Автор: Сираева Лена Гайнетдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Снегурочка"
Населённый пункт: Ямало-Ненецкий АО Г.Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
К основным критериям развития детей дошкольного возраста ним относят:
1. Социально-эмоциональное.
2. Моторика рук и общая моторика.
3. Зрительно-двигательное.
4. Восприятие, предметно-игровая деятельность.
5. Психологическое.
6. Понимание речи.
Дошкольное развитие ребенка до 3-х лет заключается в следующем:
1. Ребенок должен уметь самостоятельно играть, фантазировать, дружить с
другими детьми, подражать взрослым и сверстникам.
2. В возрасте 3х лет ребенок может бегать, вставать на носочки, удерживать
равновесие,
стоять
на
одной
ноге,
сидеть
на
корточках
и
спрыгивать
с
небольшой
высоты.
Необходимо
учить
ребенка
обращаться
с
мелкими
предметами: нанизывать бусины на нитку, лепить фигурки из пластилина,
перебирать крупу.
3. Ребенок учится рисовать мелкие и крупные детали различной формы,
резать ножницами.
4. Необходимо, чтобы ребенок умел играть с пирамидкой, находил заданное
парное изображение.
5. Важно умение ребенка слушать книги, формулировать простые вопросы.
6.
В
это
время
происходит
значительное
пополнение
словарного
запаса,
начинают складываться сложные предложения.
Особенности
развития
детей
дошкольного
возраста
от
3-х
до
4-х
лет
заключаются в следующем:
1. Ребенок в эти годы может делиться игрушками, давать их другим детям и
брать
взамен,
любит
помогать
взрослым.
Умеет
играть
в
различные
групповые игры.
2. Ребенок должен уметь бросать мяч, ходить вниз и верх по лестнице,
используя
обе
ноги,
прыгать
на
одной
ноге,
держать
пальцами
ручку
и
карандаш, собирать из кубиков картинку.
3. В состоянии обводить контуры, нарисовать шестигранник.
4.
Ребенок
умеет
играться
шестисоставной
матрешкой,
разбирать
ее
и
собирать снова, умеет играть сортером, распределяет фигурки в нужные
прорези, в состоянии собрать простые паззлы или домик из кубиков.
5. Ребенок имеет большой словарный запас, много слушает. Может назвать
назначение основных предметов, понимает сравнительные степени (самый
маленький
–
самый
большой),
может
назвать
пол
человека
(мужчина,
женщина, он, она), понимает время и умеет считать до пяти.
6. Знает цвета, воспринимает на слух длинные сказки и рассказы, выполняет
инструкции.
Развитие
детей
дошкольного
возраста
от
4-х
до
5-ти
лет
подразумевает
овладение следующими навыками:
Восприятие
и
игровая
деятельность.
В
эти
годы
ребенок
должен
уметь
разбирать
и
собирать
матрешку
из
четырех
составляющих
путем
сопоставления
размера
и
формы,
собирать
пирамидку
соответственно
размеру
колец,
небольшие
паззлы
путем
сравнения
и
зрительного
сопоставления.
Память.
По
про сьбе
взро слого
должен
выполнять
н е с кол ь ко
последовательных действий, запоминать минимум 5 слов.
Внимания.
Умеет сконцентрировать внимание на время до 20 минут.
Речь.
Должен
уметь
называть
животных
и
их
детей,
различные
части
предметов,
профессии,
пересказывать
небольшие
сказки,
запоминать
и
декламировать стихотворения.
Математика.
Знает
значение
слов
много
и
мало,
может
назвать
геометрические фигуры, знает времена года, различает время суток.
Моторика,
двигательное
совершенствование.
Может
рисовать
длинные
линии,
в
состоянии
нарисовать
дом
и
человека,
может
скопировать
и
нарисовать печатные буквы. Может на ощупь назвать предмет, умеет прыгать
на одной ноге, ходить по бревну, может шнуровать ботинки.
Умение ребенка от 5-ти до 6-ти лет сводится к следующему:
Моторика. Умеет хорошо двигаться, бегать, прыгать то на одной, то на другой
ноге, освоил велосипед с двумя колесами, коньки.
Зрительно-двигательное
развитие.
Может
аккуратно
вырезать
различные
фигуры, умеет писать печатные буквы, цифры. В состоянии воспроизвести по
заданному
образцу
геометрические
фигуры,
может
заштриховывать
и
обводить контур.
Речь
детей
дошкольного
возраста
играет
большую
роль
в
общей
жизни
ребенка. До 6-ти лет ребенок обычно хорошо разговаривает, употребляет
синонимы и антонимы, слова, которые обозначают признак предмета, может
определить количество слогов, место звуков в слоге, ударные и безударные
слоги, различает гласные и согласные буквы, выделяет твердые и мягкие
согласные. Рассказывает с выражением стихотворения, пересказывает сказки.
Основы
математики.
Знает
и
пишет
цифры
до
10,
может
посчитать
количество предметов, знает простые математические знаки, умеет рисовать
геометрические фигуры. Может назвать дни недели, времена года, части
суток.
Психо-эмоциональное
развитие.
Может
запомнить
последовательность
картинок, повторить слова. Знает свое имя и фамилию, домашний адрес,
имена мамы и папы, а также их профессии.
Особенности детей от 6-ти до 7-ми лет:
Основы математики. В этом возрасте ребенок должен уметь определять время
по часам, называть время года, месяц, день недели, время суток. Знает счет от
0 до 20 и умеет решать несложные примеры.
Память. Должен запоминать на слух цифры и слова. Из 10 названных слов
необходимо уметь повторить 5-6.
Мышление. Ребенок должен уметь называть одинаковые черты и различия
предметов.
Речь. Умеет читать текст самостоятельно, пересказывать его и записывать
простые слова и предложения.
Окружающий мир глазами ребенка. Хорошо должен различать домашних и
диких
животных,
понимать,
что
существуют
хищники
и
травоядные
животные. Ребенок уже имеет представление о различных явлениях природы,
знает большинство растений. Понимает, что существуют континенты, страны
и города.
Способности
детей
дошкольного
возраста
напрямую
зависит
от
желания
родителей
заниматься
с
ними.
Специалисты
различают
два
фактора,
определяющих
готовность
к
школе
ребенка.
Первый
–
психологическая
готовность, второй – интеллектуальная готовность. Для того, что ребенок
хорошо
занимался
в
школе,
быстро
адаптировался
к
новым
условиям,
необходимо уделять внимание обоим этим факторам.