Напоминание

Урок химии "Классы неорганических соединений"


Автор: Богинская Нина Владимировна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ Гордеевская СОШ
Населённый пункт: с.Гордеевка Брянская область, Гордеевский район
Наименование материала: методическая разработка "Дидактические игры на уроках химии"
Тема: Урок химии "Классы неорганических соединений"
Раздел: среднее образование





Назад




Реферат по дисциплине:

«ХИМИЯ»

По теме:

Дидактическая игра на уроках химии как средство повышения

познавательной активности учащихся.

Исполнитель:

Богинская Нина Владимировна

ФИО

2017год.

-2-

Содержание

Введение………………………………………………………………………3 -6

1. Роль дидактических игр в процессе обучения……………………………7

2. Влияние дидактических игр на эффективность обучения………………....10

2. Дидактические игры как средство активизации познавательной

деятельности учащихся на уроках химии……………………….…….……11-19

Заключение…………………………………………………………….……. 19-20

Список используемой литературы………………………………….…….....20

-3-

-Введение-

Проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. В

связи

с

этим

много

вопросов

связано

с

использованием

на

уроках

занимательного

материала.

И

среди

них

особое

значение

уделяется

дидактическим играм на уроках .

Игра имеет особое важное значение в жизни детей как младшего школьного

возраста, так и учащихся среднего и старшего звена.

Целью данной работы является охарактеризовать дидактические игры на

уроках, выяснить их роль в развитии познавательной активности школьников.

Достичь цели поможет решение следующих задач:

1.

Характеристика дидактических игр как метода обучения.

2.

Анализ роли дидактических игр в обучении.

3.

Выявление видов дидактических игр.

Практическая

значимость

данной

работы

заключается

в

том,

что

в

ней

приводятся различные виды дидактических игр, которые можно использовать

на различных этапах урока.

Игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания

детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности

школьника переживания.

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается

привычка

сосредотачиваться,

мыслить

самостоятельно,

развивается

внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся:

познают,

запоминают

новое,

ориентируются

в

необычных

ситуациях,

пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые

пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все

усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

-4-

Из

всего

существующего

многообразия

различных

видов

игр

именно

дидактические

игры

самым

тесным

образом

связаны

с

учебно-

воспитательным

процессом.

Они

используются

в

качестве

одного

из

способов

повышения

познавательной

активности

в

процессе

изучения

предмета химии.

Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельности, занимаясь

которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет

собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она

может

быть

индивидуальной или коллективной.

Данная

игра

является

ценным

средством

воспитания

действенной

активности

детей,

она

активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к

процессу

познания.

В

ней

охотно

дети

преодолевают

значительные

трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она

помогает

сделать

любой

учебный

материал

увлекательным,

вызывает

у

учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение,

облегчает

процесс

усвоения

знаний.

В

дидактических

играх

ребёнок

наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или

иным

признакам,

производит

доступный

ему

анализ

и

синтез,

делает

обобщения.

Для учащихся 8класса предмет химия- это новый , неизвестный курс и от

того , как учитель построит урок, преподнесет те или иные знания зависит

дальнейшее отношение к предмету, выбору школьной дисциплины для сдачи

ОГЭ и ЕГЭ и в дальнейшем связь ребенка с выбором профессии. Поэтому

перед

учителем

стоит

сложная

задача

:

Как

пробудить

интерес

к

этому

предмету?

И

именно

в

процессе

игры

освоение

неизвестного

станет

интересным. Однако, не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом

уроке

они

ждали

новых

игр

или

сказочных

героев.

Необходим

последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к

урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется –

-5-

для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры путешествия в

страну химических символов и формул.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию

тематической

сущности

вопроса,

уточнению

и

формированию

математических

знаний

учащихся.

Дидактические

игры

и

игровые

упражнения

стимулируют

общение

между

учениками

и

учителем,

отдельными

учениками,

поскольку

в

процессе

проведения

этих

игр

взаимоотношения между детьми начинают носить более непринуждённый и

эмоциональный

характер.

Моя практика

работы

в

ОУ

показывает,

что

элементы дидактических игр можно применять на разных этапах усвоения

знаний:

на

этапах

объяснения

нового

материала,

его

закрепления,

повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только

тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с

учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока. В этом

случае

даже

слабоуспевающие,

робкие

и

застенчивые

дети

охотно

включаются в подобные игры. При этом надо чётко представлять себе, какую

именно дидактическую нагрузку несёт содержание той или иной игры, и

постепенно

совершенствовать

эту

дидактическую

основу.

В

ситуации

весёлой, увлекательной дидактической игры дети более успешно усваивают

знания, чем в процессе учебных занятий.

Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. Ведь учащиеся 8-

11 классов понимают , что учение не игра, а труд, и труд серьёзный и

ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный.

Дидактические игры должны быть кратковременны (10-20 мин.), и важно,

чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не

падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в

коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят

один ребёнок, а другие бездействовали. Обычно при таком проведении игры

-6-

учащиеся

быстро

утомляются

от

пассивного

ожидания.

Другая

картина

наблюдается, если все играющие включены в решение задачи.

Дидактические

игры

особенно

необходимы

на

первых

этапах

изучения

предмета химии. В начале они проявляют интерес только к игре, а затем и к

тому учебному материалу, без которого участие в игре невозможно.

Недооценка

или

переоценка

игры

отрицательно

сказывается

на

учебно-

воспитательном

процессе.

При

недостаточном

использовании

игры

снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению,

при

её

чрезмерном

использовании

ученики

с

трудом

переключаются

на

обучение в неигровых условиях.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию

тематической

сущности

вопроса,

уточнению

и

формированию

математических

знаний

учащихся.

Дидактические

игры

и

игровые

упражнения

стимулируют

общение

между

учениками

и

учителем,

отдельными

учениками,

поскольку

в

процессе

проведения

этих

игр

взаимоотношения между детьми начинают носить более непринуждённый и

эмоциональный характер.

Основными целями проведения дидактических игр являются следующие:

- расширение кругозора,

- познавательная деятельность,

- применение ЗУН в практической деятельности,

-

формирование

определенных

умений,

навыков,

необходимых

в

практической деятельности;

- развитие общеучебных умений и навыков;

- развитие трудовых навыков.

-7-

Роль дидактических игр в обучении

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе

очень

важно,

с

ее

помощью

можно

развивать

его

внимание,

память,

мышление, воображение.

Играя, ученик может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать

способности, подчас не догадываясь об этом.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют

так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил

преодоления

трудности.

Причем

столь

высокий

уровень

активности

достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Высокая

активность,

эмоциональная

окрашенность

игры

порождает

и

высокую степень открытости участников.

Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности

внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку

зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект

убеждения

будет

более

сильным.

Возможно

этим,

в

какой-то

степени,

определяется

высокая

продуктивность

обучающего

воздействия

игровых

ситуаций.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок

действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на

уроке

рабочей

обстановки.

Поэтому

правила

дидактических

игр

должны

разрабатываться

с

учетом

цели

урока

и

индивидуальных

возможностей

учащихся.

Включение школьника в разностороннюю деятельность, которая способна

удовлетворить

его

духовные

запросы

и

потребности,

реализовать

индивидуальные

склонности,

-

важнейший

фактор

развития

личности,

формирования его интересов.

-8-

Г.И. Щукина саму деятельность определяет через активность: «Деятельность

-

это

основная

форма

проявления

активности

человека,

его

социального

назначения…В деятельности человек выступает как субъект, как активный

носитель своей, социальной сущности, как творец, как деятель. Человек

изменяя

природу,

изменяет

свою

собственную

природу

в

меру

своей

активности,

которую

он

привносит

в

деятельность,

обогащая

её

своим

сознанием,

переживаниями,

вдохновением,

внутренними

побуждениями.

Изменение,

преобразование

формирование

человека

вне

его

активной

деятельности осуществлять бесперспективно.

Опираясь

на

общую

теорию

деятельности,

мы

вправе

считать,

что

деятельность

-

основа

учебного

процесса.

Деятельность главная

характеристика

человека,

отличающая

его

от

животного.

Учебная

деятельность необходима человечеству, без нее невозможна передача опыта

от поколения к поколению.

Процесс

обучения,

организованный

обществом,

предусматривает

обязательность таких форм деятельности, из которых одна - обучающая -

участвует

в

передаче

опыта,

а

другая

-

обучаемая

-

направлена

на

приобретение

общественного

опыта,

на

трансформацию

его

в

личное

достояние учащихся.

Обе формы деятельности, фигурирующие в процессе обучения, необходимы,

это

составляет

суть

учебного

процесса.

Дифференциация

деятельности

внутри учебного процесса привела к необходимости разграничить и такие

понятия,

как

«учебная

деятельность»

и

«познавательная

деятельность»,

которая иначе выражена термином - «учение».

Многообразные

виды

деятельности,

в

которые

включен

современный

школьник,

направлены

на

развитие,

формирование

познавательных

интересов. Труд, познание и общение являются той основой, на которой

формируются

-9-

важнейшие личностные образования учащихся - интерес к миру, людям,

полезной деятельности, активность, самостоятельность.

На этой основе все виды деятельности всесторонне развивают и содействуют

гармоническому развитию индивидуальности.

В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическую

игру и урок противопоставить нельзя. Самое главное – и это необходимо еще

раз

подчеркнуть

дидактическая

задача

в

дидактической

игре

осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей.

Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача

обучения ими не осознается. Это и делает игру особой формой игрового

обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения,

навыки.

Взаимоотношения

между

детьми

и

педагогом

определяются

не

учебной

ситуацией,

а

игрой.

Дети

и

педагог

участники

одной

игры.

Нарушается это условие – и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для

взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний

выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр, игровых приемов

обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Дидактические игры , используемые на уроках химии, являются одним из

эффективных средств развития познавательного интереса к предмету. При

этом учитель должен знать, что игры , используемые на уроке, могут всегда

реализовать поставленную цель, если они:

будут

подобраны

в

соответствии

с

программным

материалом

и

требованиями

программы

и

направлены

на

решение

той

или

иной

учебной задачи;

-10-

будут

подобраны

с

учетом

того,

чтобы

основное

содержание

их

отвечало обучающей цели урока, было посильно всем учащимся и

служило максимальной активизации их мыслительной деятельности;

будут

служить

дисциплинарным

средством,

воспитывать

выдержку,

терпение у учащихся, поскольку для умственно отсталых характерны

легкая

возбудимо сть,

быстрая

отвлекаемо сть,

т руд н о с т ь

сосредоточения внимания на главном.

Дидактические игры способствуют порождению интереса к приобретаемым

знаниям, умениям и навыкам.

В дидактической игре создаются условия для формирования положительных

познавательных мотивов в обучении химии через увлекательные задания и

конкурсы.

Активное участие в игре способствует развитию творческого потенциала

обучаемых, их внимания, памяти, воображения, мышления, а это в свою

очередь, оказывает влияние на степень развития учебной деятельности и

результаты обучения в целом.

Влияние дидактической игры на эффективность обучения

Для

лучшего

представления

влияния

дидактических

игр

на

повышение

эффективности обучения целесообразно выделить три наиболее значимые и

обязательно

присутствующие

функции

игр

воспитывающую,

дидакти-

ческую,

развивающую.

Кроме

того,

важнейшее

значение

имеет

такое

свойство игры, как занимательность. В начале подготовки или проведения

дидактической игры необходимо использовать ее занимательность, которая

реализуется с помощью игровых атрибутов, вспомогательных средств или

оригинального объявления о начале игры и привлекает внимание учеников.

-11-

Например,

при

проведении

игры

«Найди

меня»

учащиеся

обращают

внимание на слайд ( презентации) с красочными символами химических

элементов, а в игру «Пинг-понг» на изображения портрета Д.И.Менделеева,

его усадьбы и т.д. ( на слайдах) . Тут же меняется эмоциональный настрой в

классе.

Учащиеся,

сосредоточившись,

внимательно

слушают

условия

проведения игры, которые побуждают их к игровой деятельности.

Элементы забавы служат также средством развития мотивационной сферы

учебной деятельности, что способствует повышению результатов обучения,

так как для победы в дидактической игре необходимо, прежде всего, знание

предмета.

Безразличие к учебе в игровой ситуации исчезает потому, что появляется

азарт, желание быть первым.

В игровую деятельность включаются даже самые пассивные ученики. Но

чтобы

победить,

необходимы

знание

изучаемого

материала,

а

также

сообразительность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы и т.

д.

Например в игре « Найдите соответствия.» На одной стороне доски

записываются

химические

знаки,

формулы,

атомные

массы,

латинские

названия под номерами - на другой стороне русские названия под буквами.

Задание: Дать «Имя» каждому элементу

Химические знаки

1.

H A. Углерод

2.

Ag Б. Медь.

3.

Cu В.серебро

4.

O Г. Водород

5.

C

Д. Кислород

-12-

Как правило, такого типа задания не вызывают трудности даже у слабых

учащихся, однако усложняя задание: произнесите эти химические элементы в

чтении. ( В «лицо» можно узнать элемент, а вот чтобы прочитать – нужно

выучить)

Еще

одним

фактором

формирования

познавательного

интереса

в

ходе

дидактической игры служит проблемная ситуация, когда ученики, например,

совершая путешествие в страну «Химический

элементарий».Данный

вид

игры

проводится

как

правила

на

обобщающем

уроке

изучения

темы

Периодический

закон

и

периодическая

система

химических

элементов.

Учащимся на слайде или на листе

предоставляется схема движения по

лабиринту(

приложение)

.

Этот

лабиринт

предусматривает

глубокие

и

прочные

знания

по

теме

ПСХЭ.

Данная

проблемная

ситуация

позволяет

учащимся сосредоточить знания полученные в ходе изучения тем на уроке, а

также при самостоятельной подготовке

по теме. Одни вопросы и задания

т ребуют

применения

ранее

полученных

знаний,

п р о я в л е н и я

сообразительности, другие — эрудиции и использования дополнительной –

13

информации.

-14-

БЛОК-СХЕМА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

БЛОК-СХЕМА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Самое главное при проведении той или иной игровой ситуации на различных

этапах

уроков

соблюдать

все

этапы

проведения

дидактической

игры( согласно схеме)

1.

Восстанови

пропущенное.

В клетках игрового поля записаны знаки химических элементов, некоторые

из

них

отсутствуют.

Восстановите

пропущенные

символы,

ответ

мотивируйте.

Al

?

Na

?

Zn

Ca

K

Sr

?

-15-

Найдите

соответствия.

На

одной

стороне

доски

записываются

химические формулы - на другой стороне

названия классов соединений

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫ

Й

Заключительная

речь,

обсуждение

и г р ы ,

награждение

победителей

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

-или организационный

Это

установка

на

труд,

в в о д н а я

л е к ц и я -

о з н а к о м л е н и е

с

предлагаемыми заданиями

ИГРОВОЙ

-проведение

игры,

в

неё включены задания

исследовательского

характера

проверка

знаний,

закрепление

материала.

(органических, или неорганических). В качестве задания можно использовать

любые

химические

понятия.

Выполнение

таких

заданий

помогает

в

дальнейшем при подготовке к итоговой аттестации.

Химические знаки

1.С

4

Н

8

A. ароматические

2. С

4

Н

10

Б.ацетиленовые

3. С

2

Н

2

В.диеновые

4. С

6

Н

6

Г. алканы

5. С

3

Н

4

Д. алкены

Например при изучении темы: классы неорганических соединений на этапе

проверки домашнего задания учащимся 8класса предлагается из перечня

формул веществ вычеркнуть «лишнее». Данный вид игры очень нравится

учащимся.

Это

игра

развивает

логическое

мышление

школьника. Найти

«лишнее»

непросто,

нужно

знать

определение

класса

соединений,

его

классификацию, умение дать название формуле вещества.

Например:

- CaO, N

2

O

3

, Fe(OH)

2

, MgO (при изучении темы оксиды)

-HCl, H

2

SO

4

, HNO

3

,H

3

PO

4

( при изучении темы кислоты)

-NaCl, CaCl

2

, FeSO

4

, AlCl

3,

ZnCl

2

( при изучении темы Соли)

Выписать

из

данного

перечня: NaOH,

K

2

O,

HNO

3

,

CuO,

CaO,

H

2

S,

SO,Al(OH)

3

, KOH формулы оксидов

-16-

-

H

2

,

S,Fe,Ca,Al ( при изучении темы простые сложные вещества, атом ,

молекула)

-В перечне веществ подчеркнуть простые вещества:

Na, CuO, AlCl , K , N , HCl , CuS , Cu (OH) , O ,S , Mg , Fe , FeO

-HCl,H

2

,CaO, S,NH

3

Данный вид игры можно проводить в группах- каждый участник высказывает

свое мнение, рассуждает, прислушивается к ответу товарища и выдают ответ

принятый

совместно.

Очень

часто

на

уроках

слабые

учащиеся

очень

пассивны из-за того, что не могут дать полный ответ на поставленный вопрос

( не могут запомнить то или иное определение) , а вот «увидеть» ответ

получается даже у большинства слабых детей.

На

уроке

изучения

темы

«Типы

химических

реакций»

,

«Классы

органических

соединений»

и

др.

с

целью

закрепления

первоначальных

понятий о типах

химиче ских

ре акций,

умения соотнести

структурную

формулу

определенному

классу

органических

соединений,

развития

внимания

и

зрительной памяти учащимся предлагается на разных этапах урока ( этап

закрепления

знаний,

проверки

д/задания

и

т.д.)

выполнение

заданий,

например:

Реакции соединения это:

-CaO + 2HCl=CaCl

2

+H

2

O

-2H

2

+ O

2

=2H

2

O

MgO +CO

2

=MgCO

3

CaO +H

2

O= Ca(OH)

2

-17-

Выполнение этого задание позволяет учащимся не просто определить какие

реакции

являются

реакциями

соединения,

но

и

сделать

вывод

чем

они

отличаются

от

других

типов

реакций.

И

то,

что

ребенок

«увидел»

отличительное данного типа реакций от других у него отложится на долго в

памяти. Ведь не каждый способен выучить определение : какие реакции

относятся к определенному типу.

СН

3-

СН

2-

СН

2

-

СН

3

СН

2=

СН

-

СН

2

-

СН

3

СН

2 =

С

=

СН

-

СН

3

данного типа задания выполняются легко даже очень

слабыми учащимися.

В качестве физкультминутки на уроках целесообразно проводить игру

«Крестики-нулики» ( при изучении любой темы : Классы неорганических

соединений; Классы органических соединений и т.д.) В ходе этого вида игры

прослеживается дух соревнования: например 1участник записывает формулы

основных оксидов; 2участник – формулы амфотерных оксидов; 1 участник

формулы предельных углеводородов; 2участник - формулы ацетиленовых

углеводородов. И т.д. Такие задания можно усложнять в зависимости от

уровня развития ребенка.

Урок – смотр знаний «Периодическая система химических элементов».

Этот урок я провожу в 8 классе как урок – контроль знаний. Этот урок

позволяет в игровой нетрадиционной форме проверить знания и умения

учащихся,

полученные

при

изучении

темы

«Периодический

закон

и

периодическая

система

химических

элементов».

Весь

опрос

и

контроль

знаний проводится в виде нескольких конкурсов, для этого класс делится на

две команды. Первый конкурс «Термины» или устный химический диктант,

учитель

читает

определения,

учащиеся

должны

дать

названия.

Второй

конкурс

-18-

«Найди

ошибку».

Учитель

зачитывает

рассказ,

в

котором

допущено

8

ошибок. Команда должна эти ошибки найти и исправить. Внимательны обе

команды,

так

как

можно

дополнить

ответ

соперников

и

заработать

дополнительные баллы. Третий конкурс «Установи соответствие». Командам

предлагается

тестовые

задания:

по

электронной

формуле

элемента

определить

какому

химическому

элементу

принадлежит

та

или

иная

электронная формула. Четвёртый конкурс «С точностью до….». Учащимся

предлагаются

цифры,

их

задача

определить,

что

эти

цифры

обозначают.

Пятый конкурс «Решение химических задач». Учащимся предлагаются по две

расчетные задачи, на знание формул и решение задач по уравнению реакций.

Шестой конкурс «Сообщения». Это домашнее задание – команды по жребию

вытянули тему ( Значение ПЗ, Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева и т.д.)

для своего сообщения, и в течение 2 – 3 минут выступают по своей теме.

Седьмой конкурс «Ребусы», проводится как дополнительный (если позволяет

время) – каждая

команда должна решить по четыре ребуса, кто быстрее. Затем подводятся

итоги урока.

Данная

форма

урока

позволяет

опросить

большое

количество

учащихся,

проконтролировать

усвоение

большого

объёма

материала.

На

этом

уроке

очень важны дисциплина и внимание, чтобы иметь возможность ответить.

Урок

путешествие «Классы

органических

соединений».

Этот

урок

я

провожу в 10 классе как повторно-обобщающий урок. Весь повторяемый

материал

разбит

на

несколько

станций,

находясь

на

которых,

учащиеся

выполняют определённые задания.

1.

Станция

«Информационная».

На

столе

лежат

карточки

с

различной

информацией . Ее нужно соотнести определенному классу соединений.

2. Станция «Блиц на знание химических терминов». Учащиеся называют

т е р м и н ы

п о

и х

о п р е д е л е н и я м .

3. Станция «Изомерии». На карточках написаны некоторые структурные

-19-

формулы . Задача учащихся – определить как можно больше изомеров для

у к а з а н н о г о

к л а с с а

с о е д и н е н и й .

4.

Станция.

«Генетическая».

Задание

составить

генетический

ряд

соединений,

связав

изученные

классы

в

одну

цепь.

Осуществить

эти

превращения.

5.

Станция

«Практическая»

Провести

качественные

реакции

для

определенного класса соединений. Назвать именные реакции , характерные

для этого класса.

Заключение

Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на

занятиях,

они

обеспечивают

учащимся

возможность

принимать

рациональные,

эффективные

решения,

оценивать

себя

и

окружающих

критически.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И

тогда

выступает

еще

один,

не

менее

важный

источник

познавательного

интереса − организация и включение в урок дидактических игр. Что бы

возбудить

желание

учиться,

нужно

развивать

потребность

ученика

заниматься

познавательной

деятельностью,

а

это

значит,

что

в

самом

процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы

сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

В дидактической игре происходит воспитание учащихся, так как игра — это

коллективная форма работы. В процессе ее подготовки и проведения дети

учатся культуре общения, умению работать в коллективе, преодолевать пси-

хологические

барьеры,

т.

е.

происходит

работа

над

собой,

над

своими

привычками и свойствами характера.

Дидактическая

игра

на

уроке

способствует

изменению

эмоциональной

атмосферы, которая становится более оживленной, снимает напряжение, -

-20-

усталость и позволяет настроить учащихся на усвоение новой информации. В

лучшую сторону меняются отношения между учителем и учениками.

Дидактическую игру нельзя рассматривать как развлечение или отдых на

уроке.

Обучение

нельзя

превращать

в

игру.

Дидактическая

игра

это

действенное методическое средство, позволяющее непроизвольно включить

ученика в активную творческую учебную деятельность. И, как любое другое

средство обучения, дидактическая игра в школе должна применяться только в

сочетании с другими методами, средствами и приемами преподавания.

Путь к нему лежит, прежде всего, через включение дидактических игр.

В

игре

дети

чувствуют

себя

свободно,

непринужденно,

испытывают

удовлетворение

от

сознания

своей

самостоятельности

и

полноценности.

Игры

помогают

воспитывать

чувство

коллективизма,

сопереживать,

радоваться

не

только

своим

успехам,

но

и

успехам

своих

товарищей,

оценивать свои и чужие знания, сдерживать эмоции и делать выводы. Игры

учат не только приобретать знания, но и применять их в новых ситуациях;

помогают развивать умения общаться, высказывать свое мнение и слушать

других.

Таким образом, дидактическая игра является одним из действенных средств в

формировании познавательных и коммуникативных компетенций школьника.

Список используемой литературы

1. Шмаков С.А. Ее величество игра. – М.: Просвещение, 1992.

2. Корнеева И.А. Активизация познавательных интересов через ролевую игру.

– М. Просвещение, 1995.

3. Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии.

– М.: Дрофа, 2003.

4. Павлова Н.С. «Обучающие игры на уроках химии» //Химия в школе», 2000.

– 6 - стр.35.

5. Ширикова О.И., Коробейникова Л.А. «Ролевые игры на уроках химии» //

Химия в школе. – 1991. - 3. - стр. 31-36.



В раздел образования