Напоминание

"Насущная проблема школы"


Автор: Пимахова Екатерина Кирилловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Ветлевская СОШ"
Населённый пункт: Брянская область Мглинский район д. Ветлевка
Наименование материала: статья
Тема: "Насущная проблема школы"
Раздел: среднее образование





Назад




Насущная проблема школы

В

наше

время,

когда

школы

России

переходят

на

новые

образовательные

стандарты,

проблема

чтения,

разумеется,

нашла

свое

отражение в этом нормативном документе. Федеральный образовательный

стандарт,

в

основе

которого

лежит

системно

деятельностный

подход,

предполагает

воспитание

и

развитие

качеств

личности,

отвечающих

требованиям

информационного общества, инновационной экономики. Это

станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской

культурой.

Почему

эта

проблема

так

остро

стоит

сейчас?

Ведь

чтение

это

средство освоения и поддержания интеллектуальных, мировоззренческих и

духовных

ценностей

общества,

чтение

развивает

интеллект,

формирует

духовно зрелую, образованную и социально ценную личность. Особенно

проблема чтения касается, к сожалению, детей и подростков. Об этом говорит

тот факт, что над данной проблемой сегодня работают специалисты разных

областей наук: библиотекари, учителя, психологи, преподаватели высшей

школы и т. д.

Нынешних школьников мало интересует чтение. Причины школьного

«нечтения»

известны.

Одна

из

них

образовательная.

Рост

числа

альтернативных

учебников,

альтернативных

учебных

заведений,

создание

многочисленных

новых

программ

приводит

к

резкому

возрастанию

потребности школьников в «деловой» информации, иногда в ущерб чтению

«для души». Пристрастие к чтению стало не только не престижно, но и

подвергается

осмеянию

сверстников,

т.е.

исчезает

среда,

стимулирующая

детей к чтению.

Немалую роль играет и экономическая причина. У многих не хватает

денег

на

покупку

книг,

на

подписку

журналов,

на

посещение

детьми

учреждений

культуры

и

досуга,

так

как

общество

стало

экономически

неоднородным.

А самой главной причиной, думаю, является инновационная. Дети и

подростки

подвержены

влиянию

новых

информационных

технологий,

которые

все

глубже

проникают

в

нашу

жизнь.

Увеличение

числа

телевизионных

каналов,

развитие

кабельного

телевидения

и

новых

возможностей, которые представляют видеотехника и компьютеры приводит

к

тому,

что

«экранная

культура»

все

сильнее

влияет

на

чтение

детей

и

подростков. Дети предпочитают книге Интернет, телевизор и компьютерные

игры.

Современные

школьники

хотят

получать

информацию

визуально,

легким и увлекательным способом. Активное чтение постоянно теряет свою

популярность,

а

это

негативно

отражается

на

абстрактном

мышлении

школьников, их способности понимать прочитанное и размышлять над его

смыслом. Происходит ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей

и подростков, снижение их уровня грамотности.

Учителя Ветлевской школы полны тревоги по поводу упрощения и

огрубления речи у школьников, примитивных штампов, изобилующих в их

сочинениях. Поэтому задача учителя – помочь ребенку осознать значение

чтения

и

письма,

грамотности

как

базовой

учебной

компетенции,

позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое. Для того,

чтобы решить проблему чтения, нужны программы, конкурсы, мероприятия,

направленные на популяризацию чтения.

В нашей школе, учителя, администрация, библиотекарь и большинство

родителей, понимая важность данной проблемы, проводят, по возможности,

определенную целенаправленную работу по привитию навыков чтения у

школьников, пропагандируют жизнь авторитетных людей страны, области,

района, для которых книги сыграли важную роль (знаменитые писатели и

поэты России и Брянщины, космонавты,

ученые, артисты и спортсмены,

деятели науки и культуры). А это, в свою очередь, повышает авторитет

учителя.

Прививают любовь к книге, чтению регулярно проводят предметные

недели,

конкурсы,

презентации.

Пользуются

успехом

у

детей

конкурсы

чтецов,

литературные

гостиные

конкурсы

на

лучшего

читателя

художественного произведения, классные часы на тему: «Расскажи, что было

дальше»,

конкурс

«Живая

классика».

Многие

конкурсы

проводятся

на

муниципальном и региональном уровне. При подготовке к ним школьники

посещают библиотеку, выбирают нужную книгу или находят в Интернете

понравившееся произведение, выбирают отрывки для чтения наизусть. Так

было при подготовке к конкурсу «Живая классика», который прошел в школе

двадцать первого февраля. Условия конкурса требовали чтения прозы тех

писателей, которые не включены в школьную программу, продолжительность

чтения

пять

минут.

Участники

конкурса

нашли

замечательные

произведения, выучили наизусть отрывки из них.

После занятий участники конкурса и болельщики собрались в кабинете

русского языка. Все волновались, повторяли текст. Члены жюри – все три

учителя

русского

языка

и

литературы.

Конкурс

открыла

Жевна

В.Е.,

председатель жюри. Она объявила цели и задачи конкурса, поздравила ребят

и пожелала им успехов в предстоящем испытании. Конкурс начался. Ребята

читали с воодушевлением. Меня приятно удивил выбор писателей и

их

произведений.

Звучали

отрывки

из

повести

В.Закруткина

«Матерь

человеческая»,

короткие

юмористические

рассказы

Виктора

Галявкина

и

Марины Дружининой, П.Цвирки, В.Осеевой. Зрители дружно аплодировали,

поощряли выступающих улыбкой, кивком головы.

По

окончании

конкурса

жюри

вместе

со

зрителями

единодушно

отметили лучших чтецов. Ими оказались: ученик 6 класса Тенкуляк Сергей

(М.Дружинина «Звоните, вам споют!», ученица 9 класса Пимахова Дарья

(В. Осеева «Бабка») и ученица 10 класса Манжосова Алина (В.Закруткин

«Матерь человеческая»). Им предстоит участвовать в районном конкурсе

чтецов

«Живая

классика»,

а

зрителям,

болельщикам

после

окончания

конкурса захотелось прочитать рассказы М. Дружининой, Э. Успенского, И.

Якимова, В. Осеевой. А это значит, что кто-то из учеников

потянулся к

хорошей книге, захотел читать.

Сегодня детское чтение особенно нуждается в защите и поддержке.

Государство и школа должны объединить свои

усилия. Книги и чтение –

одно из важных средств в борьбе за возрождение российской духовности. Мы

должны прививать любовь к чтению, если хотим воспитать нравственное и

интеллектуальное поколение. Именно чтение книг приведет нас к этому, ведь

образовательные стандарты заставляют нас по-новому взглянуть на значение

слова «чтение».

\



В раздел образования