Автор: Новикова Ольга Павловна
Должность: методист
Учебное заведение: МОУ ДО "Дворец творчества детей и молодежи"
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Статья
Тема: "Отличия различных форм ученического самоуправления и Российского движения школьников"
Раздел: дополнительное образование
Отличия различных форм ученического самоуправления и Российского
движения школьников
В связи с созданием в 2015-2016 годах Российского движения школьников в
нашем городе были организованы пилотные площадки для формирования опыта
деятельности РДШ и собственно исполнения Указа Президента РФ.
Сегодня с определенной уверенностью можно говорить о том, что уже совсем
скоро в этом направлении начнут работать все ОУ нашего города и страны в целом.
Учитывая этот факт, а также вопросы, с которыми сталкивались пилотные школы,
возникла необходимость разграничить понятия ученического самоуправления и РДШ.
Ученическое самоуправление — форма реализации обучающимися права на
участие в управлении образовательными организациями, предполагающее участие
учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса
совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения; право,
которым обладают в школе ученики на учёт их мнения в управлении той
образовательной организацией, где они обучаются.
Росси́
йское движе́
ние шко́
льников (РДШ) — это общероссийская общественно-
государственная детско-юношеская организация.
Далее мы с вами будем сравнивать эти два понятия: ученическое самоуправление
и детская организация.
Довольно продолжительное время эти понятия мы путали, подменяли одно
другим, равняли между собой. Было проделано много работы, чтобы раз и навсегда
определить для себя значение, роль и место этих форм деятельности в учебно-
воспитательном процессе ОУ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Итак, Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности
коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и
реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Организация это – группа людей, деятельность которых сознательно
координируется для достижения общей цели или целей.
Детская общественная организация (объединение) - добровольное,
самодеятельное, самоуправляемое объединение детей и взрослых, созданное для
совместной деятельности на основе общих целей и интересов. Взаимоотношения
детской общественной организации (или нескольких организаций) с другими
формированиями образовательного учреждения строятся на партнерских началах на
основе договора или соглашения.
ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ
Целью создания ученического самоуправления является вовлечение
обучающихся в управление образовательным учреждением; самостоятельное принятие
решений и их реализация в интересах ученического коллектива; формирование у
школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества
через освоение навыков социального взаимодействия.
Цель детской общественной организации можно сформулировать как создание
условий для социального становления и самореализации ребенка, что самими детьми
формулируется как перспектива интересной жизни.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Правовой основой развития ученического самоуправления является Закон об
образовании РФ и типовое положение об образовательном учреждении.
Деятельность детских общественных объединений гарантируется федеральными
законами: об общественных объединениях (с изменениями на 2 июня 2016 года) и «О
внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных
и детских общественных объединений» 28 декабря 2016 г.
ФУНКЦИИ
Целесообразно выделить специфические самоуправленческие функции. К таким
функциям можно отнести три: самоактивизация, организационное саморегулирование,
коллективный самоконтроль.
Самоактивизация предполагает приобщение как можно большего числа членов
коллектива
к
решению
управленческой
проблемы,
систематическую
работу
по
вовлечению учащихся в управление новыми сферами деятельности.
Организационное
саморегулирование
предполагает
гибкость
в
реализации
организаторских
функций
членами
ученических
коллективов,
устойчивое
влияние
актива на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру
с целью более успешного решения организаторских задач.
Коллективный
самоконтроль
предполагает
постоянный
самоанализ
органами
самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого
поиск более эффективных путей решения управленческих задач.
Ведущим направлением, целью детского общественного объединения является
развитие личности посредством включения в деятельность, способствующую
вхождению, адаптации, интеграции личности в социальную среду. Этим определяются
основные функции, задачи детской организации:
• широкое разностороннее включение личности в систему общественных
отношений, в социальную жизнь;
• организация жизнедеятельности, удовлетворяющей потребности в развитии,
отвечающей эмоционально-нравственному состоянию и возрастным особенностям;
• защита прав и свобод личности от негативных влияний социальной среды;
• корректировка различных влияний на личность, ее сознание и поведение
(формирование социально-нравственных идеалов, ценностей, потребностей).
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа деятельности ученического самоуправления как правило не
разрабатывается, а осуществляется на основании плана органа самоуправления,
который составляется с учетом плана воспитательной работы ОУ. (из слайда)
Выбор направлений деятельности может быть связан с наличием структурных
подразделений органов ученического самоуправления, может быть сложен
исторически и традиционно; во многих учреждениях вообще существует только
организаторское направление деятельности.
Организация социально-значимой деятельности детской организации может
осуществляться в таких направлениях как:
гражданско-патриотическое;
экология;
краеведение;
милосердие;
здоровый образ жизни;
спортивное.
Деятельность чаще всего выходит за рамки ОУ. Детская организация может
существовать как в рамках одного направления, например «Патриоты», «Союз
Зеленых», так и в нескольких, как, например, РДШ.