Напоминание

"Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"


Автор: Гусева Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ ЦО № 18 корпус "Росток"
Населённый пункт: город Тула, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: "Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




« Создание условий для организации

опытно-экспериментальной деятельности

детей дошкольного возраста »

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться,

формироваться, становиться тем, что он есть в процессе

исследовательской деятельности».

Сергей Леонидович Рубинштейн

Действительно, ребенок-дошкольник сам

по

себе

уже

является

исследователем,

проявляя

живой

интере с

к

различного

р од а

исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

Понятие «экспериментирование» п о н и м а е т с я

к а к

о с о б ы й

с п о с о б

практического освоения действительности, направленный на создание таких

условий,

в

которых

предметы

и

явления

окружающей

действительности

наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Экспериментальная

работа вызывает у ребенка интерес к исследованию,

развивает

мыслительные

операции

(анализ,

синтез,

классификацию,

обобщение

и

др.,

стимулирует

познавательную

активность

и

любознательность ребенка, активизирует восприятие материала).

Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение

определенных

психолого-педагогических условий,

с п о с о б с т ву ю щ и х

д о с т и ж е н и ю

п о л о ж и т е л ь н ы х

р е з у л ь т а т о в деятельности.

К

таким условиям необходимо отнести три основных компонента: содержание,

предметно-развивающая

среда

и

психологический

комфорт.

Рассмотрим

подробнее каждое из названных условий.

Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей,

целесообразно

отметить

необходимость создания картотеки

экспериментов

и опытов.

Роль

картотеки

трудно

переоценить,

так

как

данный

материал

является

основным

помощником

педагогу

в

подготовке

и организации

детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о

цели

и

задачах

эксперимента,

его

содержание,

оборудование,

которое

необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. Кроме того,

картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в

зависимости от возраста детей, тематики, программного содержания и др.

Причем, система разработанных форм экспериментальной деятельности не

противоречит,

а,

наоборот,

является

составной

частью

комплексно-

тематического

планирования

всего

воспитательно-образовательного

процесса.

Еще одним важным условием

организации экспериментирования

в

детском саду является разнообразная предметно-развивающая среда. Среда

является

важным

фактором

в

воспитании

и

развитии

ребёнка.

Программа «От

рождения

до

школы» под

редакцией

Н.

Е.

Вераксы,

по

которой работает детский сад, предусматривает выделение микро - и макро

среды. Микросреда – это внутреннее оформление помещения, а макросреда –

это ближайшее окружение детского сада.

Существуют основные требования к оборудованию развивающей среды.

Помимо того, что среда должна быть безопасной, здоровьезаберегающей,

эстетически привлекательной, она ещё должна иметь характер открытой,

незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.

Иначе говоря, среда не только способствует развитию основных личностных

качеств ребенка через уже имеющиеся компоненты, но и сама способна

развиваться

и

пополняться,

что

является

необходимым условием

полноценной

организации

опытно-экспериментальной

деятельности.

Практика подсказывает:

полностью

заменять

предметную

среду

в

группе

сложно.

Но

все-таки

при

любых

обстоятельствах

предметный

мир,

окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем.

К тому же всё групповое пространство должно быть распределено на центры.

Не

является

исключением

и

зона

экспериментирования,

в

которой

все

предметы и оборудование находятся в свободном для детей доступе, что

позволяет

не

только организовывать совместную деятельность взрослых и

детей при

проведении

элементарных опытов

и

экспериментов,

н о

и

формировать навыки самостоятельной деятельности дошкольников.

Также и другие принципы построения предметно-развивающей среды

должны

соблюдаться

в

зоне

экспериментальной деятельности:

принцип

открытости; гибкого зонирования; стабильности-динамичности развивающей

среды; полифункциональности и др.

Не маловажную роль в организации поисковой деятельности играет

педагог. Но в зависимости от уровня сформированности исследовательских

навыков у дошкольников, доля активности воспитателя меняется. Так, при

ф о р м и р о в а н и и

п е р в и ч н ы х

п р е д с т а в л е н и й

и

н а в ы к о в

самостоятельной опытно-экспериментальной

деятельности педагог

ставит

проблему и намечает метод ее решения. Самостоятельность в этом случае

заключается в нахождении решения поставленной задачи.

При дальнейшем развитии навыков исследовательской деятельности

процент

самостоятельности детей увеличивается

за

счет

самостоятельного

поиска метода и решения проблемы. Здесь же самостоятельность может

проявляться через объединение детей в группы для коллективного поиска

решения проблемы.

Высшим достижением в данной деятельности может являться тот факт,

что

активность

и

самостоятельность

детей

проявляется

на

всех

этапах эксперимента: постановка проблемы, поиск метода и само решение.

Но независимо от того, какую роль играет педагог в эксперименте:

активного

участника,

помощника

или

наблюдателя,

он

всегда

помогает

раскрыть

потенциал

ребёнка,

развить

его

личностные

каче ства

в деятельности.

- То, что я услышал, я забыл.

- То, что я увидел, я помню.

- То, что я сделал, я знаю!

(китайское изречение).

Действительно,

эксперименты

позволяют

объединить

все

виды деятельности, все стороны воспитания, развивают наблюдательность и

пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные

способности,

умение

изобретать,

использовать

нестандартные

решения

в

трудных

ситуациях, создавать

творческую

личность,

где

психолого-

педагогические условия являются определяющим фактором.

Подготовила: воспитатель МБОУ ЦО № 18

корпус «Росток»

Гусева Светлана Анатольевна



В раздел образования