Автор: Пимахова Екатерина Кирилловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Ветлевская СОШ"
Населённый пункт: Брянская область Мглинский район д. Ветлевка
Наименование материала: статья
Тема: "Насущная проблема школы"
Раздел: среднее образование
Насущная проблема школы
В
наше
время,
когда
школы
России
переходят
на
новые
образовательные
стандарты,
проблема
чтения,
разумеется,
нашла
свое
отражение в этом нормативном документе. Федеральный образовательный
стандарт,
в
основе
которого
лежит
системно
–
деятельностный
подход,
предполагает
воспитание
и
развитие
качеств
личности,
отвечающих
требованиям
информационного общества, инновационной экономики. Это
станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской
культурой.
Почему
эта
проблема
так
остро
стоит
сейчас?
Ведь
чтение
–
это
средство освоения и поддержания интеллектуальных, мировоззренческих и
духовных
ценностей
общества,
чтение
развивает
интеллект,
формирует
духовно зрелую, образованную и социально ценную личность. Особенно
проблема чтения касается, к сожалению, детей и подростков. Об этом говорит
тот факт, что над данной проблемой сегодня работают специалисты разных
областей наук: библиотекари, учителя, психологи, преподаватели высшей
школы и т. д.
Нынешних школьников мало интересует чтение. Причины школьного
«нечтения»
известны.
Одна
из
них
–
образовательная.
Рост
числа
альтернативных
учебников,
альтернативных
учебных
заведений,
создание
многочисленных
новых
программ
приводит
к
резкому
возрастанию
потребности школьников в «деловой» информации, иногда в ущерб чтению
«для души». Пристрастие к чтению стало не только не престижно, но и
подвергается
осмеянию
сверстников,
т.е.
исчезает
среда,
стимулирующая
детей к чтению.
Немалую роль играет и экономическая причина. У многих не хватает
денег
на
покупку
книг,
на
подписку
журналов,
на
посещение
детьми
учреждений
культуры
и
досуга,
так
как
общество
стало
экономически
неоднородным.
А самой главной причиной, думаю, является инновационная. Дети и
подростки
подвержены
влиянию
новых
информационных
технологий,
которые
все
глубже
проникают
в
нашу
жизнь.
Увеличение
числа
телевизионных
каналов,
развитие
кабельного
телевидения
и
новых
возможностей, которые представляют видеотехника и компьютеры приводит
к
тому,
что
«экранная
культура»
все
сильнее
влияет
на
чтение
детей
и
подростков. Дети предпочитают книге Интернет, телевизор и компьютерные
игры.
Современные
школьники
хотят
получать
информацию
визуально,
легким и увлекательным способом. Активное чтение постоянно теряет свою
популярность,
а
это
негативно
отражается
на
абстрактном
мышлении
школьников, их способности понимать прочитанное и размышлять над его
смыслом. Происходит ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей
и подростков, снижение их уровня грамотности.
Учителя Ветлевской школы полны тревоги по поводу упрощения и
огрубления речи у школьников, примитивных штампов, изобилующих в их
сочинениях. Поэтому задача учителя – помочь ребенку осознать значение
чтения
и
письма,
грамотности
как
базовой
учебной
компетенции,
позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое. Для того,
чтобы решить проблему чтения, нужны программы, конкурсы, мероприятия,
направленные на популяризацию чтения.
В нашей школе, учителя, администрация, библиотекарь и большинство
родителей, понимая важность данной проблемы, проводят, по возможности,
определенную целенаправленную работу по привитию навыков чтения у
школьников, пропагандируют жизнь авторитетных людей страны, области,
района, для которых книги сыграли важную роль (знаменитые писатели и
поэты России и Брянщины, космонавты,
ученые, артисты и спортсмены,
деятели науки и культуры). А это, в свою очередь, повышает авторитет
учителя.
Прививают любовь к книге, чтению регулярно проводят предметные
недели,
конкурсы,
презентации.
Пользуются
успехом
у
детей
конкурсы
чтецов,
литературные
гостиные
конкурсы
на
лучшего
читателя
художественного произведения, классные часы на тему: «Расскажи, что было
дальше»,
конкурс
«Живая
классика».
Многие
конкурсы
проводятся
на
муниципальном и региональном уровне. При подготовке к ним школьники
посещают библиотеку, выбирают нужную книгу или находят в Интернете
понравившееся произведение, выбирают отрывки для чтения наизусть. Так
было при подготовке к конкурсу «Живая классика», который прошел в школе
двадцать первого февраля. Условия конкурса требовали чтения прозы тех
писателей, которые не включены в школьную программу, продолжительность
чтения
–
пять
минут.
Участники
конкурса
нашли
замечательные
произведения, выучили наизусть отрывки из них.
После занятий участники конкурса и болельщики собрались в кабинете
русского языка. Все волновались, повторяли текст. Члены жюри – все три
учителя
русского
языка
и
литературы.
Конкурс
открыла
Жевна
В.Е.,
председатель жюри. Она объявила цели и задачи конкурса, поздравила ребят
и пожелала им успехов в предстоящем испытании. Конкурс начался. Ребята
читали с воодушевлением. Меня приятно удивил выбор писателей и
их
произведений.
Звучали
отрывки
из
повести
В.Закруткина
«Матерь
человеческая»,
короткие
юмористические
рассказы
Виктора
Галявкина
и
Марины Дружининой, П.Цвирки, В.Осеевой. Зрители дружно аплодировали,
поощряли выступающих улыбкой, кивком головы.
По
окончании
конкурса
жюри
вместе
со
зрителями
единодушно
отметили лучших чтецов. Ими оказались: ученик 6 класса Тенкуляк Сергей
(М.Дружинина «Звоните, вам споют!», ученица 9 класса Пимахова Дарья
(В. Осеева «Бабка») и ученица 10 класса Манжосова Алина (В.Закруткин
«Матерь человеческая»). Им предстоит участвовать в районном конкурсе
чтецов
«Живая
классика»,
а
зрителям,
болельщикам
после
окончания
конкурса захотелось прочитать рассказы М. Дружининой, Э. Успенского, И.
Якимова, В. Осеевой. А это значит, что кто-то из учеников
потянулся к
хорошей книге, захотел читать.
Сегодня детское чтение особенно нуждается в защите и поддержке.
Государство и школа должны объединить свои
усилия. Книги и чтение –
одно из важных средств в борьбе за возрождение российской духовности. Мы
должны прививать любовь к чтению, если хотим воспитать нравственное и
интеллектуальное поколение. Именно чтение книг приведет нас к этому, ведь
образовательные стандарты заставляют нас по-новому взглянуть на значение
слова «чтение».
\