Автор: Ворокова Татьяна Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №17 "Золотая Рыбка" Населённый пункт: г. Салехард Наименование материала: Статья Тема: "Адаптация ребенка в детском саду" Раздел: дошкольное образование
«Адаптация ребенка в детском саду»
Уважаемые родители!
Поступление ребенка в детский сад – важное событие в жизни малыша.
Желательно рассказать воспитателям о особенностях Вашего ребенка, привычках,
интересах, узнать, чем занимаются дети в детском саду, каков режим, каковы
требования.
Малыш попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания,
температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Все это,
как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушая его аппетит, сон,
эмоциональное состояние, возможна потеря уже имеющихся навыков.
Итак, с какими детскими реакциями мы можем столкнуться:
Отрицательные эмоции. Довольно часто в процессе адаптации ребенок выражает
свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья и до постоянного плача.
Сюда входит и «плач за компанию», когда ребенок поддерживает «новичков»,
пришедших в группу. Обычно дольше всех из отрицательных эмоций держится так
называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с
родителями, убегающими на работу.
• Страх. Обычный спутник отрицательных эмоций, их «сослуживец», «друг».
Малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми людьми, малыш
боится новых воспитателей, а главное, того, что Вы забудете о нем, уйдя из сада на
работу. Малыш боится, что Вы предали его, что не придете за ним вечером, чтобы
забрать домой…
• Гнев. Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается
наружу, написанный буквально на лице. В такой момент Ваш малыш, словно
маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика. В период адаптации
ребенок раним настолько, что поводом для гнева может служить все.
• Положительные эмоции. Обычно, в первые дни адаптации они не проявляются
совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш, как будто «опьянен»
ориентировочной реакцией на прелесть новизны. Чем легче адаптируется Ваш
ребенок, тем раньше проявляются они. Особенно благоприятна радость. Вообще,
улыбка и веселый смех — пожалуй, главные «лекарства», вылечивающие
большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.
• Социальные контакты. Уже в три года Ваш малыш обычно любит
контактировать с людьми, сам выбирая повод для контакта. Хотя в первые дни
адаптации это качество у некоторых малышей может утрачиваться. Такие дети
замкнуты и нелюдимы, все время проводят в гордом одиночестве. Затем ребенок
сам начинает проявлять инициативу для вступления в контакт, но она мнима. В
такой момент малыш обычно, плача, подбегает к воспитательнице, хватает ее за
руку, пытается тянуть к входной двери и молит, чтобы она отвела его домой или
хотя из группы. Он не хочет и не может дружить с другими детьми, насколько
проще ему было дома, одному. Как только Ваш малыш сумеет, наконец, наладить
нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль.
• Социальные навыки. Под прессом стресса Ваш малыш обычно настолько
изменяется, что может растерять почти все навыки самообслуживания, которые
уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Однако по мере
адаптации ребенка к условиям организованного коллектива он «вспоминает» вдруг
забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивает новые.
• Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь.
Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается
вдруг вниз, при разговоре с Вами употребляет лишь младенческие или
облегченные слова.
• Двигательная активность. Во время процесса адаптации довольно редко
сохраняется в пределах нормы. Ребенок может быть сильно заторможен или
неуправляемо гиперактивен.
• Сон. Вначале сон может отсутствовать совсем, и в тихий час малыш сидит как
Ванька–встань-ка. Его не успеваешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати.
По мере привыкания к детскому саду ребенок начинает засыпать. Но сон на вряд ли
можно назвать сном. Он беспокойный, часто может просыпаться и всхлипывать.
Когда ребенок адаптируется к саду, он сможет спать спокойно в свой тихий час.
• Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ваш малыш, тем хуже его
аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку.
Состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести
к снижению сопротивляемости организма. Вот почему в период адаптации
некоторые дети могут болеть..
Обратите внимание на навыки и умения ребенка в самообслуживании. Научите его
одеваться, умываться, пользоваться туалетом, самостоятельно есть. Отсутствие
этих умений может привести к дискомфортному состоянию, так как привычная
потребность ребенка в своевременной помощи со стороны взрослого не будет
удовлетворяться. Продумайте до мельчайших деталей всю одежду ребенка: легко
ли расстегиваются пуговицы, петельки. По возможности замените сложные
застежки на более простые.
Родителям важно знать, что в период адаптации ребенок может быть капризным,
раздражительным. Проявите к своему малышу максимум внимания, чуткости.
Постарайтесь в этот период оградить ребенка от дополнительных стрессов,
нагрузки на нервную систему (посещение гостей, магазинов, прием у себя гостей и
т.п.). По чаще давайте малышу попить.
Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или
сжимание кистей рук. Поэтому есть смысл предложить ребенку нанизывать на
шнур крупные пластмассовые шарики, колесики от пирамидок («бусы»), соединять
детальки крупного конструктора типа «Лего», играть резиновыми игрушками –
пищалками. Хороший эффект дают игры с водой. Не бойтесь, что ребенок намочит
одежду, это можно предусмотреть. Дайте малышу пластмассовые бутылочки с
водой, тазик, баночки, и пусть он переливает воду. Это очень успокаивает.
Неплохо, если периодически будет звучать негромкая спокойная музыка.
Лучшее лекарство от стресса – смех. Нужно создавать такие ситуации, чтобы
ребенок больше смеялся. Можно принести из дома любимую игрушку.
Ранний возраст – наиболее ответственный период в жизни человека, в это время
закладывается фундамент будущей личности, продолжают формироваться основы
физического и психического здоровья.
Обязательно интересуйтесь педагогической литературой, изучайте консультации
для родителей, наблюдайте за развитием своих детей, размышляйте, советуйтесь.
Помогите Вашему малышу привыкнуть к детскому саду.