Напоминание

" Формирование у педагогов дошкольной образовательной организации профессиональных компетенций в сфере познавательного развития воспитанников."


Автор: Свечникова Ангелина Григорьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР№5 "Мир детства"
Населённый пункт: г.Тула
Наименование материала: статья
Тема: " Формирование у педагогов дошкольной образовательной организации профессиональных компетенций в сфере познавательного развития воспитанников."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование у педагогов дошкольной образовательной организации

профессиональных компетенций в сфере познавательного развития

воспитанников.

Свечникова Ангелина Григорьевна,

старший воспитатель

МБДОУ ЦРР№5

г.Тула, ул.Бондаренко,25

С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ«Об образовании в

Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого

самостоятельного

уровня

общего образования.

С

одной

стороны,

это

признание

значимости дошкольного образования в развитии ребенка, а с

другой – повышение требований к дошкольному образованию.

Развитие современного общества диктует особые условия организации

дошкольного

образования,

интенсивное

внедрение

инноваций,

новых

технологий

и

методов

работы

с

детьми.

В

этой

ситуации

особенно

важна профессиональная

компетентность,

основу

которой

составляет

личностное и профессиональное развитие педагогов.

Нормативно-правовая база выдвигает ряд требований к профессиональной

компетенции педагога ДОУ:

-умение проектировать и корректировать образовательный процесс исходя из

особенностей и интересов воспитанников;

-умение разрабатывать современные психолого-педагогические технологии,

основанные

на

законах развития личности и поведения в реальной среде;

-готовность осваивать и внедрять инновации;

-владение информационно-коммуникативными компетенциями.

Следует также отметить такие новые требования к педагогам ДОО, как

в л а д е н и е

п о д х о д а м и

к образованию

в о с п и т а н н и к о в

с

особыми образовательными потребностями, владение стандартизированными

методами

диагностики

личностных

характеристик

и

возрастных

особенностей воспитанников.

Современный специалист ДОО должен быть не только профессионально

компетентным, но и находиться в поиске необходимой информации с целью

разрешения

тех

или

иных профессиональных

проблем,

постоянно

приобретать дополнительные знания.

Д л я

о б е с п е ч е н и я развития

профессиональной

компетентности

педагогов нами была выстроена определённая система методической работы

с педагогическими

кадрами,

которая

подразумевает

активную

форму

обучения и взаимодействия педагогов в детском саду.

Такая работа направлена на включение педагогов в инновационную

деятельность и осознание её необходимости;

информирование педагогов

о

достижениях

современной педагогической

науки

и

практики

посредством

нормативно-правовых

документов,

программно-методического и дидактического обеспечения;

создание

условий

для

непрерывного развития

и

саморазвития

профессиональной компетентности.

Для решения задач по повышению уровня профессиональной компетенции

в

нашем

ДОУ

используются

различные

формы

методической

работы,

направленные на развитие компетентности педагогов:

- обучающий семинар по вопросам введения ФГОС ДО.

Цель:

создание

условий

для

повышения профессиональной

компетенции

педагогов

по

внедрению

федерального

государственного образовательного

стандарта дошкольного образования;

-

семинары-практикумы.

На

семинарах

предусматривается

возможность

обсуждения

различных

точек

зрения,

дискуссии,

создание

проблемных

ситуаций,

которые

позволяют

в

итоге

выработать

единую

позицию

по

рассматриваемому вопросу. В нашем ДОУ прошли семинары «Планирование

и

организация педагогического процесса в условиях введения ФГОС ДО»,

семинар «Проектный метод воспитательно-образовательной работы с детьми

дошкольного возраста».

- педагогические советы (2016-2017 уч.год):

«Внедрение

современных

технологий,

в

том

числе

ИКТ-технологий

в

образовательную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО».

-«Социально-коммуникативное развитие личности дошкольника»

Применение таких методов проведения педсоветов, как дискуссии, круглые

столы обеспечивают откровенный обмен мнениями, помогают сплачивать

коллектив, наращивать творческий потенциал каждого педагога;

- индивидуальные и групповые консультации с целью оказания методической

помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в

ДОУ:

- «Использование ИКТ-технологий в образовательной деятельности»;

- «Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и

видах детской деятельности»;

- «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».

Для начинающих и малоопытных педагогов в нашем МБДОУ ЦРР№5

организована

«Школа

молодого

педагога»

под

руководством

доктора

педагогических

наук

Орлихиной

Н.Е.

Для

данных

педагогов

проводятся

семинары, консультации и практические занятия.

Проведенные мероприятия повышают профессиональную компетентность

педагогов, знакомят с педагогическим опытом, системой работы, авторскими

находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов,

развивают творческие способности;

-

проведение

открытых

мероприятий

по

обмену

опытом педагогической

деятельности с педагогами ДОУ. В течение 2016-2017 учебного года провели

открытые мероприятие по организации педагогического в условиях введения

ФГОС ДО:

- родительское собрание «Игра- путь к познанию» 22.12.2016 г. – воспитатель

Неживая И.В.

-

тематическое

занятие

«Твори

бодро»-

23.12.2016

г.

воспитатель

Сухорукова Л.В.

-

тематическое

занятие

«Зимующие

птицы»

18.01.2017

г.-

воспитатель

Неживая И.В.

- занятие «Волшебная чудо- снежинка» 03.02.2017 г.- воспитатель Пыпина

Т.Н.

-

занятие

«Опытные

эксперименты

с

водой»

08.02.2017

г.-

воспитатель

Грязнова О.В.

- занятие « Зимующие

птицы нашего края» 15.02.2017 г.- воспитатель

Харитонова А.В.

- занятие «Грамотные пешеходы» 22.03.2017 г.- воспитатель Сухорукова Л.В.

Педагоги нашего ДОУ прошли курсы повышения квалификации по темам:

«Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации

приоритетных

направлений

Российского

образования»,

«Актуальные

проблемы дошкольного образования в условиях реализация ФГОС ДО»;

-

банк педагогических

идей

-

это

рациональный

способ

коллективного

решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на

данном этапе в ДОУ (ежегодно обобщается и распространяется передовой

педагогический опыт работы педагогов);

-

организация

деятельности

Творческой

группы.

Каждый

член

группы

сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обмениваются

мнениями,

спорят,

предлагают

свои

варианты.

Важно,

чтобы

все

это

реализовалось в практике работы каждого. Педагоги посещают друг у друга

занятия,

обсуждают

их,

выделяют

лучшие

методы

и

приемы.

Если

обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умениях педагога,

то

идет

совместное

изучение

дополнительной

литературы.

Творческой

группой

составлены

рабочие образовательные

программы,

конспекты

непосредственно образовательной

деятельности.

Созданы

электронные

образовательные

ресурсы:

презентации

по

безопасности

дорожного

движения, по экологическому воспитанию, проектной деятельности.

- участие педагогов в городских педагогических сообществах и семинарах

для

выявления,

изучения,

обобщения

и

распространения

передового

педагогического

опыта,

обмен

положительным

опытом

работы

среди

педагогов;

- участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства, в городском

конкурсе «Профессионал 2013» заняли 3 место (Неживая И.В.);

-участие педагогов в интернет-конкурсах Международного, Всероссийского

уровня:

-Международный конкурс «Бережем планету вместе»- Варфоломеева Г.Н. (2

место – проект «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца!», Неживая

И.В. (1 место- проект «Исследователи зимних

чудес»);Свечникова А.Г.(1

место)- проект «Будь природе другом».

-

Всероссийский

конкурс

«Вопросита»-

Венева

С.А.,

блиц-олимпиада

«Экологическое воспитание в детском саду»- 3 место.

-

выставки

совместных

работ

воспитанников

и

родителей

«Выставка

кормушек», «Выставка скворечников».

Для проверки профессиональных знаний, умений, навыков педагогической

эрудиции у нас ежегодно проходят конкурсы готовности групп к новому

учебному году, на лучшее новогоднее оформление групп, зимних построек из

снега;

-самообразование

педагогов-

расширение

и

углубление

з н а н и й ,

совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений.

У каждого из педагогов оформлено портфолио, которое постоянно

пополняется

методическими

материалами

по

теме

самообразования,

результатами

достижений

педагога

и

воспитанников.

Наличие

такого

информационного банка способствует росту интеллектуального потенциала,

стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности, учит

презентации своей работы.

Первостепенной

задачей

в

настоящее

время

становится

повышение

компьютерной

грамотности

педагогов,

освоение

работы

с

программными

образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети.

Очевидно,

что

педагог,

который

ведет

занятия

с

использованием

мультимедиа-проектора,

компьютера,

имеет

выход

в

Интернет,

обладает

качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках

традиционных технологий.

Разнообразные

формы

методической

работы

обеспечивают

индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу, помогают

им

найти

себя

в

самостоятельном

проведении

какого-либо

мероприятия,

творчески проявить себя в деле.

Таким образом,

основным

источником профессиональной

компетентности

педагога

являются

обучение

и

опыт. Профессиональная

компетентность

х а р а к т е р и з у е т с я

п о с т о я н н ы м

с т р е м л е н и е м

к

совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению

деятельности. Психологической основой компетентности является готовность

к постоянному повышению своей квалификации, развитию.

Не развивающийся

педагог

никогда

не

воспитает

творческую

созидательную

личность.

Поэтому

именно

повышение компетентности

и

профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества,

ка к педагогического процесса,

так

и

качества дошкольного образования в

целом.

Формирование познавательной активности дошкольников требует от

педагога

проявления

творческого

подхода

к

организации

учебно-

в о с п и т а т е л ь н о г о

п р о ц е с с а .

Для эффективного развития познавательной активности важно умение

видеть

и

ценить

в

каждом

ребенке

единственную,

неповторимую,

самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только

ей

чертами

и

особенностями.

Все

это

поможет

сохранить

самооценку

ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного

отношения к познавательному процессу. Ребенок, как и взрослый, находится

в постоянном процессе познания мира, он думает, анализирует, говорит,

слушает,

понимает,

чувствует,

общается

с

другими

людьми.

В

процессе

общения

со

взрослыми

и

сверстниками,

познавательной

деятельности

происходит

интенсивное

развитие

личности

ребенка,

его

познавательной

активности.

Одним из основных побудителей познавательной активности детей

является

педагог.

Реакции

на

побудительные

действия

бывают

разные:

мотивированные

на

познавательную

активность

и

не

мотивированные.

Мотивированные на любые побуждающие действия реагируют включением в

познавательную

деятельность,

не

нуждаются

в

каких-либо

специальных

побудителях.

У

таких

детей

сформировался

познавательный

интерес,

сложилась установка на познавательную деятельность. Однако встречается

немало детей с немотивированной реакцией на побудительные действия со

с т о р о н ы

п е д а г о г а .

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

во многом будет зависеть от методов, с помощью которых педагог будет

организовывать процесс познания воспитанников:

-метод

неожиданных

решений

(педагог

предлагает

новое

нестереотипное

решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту

ребенка);

-метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет

детей

задавать

вопросы,

направленные

на

получение

дополнительной

информации;

-метод,

стимулирующий

проявление

творческой

самостоятельности

составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в

повседневной жизни;

-метод «преднамеренных ошибок» (по Ш.А. Амонашвили), когда педагог

избирает

неверный

путь

достижения

цели,

а

дети

обнаруживают

это

и

начинают предлагать свои пути и способы решения задачи .

Таким

образом,

педагог

должен

владеть

всем

педагогическим

инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную

активность дошкольников. Также значимыми являются личностные качества

воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания особенностей

психического

развития

детей,

творческий

потенциал,

тактичность

и

терпимость

в

отношениях

с

детьми

и

родителями.

Только

знающий

и

любящий

детей

педагог-профессионал

может

сформировать

у

старших

д о ш к о л ь н и к о в

п о з н а в а т е л ь н у ю

а к т и в н о с т ь .



В раздел образования