Автор: Снисаренко Наталья Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ОМПК
Населённый пункт: г.Октябрьский Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Мотивация и контроль самостоятельной работы студентов"
Раздел: среднее профессиональное
Снисаренко Наталья Владимировна
преподаватель ГБПОУ ОМПК
г.Октябрьский Башкортостан
Мотивация и контроль самостоятельной работы студентов
Активная самостоятельная работа обучающихся возможна только при
наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий
фактор
–
подготовка
к
дальнейшей
эффективной
профессиональной
деятельности.
Рассмотрим
основные
стимулы,
способствующие
активизации
самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующие:
1.
Полезность выполняемой работы. Если
обучающийся
знает,
что
результаты
его
работы
будут
использованы
в
лекционном
курсе,
в
методическом пособии, в лабораторном практикуме, или иным образом, то
отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону
и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически
настроить обучающегося, показать ему, как необходима выполняемая работа.
2.
Участие студентов
в творческой
деятельности. Это
может быть
участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской
3.
Важным
мотивационным
фактором
является
интенсивная
педагогика.
Она
предполагает
введение
в
учебный
процесс
активных
методов,
прежде
всего
игрового
тренинга,
в
основе
которого
лежат
инновационные
и
организационно-деятельностные
игры.
В
таких
играх
происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним
знаниям
об
объекте,
его
моделирование
с
выделением
ведущих
противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Первым
шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий.
4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-
исследовательских или прикладных работ и т.д.
5.
Использование
мотивирующих
факторов
контроля
знаний
(накопительные
оценки,
рейтинг,
тесты, нестандартные экзаменационные
процедуры), которые при определенных условиях могут вызвать стремление
к
состязательности, что
само по
себе
является сильным побудительным
мотивом самосовершенствования студента.
6.
Поощрение
обучающихся
за
успехи
в
учебе
и
творческой
деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции
за
плохую
учебу.
Например,
за
работу,
сданную
раньше
срока,
можно
повышать оценку, а в противном случае ее снижать.
7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне
ее, постоянное их обновление.
8.
Мотивационным
фактором
в
интенсивной
учебной
работе
и,
в
первую
очередь,
самостоятельной
является
личность
преподавателя.
Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как
творческая
личность.
Преподаватель
может
и
должен
помочь
студенту
раскрыть
свой
творческий
потенциал,
определить
перспективы
своего
внутреннего роста.
Самостоятельная работа обучающихся в рамках действующих учебных
планов
предполагает
самостоятельную
работу
по
каждой
учебной
дисциплине, включенной в учебный план. Объем самостоятельной работы (в
часах) определен учебным планом.
В ходе самостоятельной работы студент может:
•
освоить
теоретический
материал
по
изучаемой
дисциплине
(отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т. д.); Это
особенно
касается
обучающихся
,
находящихся
временно
на
домашнем
обучении (длительная болезнь, декрет)
•
закрепить
знания
теоретического
материала,
используя
необходимый
инструментарий,
практическим
путем
(решение
задач,
выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки);
•
применить полученные знания и практические навыки для анализа
ситуации
и
выработки
правильного
решения
(подготовка
к
групповой
дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, письменный
анализ
конкретной
ситуации,
разработка
индивидуальных
проектов
по
предметам экономика, право, основы философии.);
•
использовать
полученные
знания
и
умения
для
формирования
собственной
позиции,
теории,
модели
(написание
письменный
экзаменационной работы, выполнение научно-исследовательской работы).
Для эффективности СРС необходимо выполнить ряд условий:
1.
Правильное
сочетание
объемов
аудиторной
и
самостоятельной
работы.
2.
Методически
правильная
организация
работы
обучающегося
в
аудитории и вне ее.
3.
Обеспечение
обучающегося
необходимыми
методическими
материалами
с
целью
превращения
самостоятельной
работы
в
процесс
творческий.
4.
Контроль
за
организацией
и
ходом
самостоятельной
работы
и
определение мер поощрения обучающегося за ее качественное выполнение.
Это условие в той или иной форме с необходимостью должно присутствовать
в первых трех, чтобы контроль стал не столько административным, сколько
именно полноправным дидактическим условием, положительно влияющим
на эффективность СРС в целом.
В качестве контроля самостоятельной работы могут использоваться
следующие формы:
•
индивидуальные беседы и консультации с преподавателем;
•
проверка рефератов и письменных докладов;
•
коллоквиумы;
•
проверка письменных отчетов;
•
тестирование;
•
проверка знаний на промежуточном этапе;
•
проведение
групповых
письменных
контрольных
работ
с
их
проверкой;
•
проверка конспектов, докладов, презентаций;
•
выборочная проверка заданий;
•
разработка заданий, создание поисковых ситуаций;
•
собеседование по проработанной литературе;
•
составление
плана
дальнейшей
работы,
разработка
методики
получения опытной информации и т.д.
Методические
рекомендации
преподавателям
по
организации
самостоятельной работы обучающихся:
1.
Не перегружать обучащихся заданиями.
2.
Чередовать творческую работу на занятиях с заданиями во внеурочное
время.
3.
В лекциях ставить вопросы для самостоятельной работы обучающихся,
указывая на источник ответа в литературе.
4.
Давать
опережающие
задания
для
самостоятельного
изучения
фрагментов будущих тем занятий, лекций (в статьях, учебниках и др.).
5.
Давать обучающимся четкий и полный инструктаж, включающий:
•
цель задания;
•
условия выполнения;
•
объем;
•
сроки;
•
образец оформления.
6.
Осуществлять текущий контроль и учет.
7.
Оценивать,
рецензировать
работы,
обобщать
уровень
усвоения
навыков самостоятельной работы.
Литература
1. Батыршина, А. Р. Технология организации самостоятельной работы
студентов // Высшее образование сегодня. – 2016.
3. Галицких, Е. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее
образование в России. - 2014.