Напоминание

"Использование этнопедагогики в проектной деятельности воспитанников, как средства воспитания".


Автор: Тыликова Олеся Павловна
Должность: воспитатель интерната семейного типа
Учебное заведение: МБОУ "Овгортская ШИСОО"
Населённый пункт: с.Овгорт, Тюменская область, ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование этнопедагогики в проектной деятельности воспитанников, как средства воспитания".
Раздел: среднее образование





Назад




Т е м а : "Использование

этнопедагогики

в

проектной

деятельности

воспитанников, как средства воспитания".

Под народной педагогикой традиционной культуры воспитания мы понимаем

исторически

сложившийся

опыт

воспитания

и

обучения

детей,

первоначально передаваемый от поколения к поколению в устной форме, а

затем

зафиксированный

в

письменных

памятниках

в

виде

фольклора,

героического эпоса, легенд и преданий, свода правил воспитания, правил

поведения

и

т.д.

Сам

же

идеал

представлен

в

сказках,

пословицах

и

поговорках

(афористическая

педагогика),

в

традициях.

Другими

словами,

народная

педагогика

имеет

в

своей

основе

идеал

и

средства

его

формирования. Она представляет такую же объективную реальность, как

фактическая сторона исторического процесса, история народа в целом.

Этнопедагогика

-

наука

об

эмпирическом

опыте

этнических

групп

в

воспитании

и

образовании

детей,

о

морально-этических

и

эстетических

воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.

Этнопедагогика

объясняет

народную

педагогику

и

предлагает

пути

ее

использования

в

современных

условиях,

собирает

и

исследует

опыт

этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся

соединении

народных

традиций.

Предметная

область

этнопедагогики

не

остается неизменной: задачи формируются и уточняются взависимости от

изменений

социального

заказа,

связанного

с

движением

общественного

самосознания.

Этнопедагогика

изучает

процесс

социального

взаимодействия

и

общественного

воздействия,

в

ходе

которого

воспитывается,

развивается

личность,

усваивающая

социальные

нормы,

ценности,

опыт;

собирает

и

систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную

мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах

притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в

семейном

и

общинном

укладе,

быте,

традициях,

а

также

философско-

этические,

собственно

педагогические

мысли

и

воззрения,

т.е.

весь

педагогический

потенциал,

оказывающий

влияние

на

процесс

историко-

культурного формирования личности.

Народную педагогику К.Д.Ушинский считал одним из важнейших факторов,

под влиянием которых складывалась отечественная педагогическая наука. Он

высказал самое главное и самое важное для всей педагогической науки:

"Народ

имеет

свою

особую

характеристическую

систему

воспитания...

Только

народное

воспитание

является

живым

органом

в

историческом

процессе

народного

развития".

Сказки

и

рассказы

Ушинского

-

лучший

пример использования народной педагогики в воспитании как в семье, так и в

школе. Народная педагогика - не наука, но предмет науки этнопедагогики.

В

народной

педагогике

господствует

живой

опыт

воспитания.

Народная

педагогика,

отражая

определенный

уровень

педагогических

знаний,

конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит

основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Но и в

последующем

-

как

возникновение

художественной

литературы

не

уничтожило устного творчества, так и педагогическая наука не вытеснила

совсем

из

повседневной

жизни

народа

его

педагогические

воззрения.

Педагогическая

наука

и

народная

педагогика

вступили

в

сложные

взаимодействия друг с другом и взаимно благоприятствовали развитию друг

друга,

создавая

единое

пространство,

которое

может

быть

названо

педагогической культурой.

В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный

уклад,

своя

духовная

культура.

У

всех

народов

было

много

обычаев

и

традиций,

облагораживающих

жизнь

трудящихся.

Они

проявлялись

и

в

отношении

к

природе,

и

в

поэзии

земледельческого

труда,

и

в

устном

народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте

одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых обычаях

хорошего тона и правилах приличия.

Задача исследования народных традиций состоит в том, чтобы проследить,

как

они

образовались,

почему

сохраняются,

каковы

условия

и

какова

потребность, которая приводит не только к сохранению, но и к постоянной и,

можно сказать, естественной переработке этих традиций, и, наконец, в чем

секрет их существования, в котором непрерывное умирание неотделимо от

вечного возрождения.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся:

необходимо научить мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для

этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать результаты и

возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать

причинно-следственные связи. В чем преимущество проекта? Прежде всего,

в том, что методпроектов «выплескивается» во внеурочную деятельность.

Возрастная логика обучения, основанная на принципе идти от простого к

сложному,

предполагает

формы

самостоятельной

работы

учащихся:

творческую работу (подбор примеров, оформление иллюстраций, написание

мини-сочинений и т.д), сообщение, доклад, реферат, исследование, проект.

Воспитанники видят перед собой конечный результат – вещь, которую они

с д е л а л и

с в о и м и

р у к а м и ,

в л о ж и л и

в

н е ё

д у ш у .

Ведение занятий методом творческих проектов позволяет выявить и развить

творческие возможности и способности воспитанников, выявить деловые

качества.

Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого

проекта воспитанник задумываются над вопросами: на что я способен, где

п р и м е н и т ь

с в о и

з н а н и я ?

Обучение

проектным

методом

развивает

социальный

аспект

личности

воспитанника

за

счет

включения

его

в

различные виды

деятельности

в

реальных

социальных

и

производственных

отношениях,

прививает

в

воспитанниках

жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения

д о м а ш н е г о

х о з я й с т в а

и

э к о н о м и к и

с е м ь и .

Сущность

этнокультурного

воспитания

заключается

в

сохранении,

формировании и развитии этнической самобытности личности, её культуры,

самосознания на основе преемственности поколений с учетом современных

изменяющихся

условий.

Например,

даются

знания

об

украшениях

национального костюма хантов, ненцев через фрагмент занятия.

1.

Проект «Шитье национального платья»

Проводя

мероприятия,

занятия

с

элементами

этнопедагогики,

пришла

к

выводу:

Педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не

ставились и не могли ставиться народной педагогикой. В то же время и у

народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не

обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность.

Сегодня

некоторые

старинные

обычаи

становятся

общегосударственными

традициями: проводы зимы, фестиваль "Русская зима", сабантуй, акатуй -

праздник песни и труда (у татар и чувашей), праздник цветов (у марийцев) и

«Ворнахатл» у хантов и т.д. Народ ханты сохранил и продолжает проводить

традиционные

праздники:

Ворнахатя,

Тылащ

пора,

Вурсинхатя

и

др.

С

каждым

праздником

связаны

свои

обряды,

особенности,

приметы,

наблюдения. Их проводили в разное время года. Например: «Тылащ пора»

зимний лунный праздник, проводился прирастущей луне, разговаривали, как

с лечащим врачом, заклинания, заговоры, что луна – помощник человека учит

мудрости, нужно знать ее, поэтому на этом празднике много стряпни в форме

луны. А праздники «Ворнахатя» и «Вурсик» - весеннее развлечение, чтобы

порадовать детей на «Вурсике», взрослые придумывают шутки-прибаутки,

вкусные мучные изделия, а Воруна – хатя – это пробуждение, возрождение.

Праздник «Ворна хатл» (Вороний день)

В

традициях

северных

народов

очеловечивать

не

только

окружающую

природу, но и вещи, которые в некоторых ситуациях

значат больше, чем

человек. С помощью вещей (символов) предсказывали будущее, излечивали

болезни,

устанавливали

добрососедские

отношения,

воздействовали

на

погоду.

Все

бытовые

предметы

дают

представление

об

их

хозяине,

привычках.

Поэтому человек должен уметь делать сам и как можно лучше и красивее. В

прошлом даже был запрет пользования чужими вещами, чужая вещь может

навредить новому хозяину. Такие предметы, как лук и стрелы, копьё, нож,

топор, сабля – считались символами рода, их дарили родовым богам, они

становились культовыми предметами на медвежьем празднике.

Искусство народных художественных промыслов занимает особое место в

художественной

культуре

и

отражает

понимание

прекрасного,

формировавшееся

веками.

Созданный

и

сохранённый

народами

ханты

эстетический

идеал

является

частью

народного

достояния,

которое

необходимо сохранять, развивать и приумножать. Проведение практических

занятий

по

изготовлению

изделий

ДПИ,

мастер

классов,

способствует

овладению

навыками

плетения,

шитья,

вышивания

бисером.

В

процессе

обучения

решаются

общие

задачи

воспитания

у

девочек

и

мальчиков

художественного вкуса, понимания особенностей национального искусства,

формирование художественно - творческой активности, чувства гордости за

свой

народ,

его

искусство,

традиции,

быт.

Зная

цену

своего

искусства,

учащиеся

сознательно

пойдут

на

возрождение

культуры

народа,

что

способствует

воспитанию

трудолюбия,

кропотливости,

усидчивости

при

выполнении

работ,

практические

изделия

ДПИ

будут

использованы

в

повседневной

жизни

на

практике,

служить

образцом

для

подражания

и

возрождения

самобытных

промыслов

народа

ханты,

повышение

национального самосознания.

Работы воспитанников, выполненные для различных конкурсов, выставок

различного уровня.

В течение

года

воспитанники

выбирают наиболее интересные

темы

исследования, и выступают со своими работами на научно- практической

(языковой) конференции по родному (ханты) языку.

Два года (2014, 2015

году) принимал участие воспитанник Рохтымов Егор (8 класс) в научно-

практической конференции, на которых занимал призовые места. В 2016 году

на 5(юбилейной) научной – конференции воспитанница Артанзеева Марина

выступила со своей работой – технологический проект - презентация «Сэв»

(хантыйская коса), где заняла 1 место.

Разнообразные

произведения

национально

прикладного

искусства

народа

ханты

помогут

развить

у

воспитанников

эстетическое

отношение

к

окружающей

действительности

.

Создавая

красоту

своими

руками

,

воспитанники

научатся

воспринимать

мир

глазами

художника

-

человека

творческого

.

Ведь

познание

предметов

искусства

-

это

процесс

творческий

.

Следовательно

,

ценности

нравственно

-

эстетического

достояния

народа

ханты

могут

и

должны

быть

реализованы

в

воспитательном

процессе

интерната

семейного

типа

.

Работу

по

нравственно

-

эстетическому

направлению

необходимо

постоянно

проводить

и

совершенствовать

.



В раздел образования