Автор: Шолохова Юлия Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №1
Населённый пункт: город Мирный, Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа с пословицей, как способ развития связной устной речи младших школьников"
Раздел: начальное образование
Разработка развивающего занятия по логопедии
Тема:
работа с пословицей, как способ развития связной устной речи младших школьников.
Цель: формирование условий для дальнейшего развития связной устной речи младших школьников
Задачи:
- формировать новые способы действий;
- совершенствовать графомоторный навык;
- развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, литературный вкус;
- обобщать знания о пословицах;
- устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Целевая аудитория: обучающиеся 3 класса.
Этап работы
Содержание этапа
Используемый лексический материал
УУД
1 этап –
организационный
момент
3 мин
Л: Добрый день, ребята. Предлагаю вам
открыть конвертики голубого цвета и пожелать
друг другу то, что вы прочтёте.
Желаю обрести новые знания. Желаю
без муки постигать науки. Желаю
прославиться делом, а не словом.
Желаю получить награду по заслугам.
Регулятивные: волевая
саморегуляция (способност
ь к мобилизации сил и
энергии; способность к
волевому усилию – к
выбору в ситуации
мотивационного конфликта
и к преодолению
препятствий).
Коммуникативные:
личностные
2 этап – подготовка
обучащихся к
активному и
осознанному
усвоению учебного
материала,
постановка учебной
задачи.
7 мин
Л: Все ли услышанные слова мы используем в
повседневной речи? (Нет) Верно, мы
используем их только в особых случаях. Эти
слова и укажут нам на тему сегодняшнего
занятия. Для того чтобы узнать, о чем мы
будем сегодня говорить, вам необходимо
восстановить исходный текст на доске:
Не, пирогами, изба, а, красна, красна,
углами.
(Записать версии детей. Не отбрасываем
ошибочные версии.)
Не изба, а красна углами, красна пирогами.
Не, пирогами, изба, а, красна, красна,
углами.
Регулятивные
Целеполагание (постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено
учащимися, и того, что ещё
неизвестно). (.
Коммуникативные,
Личностные.
Не пирогами изба красна, а углами.
Не красна изба углами, а красна
пирогами….. это что? Это пословица. Именно
о них мы сегодня и будем говорить. (Верный
ответ появляется на слайде)
- Почему именно такой вариант остался в
памяти народной?
- Как вы понимаете слово «красна»? ( Это
значит красивая. Приятно придти в тот дом, где
тебя усадят за стол и угостят чем-нибудь. Мы
должны быть гостеприимными хозяевами.
Важен не внешний вид, а то как тебя встретят.)
3 этап - закрепление
и контроль
полученных знаний
15 мин
Л: Слово «красна» в пословице употребляется
в другом значении, совершенно не в том, к
которому мы привыкли. В это слово на Руси
всегда вкладывали очень важный смысл.
Давайте и мы с вами с ним чуть-чуть
поработаем с этим словом, поиграем в игру
«Подари слово».
Л: Попробуем определить, какое значение у
этого слова будет в следующей пословице:
Красна птица пером, а человек ученьем.
( Слушаем ответы детей). Ребята, а мы всегда
легко понимаем смысл пословиц? (Нет, иногда
нам необходима помощь) А где мы можем её
получить?
Д: Спросить у взрослых, прочитать в
интернете, обратиться к словарю…
Л: Все ваши ответы верны, но чтобы получить
правильный ответ, нужно уметь задать вопрос.
Предлагаю вам посмотреть на следующее
задание. (Задай вопрос).
Л: Вы очень хорошо потрудились. Теперь пора
немного отдохнуть. Игра «Делай как я».
Л:Ребята, а ведь мы с вами сами можем сделать
маленький словарь пословиц. Что мы уже
Используемые пословицы:
Азбука – к мудрости ступенька.
Без труда не вытащишь и рыбку из
пруда.
Век живи – век учись.
Грамоте учиться – вперед пригодиться.
Знание – лучшее богатство.
Идти в науку – терпеть муку.
Не стыдно не знать, стыдно не
учиться.
Красна птица пером, а человек
ученьем.
Мир освещается солнцем, а человек
знанием.
С книгой поведёшься, ума наберёшься.
Кто не учен, тот глуп.
Кто хочет много знать, тому мало надо
спать.
Учись доброму, так худое на ум не
пойдёт.
Ученье- свет, а не ученье тьма.
Чтенье – лучшее ученье.
Регулятивные
(прогнозирование,
контроль, коррекция)
Познавательные (поиск и
выделение необходимой
информации; применение
методов информационного
поиска, в том числе с
помощью компьютерных
средств; выбор наиболее
эффективных способов
решения задач в
зависимости от
конкретных условий).
Коммуникативные (умение
с достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации, владение
монологической и
диалогической формами
речи в соответствии с
грамматическими и
умеем делать?
Д: Мы можем сами прочитать пословицу,
можем разъяснить самостоятельно или с чьей-
то помощью и т.д.
Л: Попробуем самостоятельно найти смысл в
пословицах и сделать его понятным для
других. Выберите подходящее значение для
ваших пословиц. (Далее логопед раздаёт детям
карточки с пословицами. В свободных
строчках дети самостоятельно записывают
смысл пословицы. Перед записью пословицы
проверяем ответы с опорой на слайд)
Заполненные детьми карточки подшиваются в
папку. Это и станет продуктом занятия.
Задание «Задай вопрос» Необходимо
составить вопрос из предложенных
слов, исключив лишнее слово или
слова. Например, из слов прохожий,
красивый, пожалуйста, далеко ли, до,
подскажите, остановки.
Игра «Подари слово». Дети
прописывают слова на ладонях друг у
друга. Делают это пальцем без
использования письменных
принадлежностей.
«Делай как я».
Как живёшь? Вот так!(показываем
большие пальцы)
Как идёшь? Вот так! (показываем)
А бежишь? Вот так! (показываем)
А летишь? Вот так! (показываем)
Как стоишь? Вот так! (показываем)
Как сидишь? Вот так! (показываем)
А ночью спишь? Вот так!
(показываем)
Как храпишь? Вот так! (показываем)
Как кричишь? Вот так!!! (кричим)
А молчишь? Вот так! (шепчем)
синтаксическими нормами
родного языка.
Рефлексия
5 мин
Л: Ребята, посмотрите как здорово мы
справились с заданием! Этот словарик –
результат вашего труда. А какой темой можно
объединить наши пословицы? ( Дети
выбирают вариант из предложенных на
слайде).
Давайте вспомним с чего началась наша
работа? Где вам пригодятся эти знания? Над
чем нам ещё нужно поработать? Давайте
выберем пословицу, которая подойдёт к
завершению нашего занятия.
о труде о здоровье о работе
о помощи о дружбе
о учении
Регулятивные (самооценка
результата деятельности,
сравнение результата с
предъявляемым образцом,
планом)
Коммуникативные.
Личностные.