Напоминание

"Отличия различных форм ученического самоуправления и Российского движения школьников"


Автор: Новикова Ольга Павловна
Должность: методист
Учебное заведение: МОУ ДО "Дворец творчества детей и молодежи"
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Статья
Тема: "Отличия различных форм ученического самоуправления и Российского движения школьников"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Отличия различных форм ученического самоуправления и Российского

движения школьников

В связи с созданием в 2015-2016 годах Российского движения школьников в

нашем городе были организованы пилотные площадки для формирования опыта

деятельности РДШ и собственно исполнения Указа Президента РФ.

Сегодня с определенной уверенностью можно говорить о том, что уже совсем

скоро в этом направлении начнут работать все ОУ нашего города и страны в целом.

Учитывая этот факт, а также вопросы, с которыми сталкивались пилотные школы,

возникла необходимость разграничить понятия ученического самоуправления и РДШ.

Ученическое самоуправление — форма реализации обучающимися права на

участие в управлении образовательными организациями, предполагающее участие

учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса

совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения; право,

которым обладают в школе ученики на учёт их мнения в управлении той

образовательной организацией, где они обучаются.

Росси́

йское движе́

ние шко́

льников (РДШ) — это общероссийская общественно-

государственная детско-юношеская организация.

Далее мы с вами будем сравнивать эти два понятия: ученическое самоуправление

и детская организация.

Довольно продолжительное время эти понятия мы путали, подменяли одно

другим, равняли между собой. Было проделано много работы, чтобы раз и навсегда

определить для себя значение, роль и место этих форм деятельности в учебно-

воспитательном процессе ОУ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Итак, Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности

коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и

реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Организация это – группа людей, деятельность которых сознательно

координируется для достижения общей цели или целей.

Детская общественная организация (объединение) - добровольное,

самодеятельное, самоуправляемое объединение детей и взрослых, созданное для

совместной деятельности на основе общих целей и интересов. Взаимоотношения

детской общественной организации (или нескольких организаций) с другими

формированиями образовательного учреждения строятся на партнерских началах на

основе договора или соглашения.

ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ

Целью создания ученического самоуправления является вовлечение

обучающихся в управление образовательным учреждением; самостоятельное принятие

решений и их реализация в интересах ученического коллектива; формирование у

школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества

через освоение навыков социального взаимодействия.

Цель детской общественной организации можно сформулировать как создание

условий для социального становления и самореализации ребенка, что самими детьми

формулируется как перспектива интересной жизни.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Правовой основой развития ученического самоуправления является Закон об

образовании РФ и типовое положение об образовательном учреждении.

Деятельность детских общественных объединений гарантируется федеральными

законами: об общественных объединениях (с изменениями на 2 июня 2016 года) и «О

внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных

и детских общественных объединений» 28 декабря 2016 г.

ФУНКЦИИ

Целесообразно выделить специфические самоуправленческие функции. К таким

функциям можно отнести три: самоактивизация, организационное саморегулирование,

коллективный самоконтроль.

Самоактивизация предполагает приобщение как можно большего числа членов

коллектива

к

решению

управленческой

проблемы,

систематическую

работу

по

вовлечению учащихся в управление новыми сферами деятельности.

Организационное

саморегулирование

предполагает

гибкость

в

реализации

организаторских

функций

членами

ученических

коллективов,

устойчивое

влияние

актива на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру

с целью более успешного решения организаторских задач.

Коллективный

самоконтроль

предполагает

постоянный

самоанализ

органами

самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого

поиск более эффективных путей решения управленческих задач.

Ведущим направлением, целью детского общественного объединения является

развитие личности посредством включения в деятельность, способствующую

вхождению, адаптации, интеграции личности в социальную среду. Этим определяются

основные функции, задачи детской организации:

• широкое разностороннее включение личности в систему общественных

отношений, в социальную жизнь;

• организация жизнедеятельности, удовлетворяющей потребности в развитии,

отвечающей эмоционально-нравственному состоянию и возрастным особенностям;

• защита прав и свобод личности от негативных влияний социальной среды;

• корректировка различных влияний на личность, ее сознание и поведение

(формирование социально-нравственных идеалов, ценностей, потребностей).

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа деятельности ученического самоуправления как правило не

разрабатывается, а осуществляется на основании плана органа самоуправления,

который составляется с учетом плана воспитательной работы ОУ. (из слайда)

Выбор направлений деятельности может быть связан с наличием структурных

подразделений органов ученического самоуправления, может быть сложен

исторически и традиционно; во многих учреждениях вообще существует только

организаторское направление деятельности.

Организация социально-значимой деятельности детской организации может

осуществляться в таких направлениях как:

гражданско-патриотическое;

экология;

краеведение;

милосердие;

здоровый образ жизни;

спортивное.

Деятельность чаще всего выходит за рамки ОУ. Детская организация может

существовать как в рамках одного направления, например «Патриоты», «Союз

Зеленых», так и в нескольких, как, например, РДШ.



В раздел образования