Автор: Крылова Наталия Германовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27 "Рябинка"
Населённый пункт: г.Новочебоксарск, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
Дидактическая игра как средство формирования
представлений о геометрических фигурах у детей до-
школьного возраста
Белкова Виктория Сергеевна, воспитатель
МБДОУ «ЦРР-д/с «Хрусталик», г. Абакан
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая де-
ятельность. Дидактическая игра представляет собой сложное педагогическое
явление: она является и игровым методом обучения детей и формой обучения
детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
воспитания ребенка. Дидактические игры — одно из средств воспитания и
обучения детей дошкольного возраста.
Дидактические игры способствуют развитию познавательных и умствен-
ных способностей.
В игре ребенок приучается преодолевать трудности. У
него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.
Дидактические игры с предметами соответствуют стремлению ребенка
действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с
предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия пред-
метов, знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.
Чтобы знать, чему и как обучать детей на разных этапах их развития, надо
проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы любо-
го предмета, в том числе и фигуры, а затем пути развития геометрических
представлений и элементарного геометрического мышления.
Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не толь-
ко на то, чтобы видеть, узнавать формы наряду с другими его признаками, но
уметь видеть ее и в других вещах.
Под воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепен-
но
перестраивается.
Геометрические
фигуры
начинают
восприниматься
детьми как эталоны, с помощью которых познание структуры предмета, его
формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или
иной формы зрением, но и путем ощупывания ее под контролем зрения и
обозначения словом.
Работая в детском саду, я всегда ставлю перед собой педагогические зада-
чи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без
этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом. Используя разные дидак-
тически игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше
усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.
Применение дидактических игр на занятиях по математике способствуют раз-
витию памяти, внимания, оказывают огромное влияние на умственное разви-
тие детей. Дети занимаются с удовольствием и учатся помогать друг другу.
Большое значение
имеют действия по преобразованию фигур.
Игры
«Составь фигуру», «Сложи фигуру» развивают пространственные представ-
ления и зачатки геометрического мышления детей, формируют у них умения
наблюдать, анализировать, обобщать, выделять существенное и воспитывают
целенаправленность, настойчивость.
Игры
«Найди
такой
же»,
«Найди
свой
автобус»,
«Подбери
фигуру»
способствуют развитию наблюдательности, внимания, логического мышле-
ния, помогают лучше запомнить форму предметов, их цвет и величину.
Игра «Расскажи про свой узор» помогает развитию речи, пространствен-
ного мышления, творческого мышления, мелкую моторику.
С помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через
увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и сложным.
Библиографический список:
1 Аванесова, В.А. Дидактические игры для дошкольников – М., Просве-
щение – 1982 г.
2 Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспи-
танию дошкольников – М., 1978г
3 Ерофеева, Т.Н. Математика для дошкольников – М., Просвещение –
1992 г.
4 Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики – М., 2000 г
5 Новикова, В.П. Математика в детском саду – М., 2005 г.