Напоминание

"Специфика организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении"


Автор: Султанбаева Татьяна Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №412 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Специфика организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация.

В

данной

статье

рассматриваются

особенности

организационной

культуры

в

педагогической

среде

дошкольного

образовательного учреждения. Проанализировано понятие организационной

культуры,

а

также

ее

специфические

особенности

применительно

к

коллективу педагогов.

Ключевые

слова:

дошкольное

образовательное

учреждение,

организационная культура, педагогический коллектив.

В

современном

обществе

любое

учреждение

является

сложным

организмом

и

основа

его

жизненного

потенциала

-

это

культура,

т.е.

те

ценностные

нормы

и

ориентиры,

которые

свойственны

его

сотрудникам.

Организационная

культура

является

весьма

сильным

источником

в

повышении или снижении показателей результативности учреждения [2, c.

45].

Проблема организационной культуры относительно нова и изучена на

сегодняшний день не в полном объеме.

Организационной

культурой

называется

система

общественно-

прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности,

обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей

поведения персонала данного учреждения, стиля руководства, показателей

удовлетворенности

работников

условиями

труда,

уровня

взаимного

сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией,

перспектив развития. Организационная культура находится под влиянием

привычек и склонностей, потребностей и интересов, политических взглядов,

профессиональных

интересов,

моральных

ценностей,

темперамента

личности [2, c. 56].

Проанализировав исследования по изучаемой теме можно отметить, что

концепция

организационной

культуры

имеет

единые

общепризнанные

толкования. Так, организационная культура состоит из приобретенных форм

в поведении и мышлении, способна изменяется с течением времени, ей

свойственна преемственность и способность изменяться.

Организационная

культура

педагогов

в

дошкольном

образовании

может

быть

определена

как

коллективная

ценность,

которая

дает

возможность

достигать

определенного

уровня

качества

дошкольного

образования, а также определяет характер деятельности и взаимодействия

педагога

и

в

целом

имидж

образовательного

учреждения.

Определение

организационной культуры педагогов ДОУ опиралось на понятие, данное

В.А.

Спиваком,

о

том,

что

организационная

культура

это

система,

включающая

материальные

и

духовные

ценности,

явления,

присущие

данному учреждению, которые способны отражать его индивидуальность и

проявляться в поведении и взаимодействии [1, c. 78].

Организационная

культура

педагогов

это

первый

шаг

в

системе

управления,

направленный

на

достижения

организационной

культуры

дошкольного

учреждения.

Организационная

культура

ДОУ

реализуется

в

личностном аспекте, где индивидуальные ценности при системе управления

становятся

общими

и

обеспечивают

эффективность

образовательного

процесса. Организационная культура ДОУ понимается нами как результат

системы

управления,

в

котором

отражены

корпоративные

ценности,

включенные в систему управления.

В

функциональном

отношении

организационная

культура

помогает

решить следующие задачи [3, c. 44]:

- скоординировать

с

помощью

установленных

правил

и

процедур

профессиональную деятельность педагогов;

- мотивировать

деятельность

сотрудников

в

нужном

направлении

и

ритме путем демонстрации им прогрессивных и негативных тенденций ее

развития;

- профилировать деятельность, приобретать характерные отличия от

других образовательных учреждений (в положительном смысле);

- избежать профессиональных иллюзий.

Организационная культура образовательного учреждения в состоянии

реализовать

и

многие

другие

функции

управления,

но

далеко

не

всякое

дошкольное учреждение располагает соответствующим потенциалом. Низкий

уровень

организационной

культуры

не

только

тормозит

развитие

образовательного учреждения, но не позволяет педагогическому коллективу

распознать себя и использовать свои возможности в интересах детей. Мало

того, коллектив может жить в обстановке социальных и профессиональных

иллюзий, которые ничего общего с реальностью не имеют.

Таким образом, следует сказать, что организационная культура имеет

весьма большое значение для дошкольного образовательного учреждения,

поскольку является весьма мощным инструментом в управлении и развитии

педагогического коллектива, повышении качества образовательных услуг в

целом.

Список использованной литературы:

1.

Медведникова,

Л.Ф.

Организационная

культура

как

условие

качества

профессиональной

деятельности

педагога

дошкольного

образовательного учреждения/ - М.: Пресс, 2015. – 156 с.

2.

Орлова,

Н.Г.

К

вопросу

о

корпоративной

культуре

педагогов

образовательного учреждения. – М.: Книга, 2014. – 219 с.

3.

Хасанова,

А.В.

Организационная

культура

и

этика

деловых

отношений дошкольного образовательного учреждения. – Пермь, 2017.- 78 с.



В раздел образования