Напоминание

"Мотивация и контроль самостоятельной работы студентов"


Автор: Снисаренко Наталья Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ОМПК
Населённый пункт: г.Октябрьский Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Мотивация и контроль самостоятельной работы студентов"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Снисаренко Наталья Владимировна

преподаватель ГБПОУ ОМПК

г.Октябрьский Башкортостан

Мотивация и контроль самостоятельной работы студентов

Активная самостоятельная работа обучающихся возможна только при

наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий

фактор

подготовка

к

дальнейшей

эффективной

профессиональной

деятельности.

Рассмотрим

основные

стимулы,

способствующие

активизации

самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующие:

1.

Полезность выполняемой работы. Если

обучающийся

знает,

что

результаты

его

работы

будут

использованы

в

лекционном

курсе,

в

методическом пособии, в лабораторном практикуме, или иным образом, то

отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону

и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически

настроить обучающегося, показать ему, как необходима выполняемая работа.

2.

Участие студентов

в творческой

деятельности. Это

может быть

участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской

3.

Важным

мотивационным

фактором

является

интенсивная

педагогика.

Она

предполагает

введение

в

учебный

процесс

активных

методов,

прежде

всего

игрового

тренинга,

в

основе

которого

лежат

инновационные

и

организационно-деятельностные

игры.

В

таких

играх

происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним

знаниям

об

объекте,

его

моделирование

с

выделением

ведущих

противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Первым

шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий.

4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-

исследовательских или прикладных работ и т.д.

5.

Использование

мотивирующих

факторов

контроля

знаний

(накопительные

оценки,

рейтинг,

тесты, нестандартные экзаменационные

процедуры), которые при определенных условиях могут вызвать стремление

к

состязательности, что

само по

себе

является сильным побудительным

мотивом самосовершенствования студента.

6.

Поощрение

обучающихся

за

успехи

в

учебе

и

творческой

деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции

за

плохую

учебу.

Например,

за

работу,

сданную

раньше

срока,

можно

повышать оценку, а в противном случае ее снижать.

7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне

ее, постоянное их обновление.

8.

Мотивационным

фактором

в

интенсивной

учебной

работе

и,

в

первую

очередь,

самостоятельной

является

личность

преподавателя.

Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как

творческая

личность.

Преподаватель

может

и

должен

помочь

студенту

раскрыть

свой

творческий

потенциал,

определить

перспективы

своего

внутреннего роста.

Самостоятельная работа обучающихся в рамках действующих учебных

планов

предполагает

самостоятельную

работу

по

каждой

учебной

дисциплине, включенной в учебный план. Объем самостоятельной работы (в

часах) определен учебным планом.

В ходе самостоятельной работы студент может:

освоить

теоретический

материал

по

изучаемой

дисциплине

(отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т. д.); Это

особенно

касается

обучающихся

,

находящихся

временно

на

домашнем

обучении (длительная болезнь, декрет)

закрепить

знания

теоретического

материала,

используя

необходимый

инструментарий,

практическим

путем

(решение

задач,

выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки);

применить полученные знания и практические навыки для анализа

ситуации

и

выработки

правильного

решения

(подготовка

к

групповой

дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, письменный

анализ

конкретной

ситуации,

разработка

индивидуальных

проектов

по

предметам экономика, право, основы философии.);

использовать

полученные

знания

и

умения

для

формирования

собственной

позиции,

теории,

модели

(написание

письменный

экзаменационной работы, выполнение научно-исследовательской работы).

Для эффективности СРС необходимо выполнить ряд условий:

1.

Правильное

сочетание

объемов

аудиторной

и

самостоятельной

работы.

2.

Методически

правильная

организация

работы

обучающегося

в

аудитории и вне ее.

3.

Обеспечение

обучающегося

необходимыми

методическими

материалами

с

целью

превращения

самостоятельной

работы

в

процесс

творческий.

4.

Контроль

за

организацией

и

ходом

самостоятельной

работы

и

определение мер поощрения обучающегося за ее качественное выполнение.

Это условие в той или иной форме с необходимостью должно присутствовать

в первых трех, чтобы контроль стал не столько административным, сколько

именно полноправным дидактическим условием, положительно влияющим

на эффективность СРС в целом.

В качестве контроля самостоятельной работы могут использоваться

следующие формы:

индивидуальные беседы и консультации с преподавателем;

проверка рефератов и письменных докладов;

коллоквиумы;

проверка письменных отчетов;

тестирование;

проверка знаний на промежуточном этапе;

проведение

групповых

письменных

контрольных

работ

с

их

проверкой;

проверка конспектов, докладов, презентаций;

выборочная проверка заданий;

разработка заданий, создание поисковых ситуаций;

собеседование по проработанной литературе;

составление

плана

дальнейшей

работы,

разработка

методики

получения опытной информации и т.д.

Методические

рекомендации

преподавателям

по

организации

самостоятельной работы обучающихся:

1.

Не перегружать обучащихся заданиями.

2.

Чередовать творческую работу на занятиях с заданиями во внеурочное

время.

3.

В лекциях ставить вопросы для самостоятельной работы обучающихся,

указывая на источник ответа в литературе.

4.

Давать

опережающие

задания

для

самостоятельного

изучения

фрагментов будущих тем занятий, лекций (в статьях, учебниках и др.).

5.

Давать обучающимся четкий и полный инструктаж, включающий:

цель задания;

условия выполнения;

объем;

сроки;

образец оформления.

6.

Осуществлять текущий контроль и учет.

7.

Оценивать,

рецензировать

работы,

обобщать

уровень

усвоения

навыков самостоятельной работы.

Литература

1. Батыршина, А. Р. Технология организации самостоятельной работы

студентов // Высшее образование сегодня. – 2016.

3. Галицких, Е. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее

образование в России. - 2014.



В раздел образования