Автор: Султанбаева Татьяна Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №412 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Специфика организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении"
Раздел: дошкольное образование
СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Аннотация.
В
данной
статье
рассматриваются
особенности
организационной
культуры
в
педагогической
среде
дошкольного
образовательного учреждения. Проанализировано понятие организационной
культуры,
а
также
ее
специфические
особенности
применительно
к
коллективу педагогов.
Ключевые
слова:
дошкольное
образовательное
учреждение,
организационная культура, педагогический коллектив.
В
современном
обществе
любое
учреждение
является
сложным
организмом
и
основа
его
жизненного
потенциала
-
это
культура,
т.е.
те
ценностные
нормы
и
ориентиры,
которые
свойственны
его
сотрудникам.
Организационная
культура
является
весьма
сильным
источником
в
повышении или снижении показателей результативности учреждения [2, c.
45].
Проблема организационной культуры относительно нова и изучена на
сегодняшний день не в полном объеме.
Организационной
культурой
называется
система
общественно-
прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности,
обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей
поведения персонала данного учреждения, стиля руководства, показателей
удовлетворенности
работников
условиями
труда,
уровня
взаимного
сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией,
перспектив развития. Организационная культура находится под влиянием
привычек и склонностей, потребностей и интересов, политических взглядов,
профессиональных
интересов,
моральных
ценностей,
темперамента
личности [2, c. 56].
Проанализировав исследования по изучаемой теме можно отметить, что
концепция
организационной
культуры
имеет
единые
общепризнанные
толкования. Так, организационная культура состоит из приобретенных форм
в поведении и мышлении, способна изменяется с течением времени, ей
свойственна преемственность и способность изменяться.
Организационная
культура
педагогов
в
дошкольном
образовании
может
быть
определена
как
коллективная
ценность,
которая
дает
возможность
достигать
определенного
уровня
качества
дошкольного
образования, а также определяет характер деятельности и взаимодействия
педагога
и
в
целом
имидж
образовательного
учреждения.
Определение
организационной культуры педагогов ДОУ опиралось на понятие, данное
В.А.
Спиваком,
о
том,
что
организационная
культура
–
это
система,
включающая
материальные
и
духовные
ценности,
явления,
присущие
данному учреждению, которые способны отражать его индивидуальность и
проявляться в поведении и взаимодействии [1, c. 78].
Организационная
культура
педагогов
–
это
первый
шаг
в
системе
управления,
направленный
на
достижения
организационной
культуры
дошкольного
учреждения.
Организационная
культура
ДОУ
реализуется
в
личностном аспекте, где индивидуальные ценности при системе управления
становятся
общими
и
обеспечивают
эффективность
образовательного
процесса. Организационная культура ДОУ понимается нами как результат
системы
управления,
в
котором
отражены
корпоративные
ценности,
включенные в систему управления.
В
функциональном
отношении
организационная
культура
помогает
решить следующие задачи [3, c. 44]:
- скоординировать
с
помощью
установленных
правил
и
процедур
профессиональную деятельность педагогов;
- мотивировать
деятельность
сотрудников
в
нужном
направлении
и
ритме путем демонстрации им прогрессивных и негативных тенденций ее
развития;
- профилировать деятельность, приобретать характерные отличия от
других образовательных учреждений (в положительном смысле);
- избежать профессиональных иллюзий.
Организационная культура образовательного учреждения в состоянии
реализовать
и
многие
другие
функции
управления,
но
далеко
не
всякое
дошкольное учреждение располагает соответствующим потенциалом. Низкий
уровень
организационной
культуры
не
только
тормозит
развитие
образовательного учреждения, но не позволяет педагогическому коллективу
распознать себя и использовать свои возможности в интересах детей. Мало
того, коллектив может жить в обстановке социальных и профессиональных
иллюзий, которые ничего общего с реальностью не имеют.
Таким образом, следует сказать, что организационная культура имеет
весьма большое значение для дошкольного образовательного учреждения,
поскольку является весьма мощным инструментом в управлении и развитии
педагогического коллектива, повышении качества образовательных услуг в
целом.
Список использованной литературы:
1.
Медведникова,
Л.Ф.
Организационная
культура
как
условие
качества
профессиональной
деятельности
педагога
дошкольного
образовательного учреждения/ - М.: Пресс, 2015. – 156 с.
2.
Орлова,
Н.Г.
К
вопросу
о
корпоративной
культуре
педагогов
образовательного учреждения. – М.: Книга, 2014. – 219 с.
3.
Хасанова,
А.В.
Организационная
культура
и
этика
деловых
отношений дошкольного образовательного учреждения. – Пермь, 2017.- 78 с.