Автор: Лебедева Надежда Мирославна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Средняя школа№1города Рудня
Населённый пункт: Город Рудня Смоленская оласть
Наименование материала: статья
Тема: " Особенности применения современных образовательных технологий в процессе преподавания физической культуры в школе".
Раздел: среднее образование
Тема: « Особенности применения современных образовательных
технологий в процессе преподавания физической культуры в
школе».
В настоящее время в образовательном процессе активно формируется
возможность применения современных технологий, в основе достижения
научно – технического процесса. Актуальность современных технологий
на
уроках
физической
культуры
определяется
особой
ролью
здорового
образа
жизни
на
современном
этапе
развития
человечества
в
целом
и
каждого отдельного ученика школы в частности.
Цель работы: теоретически разработать
и практически обосновать
использование современных технологий на уроках физической культуры в
школе.
Объектом
работы
является
процесс
обучения
детей
на
уроках
физкультуры
в
условиях
применения
современных
образовательных
технологий
Предмет
исследования:
современные
технологии
как
средство
сохранения и укрепления здоровья учащихся в процессе обучения.
Задачи работы:
1. Изучить сущность современных образовательных технологий.
2. Выявить цели, функции современных образовательных технологий.
3. Рассмотреть средства и формы технологий в процессе обучения на
уроках физической культуры.
2.Педагогическая технология
Технология – это продуманная во всех деталях модель совместной
педагогической
деятельности,
организации
и
проведению
учебного
процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя
(В.М. Монахов).
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации
учебного процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая
технология
-
это описание процесса
достижения
планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Технология
-
э т о искусство,
мастерство,
умение,
совокупность
методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
Что понимают под современной образовательной технологией?
Определений довольно много, на наш взгляд, наиболее удачным является
следующее: образовательная
технология –
система
средств,
форм
и
способов организации образовательного взаимодействия, обеспечивающих
эффективное
управление
и
реализацию
образовательного
процесса
на
основе
комплекса
целей
и
определенным
образом
сконструированных
информационных
моделей
осваиваемой
реальности
–
содержания
образования.
Анализируя существующие определения, можно выделить критерии,
которые и составляют сущность педагогической технологии:
однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для
чего);
отбор и структура содержания (что);
оптимальная организация учебного процесса (как);
методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя
(кто);
и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Существенными
признаками,
присущими
именно
педагогической
технологии являются следующие утверждения:
диагностическое
целеполагание
и
результативность
предполагают
гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;
экономичность
выражает
качество
педагогической
технологии,
обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя и
достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки
времени;
проектируемость, целостность и управляемость отражают различные
стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;
корректируемость
предполагает
возможность
по стоянной
оперативной
обратной
вязи,
последовательно
ориентированной
на
четко
определенные цели.
2.1Применение
современных
образовательных
технологий
на
уроках физической культуры
В
школьной
практике
используются
различные
педагогические
технологии,
обеспечивающие
активизацию
творческих
способностей
учащихся.
1.Проектная деятельность.
2. Личностно-ориентированное обучение.
3. Игровые технологии
4. Здоровьесберегающие технологии.
5. Соревновательная технология;
6. Технология дифференцированного физкультурного образования
7. Информационные технологии.
8. Технология активного обучения
9.Технология проблемного обучения
Мы остановимся на некоторых из них
2.2Здоровьесберегающие технологии
На уроках физической культуры данная технология – это основа
основ.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются
следующие группы средств:
· гигиенические факторы;
· оздоровительные силы природы;
· средства двигательной направленности.
Первое
условие
оздоровления
это
создание
на
уроках
физической
культуры гигиенического режима
Второе
использование
оздоровительных
сил
природы,
которое
оказывает
существенное
влияние
на
достижение
целей
здоровье
сберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе
способствует
активизации
биологических
процессов, повышают
общую
работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.
Самым
важным
условием является
обеспечение
оптимального
двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет
удовлетворить
2.3 Информационные технологии
В
настоящее
время
учитель
физической
культуры
сталкивается
с
проблемой
снижения
уровня
двигательной
активности,
познавательной
деятельности учащихся на уроке, да и просто нежеланием учится. Один из
способов развития двигательной активности и познавательной деятельности
учащихся
–
это
применение
видеофильмов,
мультимедиа
технологий,
компьютера.
Цель
использования
технологии: повышение
качестваобразования
через
использование информационных технологий на уроках и внеклассных
занятиях наряду с традиционными формами обучения
Сегодня компьютерная грамотность учителя и ученика достаточна для
того, чтобы свободно работать на персональном компьютере и получать
необходимую дополнительную информацию из различных источников. В
образовательном процессе широко применяем цифровые образовательные и
Интернет-ресурсы, а именно:
в
качестве
подготовки
рабочих
программ,
поурочных
планов,
дидактических
материалов
(тестовые
задания),
различных
докладов,
методических
разработок.
Использование
электронных
учебников
и
образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных
пособий,
с
их
иллюстративными,
анимационными
возможностями
использование программных ресурсов для создания собственных учебных
п о с о б и й
к
у р о к а м
с
п о м о щ ь ю
п р о г р а м м
M i c r o s o f t Wo r d ,
MicrosoftPowerPoint, MicrosoftExcel.
Важно отметить и тот факт, что мы используем на уроках и методики
устного опроса, как условия развития устной и письменной речи учащихся.
Одним словом, учитель должен сочетать в своей педагогической практике
инновационные технологии и традиционные. Это позволяет устранить все
те
риски,
которые
возникают
при
использовании
информационных
технологий.
На каждом уроке физической культуры применяются элементы
информационно-коммуникационной технологии:
при
рассказе
об
истории
волейбола
и
объяснении
правил
игры
используется презентация «Волейбол»,
Результат использования технологии: интенсификация всех уровней
учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных
информационных технологий. ИКТ позволило значительно расширить и
разнообразить содержание обучения на уроке.
2.4 Игровые технологии
на
уроках
физической
культуры
занимает
важное
место
в
образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в
том,
что
она
учитывает
психолого-педагогическую
природу
ребенка,
отвечает его потребностям и интересам, игровая деятельность на уроках в
школе
дает
возможность
повысить
у
обучающихся
интерес
к
учебным
занятиям. Позволяет усвоить большее количество информации, основанной
на
примерах
конкретной
деятельности,
моделируемой
в
игре,
помогает
ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в
сложных ситуациях. Игра – это проявление желания действовать.
Игровые
формы
работы
в
учебном
процессе
могут
нести
ряд
функций:
- обучающая;
- воспитательная;
- коррекционно-развивающая;
- психотехническая;
- коммуникативная;
- развлекательная;
- релаксационная.
Технология успеха предполагает создание ситуации успеха на
уроке:
1. Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в
классе
на
протяжении
всего
урока.
(
Слагаемые
доброжелательности:
улыбка,
добрый
взгляд,
внимание
друг
к другу,
интерес
к
каждому,
приветливость, расположенность, мягкие жесты.)
2. Второе условие – снятие страха – авансирование успеха (объявить
о положительных результатах до того, как они получены, это увеличивает
меру уверенности в себе ребенка и повышает активность.)
3. Ключевой момент – высокая мотивация предлагаемых действий:
Во имя чего? Ради чего? Зачем? Мотив сильнейший механизм.
4. Реальная помощь в продвижении к успеху – скрытая инструкция
деятельности,
посылаемая
субъекту для
инициирования
мыслительного
образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения.
5. Краткое экспрессивное воздействие – педагогическое внушение,
собранное в яркий фокус (За дело!Приступаем!)
6. Педагогическая
поддержка
в
процессе
выполнения
работы
(краткие реплики или мимические жесты).
7. Использование игровых и соревновательных методов: повышается
эмоциональное
состояние,
элемент
соревнований
всегда
создает
приподнятое
настроение,
воспитываются
стремление
к
победе
и
коллективизм.
2.5 Проектная деятельность
Использование
проектов
позволяет
строить
на
уроках
физической
культуры
обучение
на
активной
основе,
через
целенаправленную
деятельность
ученика,
сообразуясь
с
его
личным
интересом.
Составляя
проект, он превращается из объекта в субъект обучения. Такая работа даёт
возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только
физически, но и интеллектуально.
Создание
условий
для
развития
способности
школьников
к
самообучению
путем
исследовательской
творческой
учебной
работы
учащихся,
направленной
на
интеграцию
и
актуализацию
знаний;
для
познавательной
активности
учащихся
на
уроках
физической
культуры
используется видеометод, который обеспечивает:
-
возможность
дать
ученикам
более
полную,
достоверную
информацию
об изучаемых спортивных элементах;
- повысить роль наглядности в учебном процессе;
-
удовлетворить
запросы
и
интересы
учащихся;
наладить
эффективную
обратную связь.
Использование мультимедийных презентаций при создании
проектов,
обучение
в
сотрудничестве,
дискуссий,
что
обеспечило
более
эффективное
соприкосновение
физической
культуры
и
внешних
информационных потоков, взаимодействие с учащимися.
Виды проектов
1. Исследовательский
2. Обзорный
3. Продукционный
4. Проекты инсценировки
Метод
проектов,
как
наиболее
перспективная
педагогическая
технология,
которая
позволяет
раскрыть
творческие
способности
школьников,
сформировать
умение
ориентироваться
в
огромном
море
информации, выделять главное, брать ответственность на себя и принимать
решения;
позволяет
интегрировать
в
себе
обучение
в
сотрудничестве,
групповые методы, рефлексивные.
2.6 Технология
дифференцированного физкультурного образования
Важнейшее
требование
современного
урока
–
обеспечение
дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом
состояния
здоровья,
пола,
физического
развития,
двигательной
подготовленности, особенностей развития психических свойств.
Дифференцированный
и
индивидуальный
подходы
важны
для
обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области
физической культуры.
Под
дифференцированным
физкультурным
образованием
понимается
целенаправленное
физическое
формирование
человека
посредством развития его индивидуальных способностей.
Дифференцированное
выставление
отметки
по
физической
и
технической подготовленности обучающихся
При
оценке
физической
подготовленности
учитывается
как
максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные
достижения имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по
физической
культуре
учитываются
и
теоретические
знания,
и
техника
выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять
физкультурно-оздоровительную деятельность.
2.7 Соревновательная технология
Цель
использования
технологии: стимулировать
максимальное
проявление двигательных способностей.
Применения
технологии
в
практической
профессиональной
деятельности:
На
каждом
уроке
физической
культуры
применяются
элементы
соревновательной технологии:
-на занятиях по волейболу, баскетболу и т.д. обязательно применяется
соревновательный метод в процессе учебной игры для:
повышения эмоциональной направленности урока,
увеличения интереса к игре,
повышения
мотивации
к
совершенствованию
технико-тактических
навыков и развитию физических качеств.
-соревновательный метод очень эффективен в привлечении учеников к
занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время – дети
охотно участвуют в соревнованиях между классами, активно болеют за
команды
одноклассников,
что
способствует
более
ответственному
отношению к предмету «физическая культура» и повышению стремления
детей к самосовершенствованию
-во
время
сдачи
контрольных
тестов
применение
соревновательной
технологии
позволяет
добиться
более
высоких
показателей
физической
подготовленности, помогает ученикам обрести уверенность в своих силах.
2.8Технология активного обучения.
Среди активных форм выделяются:
1.
Проблемные
диспуты
и
беседы.
Сколько
детей,
столько
и
вопросов
возникает
на
уроке.
На
все
«Зачем?»
и
«Почему?»
сразу
не
ответишь, поэтому учитель предлагает всем обдумать этот вопрос, а на
следующем уроке мы его обязательно обсуждаем, каждый из детей может
высказать свое мнение. Освобожденные от физической нагрузки учащиеся
являются главными докладчиками по этим вопросам.
2.
Сообщения
по
теории
физической
культуры
также
готовят
учащиеся,
временно
освобожденные
от
урока,
это
частично
решает
проблему сидящих на скамейке.
3.
Урок-собеседование. Это также теоретический урок, на котором
происходит защита сообщений или индивидуальных домашних заданий по
определенным вопросам.
4.
Урок-консультация. Это в основном урок, на котором учитель
отвечает на вопросы учащихся по самоподготовке, по выполнению каких-
либо
упражнений
или
комплексов
вместе
с
учеником
подбираются
подводящие упражнения и упражнения общей и специальной физической
направленности.
5.
Урок-соревнование. Соревнования необходимо включать на всех
этапах урока и на разных стадиях обучения. Соревновательные моменты на
уроке
способствуют
развитию
физических
качеств,
развитию
познавательного интереса, повышает степень эмоционального воздействия,
стимулирует активность на уроке.
2.9 Технология проблемного обучения
Сущность проблемного обучения состоит в создании учителем цепи
проблемных
ситуаций
и
управлении
деятельностью
учащихся
по
самостоятельному
решению
учебных
проблем.
Соответственно
важнейшими
понятиями
в
проблемном
обучении
являются
проблемная
ситуация и учебная проблема.
Проблемная ситуация заключается в противоречии между известными
школьнику сведениями и новыми фактами, явлениями, для понимания и
объяснения которых прежних знаний недостаточно.Действия ученика при
создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей логической
последовательности:
-анализ проблемной ситуации;
-формулировка
(постановка)
проблемы
или
осознание
и
принятие
формулировки учителя;
-решение
проблемы:
выдвижение
предположений;
обоснование
гипотезы; доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное);
-проверка правильности решения.
Проблемные вопросы: они должны быть сложными настолько, чтобы
вызвать
затруднение
учащихся,
и
в
то
же
время
посильными
для
самостоятельного нахождения ответа. Например, мы предлагаем задания-
схемы, предусматривающие поисковую деятельность учащихся: 1) Выбрать
один из способов прыжка в высоту и разобрать его минусы и плюсы в
сравнении
с
другими;
2)применить
хорошо
освоенный
навык
в
нестандартных условиях. Задания поискового характера всегда связаны с
постановкой
проблемы.
Осознание
проблемы
зависит
от
уровня
знаний
учащихся, его интересов и подготовленности. Начинается поиск решения.
При этом педагог отслеживает информацию о промежуточных результатах.
Основным средством контроля являются ответы и действия школьников,
аналитическая
деятельность
учителя
по
определению
степени
их
правильности, количества и характера ошибок.
Таким
образом,
длительное
использование
проблемного
обучения
служит залогом самообразования, самовоспитания, укрепления здоровья и
физического совершенствования.
Вывод:
Физкультура должна стать универсальным средством оздоровления. В
настоящее время, ведущими направлениями в работе по физическому
воспитанию являются:
- создание условий, содействующих формированию навыков здорового
образа жизни, сохранению и укреплению физического и психологического
здоровья учащихся средствами физической культуры и спорта;
-
формирование
физической
культуры
личности
с
учетом
их
индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации;
- совершенствование врачебно-педагогического контроля, за организацией
физического воспитания.
Педагогический анализ по реализации современных, требований,
обеспечивающих развитие физической культуры.
Работа по этим направлениям социально значима, так как физически
здоровый человек защищен, активен, уверен в себе. Он конкурентоспособен
и в плане физическом и как следствие, в плане интеллектуального развития.
Вот так день за днем, шаг за шагом в своей работе необходимо применять
здоровье сберегающие образовательные технологии. Учить детей охранять
свое здоровье, заботиться о нем.
Литература
1.
Жуков
М.Н.
Подвижные
игры:
Учеб.для
студ.
пед.
вузов.
-
М.:
Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
2. Найминова Э. Спортивные игры на уроках физической культуры. Книга
для учителя. – Ростов на Дону: Феникс, 2001. – 256 с.
3.Селевко
Г.К.
Энциклопедия
образовательных
технологий,
-
М.:
НИИ
школьных технологий, 2006. – 816 с.
4. Федеральный
закон
от
29.12.2012
№ 273 - ФЗ
(ред.
23.07.2013)
«Об
образовании в Российской Федерации».
5.
Шамаева
О.Ю.
-
Образовательные
технологии
в
о сновных
образовательных программах уровневой системы подготовки [Электронный
ресурс] - Режим доступа: gumchtenia.rgguarticle.html?id=66212