Авторы: Панькова Ксения Викторовна, Куркина Александра Викторовна
Должность: учитель-логопед,учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Лукоморье", Филиал №1 "Лесная полянка" МБДОУ детского сада №124 "Гномик"
Населённый пункт: г. Пенза, Пензенская область
Наименование материала: статья
Тема: "Логоритмические упражнения в системе преодоления стертой формы дизартрии".
Раздел: среднее профессиональное
Логоритмические упражнения в системе преодоления стертой формы дизартрии.
1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с легкой степенью дизартрии.
2. Особенности моторной сферы у детей при легкой степени дизартрии.
3. Логоритмика в системе коррекционной работы с детьми со стертой формой дизартрии.
Значение логоритмики в системе коррекционной работы с детьми, имеющими стертую форму
дизартрии.
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с легкой степенью дизартрии.
Дизартрия - латинский термин, который в переводе означает расстройство членораздельной речи-
произношения.
Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О. А. Токаревой (Дизартрия/под ред. проф. С. С.
Ляпидевского. – М. : 1969.), которая характеризует проявления «стертой дизартрии» как легкие
(стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью
преодоления. По ее мнению, обычно эти дети большинство изолированных звуков могут произносить
правильно, но в речевом потоке слабо автоматизируют их и недостаточно дифференцируют. Было
отмечено, что артикуляционные движения у этих детей могут нарушаться своеобразно: при ограничении
движений языка и губ наблюдается неточность движений и недостаточность их силы. Вялость и
приблизительность движений характерны для одних случаев, а в других — неточность движений
объясняется гиперкинезами языка.
Среди причин, вызывающих стертую дизартрию, Винарской Е. Н. (Современное состояние проблемы
дизартрии /под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. — М. : ВЛАДОС, 1997.) были выделены
следующие:
1. Нарушение иннервации артикуляционного аппарата, при которой отмечается недостаточность
отдельных мышечных групп (губ, языка, мягкого неба); неточность движений, их быстрая истощаемость
вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы.
2. Двигательные расстройства: трудность нахождения определенного положения губ и языка,
необходимого для произнесения звуков.
3. Оральная апраксия.
4. Минимальная мозговая дисфункция.
Исследования Л.В. Лопатиной (Лопатина Л. В. Приемы логопедического обследования дошкольников со
стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения/ Л.В. Лопатина // Дефектология. — 1986. —
№ 2.) выявили у детей со стертой дизартрией нарушения иннервации мимической мускулатуры: наличие
сглаженности носогубных складок, асимметричность губ, трудности подъема бровей, зажмуривания
глаз. Наряду с этим характерными симптомами для детей со стертой дизартрией являются: трудности
переключения с одного на другое движение, сниженный объем движений губ и языка; движения губ
выполняются не в полном объеме, носят приблизительный характер, наблюдаются трудности в
растягивании губ. При выполнении упражнений для языка отмечается избирательная слабость
некоторых мышц языка, неточность движений, трудности распластывании языка, подъема и удержания
языка наверху, тремор кончика языка; у части детей — замедление темпа движений при повторном
выполнении задания.
У многих детей отмечается: быстрое утомление, повышение саливации, наличие гиперкинезов мышцы
лица и язычной мускулатуры. В некоторых случаях выявляется отклонение языка (девиация).
В исследованиях ряда авторов (Гуровец Г. В. и Маевская С. И. (К вопросу диагностики стертых форм
псевдобульбарной дизартрии. Вопросы логопедии/ Гуровец Г. В., Маевская С .И. – М., 1978.),
Мартынова Р. И. (Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и
функцио-нальной дислалией. Расстройства речи и методы их устранения/ Мартынова Р. И. – М., 1976.),
Лопатина Л. В. (Преодоление речевых нарушений у дошкольников/ Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. –
С. - Пб., 2001.), Чернопольская А. Ф. , Соботович Е.Ф. (Проявления стер¬тых дизартрий и методы их
диагностики. Дефектоло¬гия/ Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. – М., 1974.) и др.) отмечается, что
у детей со стертой формой дизартрии, нарушения фонетической стороны речи отрицательно влияют на
формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой
функциональной системы.
Особенности моторной сферы у детей при легкой степени дизартрии.
Гуровец Г. В. и Маевская С. И. (Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой
формой дизартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия/под ред. В. И. Селиверстова и
С. Н. Шаховской. — М. : Изд-во Моск. гос. пед. ин-та, 1985.) пишут, что общая моторная сфера детей со
стертой формой дизартрии характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными
движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних
конечностей, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкенезии),
нарушения мышечного тонуса. Часто при выраженной общей подвижности движения ребенка со
стертой формой дизартрии остаются неловкими и непродуктивными.
Волкова Г.А. (Волкова Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей. – С. – Пб, 1993.) указывает,
что наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется при выполнении сложных движений,
требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной
пространственной организации движений. К примеру, ребенок со стертой формой дизартрии несколько
позднее своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на
одной и двух ногах, неуклюже бегает, лазает на шведской стенке. Ребенок долго не может научиться
ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках.
По исследованиям Л.В. Лопатиной (Преодоление речевых нарушений у дошкольников/ Лопатина Л. В. –
С. - Пб., 2001.) у детей со стертой формой дизартрии имеются нарушения ручной моторики,
проявляющиеся в основном в нарушении точности, быстроты и координированности движений.
Пальцевые пробы выполняются неполноценно, наблюдаются значительные затруднения. Данные
особенности проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка. Такие дети неохотно рисуют,
лепят, неумело играют с мозаикой. Исследования М. М. Кольцовой (Ребенок учится говорить .
Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ Кольцова М. М. – М.,
1999.) подтвердили данные о том, что движения руки тесно связаны с функцией речи. Указанная связь
ярко проявляется при дизартрии. Поэтому результаты обследования не только артикуляторной
моторики, но и моторики рук могут способствовать определению механизма звукопроизносительных
расстройств стертых форм дизартрии.
Белякова Л.И. (Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов/под ред. Ю.Ф. Гаркуши – М. –
Воронеж, - 2001.) подчеркивает, что значительные трудности вызывает у детей динамическая
организация двигательного акта. В большинстве случаев оказывается затрудненным или невозможным
быстрое и плавное воспроизведение предложенных движений. При этом отмечаются добавочные
движения, персеверации, перестановки, нарушение оптико-пространственной координации.
Переключение движений часто осуществляется сопряжено, по речевой инструкции и с проговариванием
их последовательности. Наиболее нарушенной является возможность одновременного выполнения
движений, что свидетельствует об определенной дисфункции премоторных систем, обеспечивающих
прежде всего кинетическую организацию движений
Лопатина Л. В. (Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста/ Лопатина Л. В. — СПб. : Союз,
2004) отмечала, что со стороны двигательной сферы у детей слабо выраженный парез с денерваторными
изменями мышечного тонуса. Активные движения у всех обследованных совершалось в полном объеме,
но были замедленными, неловкими, недифференцированными. В рефлекторной сфере у детей
отмечалось оживление сухожильных и периостальных рефлексов. В ряде случаев наблюдались
рефлексы орального автоматизма. Помимо вышеперечисленных нарушений в неврологическом статусе у
детей с легкой формой дизартрии были отмечены изменения со стороны вегетативной нервной системы,
которые проявлялись преимущественно в виде потливости ладоней и стоп, наличии стойкого красного
демографизма.
Логоритмика в системе коррекционной работы с детьми со стертой формой дизартрии.
Г. А. Волкова (Логопедическая ритмика/ Волкова Г. А. – М. : Просвещение, 1985.) в раннем детстве
отмечала бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной
(восприятие, мышление), двигательной и эмоционально-волевой. Занятия физической культурой и
музыкальные занятия не решают всех задач по развитию психомоторики детей раннего возраста.
Наиболее эффективное средство развития психической и моторной сферы этих детей - занятия
логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова, музыки и движения.
В. А. Гринер (Логопедическая ритмика для дошкольников/ В. А. Гринер – М. : Уч. пед. гиз., 1958.)
давала такое определение : логопедическая ритмика - это коррекционная методика обучения и
воспитания лиц с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика,
будучи составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.
Г. А. Волкова (Логопедическая ритмика/ Волкова Г. А. – М. : Просвещение, 1985 г.) характеризовала
логоритмику так - система упражнений, заданий, игр на основе музыки и движения, музыки и слова,
музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и
воспитательных задач.
Коррекционные задачи - развитие дыхания, голоса, артикуляции; развитие и совершенствование
основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемость
движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной
сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной); подготовка речевого аппарата к тонкой
артикуляции (артикуляционная гимнастика); пополнение пассивного словаря, активизация речевой
деятельности.
Образовательные задачи - формирование двигательных навыков и умений; знакомство с разнообразием
движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями («ритм»,
«темп», «высота»); закрепление (при необходимости - формирование) произношения гласных [а], [о],
[у], [и], [ы], [э]; взрывных звонких и глухих согласных [п], [т], [к], [г], [б], [д], сонорных [м] и [н];
согласных [в], [ф], [х], [й].
Воспитательные задачи - воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и
собственного ритма движений; воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически
относиться к своим движениям и речи.
Шашкина Г. Р. (Логопедическая ритмика в системе коррекционо-педагогических воздействий на детей в
подготовительной к школе группе/ Шашкина Г. Р.//Дефектология. – 1997 – №6) считала, что занятия
логоритмикой с детьми способствуют:
- развитию подвижности органов артикуляции, тонкой и грубой моторики;
- развитию и увеличению словарного запаса ребенка и активизации речевой деятельности;
- формированию двигательных умений и навыков, развитию ловкости, силы, выносливости,
координации движений, ориентировки в пространстве; укреплению костно-мышечного аппарата;
- развитию дыхания, моторных функций, слухового, зрительного внимания, памяти, мимики;
- развитию чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, способности восприятия
музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
- умению расслабиться, снять напряжение;
- воспитанию личностных качеств, чувства коллективизма, решительности, уверенности в себе,
смелости.
Логоритмические занятия проводит учитель-логопед, имеющий музыкальное образование. Пока
логоритмические занятия не включены в общую образовательную программу, поэтому проводятся в
рамках дополнительного образования 2 раза в неделю по 10 минут.
По мнению М. Ю. Картушиной (Логоритмические занятия с детьми/М. Ю. Картушина – М. : ТЦ Сфера,
2008.) занятия включают такие средства логопедической ритмики как:
- Музыкально-двигательные: ходьба; упражнения на регуляцию мышечного тонуса; упражнения на
развитие дыхания; упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения на развитие чувства темпа;
упражнение с элементами танцев.
- Двигательно-речевые: упражнения на развитие фонационного дыхания; упражнения на развитие
голоса; упражнения на развитие артикуляции и дикции; упражнения на развитие координации движений
и речи; упражнения на развитие речевого внимания; пение; упражнения на развитие мелкой моторики;
упражнения с предметами; речевые упражнения.
В каждое занятие включены подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями,
двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование, дидактические игры,
способствующие развитию музыкальных способностей детей, игры-упражнения для развития моторики
кистей и пальцев рук, артикуляционная гимнастика в игровой форме, упражнения для развития
просодической стороны речи, релаксационные упражнения.
Белкина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. (Музыка и движение/Белкина С. И., Ломова Т. П.,
Соковнина Е. Н. – М., 1981) говорят о том, что речевой материал доступен в лексическом отношении,
включает стихи современных детских поэтов и малые формы русского фольклора: потешки, поговорки,
заклички, прибаутки, что способствует воспитанию детей в национальных традициях. Игры-потешки и
хороводные игры полезны тем, что слушание речи взрослого происходит с опорой на собственные
действия и движения ребенка. Они включают повторы действий и слов с четкой концовкой («топ-топ»,
«да-да»), что стимулирует речевую активность детей.
Белкина С. И. (Музыка и движение/ Белкина С. И. – М., 1983) отмечает, что значительная роль в работе
отводится совершенствованию ритмического строя речи, то есть играм, созданным на материале
стихотворных текстов. Эти игры учат координировать движения со словом, что способствует речевому
развитию детей - формированию слоговой структуры слова и развитию активного словаря.
Обучение игре на шумовых инструментах - средство для решения следующих (помимо развития чувства
ритма) задач: развитие внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики.
Руднева С. И. (Ритмика. Музыкальное движение/Руднева С. И – М., 1972) подчеркивает, что особое
место занимают игры, направленные на формирование мелкой моторики. Эти игры включают движения
кистей и пальцев рук, сопровождаемые ритмическим, несложным речевым (лексически и фонетически)
и музыкальным сопровождением. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию
физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центра мозга, ведающего
в том числе и развитием мелкой моторики. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития
человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. М. М. Кольцова (Ребенок учится
говорить/М. М. Кольцова. – М. : 1999) верно отмечает, что первой формой общения первобытных людей
были жесты; особенно здесь была велика роль руки - она дала возможность путем указывающих,
очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с
помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками.
Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с
жестикулярной речью (эта связь дает себя знать и у нас).
М. Ю. Картушина (Логоритмические занятия с детьми/М. Ю. Картушина – М. : ТЦ Сфера, 2008.)
считает, что необходимое условие работы на логоритмических занятиях - создание доброжелательной,
эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Главная задача
логоритмиста - создание на занятиях атмосферы праздника, радости. Желание каждого ребенка
подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря
музыкальному сопровождению игр, танцев, а также исполнению (пению) песен. Использование
сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и
другим формам деятельности.
Наглядность изучаемого материала обеспечивается использованием на занятиях масок, костюмов зверей
и птиц, детских игрушек, иллюстраций, созданием художественных образов посредством музыки.
Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствуют формированию
у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное
эмоциональное отношение малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть
лучшей результативности в обучении и воспитании.
Успех педагога зависит от того, как он дидактически верно выстроит каждый элемент занятия, что он
будет требовать от детей, как преподнесет музыкальный материал и как последовательно будет
усложнять этот материал.
Исследования Г. А. Волковой (Методика обследования нарушения речи у детей/ Волкова Г.А. – С. – Пб.,
1993.), М. М.Кольцовой (Ребенок учится говорить/М. М. Кольцова. – М. : 1999) показывают: чем лучше
у ребенка развита моторика, тем лучше у него будет развита речь. Проводимые занятия по логоритмике
стали одним из важных и эффективных методов профилактики и коррекции речевых нарушений.
Логоритмика самым тесным образом связана и с игротерапией, и с психогимнастикой, и с методикой
музыкального воспитания в целом, поэтому дает большие результаты в развитии детей.
Логопедическая ритмика, как показала работа, является необходимой для всестороннего развития
ребенка, поскольку оказывает огромное влияние на его умственное, физическое и психическое развитие.
Кроме того, сегодня она представляет собой одно из средств коррекционной работы при легкой степени
дизартрии.
Анализ существующих на сегодняшний день методик по проведению логоритмических занятий
свидетельствует о том, что методический аспект использования логоритмики в системе коррекционной
работы при легкой степени дизартрии разработан недостаточно. Это свидетельствует о необходимости
дальнейшего изучения и развития данного направления, так как логоритмика имеет большое значение в
развитии ребенка и является одним из ведущих средств преодоления нарушений психологической,
двигательной и музыкально-ритмической сфер. Кроме того, проведенное исследование свидетельствует
о том, что как раз развитие этих сфер у детей с легкой степенью дизартрии имеет свои особенности и
нуждается в дополнительной коррекционно-развивающей работе (что также говорит о большой
значимости логопедической ритмики в системе коррекционной работы при легкой степени дизартрии).
Таким образом можно сделать следующие выводы:
1) Психомоторика детей с легкой степенью дизартрии имеет свои особенности.
2) Уровень развития психомоторики соотносится с уровнем развития речи.
3) Логоритмика необходима для более эффективной коррекционной работе при легкой степени
дизартрии.
4) Требуется дальнейшая работа по созданию программы логоритмических занятий для детей с легкой
степенью дизартрии.
Литература:
1.Басов М.Я. Движения под музыку.- В кн.: Избранные психологические произведения. - М., 1975.
2.Березовский Б.Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей. – Вопросы психологии,
1982 г.
3.Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. 2-е изд. – М., 1959.
4.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 1985 г.
5.Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование заикающихся детей дошкольного возраста. – Л.,
1982 г.
6.Волкова Г.А. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. – М., 1968 г.
7.Голощекина М.П. Средства и форма работы с детьми по развитию движения. – В сб.: Развитие
движений ребенка-дошкольника. М., 1975 г.