Напоминание

"Изобретения человечества: благо или ..."


Авторы: Романченко Ольга Григорьевна, Штанько Ольга Витальевна
Должность: учитель обществознания, учитель истории
Учебное заведение: МКОУ Таловская СОШ
Населённый пункт: Таловая, Воронежская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Изобретения человечества: благо или ..."
Раздел: среднее образование





Назад




Интегрированный урок истории и обществознания

«Изобретения человечества: благо или …»

Класс: 8 класс

Авторы: учитель истории Штанько Ольга Витальевна, учитель обществознания Романченко Ольга Григорьевна.

Школа: МКОУ Таловская СОШ Воронежской области.

Тип урока: интегрированный.

Цель урока: формировать представление об изобретениях XIX века и их влиянии на ход общественного развития.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: характеризуют экономические явления и процессы, распознают на основе приведенных данных типы обществ;

формируют умение работать с различными видами источников; дают оценку событиям отечественной и всеобщей истории Нового и

Новейшего времени с позиций общественного прогресса;

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД: совершенствуют навыки работы с информацией, определяют объект по его признакам и свойствам, устанавливают

причинно – следственные связи, строят логические рассуждения, создают обобщения.

Коммуникативные УУД: учатся организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, находить общее решение на основе согласования

позиций; осознают существование разных точек зрения на проблему, в том числе, отличных от собственной.

Регулятивные УУД: формируют учебные задачи группы, определяют необходимые действия в соотвествии с учебной задачей; учатся

основам самоконтроля.

Личностные УУД: формируют ответственное отношения к учению, готовность и способность к самообразованию и самовоспитанию на

основе выделенных в ходе беседы ориентиров.

Технологии, применяемые на уроке: технология дебаты, деловая игра, сотрудничество в команде.

Содержание: урок строится на взаимодействии учебных групп и технологии «дебаты». Для подготовки к уроку ученикам предлагается

опережающее задание: подобрать материал и подготовить презентации, в которых необходимо рассказать об изобретениях XIX века и

определить, как они используются в настоящее время. Для этого создаются учебные группы.

Перед уроком детям повязывают галстуки двух цветов (в нашем случае это желтый и зеленый) для того, чтобы разделить на «оптимистов» и

«пессимистов». Это оказывается для детей сюрпризом и создает эффект неожиданности, теперь каждый из них должен высказывать мнение с

учетом выбранной позиции. После обсуждения подводятся итоги с помощью индивидуальных рабочих листов.

Основные этапы урока и их дидактическая цель:

1.

Мотивация к учебной деятельности. Эмоциональная, психологическая

и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

2.

Актуализация и пробное учебное взаимодействие. Актуализация знаний о типах обществ, модернизации (из курсов истории и

обществознания).

3.

Постановка учебной задачи. Постановка учебной задачи (определить, какие научные достижения XIX века нашли эффективное

применение и повлияли на весь ход общественного развития).

4.

Открытие новых знаний. Отбор и систематизация учебного материала в соответствии со структурой темы осуществлялась с

помощью опережающего задания, групповой работы и технологии «дебаты».

5.

Закрепление осуществлялось с помощью заданий на определение истинности утверждений.

6.

Рефлексия учебной деятельности. Определение эффективности учебного взаимодействия с помощью рабочих листов, на которых

ученики должны были записать аргументы за и против и оценить работу групп.

7.

Подведение итогов, формулировка выводов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ФИО педагога: Штанько О.В., Романченко О.Г.

Предмет/ класс: 8 «в» класс

Общая информация о занятии

Дата: 13. 04.

2017 г.

Тема: Изобретения человека: благо или …

Цель: формировать представление об изобретениях XIX в. и их влиянии на

ход общественного развития.

Риски: необходимо направить педагогическое воздействие на активизацию

дискуссии

Тип

занятия:

урок -

дебаты

Материально-технические средства:

экран, проектор, презентации, сигнальные

карточки, рабочие листы, цветные галстуки

Технологии: технология дебаты, деловая игра, сотрудничество в команде

Структурные параметры

Основны

е этапы

организа

ции

учебного

времени

Дидактичес

кая цель

этапа

Содержание творческого взаимодействия педагога и

обучающегося

Планируемые

результаты

Предметные УУД,

Метапредметные УУД

(познавательные,

коммуникативные,

Регулятивные)

Личностные УУД

Форма

организации

взаимодействия

и вид контроля

Стратегия учителя

Действия ученика

1.Мотива

ция к

учебной

деятельн

ости

Эмоциональ

ная,

психологиче

ская

и

мотивацион

ная

подготовка

учащихся к

усвоению

изучаемого

материала.

Проверяет готовность учеников к уроку.

Организует обсуждение событий:

Что объединяет эти события? Слайд 2:

- 4 апреля 2015 года ученые, изучающие

данные с космического корабля «Кассини»,

подтвердили, что на спутнике Сатурна

Энцелад под толстой ледяной корой

существует водяной океан;

- 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич

Гагарин на корабле «Восток» совершил

первый космический полет;

- 15 апреля 1912 года в Северной

Атлантике затонул суперлайнер

«Титаник»;

- 10 (21) апреля 1735 года родился русский

механик – изобретатель Иван Петрович

Кулибин;

- 26 апреля – День участников ликвидации

последствий радиационных аварий и

катастроф и память жертв этих аварий

и катастроф.

Являются ли эти события однозначными в

оценке?

Определите

тему

сегодняшнего

урока.

Слайд 3:

Проверяют

готовность к уроку,

включаются в

учебную работу.

Объясняют

взаимосвязь

событий,

формулируют вывод

о неоднозначных

оценках этих

событий,

формулируют тему

урока.

Личностные УУД:

формируют

ответственное

отношения к учению,

готовность и

способность к

самообразованию и

самовоспитанию на

основе выделенных в

ходе беседы ориентиров.

Коммуникативные УУД:

осознают существование

разных точек зрения на

проблему, в том числе,

отличных от

собственной.

Диалог

Фронта

льный

Изобретения человека: благо или…

Научный прогресс сопровождал человека

постоянно. И в целом был направлен на

созидание. Но сегодня человечество

использует такие изобретения, котрые

могут привести к его гибели.

Где находятся корни происходящих

явлений. Когда человечество стало на

путь саморазрушения?

И сегодня мы попробуем синтегрировать

знания, полученные на уроках истории,

обществознания, ОБЖ, физики, биологии

и ответить на эти вопросы.

2.

А

ктуализ

ация и

пробное

учебное

взаимоде

йствие

Актуализаци

я знаний о

типах

обществ,

модернизаци

и.

В своем развитии человеческое общество

прошло длительный путь, в котором наука

выделяет несколько ступеней. Определите,

как они называются. Определите их черты.

Слайд 4:

Слайд 5:

Используя слайд,

называют типы

обществ

(традиционное,

индустриальное,

постиндустриальное

) и определяют их

черты.

Устанавливают

соответствие между

эшелонами

модернизации и

названиями

государств.

Предметные УУД:

распознавать на основе

приведенных данных

типы обществ,

характеризовать

экономические явления и

процессы.

Диалог

с

элемен

тами

поиско

вой

деятел

ьности

Фронта

льный,

индиви

дуальн

ый

На уроках истории вы изучаете XIX век. К

какому периоду общественного развития

он относится?

-Как называется процесс перехода от

общества традиционного к

индустриальному?

Разрушение традиционного общества

происходило неравномерно, в связи с этим

выделяют три эшелона модернизации.

Каковы эшелоны модернизации? Какие

государства к ним относятся?

Слайд 6:

3.

Постанов

ка

учебной

задачи

Постановка

учебной

задачи.

Модернизация – длительный и сложный

процесс, он охватывает все стороны жизни

общества и тесно связан с развитием науки

и техники.

Какие научные достижения XIX века

нашли эффективное применение и

повлияли на весь ход общественного

развития?

Слайд 7:

Определяют

направления

решения учебной

задачи в

соответствии с

ролью «оптимистов»

или «пессимистов».

Распределяются на

группы.

Регулятивные УУД:

формируют учебные

задачи группы,

определяют

необходимые действия в

соотвествии с учебной

задачей.

Диалог

Фронта

льный

Для решения этой задачи были созданы

учебные группы, результаты их работы мы

сейчас увидим. А вас, уважаемые зрители,

мы разделили на «оптимистов» и

«пессимистов». Те, кому перед уроком

достались галстуки желтого цвета –

«оптимисты», вы должны определять

положительные черты. А те, у кого

зеленые галстуки – находите негативные,

отрицательные черты.

4.

Открытие

новых

знаний

Отбор и

систематиза

ция

учебного

материала в

соответстви

и со

структурой

темы.

Предоставим слово 1 группе.

Новые источники энергии. Нефть.

Электричество.

-Каково

значение

использования

новых

и с точ н и ков

э н е рг и и ?

О п р е д е л и т е

положительные и отрицательные черты.

Обсуждение, формулировка вывода.

Вероятные ответы:

Нефть является источником для

производства необходимых продуктов:

бензина, синтетических тканей, красок,

моющих средств…

Для современной России добыча и экспорт

нефти является важнейшим источником

доходов, за счет которых пополняется

государственный бюджет.

Нефть – исчерпаемый ресурс, который

ского может закончиться. Нужно искать

новые источники энергии и новые статьи

Ученики из рабочих

групп представляют

результаты

исследовательской

работы,

оформленные в виде

презентации.

«Оптимисты» и

«пессимисты»

анализируют

представленную

информацию,

определяют значение

изобретений.

Предметные УУД:

умение работать с

различными видами

источников, давать

оценку событиям

отечественной и

всеобщей истории

Нового и Новейшего

времени с позиций

общественного

прогресса;

Коммуникативные УУД:

учатся организовывать

учебное сотрудничество

со сверстниками,

находить общее решение

на основе согласования

позиций.

Познавательные УУД:

Темати

ческая

дискус

сия с

компь

ютерно

й

поддер

жкой

Группов

ой

пополнения бюджета.

В результате добычи нефти происходит

загрязнение окружающей среды.

Без электричества мы уже не можем

представить свою жизнь. В нашем доме

холодильник, телевизор, телефон…

Электричество облегчило жизнь человека,

сделало ее более комфортной.

Электрическая энергия используется в

промышленности: станки, различные

механизмы, компьютеры. Производство

невозможно без электричества.

В результате использования тепловых

электростанций загрязняется

окружающая среда.

Гидроэлектростанции треебуют больших

територий размещения, нарушают

водную экосистему. А атомные

электростанции вообще опасны.

2 группа. Новые средства транспорта.

Автомобили.

-Каково

значение

использования

новых

в и д о в

т р а н с п о р т а ?

О п р е д е л и т е

положительные и отрицательные черты.

Обсуждение, формулировка вывода.

Вероятные ответы:

Новые средства транспорта помогли

человеку освоить новые территориии,

человек путешествует по воздуху, под

водой.

Можно отвезти больного ребенка в

больницу, съездить к родственникам,

можно просто отправиться в

совершенствуют навыки

работы с информацией,

устанавливают причинно

– следственные связи,

строят логические

рассуждения, создают

обобщения.

путешествие. Это хорошо.

Железные дороги в XIX веке обеспечили

быстрое развитие промышленности. По

железным дорогам перевозят железную

руду, каменный уголь, другие ресурсы.

Конечно, строительство железной дороги

требует больших капиталовложений, но

зато она работает круглосуточно, почти

не зависит от погодных условий, имеет

низкую стоимость перевозок.

Развитая транспортная система – одно

из условий модернизации. Строительство

железной дороги способствовало

развитию экономических связей между

районами страны, она связывала

Европейскую часть России и Сибирь. По

ней перевозили и перевозят как

пассажиров, так и грузы. Я, как

таловчанин (ка) помню о том, что и наша

Таловая возникла благодаря

строительству железных дорог.

Средства транспорта – причина гибели

людей. Например, в результате

катастро́

фы Ту-154 под Со́

чи 25

декабря 2016 года погибли 92 человека.

По итогам 2016 года в результате

дорожно – транспортных проишествий в

России погибло около 20 000 человек.

Больше всего погибают на мопедах и

мотоциклах.

3 группа.

Средства связи.

-Каково

значение

использования

новых

средств связи? Определите положительные

и отрицательные черты.

Обсуждение, формулировка вывода.

Вероятные ответы:

Создание и использование новых средств

связи способствует развитию

модернизации. Так было в XIX веке. Так

происходит и сейчас.

Средства связи важны для общества. Они

помогают передавать информацию на

большие расстояния, решать важные

задачи, например, может спасти человеку

жизнь.

Радиосвязь необходима военным:

маневрирование войсками без связи

невозможно.

Телефон – самый популярный предмет

современности. С ним нам удобно, всегда

можно связаться с нужным человеком.

Телефон заменил нам часы и будильник,

плейер и фотокамеру. С помощью

телефона мы пользуемся Интернетом.

Все знают, что электромагнитное

излучение, которое излучают телефоны,

бытовые электроприборы, провода,

опасны для человека. Существуют

исследования, которые доказывают, что

это становится причиной онкологических

заболеваний.

4 группа Радиактивность.

- К а к о в о

з н а ч е н и е

о т к р ы т и я

р а д и а к т и в н о с т и ?

О п р е д е л и т е

положительные и отрицательные черты.

Обсуждение, формулировка вывода.

Вероятные ответы:

У АЭС есть преимущества: нет отходов,

газовых выбросов. Нет необходимости

вести огромные объемы строительства,

возводить плотины и хоронить

плодородные земли на дне водохранилищ.

Всегда существует аварийная опасность

радиоактивного загрязнения. Примером

является Чернобыль.

Ядерные реакторы потребляют не

кислород, а органическое топливо. При

нормальном режиме эксплуатации

биосфера надежна, защищена от

радиоактивного воздействия.

Будущее ядерной энергии проблематично.

Нужно искать более безопасные способы

производства энергии.

Проблема сохранения мира на Земле

является глобальной проблемой

современности. Она представляет

опасность для всего общества. Зачем

нужно создавать то, что опасно? А, если

уж ядерная энерпгия используется, то

нужно жестко ограничить ее применение

международными законодательными

актами.

5.

Закрепле

ние

Закрепление

учебного

материала.

1.Определите, являются ли эти

утверждения истинными или ложными.

Слайды 8 и 9:

1.При помощи

сигнальных карточек

определяют

истинность

утверждений.

ПредметныеУУД:

оценивют значимость

общественных явлений с

позиций общественного

прогресса.

Делова

я игра

Фронта

льный

Научные изобретения:

способствуют развитию экономики;

лежат в основе модернизации;

загрязняют окружающую среду;

используют исчерпаемые

природные ресурсы;

приводят к гибели людей;

создают материальные блага для

людей;

могут привести к уничтожению

цивилизации;

делают жизнь человека

комфортной;

увеличивают боеспособность

армии;

становятся причиной многих

заболеваний.

6.

Рефлекси

я учебной

деятельн

ости

Определени

е

эффективнос

ти учебного

взаимодейст

вия

Сегодня на уроке вы услушали различные

мнения, оценки, примерили на себя роли

защитников и противников научных

достижений. Возможно, ваше мнение

изменилось в ходе этой дискуссии. И

теперь мы предлагаем вам забыть о цвете

галстуков и высказать свое мнение:

определить значение изобретений и

оценить работу групп. Это необходимо

сделать на рабочих листах.

Заполняют рабочие

листы.

Предметные УУД: дают

оценку событиям

истории с позиций

общественного

прогресса;

Познавательные УУД:

создают обобщения.

Регулятивные УУД:

учатся основам

самоконтроля.

Индив

идуаль

ная

самост

оятель

ная

работа

индиви

дуальн

ый

7.Подвед

ение

итогов

Подведение

итогов,

формулиров

ка выводов

Ю.А. Гагарин записал в своем дневнике:

„Облетев Землю в корабле-спутнике, я

увидел, как прекрасна наша планета -

Люди, будем хранить, и преумножать эту

красоту, а не разрушать ее!".

Бережное отношение к природе -

единственно возможный путь спасения

живой среды и самого человечества.

Помните об этом. Вы – наше будущее.

Сдают рабочие

листы. Анализируют

работу групп.

Личностные УУД:

формируют готовность и

способность к

саморазвитию.

диалог

фронта

льный



В раздел образования