Автор: Дёмина Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Д/с №130 "Родничок" АНО ДО "Планета детства "Лада"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие художественного и эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста
Раздел: дошкольное образование
Развитие художественного и эстетического вкуса
у детей младшего школьного возраста
Формирование творческих интересов, художественного вкуса и эстетических качеств младшего
школьника осуществляется различными средствами, в том числе средствами изобразительного
искусства.
Наука эстетика рассматривает художественный вкус как одну из главных характеристик художественной
культуры личности, связывает его с уровнем развития эстетической культуры общества.
Проблема развития художественного вкуса школьников младшего возраста особенно актуальна в аспекте
современных, будущих исследований эстетического восприятия искусства, детского творчества в
изобразительной сфере деятельности.
С точки зрения эстетики художественный вкус формируется художественным опытом личности и его
качество зависит от опыта общения человека с искусством. Эмоциональные переживания у детей
младшего школьного возраста, связанные с восприятием произведения искусства, (красоты,
мастерства), оставляют след в душе ребенка и влияют на формирование художественного вкуса. С
годами первое общение с «прекрасным» через искусство часто переходит в потребность понимать,
знать, воспринимать и оценивать то или иное произведение искусства, что в свою очередь формирует
эстетические качества личности.
Развитие художественного вкуса у младших школьников на занятиях изобразительного искусства дает
возможность в их старшем возрасте познавать, приобщаться к прошлому, видеть, понимать и ценить
прекрасное, правдивое в национальном достоянии, которое выражено в художественных картинах
русских мастеров живописи. Обладая художественным вкусом, школьники младшего возраста понимают
специальный язык искусства, в процессе обучения получают знания о его видах и жанрах.
Существует несколько определений художественного вкуса. Одно из них приводится в словаре по
эстетике.
Художественный вкус – это способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения
искусства.
Художественный вкус формируется средствами художественного воспитания.
Художественное воспитание – формирование потребности в общении с искусством, способности
воспринимать искусство во всем его жанрово-видовом многообразии и социально-исторической
определенности, умения адекватно оценивать эстетические достоинства произведений искусства.
Художественное воспитание в свою очередь является одной из важнейших частей эстетического
воспитания и способствует формированию эстетического сознания человека.
Формирование художественного вкуса зависит от различных факторов: художественный опыт; возраст
человека, его интересы и потребности; жизненный опыт личности и так далее.
Рассматривая историю искусств можно наблюдать случаи, когда общество, художники, искусствоведы
не принимали и критиковали творчество других художников. Так, например, В. Стасов отвергал
творчество К. Брюллова, но это совсем не значит, что у Стасова плохой вкус. Скорее к данному случаю
можно отнести односторонность в высокоразвитом художественном вкусе.
На суждение о художественном вкусе влияет соотношение коллективных и индивидуальных вкусов. Так,
идеалистическая эстетика разработала элитарный подход, применимый к искусству, где мнение
индивида противопоставлялось мнению «толпы» (общества).
Элитарное искусство – течение в буржуазной художественной культуре, создающее искусство для
немногих, для «избранных», для эстетической и культурной элиты, способной оценить и воспринять
некий «тайный» и «сокровенный» смысл и язык высшего творческого духа, закрытый и принципиально
непонятный для широкой публики, для народных масс.
В истории искусств существовал подход прямо противоположный элитарному, когда вопрос о ценности
художественного произведения решался «большинством» голосов, обществом. Таким образом, одной из
насущных проблем в исследовании художественного вкуса является его истинность, объективность. На
наш взгляд истинность суждения художественного вкуса зависит от степени его объективности.
На наш взгляд истинность суждения художественного вкуса зависит от степени его объективности.
Исследования отечественных авторов об особенностях восприятия искусства воспитанников младшего
школьного возраста доказывают о доступности понимания ребенком содержания и эстетическом
восприятии детьми произведений мастеров искусства. Исследование Н.А. Вершининой доказывает, что
дети уже в пятилетнем возрасте способны получать знания о композиции произведений живописи. В.А.
Гуружапова в своем исследовании о развитии понимания младшими школьниками искусства в процессе
обучения живописи доказывает, что дети семилетнего возраста способны понимать образный строй
произведений и выделяют «смысловые части, зоны» картины. Н.М. Зубарева предлагает три уровня
эстетического восприятия детьми живописных произведений, художественных картин:
На самом низком уровне, ребенок эмоционально воспринимает изображение знакомых ему
предметов.
На втором уровне ребенок осознает эстетические качества в художественной картине. Красивое
на этом этапе ребенок видит как: цвет предметов, форму, композиционные моменты.
На высоком уровне дети воспринимают внутреннюю характеристику художественного образа
произведения.
Практика показала, что дети воспринимают и оценивают живопись по цвету, форме, светосиле
предметов, композиционным моментам, стилю изображения. Особую роль в восприятии детьми
живописи играет декоративность художественной картины. Так, яркая по колориту, красочная,
написанная лаконично в плоскостной манере, художественная картина вызывает наибольший интерес у
ребенка, чем та, в которой присутствуют серые оттенки и тона.
Как отмечает Т.Г. Казакова, по данным ученых, при восприятии живописи дети проявляют интерес к
картинам бытового жанра, пейзажа и натюрморта. В сюжетных картинах детей привлекает
увлекательное своеобразие содержания, мальчикам наиболее интересны батальные или спортивные
сцены, девочкам больше предпочтительны изображения животных. Восприятие и оценка живописи
детьми младшего школьного возраста во многом зависит от личностного отношения ребенка к
изображенным явлениям и предметам, от их наблюдений и жизненного, художественного опыта.
Для успешного развития художественного вкуса воспитанников младшего школьного возраста
средствами рисунка и живописи, большое значение имеет обучение детей правилам композиции:
гармоническому заполнению рисунком всей поверхности листа бумаги; композиционному ритму; выбор
формата и его расположение (вертикально, горизонтально); перспективы; построение предметов,
изображаемого; законов цветоведения. Причем методика преподавания и обучение правилам живописи и
рисования не должно идти по пути заучивания схем и таблиц, а должна быть направлена на
формирование художественно-творческой активности ребенка.
В младшем школьном возрасте процесс изображения у детей бывает важнее результатов законченной
работы над рисунком. Ребенок выбирает тему и размышляет над сюжетом, как нарисовать ту или иную
линию, положить мазок краски, чтобы получилось красиво. Практика показала, что процесс
изображения сопровождается эмоциональной реакцией воспитанника на то, что он рисует. Не редко дети
во время работы комментируют то, что они рисуют и представляют себя в качестве изображаемых
героев, наделяют их чертами своего характера. Содержание рисунков воспитанников – это мечты и
желания ребенка. Воплощая мечты и воображаемое в рисунках, дети передают на бумагу свои
наблюдения и жизненный опыт.
С 1920 годов школьные программы по изобразительному искусству ориентировались на рисование
детьми с натуры различных предметов простых форм. Ошибкой такого подхода к обучению детей
рисованию можно считать действие педагогов, не принимающих во внимание интересы школьников, их
«двигательной» установки психики. А.А. Бакушинский первый вводит понятие «искусство детей» и
утверждает, что взрослый художник может только мечтать приблизиться к детскому искусству. Если
придерживаться такой позиции, то в итоге мы придем к выводу, что детей незачем учить живописи и
рисунку и их творчество совершенно. Еще одно мнение специалистов в области детского творчества
заключается в том, что школьникам необходимо приобщаться к красоте, развивать художественный вкус
с помощью бесед, дидактического материала, изучения школьниками произведений живописи. Но, без
умения детьми рисовать и без элементарных знаний техники живописи и рисунка невозможно по-
настоящему приобщаться к красоте. Если не развивать творческие и изобразительные способности,
эстетический и художественный вкус детей в младшем школьном возрасте, то в старшем возрасте
подростки охладевают к искусству и не могут выразить себя в творчестве, передать на живописной
основе задуманное. Поэтому важно с раннего возраста воспитывать у детей отношение к
изобразительному искусству, как к виду деятельности, который требует от человека огромного
трудолюбия и глубоких знаний в данной области. В развитии эстетических чувств и художественного
вкуса детей младшего школьного возраста необходимы сочетания теоретических и практических знаний,
навыков в области изобразительного искусства. Как отмечает А.Д. Алехин, если человек занимается
творчеством и занимается изобразительной деятельностью, то воспитывать, приобщать его к искусству
значительно легче. Освоение детьми младшего школьного возраста основ изобразительной грамоты в
изостудии, творческом объединении – залог того, что со временем они сумеют по достоинству оценить
не только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их изобразительно-
выразительных средств.
Для развития художественного вкуса воспитанников младшего школьного возраста необходимы занятия
разных видов: занятия на основе декоративно-прикладного искусства (к ним относятся лепка из
пластилина или глины, художественно-оформительские работы, аппликация, декоративная живопись);
рисование с натуры; беседы о живописи и произведениях художников; посещение выставок
живописных, декоративных и графических работ.
Понимая, переживая и оценивая художественные картины, (репродукции, иллюстрации) того или иного
времени, воспитанники осознают историю, и быт времени, в котором было создано произведение
искусств.
Художественное время – специфическая форма передачи в искусстве реальных временных отношений.
[4]. Анализируя работы художников живописцев, дети учатся понимать нравственную сторону сюжета,
красоту природы, переживание, чувства и внутреннее состояние человека.
Беседы о живописи, показ детям иллюстраций художественных произведений целесообразно
сопровождать практической работой, выполнению заданий по рисованию. Занятия рисованием требуют
от педагога умения создать атмосферу и определенный эмоциональный настрой у воспитанников при
работе над изображением.
На каждом временном историческом этапе преобладал тот или иной вид искусства и соответственно,
влиял на другие. Так, например, в Италии эпохи Возрождения доминировала живопись, а в России 19
века – литература. Каждое из видов искусства способно отражать окружающий мир, но вместе с тем
нуждается в помощи других видов искусства. Например: появившийся советский кинематограф мог
влиять на живопись, а именно на композиционные приемы или крупно-плановости изображений; кадр
цифрового фотоаппарата при увеличении дает точечное изображение, технику такого письма (точечного)
в живописи охотно используют дети 9-11 лет.
Детские рисунки одно из звеньев в критериях оценки их художественного вкуса. Рисунки воспитанников
помогают педагогу понять об отношениях ребенка к окружающим его людям, природе, тому или иному
произведению искусства. Яркие цвета в рисунке, старательность его выполнения указывают на то, что
ребенка радует сюжет создаваемого изображения и он испытывает положительные эмоции,
соответственно темные оттенки в работе указывают на то, что ребенок испытывает отрицательные
эмоции либо к персонажам изображения, либо к теме занятия. Поэтому педагог регулярно
просматривает не только работы детей, выполненные на занятиях, но и предлагает воспитанникам
приносить для просмотра и анализа рисунки, выполненные в домашних условиях. Авторы самых
удачных, интересных работ могут участвовать в выставках детского творчества и поощряться
грамотами, благодарственными письмами или призами, что дает ребенку стимул в его дальнейшей
творческой деятельности.
Часто педагог на занятиях изобразительным искусством дает детям задание, которое выполняется в
коллективной форме. Например, коллективная работа на тему «поздравительная открытка к Новому
году». При таком подходе к работе дети стараются максимально красиво изобразить доверенную им
тему, вспоминая приобретенные знания на занятиях рисованием, ведь результат работы будет зависеть
от каждого отдельно взятого воспитанника. Детский коллектив является средством формирования
личности каждого ребенка. В творческом коллективе воспитанники осознают свои способности и
возможности, успехи творческой деятельности, оценивают результат приобретенных знаний о
живописи, делятся мнением о той или иной живописной работе, обмениваются знаниями об
изобразительном искусстве. Дети первого класса общеобразовательной школы еще недостаточно
самостоятельны и организованны, ограниченны в жизненном опыте. В детском коллективе важно
приобщать воспитанников к дружеским и доверительным отношениям между собой. Для развития
художественного вкуса, полезно коллективное обсуждение рисунков, а также репродукций
художественных произведений. При коллективном обсуждении живописных работ, педагог направляет
внимание детей на характер образа, решение сюжета, композиционные моменты, колорит работы и так
далее.
Во втором классе общеобразовательной школы на занятиях изобразительным искусством детям дают
задание на выполнение сюжета с изображением людей. Практика показала, что дети этого возраста (8-10
лет) часто нарушают соотношения пропорций человеческой фигуры. Например, дети часто
преувеличивают в рисунках размер головы по отношению к самой фигуре человека. Поэтому в течении
года педагог дополнительного образования теоретически, на основе наблюдений, может обращать
внимание детей на соразмерность всех частей тела человека. Кроме пропорции человеческой фигуры
интересно изучить с детьми особенности: мимики человека, изображение человек в статичной позе или
движении и т. д. Целесообразно одновременно с изображением человека проведение бесед с
воспитанниками о портретной живописи и мастерах портретного жанра.
Беседы о художественных картинах великих мастеров живописи могут переходить в диалог, благодаря
коротким выступлениям, докладам, подготовленными детьми о художниках. На занятиях такого рода
педагог создает обстановку свободного обсуждения темы между воспитанниками. Беседы также важны
для выяснения уровня развития художественного вкуса у детей младшего школьного возраста.