Напоминание

Адаптационная игра для 5 класса "Мой класс. Кто на кого похож"


Автор: Хайриева Ирина Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ школа №1400
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка классного часа
Тема: Адаптационная игра для 5 класса "Мой класс. Кто на кого похож"
Раздел: среднее образование





Назад




Автор:

Учитель истории и обществознания

ГБОУ школа 1400

Хайриева И.В.

Игра как форма адаптации в новом детском коллективе

5 класс – новый

и

волнительный

период

в

жизни

каждого

школьника.

Пятиклассник, переходя на новую ступеньку школьного образования, открывает для себя

интересный и, порою, сложный для него этап жизненного пути.

А если ребенок не просто переходит в следующий класс, а меняет школу и

попадает в новый детский коллектив? Как же быть? Как вести себя, чтобы не стать «белой

вороной», как понравиться одноклассникам и новым учителям?

Не меньше вопросов возникает и у классного руководителя. Как сплотить новый

коллектив?

Какие

педагогические

методы

применить

в

этот

сложный

для

детей

адаптационный период?

Я

решила найти ответы на эти сложные вопросы и продумать своеобразную

«дорожную адаптационную карту 5 класса», которая поможет и детям, и педагогам.

К

работе

я

приступила

с

анализа.

Необходимо

было

найти

то,

что

поможет

определить психологическое и эмоциональное состояние ребенка, что поможет учителю

почувствовать коллектив и каждого пятиклассника отдельно. И самым удачным способом

для нашей работы я выбрала ИГРУ.

Почему

игру,

спросят

многие,

а

не

тестирование,

опрос

или

еще

что-нибудь

отработанное и проверенное годами. Ответ прост – только игра понятна и интересна и

детям, и взрослым.

Первым делом мы с детьми провели 2 игры на сплочение в классе. Первая игра

называется «Пересядьте все те, кто…». Условия игры таковы: детям предлагают ответить

на вопросы, например: «Кто любит синий цвет?», «Кто умеет плавать», «У кого дома есть

собака» и т.п. В результате положительного ответа ребята должны пересесть на другое

место. Цель игры – сплочение, создание благоприятной обстановки в коллективе, а также

эта игра поможет ребятам познакомиться с интересами своих одноклассников. Вторая игра

называется «Сломанный телефон». Дети очень тихо шепотом по цепочке говорят своему

соседу фразу «У Петрова телефон сломался, Егоров завтра починит вместе с Ивановым».

Крайний ребенок в цепочке называет ту фразу, которая до него «дошла». Цель игры:

сплочение и раскрепощение коллектива. Обе эти игры затягивают ребят в коллективный

процесс и настраивают на позитивный лад.

Особое

внимание

хочется

обратить

на

то,

что

учитель

выступал

не

в

роли

надсмотрщика или судьи, а в роли участника игр, на уровне детей. Это было сделано для

того, чтобы ребята смогли почувствовать себя более комфортно, не озираясь на то, как их

оценит старший.

В результате проведения игр наш класс стал более открытым, дети научились

доверять своим одноклассникам, проверили себя в работе в команде.

Проделанная

работа

с

играми

натолкнула

меня

на

идею,

что

игру

можно

использовать не только для работы по сплочению и адаптации коллектива, но и для

правильного

распределения

социальных

ролей

ребенка

в

классе.

Ведь

очень

часто

педагоги сталкивались с ситуациями, когда порученное ученику дело было сделано плохо

или вовсе оказывалось ему не под силу из-за того, что ему это просто не интересно.

Я разработала игру, которая называется «Мой класс. Кто на кого похож».

Условия очень простые: ребенку предлагается карточка с некоторыми четами характера.

- добрый

-весёлый

-люблю поспать

-хитрый

-находчивый

-сильный

-храбрый

-красивый

-преданный

и т.д.

Используя

эти

определения

и

выбрав

некоторые,

ребенку

предлагается

проассоциировать себя с каким-нибудь животным, которому присущи те же черты.

Своего зверя ребята записывают на листик и кладут его в общую стопку. Дальше педагогу

предстоит

проанализировать

всех

животных

и

в

соответствии

с

их

особенностями

разделить авторов на творческие отделы класса. Например: собака или обезьяна и т.п.

(активные, дружелюбные и весёлые животные) могут войти в состав спортивного отдела;

кошка, пантера, любая птица (за исключением попугая) и т.п. (красивые, размеренные,

грациозные,

неторопливые

животные),

замечательно

справятся

с

ролью

творческого

отдела класса; лев, тигр, слон и т.п. (смелые, отважные, сильные животные) станут

отличными лидерами класса и смогут войти в состав совета школы.

Вот так, не называя имен, детям можно предложить занять свое место в социальной

структуре

класса,

учитывая

его

индивидуальные

способности.

Данную

игру

можно

проводить

несколько

раз

для

смены

составов

отделов

и

подстраиваясь

под

часто

меняющиеся интересы детей. Данная игра не только поможет классному руководителю с

процессом адаптации, реализации детского потенциала, организации деятельности по

интересам, но и поможет ребятам в качестве профориентира в предстоящей взрослой

жизни. Ведь как говорил известный актер, педагог и кандидат психологических наук

Вадим Демчог «Игра – это естественный механизм познания мира».



В раздел образования