Автор: Хайриева Ирина Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ школа №1400
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка классного часа
Тема: Адаптационная игра для 5 класса "Мой класс. Кто на кого похож"
Раздел: среднее образование
Автор:
Учитель истории и обществознания
ГБОУ школа 1400
Хайриева И.В.
Игра как форма адаптации в новом детском коллективе
5 класс – новый
и
волнительный
период
в
жизни
каждого
школьника.
Пятиклассник, переходя на новую ступеньку школьного образования, открывает для себя
интересный и, порою, сложный для него этап жизненного пути.
А если ребенок не просто переходит в следующий класс, а меняет школу и
попадает в новый детский коллектив? Как же быть? Как вести себя, чтобы не стать «белой
вороной», как понравиться одноклассникам и новым учителям?
Не меньше вопросов возникает и у классного руководителя. Как сплотить новый
коллектив?
Какие
педагогические
методы
применить
в
этот
сложный
для
детей
адаптационный период?
Я
решила найти ответы на эти сложные вопросы и продумать своеобразную
«дорожную адаптационную карту 5 класса», которая поможет и детям, и педагогам.
К
работе
я
приступила
с
анализа.
Необходимо
было
найти
то,
что
поможет
определить психологическое и эмоциональное состояние ребенка, что поможет учителю
почувствовать коллектив и каждого пятиклассника отдельно. И самым удачным способом
для нашей работы я выбрала ИГРУ.
Почему
игру,
спросят
многие,
а
не
тестирование,
опрос
или
еще
что-нибудь
отработанное и проверенное годами. Ответ прост – только игра понятна и интересна и
детям, и взрослым.
Первым делом мы с детьми провели 2 игры на сплочение в классе. Первая игра
называется «Пересядьте все те, кто…». Условия игры таковы: детям предлагают ответить
на вопросы, например: «Кто любит синий цвет?», «Кто умеет плавать», «У кого дома есть
собака» и т.п. В результате положительного ответа ребята должны пересесть на другое
место. Цель игры – сплочение, создание благоприятной обстановки в коллективе, а также
эта игра поможет ребятам познакомиться с интересами своих одноклассников. Вторая игра
называется «Сломанный телефон». Дети очень тихо шепотом по цепочке говорят своему
соседу фразу «У Петрова телефон сломался, Егоров завтра починит вместе с Ивановым».
Крайний ребенок в цепочке называет ту фразу, которая до него «дошла». Цель игры:
сплочение и раскрепощение коллектива. Обе эти игры затягивают ребят в коллективный
процесс и настраивают на позитивный лад.
Особое
внимание
хочется
обратить
на
то,
что
учитель
выступал
не
в
роли
надсмотрщика или судьи, а в роли участника игр, на уровне детей. Это было сделано для
того, чтобы ребята смогли почувствовать себя более комфортно, не озираясь на то, как их
оценит старший.
В результате проведения игр наш класс стал более открытым, дети научились
доверять своим одноклассникам, проверили себя в работе в команде.
Проделанная
работа
с
играми
натолкнула
меня
на
идею,
что
игру
можно
использовать не только для работы по сплочению и адаптации коллектива, но и для
правильного
распределения
социальных
ролей
ребенка
в
классе.
Ведь
очень
часто
педагоги сталкивались с ситуациями, когда порученное ученику дело было сделано плохо
или вовсе оказывалось ему не под силу из-за того, что ему это просто не интересно.
Я разработала игру, которая называется «Мой класс. Кто на кого похож».
Условия очень простые: ребенку предлагается карточка с некоторыми четами характера.
- добрый
-весёлый
-люблю поспать
-хитрый
-находчивый
-сильный
-храбрый
-красивый
-преданный
и т.д.
Используя
эти
определения
и
выбрав
некоторые,
ребенку
предлагается
проассоциировать себя с каким-нибудь животным, которому присущи те же черты.
Своего зверя ребята записывают на листик и кладут его в общую стопку. Дальше педагогу
предстоит
проанализировать
всех
животных
и
в
соответствии
с
их
особенностями
разделить авторов на творческие отделы класса. Например: собака или обезьяна и т.п.
(активные, дружелюбные и весёлые животные) могут войти в состав спортивного отдела;
кошка, пантера, любая птица (за исключением попугая) и т.п. (красивые, размеренные,
грациозные,
неторопливые
животные),
замечательно
справятся
с
ролью
творческого
отдела класса; лев, тигр, слон и т.п. (смелые, отважные, сильные животные) станут
отличными лидерами класса и смогут войти в состав совета школы.
Вот так, не называя имен, детям можно предложить занять свое место в социальной
структуре
класса,
учитывая
его
индивидуальные
способности.
Данную
игру
можно
проводить
несколько
раз
для
смены
составов
отделов
и
подстраиваясь
под
часто
меняющиеся интересы детей. Данная игра не только поможет классному руководителю с
процессом адаптации, реализации детского потенциала, организации деятельности по
интересам, но и поможет ребятам в качестве профориентира в предстоящей взрослой
жизни. Ведь как говорил известный актер, педагог и кандидат психологических наук
Вадим Демчог «Игра – это естественный механизм познания мира».