Автор: Свечникова Ангелина Григорьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР№5 "Мир детства"
Населённый пункт: г.Тула
Наименование материала: статья
Тема: " Формирование у педагогов дошкольной образовательной организации профессиональных компетенций в сфере познавательного развития воспитанников."
Раздел: дошкольное образование
Формирование у педагогов дошкольной образовательной организации
профессиональных компетенций в сфере познавательного развития
воспитанников.
Свечникова Ангелина Григорьевна,
старший воспитатель
МБДОУ ЦРР№5
г.Тула, ул.Бондаренко,25
С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ«Об образовании в
Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого
самостоятельного
уровня
общего образования.
С
одной
стороны,
это
признание
значимости дошкольного образования в развитии ребенка, а с
другой – повышение требований к дошкольному образованию.
Развитие современного общества диктует особые условия организации
дошкольного
образования,
интенсивное
внедрение
инноваций,
новых
технологий
и
методов
работы
с
детьми.
В
этой
ситуации
особенно
важна профессиональная
компетентность,
основу
которой
составляет
личностное и профессиональное развитие педагогов.
Нормативно-правовая база выдвигает ряд требований к профессиональной
компетенции педагога ДОУ:
-умение проектировать и корректировать образовательный процесс исходя из
особенностей и интересов воспитанников;
-умение разрабатывать современные психолого-педагогические технологии,
основанные
на
законах развития личности и поведения в реальной среде;
-готовность осваивать и внедрять инновации;
-владение информационно-коммуникативными компетенциями.
Следует также отметить такие новые требования к педагогам ДОО, как
в л а д е н и е
п о д х о д а м и
к образованию
в о с п и т а н н и к о в
с
особыми образовательными потребностями, владение стандартизированными
методами
диагностики
личностных
характеристик
и
возрастных
особенностей воспитанников.
Современный специалист ДОО должен быть не только профессионально
компетентным, но и находиться в поиске необходимой информации с целью
разрешения
тех
или
иных профессиональных
проблем,
постоянно
приобретать дополнительные знания.
Д л я
о б е с п е ч е н и я развития
профессиональной
компетентности
педагогов нами была выстроена определённая система методической работы
с педагогическими
кадрами,
которая
подразумевает
активную
форму
обучения и взаимодействия педагогов в детском саду.
Такая работа направлена на включение педагогов в инновационную
деятельность и осознание её необходимости;
информирование педагогов
о
достижениях
современной педагогической
науки
и
практики
посредством
нормативно-правовых
документов,
программно-методического и дидактического обеспечения;
создание
условий
для
непрерывного развития
и
саморазвития
профессиональной компетентности.
Для решения задач по повышению уровня профессиональной компетенции
в
нашем
ДОУ
используются
различные
формы
методической
работы,
направленные на развитие компетентности педагогов:
- обучающий семинар по вопросам введения ФГОС ДО.
Цель:
создание
условий
для
повышения профессиональной
компетенции
педагогов
по
внедрению
федерального
государственного образовательного
стандарта дошкольного образования;
-
семинары-практикумы.
На
семинарах
предусматривается
возможность
обсуждения
различных
точек
зрения,
дискуссии,
создание
проблемных
ситуаций,
которые
позволяют
в
итоге
выработать
единую
позицию
по
рассматриваемому вопросу. В нашем ДОУ прошли семинары «Планирование
и
организация педагогического процесса в условиях введения ФГОС ДО»,
семинар «Проектный метод воспитательно-образовательной работы с детьми
дошкольного возраста».
- педагогические советы (2016-2017 уч.год):
«Внедрение
современных
технологий,
в
том
числе
ИКТ-технологий
в
образовательную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО».
-«Социально-коммуникативное развитие личности дошкольника»
Применение таких методов проведения педсоветов, как дискуссии, круглые
столы обеспечивают откровенный обмен мнениями, помогают сплачивать
коллектив, наращивать творческий потенциал каждого педагога;
- индивидуальные и групповые консультации с целью оказания методической
помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в
ДОУ:
- «Использование ИКТ-технологий в образовательной деятельности»;
- «Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и
видах детской деятельности»;
- «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».
Для начинающих и малоопытных педагогов в нашем МБДОУ ЦРР№5
организована
«Школа
молодого
педагога»
под
руководством
доктора
педагогических
наук
Орлихиной
Н.Е.
Для
данных
педагогов
проводятся
семинары, консультации и практические занятия.
Проведенные мероприятия повышают профессиональную компетентность
педагогов, знакомят с педагогическим опытом, системой работы, авторскими
находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов,
развивают творческие способности;
-
проведение
открытых
мероприятий
по
обмену
опытом педагогической
деятельности с педагогами ДОУ. В течение 2016-2017 учебного года провели
открытые мероприятие по организации педагогического в условиях введения
ФГОС ДО:
- родительское собрание «Игра- путь к познанию» 22.12.2016 г. – воспитатель
Неживая И.В.
-
тематическое
занятие
«Твори
бодро»-
23.12.2016
г.
–
воспитатель
Сухорукова Л.В.
-
тематическое
занятие
«Зимующие
птицы»
18.01.2017
г.-
воспитатель
Неживая И.В.
- занятие «Волшебная чудо- снежинка» 03.02.2017 г.- воспитатель Пыпина
Т.Н.
-
занятие
«Опытные
эксперименты
с
водой»
08.02.2017
г.-
воспитатель
Грязнова О.В.
- занятие « Зимующие
птицы нашего края» 15.02.2017 г.- воспитатель
Харитонова А.В.
- занятие «Грамотные пешеходы» 22.03.2017 г.- воспитатель Сухорукова Л.В.
Педагоги нашего ДОУ прошли курсы повышения квалификации по темам:
«Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации
приоритетных
направлений
Российского
образования»,
«Актуальные
проблемы дошкольного образования в условиях реализация ФГОС ДО»;
-
банк педагогических
идей
-
это
рациональный
способ
коллективного
решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на
данном этапе в ДОУ (ежегодно обобщается и распространяется передовой
педагогический опыт работы педагогов);
-
организация
деятельности
Творческой
группы.
Каждый
член
группы
сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обмениваются
мнениями,
спорят,
предлагают
свои
варианты.
Важно,
чтобы
все
это
реализовалось в практике работы каждого. Педагоги посещают друг у друга
занятия,
обсуждают
их,
выделяют
лучшие
методы
и
приемы.
Если
обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умениях педагога,
то
идет
совместное
изучение
дополнительной
литературы.
Творческой
группой
составлены
рабочие образовательные
программы,
конспекты
непосредственно образовательной
деятельности.
Созданы
электронные
образовательные
ресурсы:
презентации
по
безопасности
дорожного
движения, по экологическому воспитанию, проектной деятельности.
- участие педагогов в городских педагогических сообществах и семинарах
для
выявления,
изучения,
обобщения
и
распространения
передового
педагогического
опыта,
обмен
положительным
опытом
работы
среди
педагогов;
- участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства, в городском
конкурсе «Профессионал 2013» заняли 3 место (Неживая И.В.);
-участие педагогов в интернет-конкурсах Международного, Всероссийского
уровня:
-Международный конкурс «Бережем планету вместе»- Варфоломеева Г.Н. (2
место – проект «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца!», Неживая
И.В. (1 место- проект «Исследователи зимних
чудес»);Свечникова А.Г.(1
место)- проект «Будь природе другом».
-
Всероссийский
конкурс
«Вопросита»-
Венева
С.А.,
блиц-олимпиада
«Экологическое воспитание в детском саду»- 3 место.
-
выставки
совместных
работ
воспитанников
и
родителей
«Выставка
кормушек», «Выставка скворечников».
Для проверки профессиональных знаний, умений, навыков педагогической
эрудиции у нас ежегодно проходят конкурсы готовности групп к новому
учебному году, на лучшее новогоднее оформление групп, зимних построек из
снега;
-самообразование
педагогов-
расширение
и
углубление
з н а н и й ,
совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений.
У каждого из педагогов оформлено портфолио, которое постоянно
пополняется
методическими
материалами
по
теме
самообразования,
результатами
достижений
педагога
и
воспитанников.
Наличие
такого
информационного банка способствует росту интеллектуального потенциала,
стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности, учит
презентации своей работы.
Первостепенной
задачей
в
настоящее
время
становится
повышение
компьютерной
грамотности
педагогов,
освоение
работы
с
программными
образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети.
Очевидно,
что
педагог,
который
ведет
занятия
с
использованием
мультимедиа-проектора,
компьютера,
имеет
выход
в
Интернет,
обладает
качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках
традиционных технологий.
Разнообразные
формы
методической
работы
обеспечивают
индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу, помогают
им
найти
себя
в
самостоятельном
проведении
какого-либо
мероприятия,
творчески проявить себя в деле.
Таким образом,
основным
источником профессиональной
компетентности
педагога
являются
обучение
и
опыт. Профессиональная
компетентность
х а р а к т е р и з у е т с я
п о с т о я н н ы м
с т р е м л е н и е м
к
совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению
деятельности. Психологической основой компетентности является готовность
к постоянному повышению своей квалификации, развитию.
Не развивающийся
педагог
никогда
не
воспитает
творческую
созидательную
личность.
Поэтому
именно
повышение компетентности
и
профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества,
ка к педагогического процесса,
так
и
качества дошкольного образования в
целом.
Формирование познавательной активности дошкольников требует от
педагога
проявления
творческого
подхода
к
организации
учебно-
в о с п и т а т е л ь н о г о
п р о ц е с с а .
Для эффективного развития познавательной активности важно умение
видеть
и
ценить
в
каждом
ребенке
единственную,
неповторимую,
самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только
ей
чертами
и
особенностями.
Все
это
поможет
сохранить
самооценку
ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного
отношения к познавательному процессу. Ребенок, как и взрослый, находится
в постоянном процессе познания мира, он думает, анализирует, говорит,
слушает,
понимает,
чувствует,
общается
с
другими
людьми.
В
процессе
общения
со
взрослыми
и
сверстниками,
познавательной
деятельности
происходит
интенсивное
развитие
личности
ребенка,
его
познавательной
активности.
Одним из основных побудителей познавательной активности детей
является
педагог.
Реакции
на
побудительные
действия
бывают
разные:
мотивированные
на
познавательную
активность
и
не
мотивированные.
Мотивированные на любые побуждающие действия реагируют включением в
познавательную
деятельность,
не
нуждаются
в
каких-либо
специальных
побудителях.
У
таких
детей
сформировался
познавательный
интерес,
сложилась установка на познавательную деятельность. Однако встречается
немало детей с немотивированной реакцией на побудительные действия со
с т о р о н ы
п е д а г о г а .
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
во многом будет зависеть от методов, с помощью которых педагог будет
организовывать процесс познания воспитанников:
-метод
неожиданных
решений
(педагог
предлагает
новое
нестереотипное
решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту
ребенка);
-метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет
детей
задавать
вопросы,
направленные
на
получение
дополнительной
информации;
-метод,
стимулирующий
проявление
творческой
самостоятельности
составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в
повседневной жизни;
-метод «преднамеренных ошибок» (по Ш.А. Амонашвили), когда педагог
избирает
неверный
путь
достижения
цели,
а
дети
обнаруживают
это
и
начинают предлагать свои пути и способы решения задачи .
Таким
образом,
педагог
должен
владеть
всем
педагогическим
инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную
активность дошкольников. Также значимыми являются личностные качества
воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания особенностей
психического
развития
детей,
творческий
потенциал,
тактичность
и
терпимость
в
отношениях
с
детьми
и
родителями.
Только
знающий
и
любящий
детей
педагог-профессионал
может
сформировать
у
старших
д о ш к о л ь н и к о в
п о з н а в а т е л ь н у ю
а к т и в н о с т ь .