Напоминание

"Волшебная глина"


Автор: Мусабирова Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ с.Ильинка
Населённый пункт: Хабаровский край, Хабаровский район. село Ильинка
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Волшебная глина"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мусабирова Ирина Сергеевна

Образовательная область: познание

Возрастная группа, примерная программа: старшая группа, Н.Е.Веракса, М.А.Васильева «От

рождения до школы»

Тема НОД: «Волшебная глина»

Цель: развитие у детей любознательности через формирование представлений о пользе глины

Задачи: - Закрепить знания детей о полезном назначении глины (использование ее для

изготовления игрушек, посуды);

- Расширить представления детей о глине и об области е применения (изготовление кирпичей,

грязелечебницы) с опорой на медиа-ресурсы.

-Активизация

словарного

запаса:

кирпичный

завод,

печь,

гончар,

тропики,

тропические

дожди.

- Развивать познавательный интерес детей по средствам исследовательской деятельности

(обследование руками кусочков глины, выявление ее свойств(мягкая, пластичная, пачкает

руки и одежду).

Оборудование: проектор, музыкальный центр, ящик с почвой, лопатки, лейка, семена, рабочая

одежда для детей и воспитателя, глина, ткань, картинки разрезные, иллюстрации кирпичных

зданий,

глиняная

посуда

и

игрушки,

овощи,

рыбка-игрушка,

таблица

с

картинками(«

с

улыбкой» и «без улыбки»).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций глиняных игрушек и посуды, беседы о

глиняных изделиях, чтение сказок «Филимоновские чудеса»; «Волшебная птица и город

мастеров» Е.А. Алябьевой; просмотр мультфильма «Живая глина»

Этап НОД

Содержание. Действия педагога

Действия детей.

Результат.

Интегра

ция по

видам

деятель

ности

Организационный

момент

На столах в группе располагаются

предметы: 1 стол-глиняные игрушки; 2

стол-глиняная посуда; 3 стол – кирпич, 4

стол –

рыба(игрушка) ; 5 стол – овощи.

Почтальон приносит посылку, в которой

находятся кусочки глины по количеству

детей. Дети рассматривают ее. Объясняют

что это. Воспитатель задает вопрос: «Для

чего нужна глина человеку? Затем им

предлагается подойти к тем столам, на

которых находятся те предметы, которые по

их мнению связаны с глиной.

Дети подходят к

столам. Большая часть

детей становятся у

столов №1,2.

Двига

тель-

ная,

ком-

муни-

катив

ная

Актуализация

знаний – выход на

проблему.

Мотивация.

Воспитатель

задает

вопросы

детям:

«Почему вы выбрали эти столы, что там

находит ся?»

Из

чего

сделаны

э т и

предметы?»

Какие

вы

знаете

глиняные

игрушки?

Д ети

отвечают

н а

вопросы. Перечисляют

игрушки

(каргопольс-

кие,

дымковские,

фи-

лимоновские )

«Открытие» нового

знания.

Воспитатель

предлагает

детям

обратить

внимание на остальные столы и подумать

могут ли эти предметы быть как-то связаны

с

глиной?

«А

хотите

узнать,

чем

еще

полезна глина? Давайте подойдем к столу

№3. Что это за предмет? Хотите узнать как

получают кирпич на производстве?» Показ

видеоролика «Как изготавливают кирпич».

Краткий рассказ педагога.

Обсуждение

смысла

пословицы «Чем

больше ее мнешь ,тем лучше она греет».

«Да, хотим». Смотрят

ролик на экране

Выступления детей

Просмотр иллюстраций русской печки.

Воспитатель предлагает детям собрать три

картинки из пазлов, на которых изображены

Красная

площадь,

исторический

музей,

Кремлевская

башня.

«Что

изображено

на

картинке? Давайте составим рассказы»

«Ребята вот видите какое важное свойство у

глины,

из

нее

можно

делать

кирпичи

и

строить

здания.

А

давайте

мы

в

нашей

таблице будем отмечать все свойства глины

(используется таблица с двумя колонками.

В

одну

будут

прикрепляться

карточки

с

«улыбкой»,

что

означает

положительные

свойства, в другой «грустные», что означает

отрицательные свойства)

Воспитатель

выносит

детям

поднос

с

глиной и тряпочками. «Ребята, давайте мы

сейчас завернем кусочки глины в тряпочку.

Что произошло?» «Давайте отметим это в

нашей таблице»

Воспитатель загадывает загадку:

Жила в земле,

Потом -в Кремле,

Дождь польет-

По ней никто не

Пройдет.

«Есть на нашей планете места с лечебной

глиной. Туда люди ездят лечить больные

суставы.

Мы

сейчас

отправимся

в

такое

место

на

машине.

Посмотрите

на

макете

есть

две

дороги,

по

ним

попробуем

проехать.

Рассматривание

фото

грязелечебниц.

Рассказ воспитателя.

Воспитатель подводит детей к столу №4.

«Ребята,

а

как

вы

думаете,

глина

может

помочь рыбам?» «Сейчас мы отправиться

в далекие тропики. (Презентация).

Рассказ

воспитателя:

«Когда

в

тропиках

Ч т е н и е

р е б е н к о м

стихотворения

Из

кирпичей

сложили

печь:

Есть

где

грибочки

посушить,

Куда носочки положить,

А пироги из печи

И вкусны, и горячи!

Д е т и

д е л я т с я

н а

группы

и

собирают

изображения.

Д е т и

с о с т а в л я ю т

рассказ-описание,

пользуясь схемой.

Кто из детей выбирает

к а р т о ч к у

и

п р и -

крепляет к таблице.

Дети

отвечают,

что

глина очень пачкает и

одежду и руки.

Дети

п р и к р еп л я ют

карточку «без улыбки»

Дети - Это глина

В ы з ы в а ю т с я

д в о е

детей.

Одна

машина

едет по ровной дороге,

д р у г а я

п о

г л и н е .

Обсуждение

детьми,

почему

быстрее

ехать

по

ровной

д о р о ге .

О т м е ч а ю т

э т о

свойство

в

таблице

(карточка «грустная»)

Отмечают

лечебные

с в о й с т в а

гл и н ы

в

таблице(карточка

«

с

улыбкой»)

Смотрят презентацию.

Про-

дукти

вная,

ком-

муни-

катив

ная

наступает засуха, пересыхают все реки и

водоемы, рыбы закапываются

в глину и

засыпают. Глина защищает их от высыхания

и гибели. А когда начинаются тропические

дожди, рыбки просыпаются и оживают»

Физкультминутка «Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело гулять .

Рыбка, рыбка-озорница,

Мы хотим с тобой играть.

«В

какую

колонку

нашей

таблицы

мы

запишем это свойство глины?»

Воспитатель: «У нас еще на одном столе

лежат

предметы,

давайте

их

рассмотрим.

«Как вы понимаете поговорку: «В добрых

руках и на глине урожай»?

А можно ли на глинистой почве вырастить

урожай? А что помогает растениям расти

быстрее?

В

глинистую

почву

вносят

удобрения, ухаживают и собирают урожай»

Ребята,

давайте

мы

с

вами

проверим,

сможем

ли

мы

вырастить

урожай

на

глинистой почве. Хотите?

По

окончании

р а б о т ы

воспитатель

предлагает детям присесть на стульчики.

Выполняют движения.

Отмечают

в таблице

(карточка

«с

улыб-

кой»)

Подходят к столу №5

Дети

рассматривают

овощи.

Составляют

небольшие

п р е д л о ж е н и я

о б

овощах.

Обсуждение

поговорки.

Уд о б р е н и я ,

в о д а ,

солнце.

Дети одевают рабочую

одежду,

распределяют

роли между собой кто

будет рыхлить землю,

к т о

буд е т

с а ж а т ь

с е м е н а ,

п о л и в а т ь .

Начинают работать

Двига

тель-

ная

Трудо

вая

Закрепление нового

знания, повторение

Воспитатель:

«Давайте

ребята

вспомним,

что же нового мы узнали с вами сегодня?»

Ответы

не скольких

д е т е й

с

использованием

заполненной таблицы

Позна

ватель

ная

и

ком-

муни-

катив

ная

Рефлексия

( и то г

НОД)

Воспитатель предлагает детям рассказать

дома

родителям

о пользе

глины, ее

применении,

и

совместно

нарисовать

рисунок на тему: « Волшебная глина»

Продолжение

исследования

вне

НОД

Наблюдение за рассадой томатов; сюжетно-

ролевые игры с использованием глиняных

игрушек

и

посуды,

в

самостоятельной

деятельности(лепка из глины).



В раздел образования