дагестана. В мае 1918г. в Темир-Хан-Шуре образовался Дагестанский
областной
Военно-революционный
комитет,
который
провозгласил
установление Советской власти в Дагестане. Военно-революционный
комитет обратился к трудящимся горцам с призывом «организоваться в
местные
Советы
и
установить
контакт
с
областным
военно-
революционным комитетом, чтобы с оружием в руках стать в нужный
момент для подавления всякого контрреволюционного выступления
1
».
Военно-революционный
комитет
с
первых
же
дней
своего
существования начал проводить в жизнь ряд социально-экономических
и культурных мероприятий.
В целом ряде селений местные Советы и ревкомы конфисковали
бекские,
ханские
и
княжеские
земли
и
передали
их
в
пользование
трудящимся. Верхне – Казанищенский сельский совет своим решением
освободил беднейших крестьян от населения всех повинностей. Чонт –
Аульское сельское общество Хасавюртовского района «насильственным
путем»
отобрало
у
князя
А.Казаналипова
его
имущество
и
распределило между крестьянами. Бедняки получили земли, посеяли
на
них
зерновые
и
кроме
того
косили
сено.
Так
поступали
многие
ревкомы и местные Советы.
Пролетарская власть, рожденная Октябрьской революцией, делала все,
что было в ее силах.
IЦСА ДАССР, ф. 528, оп. I, д. I ,л.I
для
подъема
культурного
уровня
народов.
В
короткий
срок
был
организован отдел народного образования, решен вопрос о заработной
плате
работников
просвещения,
созданы
комиссии
по
разработке
новых
программ
и
учебников.
Намечались
и
другие
социально-
культурные мероприятия.
Однако
помещичье
–
клерикальные
контрреволюционные
силы
в
Дагестане
не
дремали,
а
продолжали
упорно
сопротивляться
упрочнению
Советской
власти.
В
конце
1918
г.
иностранным
интервентам
в
союзе
с
внутренней
контрреволюцией
удалось
установить в Дагестане жестокий белогвардейский режим с военно –
полевыми судами и публичными казнями.
В результате террора иностранных интервентов и контрреволюционных
банд
все
начинания
Советской
власти
в
области
хозяйственного
и
культурного
строительства
были
ликвидированы,
а
созданные
учреждения разрушены.
Но не долго хозяйничали здесь контрреволюционеры.
В марте 1920 года в результате совместных действий красных партизан
и
частей XI армии, Советская власть в Дагестане была восстановлена
окончательно.
Однако
на
первых
порах
в
Дагестане
невозможно
было
создавать
подлинно народные органы власти – Советы депутатов. Нужно было
немедленно
создавать
назначенные
сверху
чрезвычайные
органы
власти, способные поддерживать твердый революционный порядок.
Такими
органами
являлись
ревкомы,
созданные
в
соответствии
с
положением о революционных комитетах, образуемых в местностях,
освобожденных от неприятеля, в прифронтовой полосе и в тылу
1
.
I Положение о революционных комитетах было опубликовано в газете
«Известия ВЦИК», 28 октября 1919г.
Ревкомы возникли сразу же после освобождения городов и округов от
неприятеля – в Хасавюрте /28 марта/, в Дербенте /29 матра/, в Порт –
Петровске
/30
марта/,
в
Темир-Хан-Шуре
/6
апреля/. II
апреля
Революционный Совет обороны северного Кавказа и Дагестана в Темир-
Хан-Шуре принял постановление о своем упразднении и образовании
Дагестанского
революционного
комитета
и
«в
целях
скорейшего
установления
революционного
порядка»
в
области
вручил
ему
всю
полноту власти.
В состав Дагестанского ревкома вошли Д. Коркмасов /председатель/, С.
Дударов,
Н.Самурский
/заместители
председателя/,
М.
Далгат,
Б.
Шеболдаев, К. Мамедбеков, М. Ахундов, С. Габиев и др. Это были
видные революционные деятели Дагестана, пользовавшиеся у народа
большим авторитетом.
При
Дагревкоме
были
созданы
отделы:
просвещения,
социального
обеспечения,
здравоохранения,
продовольственный,
внутреннего
управления,
земельный,
военный
и
народный
суд.
Аналогичные
отделы были созданы при городских и окружных ревкомах.
Таким образом, уже к середине 1920 года в Дагестане был создан
слаженный
государственный
аппарат,
призванный
осуществлять
руководство делом организации и упрочнения Советской власти.
Революционные комитеты Дагестана /хотя комплектовать их в связи с
нехваткой грамотных кадров было очень трудно/ развернули большую
работу не только по организации и упрочнению Советской власти, но и
по восстановлению народного хозяйства и культурному строительству.
В июне 1920 г. в Темир-Хан-Шуре был созван первый
I
Революционные
комитеты
Дагестана
/март
1920
декабрь
1920г./
Махачкала,1960, док. №14
съезд городских, окружных и участковых ревкомов Дагестана.
Уделивший
много
времени
обсуждению
вопросов,
съезд
обязал
окружные
и
участковые
ревкомы
обратить
особое
внимание
на
просвещение
горского
населения,
вести
борьбу
с
неграмотностью
мобилизовав на это все культурные силы. Было решено учредить в
каждом округе лечебницу, принять меры к ремонту имеющихся зданий
и
фельдшерских
пунктов,
улучшить
материальное
положение
медицинских работников.
Политика
Коммунистической
партии
и
Советского
правительства
в
области
культурно-воспитательной
работы
была
сформулирована
в
1919
году XIII
съездом
партии.
В
области
народного
просвещения
программа
ставила
своей
задачей
«довести
до
конца
начатое
с
Октябрьской революции 1917 г. дело превращения школы из орудия
классового
господства
буржуазии
в
орудие
полного
уничтожения
деления
общества
на
классы,
в
орудие
коммунистического
перерождения
общества
2
»
Съезд
определили
пути
разрешения
этой
задачи:
«В
период
диктатуры
пролетариата,
в
период
подготовки
условий, делающих возможным полное осуществление коммунизма,
школа должна быть не только проводником
1
Октябрьская
революция
и
решение
национального
вопроса
в
Дагестане Махачкала,1967, стр. 77
2. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов
ЦК, Ч. I;изд. 7,1954, стр.419
принципов
коммунизма
вообще,
но
и
проводником
идейного,
организованного,
воспитательного
влияния
пролетариата
на
полупролетарские
и
непролетарские
слои
трудящихся
масс
в
целях
воспитания
поколения,
способного
окончательно
установить
коммунизм».
В области культурно-просветительной работы в программе партии была
п р е ду с м о т р е н а
« в с е с т о р о н н я я
г о с уд а р с т в е н н а я
п о м о щ ь
самообразованию
рабочих
и
крестьян
/создание
сети
учреждений
внешкольного оьразования:библиотек, школ для взрослых, народных
домов и университетов, курсов, лекций, киноматографов, студий и т.п./
Определив
основные
очередные
задачи
культурного
строительства,
съезд
нацелил
партию
на
«развитие
самой
широкой
пропаганды
коммунистических идей и использование для этой цели аппарата и
средств государственной власти
2
». Последнее полностью относится к
работе культурно-просветительных учреждений.
Начинать борьбу за культурное преобразование страны нужно было со
школьного строительства и ликвидации неграмотности среди взрослого
населения.
Основные
принципы
школьного
строительства
и
всей
системы
воспитания были изложены в декрете Совета Народных Комиссаров от
23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от
церкви», в «Декларации о единой трудовой школе» /октябрь 1918 г./, в
постановлении Наркомпроса РСФСР «О
IТам же
школах национальных меньшинств» /октябрь 19 18 г /, в программе
РКП/б/,
выработанной
на XIII
съезде
под
непосредственным
руководством В.И.Ленина. Задачи советской школы и основные пути их
решения с предельной четкостью были изложены и в выступлениях
В.И.Ленина, в особенности в его речи на III съезде комсомола.
Этими
документами
Коммунистической
партии
и
Советской
власти
впервые
в
истории
школа
и
воспитание
подрастающего
поколения
освобождались
от
засилия
церкви,
в
частности
от
реакционной
идеологии ислама. Вместо многих типов школ/гимназия, прогимназия,
реальное училище и др/ была утверждена советская общедоступная
единая трудовая школа.
Известно, что на пути культурного преобразования республики Советов
стояли
гигантские
трудности.
Советам
досталось
от
царизма
и
буржуазии
тяжелое
наследство
–
темноту
и
невежество,
крайне
незначительное количество школ, библиотек и т.д.
«Для
нас
культурная
революция,-указывал
В.И.Ленин,-
представляет
неимоверные
трудности
и
чисто
культурного
свойства/ибо
мы
безграмотны/, и свойства материального, ибо для того, чтобы быть
культурными
нужно
известное
развитие
материальных
средств
производства, нужна известная материальная база»
1
Осуществление ее, отмечал он далее, потребует целой исторической
эпохи.
Если для всей страны эти трудности были велики, то для Дагестана они
были поистине огромны.
Военная интервенция и гражданская война принесли огромные
I В.И.Ленин. Полн.собр.соч., т.45, стр. 377
разрушения.
За
годы
гражданской
войны
и
иностранной
военной
интервенции
основные
отрасли
дагестанской
промышленности
–
рыбная и консервная – пришли в полный упадок.
Большой
урон
был
нанесен
сельскому
хозяйству.
Имевшиеся
учреждения и пункты медицинской помощи оказались разрушенными,
а
их
имущество
расхищенным.
«Несколько
окружных
больниц,
имеющихся в Дагреспублике, настолько ветхи,-писал в сентябре 1920
года в своем докладе на имя председателя ВЦИК наркомздрав ДАССР
Д. Урусов, - что их придется закрыть к зиме, если не окажется средств к
немедленному их ремонтированию.
Оборудование их так бедно, что больные лежат на полу в собственной
одежде,
кишащей
паразитами.
Больничные
аптеки
только
носят
названия
таковых
и
обслуживаются
неподготовленным
к
аптечной
работе персоналом.
Ввиду
трудности
добраться
до
окружной
больницы,
врачебной
и
лекарственной помощью пользуются лишь жители ближайших аулов,
остальное население лечится у знахарей разными способами.
Анализ санитарного состояния области приводил врача к трагическому
выводу: «Есть аулы, которые идут к полному вырождению
1
».
В таких условиях восстановление народного хозяйства и создание основ
социалистической
культуры
требовало
от
местных
органов
власти
большой гибкости в практике и методах руководства, использования
разнообразных
средств
и
организационных
форм.
Задача
эта
была
трудная и решалась она не сразу.
I ЦГА ДАССР, ф. 37-р,оп.19,д.2,л. 118-119
Для
выполнения
задач
культурного
строительства
при
Дагестанском
революционном комитете был создан школьный подотдел, который в
свою
очередь
образовал
при
всех
окружных
ревкомах
школьные
подотделы,
преобразованные
в
дальнейшем
в
отделы
народного
образования.
Органы Советской власти вместе с отделами просвещения приступили к
строительству
новой
школы,
к
проведению
учета
детей
школьного
возраста и неграмотных подростков, принялись за выпуск учебников. О
том,
насколько
энергично
революционный
комитет
Дагестана
занимался
вопросами
просвещения,
свидетельствует
тот
факт,
что
только с апреля по декабрь 1920 г. Вопросы, народного образования на
заседаниях
ревкома
рассматривались
6
раз.
1
Он
разрешил
вопросы:
назначение
зав.
отделом
народного
образования
при
ревкоме,
открытие
краткосрочных
педагогических
курсов
для
подготовки
учителей
/сельских
и
городских/,
организация
профтехшкол
и
ряд
других.
Своим
постановлением
от
8
мая
1920
г.
Дагестанский
ревком
предложил отделам культпросвета городских ревкомов:I/организовать
д о к л а д ы ,
с о б е с е д о в а н и я
и
л е к ц и и
н а
п о л и т и ч е с к и е
и
общеобразовательные
темы
не
реже
двух
раз
в
неделю.
Для
организации
культурно-просветительной
работы
мобилизовать
весь
учительский персонал. 3/Начать работу с неграмотностью.
2
Кайтаго - Табасаранский окружной ревком 27 сентября 1920 г. обсудив
доклад о школьной сети, утвердил назначение учителей и открытие
школ в селениях: Деличобан, Салик, Великент,
IЦГА ДАССР,ф.117-р, оп. 5, д.45,л.17,20
2 Там же, ф.-34-р,оп. I,д. 23, л.6
Кадар, Татляр, Берекей, УллуТерекемей, Джемикент, Каякент, Утамыш,
Мюрего Александркент, Янгикент, Алходжакент, Ерси, Марага, Зидьян,
Гимейди,
Хучни,
Дарваг,
Джалган,
Маджалис,
Баршамай,
Карацан,
Уркарах, Кубачи и Рукель
1.
.
9 апреля 1920 г. Кюринский окружной ревком принял решение «не
прекращать занятия в школах, а наоборот, усилить их, введя вечернее
занятие учеников»
2
В
июне
1920
года
в
Темир-Хан-Шуре
был
созван I съезд окружных,
городских участковых ревкомов Дагестана. В резолюции о ближайших
задачах
и
о
текущем
моменте
съезд
потребовал:
«Центр
внимания
сосредоточить на работе по просвещению в горах, в толще трудового
населения, особенно нуждающегося в просвещении»
3
.
Выполняя это постановление, только Аварский окружной ревком за 6
месяцев 1920 г. открыл одиннадцать школ в аулах: Хариколо, Гоцатль,
Могох, Голотль, Араканы, Батлаич, а в селении Хунзах было открыто две
школы- женская с 53 ученицами и мужская с 72 учениками, в селении
Эргани было открыто три школы – одна женская и две мужские. В них
обучалось 49 мальчиков и 22 девочки.
4
Уже
в 1921 году в разных пунктах Дагестана ревкомы открыли 493
школы с 26 тыс. учащихся. Во все округа были разосланы буквари,
тетради,
бумага
и
прочие
учебно
–
письменные
принадлежности.
Принимались меры к проведению в жизнь инструкции по
IРеволюционные комитеты Дагестана, док 213
2 Там же. док.№210
3 Там же,док№37
4 Там же, док №227
Организации школьных советов, детских клубов, школ для подростков,
созданию учебников, хрестоматий и сборников рассказов на местных
языках.
Ревкомы и Советы Дагестана, опираясь на непрерывно возраставшую
помощь ЦК РКП/б/ и правительства РСФСР во главе с В.И.Лениным,
проделали
большую
работу
по
повышению
культурного
уровня
трудящихся масс, приложив много усилий к устройству и воспитанию
детей, оставшихся без родителей и т.д.
10 января 1921 г. Дагестанский ревком своим циркулярным письмом
предложил
всем
окружным
ревкомам
немедленно
организовать
возможно
большее
число
дошкольного
возраста,
подыскать
подходящие помещения и оборудовать их. Областной революционный
комитет обязал окружные ревкомы организовать при отделе народного
образования
подотдел
снабжения,
которому
вменить
в
обязанность
«срочно
приступить
к
организации
детского
питания
в
окружном
масштабе»
2
Уже к концу 1921 года в селениях Ходжал-Махи и Цудахар Даргинского
округа
для
сирот
и
детей
бедняков
были
открыты
детские
дома
подысканы для них подходящие помещения, приобретены мебель и
посуда,
пошито
бельё.
Для
сирот
и
остронуждающихся
детей
при
одиннадцати
школах
республики
были
открыты
специальные
интернаты, в которых содержалось 560 воспитанников.
Для
подростков
и
рабочей
молодёжи
в
Махачкале
была
__________________________________
I «Революционные комитеты Дагестана», док.№237
открыта
профтехшкола,
в
Дербенте-школа
садоводства
и
виноградарства. Учащиеся этих школ содержались с интернатах.
Советские
органы
проводили
значительную
работу
по
подготовке
учителей, обеспечению школ материальной базой.
С
целью
ускоренной
подготовки
педагогических
кадров
и
переподготовки
дореволюционного
учительства
в
июне
1920
г.
в
городах
Дербенте,
Темир-Хан-Шуре,
в
селениях
Ахты,
Касумкент
и
Леваши
были
организованы
педагогические
курсы,
постепенно
расширявшие
свою
программу.
Только
в
1920
г.
на
них
было
подготовлено около 300 учителей.
В этом же году в Темир-Хан-Шуре были открыты курсы по дошкольному
воспитанию
на
родных
языках.
Их
окончили
15
женщин-
будущих
общественниц.
Выпускницы
направлялись
на
работу
в
детские
учреждения горных округов.
В
августе
1921
г.
был
организован
Народный
комиссариат
по
просвещению, деятельность которого явилась предметом постоянного
внимания
со
стороны
партийной
организации
и
правительства
республики.
Выполняя
ленинский
декрет
«О
ликвидации
безграмотности
среди
населения
РСФСР»
/декабрь
1919
г./,
революционный
комитет
организовал областную секцию по борьбе с неграмотностью. Уже в 1920
г. секция начала работу по созданию первых школ и вечерних курсов
для взрослых. В мае того же года в Темир-Хан-Шуре, в аулах Урахи,
Ванаши-Махи,
В.-Арши,
Цудахар,
Бутри,
Кутиша
Даргинского
округа
были открыты школы грамоты. Школы и вечерние курсы для взрослых
с числом учащихся 237 чел. были открыты в городе Дербенте.
Для
ликвидации
неграмотности
среди
мусульманских
и
еврейских
женщин
здесь
был
организованы
школы-летучки.
Школы
эти
функционировали в одной из квартир густонаселенного домовладения,
куда собирались женщины этого, а также соседних дворов.
Большую помощь местным органам власти в налаживании культурно-
просветительной
работы
среди
горцев
и
горянок
в
первых
очагах
культуры
оказали
политические
органы
частей
Красной
Армии
выступали
перед
населением
с
докладами
на
политические
темы,
разъясняли
трудящимся
Дагестана
цели
и
задачи
Советской
власти,
руководили
кружками
художественной
самодеятельности
и
даже
ставили для населения целые спектакли революционного содержания.
Для
руководства
массовой
политико-воспитательной
и
культурно-
просветительной работой в составе Дагревкома был создан Главный
политико-просветительный
комитет/главполитпросвет/.
При
нем
декретом
Дагревкома
от
26
августа
1921
г.
была
учреждена
Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности /ВЧК л/б/ .
«
В
целях
срочной
ликвидации
безграмотности
среди
взрослого
населения страны и юношества ДАССР от 15 до 50 лет,- говорилось в
декрете,-
учреждается
Дагестанская
чрезвычайная
комиссия
по
ликвидации безграмотности- А. И./ имеют обязательный характер и
виновные
в
их
неисполнении
и
уклоняющиеся
от
обучения
неграмотного населения, привлекаются к уголовной ответственности.
К
работе
по
ликвидации
неграмотности
привлекались
профсоюзы,
политотделы
военкоматов,
партийные
и
комсомольские
ячейки,
учителя,
учащиеся
старших
классов,
служащие
и
просто
грамотные
граждане, с оплатой их труда по нормам работников просвещения.
Декрет
предоставлял
чрезвычайным
комиссиям
право
использовать
для
занятий
помещения
всех
учреждений,
подведомственных
Главполитпросвету,
дома
красного
горца,
клубы,
избы
–читальни,
подходящие помещения всех фабр ик и заводов, советских учреждений
и даже частные дома.
В
целях
создания
необходимых
условий
для
работы
комиссий
по
ликбезу снабжающим органам вменялось в обязанность удовлетворить
запросы
комиссий
вне
очереди.
На
местах
при
отделах
народного
образования окружных и городских ревкомов, а иногда при сельских
Советах создавались окружные, районные и сельские чрезвычайные
комиссии ликбеза.
Создание
Главполитпросвета
как
государственного
органа
в
системе
советского
государственного
аппарата
и
чрезвычайной
комиссии
по
ликвидации
неграмотности
с
широкими
полномочиями
усиливало
идейное и организованное влияние органов власти и деле просвещения
масс.
Во
исполнение
декрета
Дагревкома
в
республике
повсеместно
создавались
пункты
ликвидации
неграмотности
/ликпункты/,
где
взрослые получали минимальные навыки чтения, письма и счета.
Контигент учащихся первых ликпунктов составляли преимущественно
коммунисты,
комсомольцы,
демобилизованные
красноармейцы,
красные партизаны.
В условиях Дагестана, где до победы Советской власти было очень мало
квалифицированных
работников
просвещения,
нельзя
было
не
использовать для ликвидации неграмотности, хотя бы в первое время,
имевшихся в большом числе лиц с мечетским образованием.
В июле 1920 г. в Темир-Хан-Шуре состоялся съезд алимов Дагестана, в
котором
приняло
участие
более
300
делегатов
–
арабистов.
Они
одобрили
политику
Советской
власти
в
области
просвещения
и
обязались активно бороться за ликвидацию неграмотности населения.
Съезд призвал всех грамотных мусульман принять участие в работе
школ и культурно- просветительных учреждений.
Трудящиеся
горцы
с
помощью
местных
органов
власти
с
огромной
заинтересованностью взялись за ликвидацию своей неграмотности. Вот,
что
сообщал
о
этому
поводу
заведующий
внешкольным
отделом
Гунибского
округа
Нахибашев:
«Жители
аулов
изъявляют
желание
открыть
школы
грамотности
в
селениях,
но
тормозом
является
неимение
подготовленных
учителей,
а
также
учебных
пособий.
Поэтому желательно было бы открыть в Гунибе краткосрочные курсы
для подготовки учителей, необходимых для упомянутых школ».
Отметив
полное
отсутствие
школ
в
Андийском
округе,
2-й
съезд
бедноты,
состоявшийся
в
августе
1921
г.,
в
сел
Ботлих,
постановил:
«Просить
НКПрос
приступить
к
немедленному
открытию
таковых
в
округе».
Съезд
бедноты
Гунибского
округа
август
1921
г.
принял
постановление открыть в округе
педагогические курсы, а в каждом ауле школы и избы – читальни» для
скорейшей ликвидации безграмотности.
Учитывая
все
это,
партийные
и
советские
органы
республики
развернули
работу
по
подготовке
кадров
для
политпросвет-
учреждений.
В
августе
1921
г
в
Дербенте
и
Махачкале
были
организованы
курсы
по
подготовке
инструкторов
по
ликвидации
неграмотности,
а
в
окружных
центрах
и
городах
открыты
первые
библиотеки-читальни, дома крестьянина, клубы, где устраивались для
крестьян лекции, собеседования, спектакли. В Махачкале был открыт
также рабочий клуб, а в Буйнакске функционировал народный музей.
В мае 1920 г. Дагестанский ревком принял постановление
« Об организации бесплатного лечения и культурно- просветительской
работы
среди
трудящихся».
Были
национилизированы
все
аптеки,
лечебные учреждения и организовано бесплатное лечение трудящихся.
Отпуск медикаментов для беднейшего населения, производился также
бесплатно
по
удостоверениям
Собеса.
В
1920
г
в
отделе
здравоохранения Дагревкома были образованы подотделы: лечебный,
санитарно- эпидемический, фармацевтический, охраны младенчества,
хозяйственный, общий. При окружных ревкомах создавались окружные
здравотделы или секции здравоохранения.
В этом же году в связи с крайней нуждой в медицинских работниках
постановлением
Дагревкома
при
Темир-Хан-Шуринской
городской
больнице была открыта годичная фельдшерско- акушерская школа, а в
июне
1921
г.-
восьмимесячные
зубоврачебные
курсы.
Ими
было
подготовлено 200 чел. средних
медицинских
работников
1
.
Был
создан
также
«институт
красных
врачей» для ускоренной подготовки врачей.
Таким
образом,
революционные
комитеты,
являясь
чрезвычайной
формой диктатуры пролетариата в тяжелых условиях классовой борьбы
и хозяйственной разрухи, оказались способными не только упрочнить
Советскую
власть
в
Дагестане,
но
и
приступить
к
хозяйственному
и
культурному
строительству,
налаживать
культурно-
просветительную
работу.
Деятельность
ревкома
Дагестана,
проводившаяся
под
руководством
коммунистической партии, явилась подготовкой условий к выборам
постоянных органов власти- Советов, позволяющие «соединить в лице
выборных
представителей
народа
и
законодательную
функцию
и
исполнение законов»
2
.
В
октябре
-
ноябре
1921
г.
в
Дагестане
прошли
первые
выборы
в
сельские,
участковые,
городские
и
окружные
Советы
рабочих,
крестьянских и красноармейских депутатов.
Хотя
в
отдельных
местностях
классово
–
враждебным
элементам
удалось
выставить
своих
кандидатов
в
состав
Советов,
но
в
числе
избранных
в
подавляющем
большинстве
оказались
коммунисты
и
бедняки.
На
выборах
было
избрано
477
сельских
Советов,
в
состав
которых входило 3176 членов, в том числе коммунистов 226, бедняков
2592,
середняков
–
784.
В
числе
членов
сельских
Советов
было
7
женщин – горянок.
3
I
А.Исрапилов.
Из
истории
создания
временных
органов
Советской
власти в Дагестане. Ученые записки Института ИЯЛ Даг. Филиала АН
СССР, т. XIX, Махачкала, 1964, стр.125
2. В.И.Ленин. Полн. собр. соч.,т. 34, стр. 305
3. Г.Д. Даниялов. Социалистические преобразования в Дагестане /1921-
1941 гг/, Махачкала, 1960, стр. 472
Выборы
в
Советы
явились
убедительным
доказательством
дальнейшего
сплочения
масс
вокруг
генеральной
линии
Коммунистической
партии
и
яркой
демонстрацией
растущей
веры
трудового народа в непобедимость Советской власти.
В
начале
декабря
1921
г.
в
Темир-Хан-Шуре
проходил
Первый
Вседагестанский учредительный съезд Советов. На нем присутствовало
268 депутатов почти из всех городов и округов Дагестана.
Делегаты
съезда
признали
правильным
политику,
проводившуюся
Дагестанским революционным комитетом за время его существования,
и
единодушно
одобрили
его
практическую
деятельность.
Съезд
завершил переход от временной системы революционных комитетов к
постоянным органам власти – Советам, являющимся в нашей стране
единственной формой диктатуры пролетариата, окончательно утвердил
в Дагестане Советскую власть. При этом партия исходила из указания
В.И.
Ленина
о
том,
что
всем
трудящимся
массам
среди
наиболее
отделенных народов близка идея Советов « и что крестьянские Советы,
Советы эксплуатируемых, являются средством, пригодным не только
для капиталистических стран, но и для стран с докапиталистическими
отношениями
и
что
безусловным
долгом
коммунистических
партий
является
пропаганда
идеи
крестьянских
Советов,
Советов
трудящихся….»
1
Учредительный съезд Советов принял первую Советскую Конституцию
ДАССР,
законодательно
закрепившую
исторические
завоевания
народов Дагестана.
IВ.И. Ленин. Полн. собр. соч., т.41, стр 244-246
Конституция
ДАССР
определила
стройную,
сложившуюся
к
этому
времени структуру органов государственной власти и государственного
управления в республике.
Высшим
органом
государственной
власти
Дагестанской
автономной
республики являлся Вседагестанский съезд Советов, а в период между
съездами-
Центральный
Исполнительный
Комитет
/ЦИК
ДАССР/,
избиравшийся
съездом
и
всецело
ответственный
перед
ним.
Председателем первого ЦИК был избран Н. Самурский. На сессиях ЦИК
формировалось правительство – Совет Народных Комиссаров /СНК/,
руководившее всей хозяйственно - политической и культурной жизнью
республики. Председателем первого СНК был избран Д. Коркмасов.
Отдельными отраслями управления ведали отделы СНК – народные
комиссариаты. В пределах данной территории /округ, район, участок/
высшим
органом
власти
являлся
соответствующий
окружной
/районный/участковый съезд Советов, состоявшийся из представителей
сельских Советов округов/районов/и участков.
Низовыми
органами
государственной
власти
явились
сельские
и
городские Советы.
Согласно
Конституции
ДАССР
на
Советы
депутатов
возлагалось
«принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и
хозяйственном отношении»
1
.
Переход
от
системы
ревкомов
к
Советам
требовало
усиление
партийного руководства последними. Основные принципы партийного
руководства Советами были изложены в Программе
I Революционные комитеты Дагестана, док. №307
партии, принятой УШ съездом РКП /б/. В ней подчеркивалось, что «во
всех
советских
организациях
абсолютно
необходимо
образование
партийных
фракций,
строжайше
подчиняющихся
партийной
дисциплине.
В
эти
фракции
должны
входить
все
члены
РКП/б/,
работающие в данной советской организации… Смешивать функции
партийных
коллективов
с
функциями
государственных
органов,
каковыми
являются
Советы,
ни
в
каком
случае
не
следует….
Свои
решения партия должна проводить через советские органы, в рамках
советской
конституции.
Партия
старается
руководить
деятельностью
Советов, но не заменять их»
2
.
Эти
программные
установки
стали
руководством
к
действию
и
для
партийной организации Дагестана. Во многих исполкомах и сельских
Советах были организованы коммунистические фракции через которые
проводили
в
жизнь
партийные
решения,
направляли
движение
миллионных масс крестьян на выполнение задач по переустройству
общества на социалистических началах.
I «КПСС о работе Советов». Сб. документов, М., 1959, стр 39-40