Автор: Гусева Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ ЦО № 18 корпус "Росток"
Населённый пункт: город Тула, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: "Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
« Создание условий для организации
опытно-экспериментальной деятельности
детей дошкольного возраста »
«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться,
формироваться, становиться тем, что он есть в процессе
исследовательской деятельности».
Сергей Леонидович Рубинштейн
Действительно, ребенок-дошкольник сам
по
себе
уже
является
исследователем,
проявляя
живой
интере с
к
различного
р од а
исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
Понятие «экспериментирование» п о н и м а е т с я
к а к
о с о б ы й
с п о с о б
практического освоения действительности, направленный на создание таких
условий,
в
которых
предметы
и
явления
окружающей
действительности
наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Экспериментальная
работа вызывает у ребенка интерес к исследованию,
развивает
мыслительные
операции
(анализ,
синтез,
классификацию,
обобщение
и
др.,
стимулирует
познавательную
активность
и
любознательность ребенка, активизирует восприятие материала).
Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение
определенных
психолого-педагогических условий,
с п о с о б с т ву ю щ и х
д о с т и ж е н и ю
п о л о ж и т е л ь н ы х
р е з у л ь т а т о в деятельности.
К
таким условиям необходимо отнести три основных компонента: содержание,
предметно-развивающая
среда
и
психологический
комфорт.
Рассмотрим
подробнее каждое из названных условий.
Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей,
целесообразно
отметить
необходимость создания картотеки
экспериментов
и опытов.
Роль
картотеки
трудно
переоценить,
так
как
данный
материал
является
основным
помощником
педагогу
в
подготовке
и организации
детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о
цели
и
задачах
эксперимента,
его
содержание,
оборудование,
которое
необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. Кроме того,
картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в
зависимости от возраста детей, тематики, программного содержания и др.
Причем, система разработанных форм экспериментальной деятельности не
противоречит,
а,
наоборот,
является
составной
частью
комплексно-
тематического
планирования
всего
воспитательно-образовательного
процесса.
Еще одним важным условием
организации экспериментирования
в
детском саду является разнообразная предметно-развивающая среда. Среда
является
важным
фактором
в
воспитании
и
развитии
ребёнка.
Программа «От
рождения
до
школы» под
редакцией
Н.
Е.
Вераксы,
по
которой работает детский сад, предусматривает выделение микро - и макро
среды. Микросреда – это внутреннее оформление помещения, а макросреда –
это ближайшее окружение детского сада.
Существуют основные требования к оборудованию развивающей среды.
Помимо того, что среда должна быть безопасной, здоровьезаберегающей,
эстетически привлекательной, она ещё должна иметь характер открытой,
незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
Иначе говоря, среда не только способствует развитию основных личностных
качеств ребенка через уже имеющиеся компоненты, но и сама способна
развиваться
и
пополняться,
что
является
необходимым условием
полноценной
организации
опытно-экспериментальной
деятельности.
Практика подсказывает:
полностью
заменять
предметную
среду
в
группе
сложно.
Но
все-таки
при
любых
обстоятельствах
предметный
мир,
окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем.
К тому же всё групповое пространство должно быть распределено на центры.
Не
является
исключением
и
зона
экспериментирования,
в
которой
все
предметы и оборудование находятся в свободном для детей доступе, что
позволяет
не
только организовывать совместную деятельность взрослых и
детей при
проведении
элементарных опытов
и
экспериментов,
н о
и
формировать навыки самостоятельной деятельности дошкольников.
Также и другие принципы построения предметно-развивающей среды
должны
соблюдаться
в
зоне
экспериментальной деятельности:
принцип
открытости; гибкого зонирования; стабильности-динамичности развивающей
среды; полифункциональности и др.
Не маловажную роль в организации поисковой деятельности играет
педагог. Но в зависимости от уровня сформированности исследовательских
навыков у дошкольников, доля активности воспитателя меняется. Так, при
ф о р м и р о в а н и и
п е р в и ч н ы х
п р е д с т а в л е н и й
и
н а в ы к о в
самостоятельной опытно-экспериментальной
деятельности педагог
ставит
проблему и намечает метод ее решения. Самостоятельность в этом случае
заключается в нахождении решения поставленной задачи.
При дальнейшем развитии навыков исследовательской деятельности
процент
самостоятельности детей увеличивается
за
счет
самостоятельного
поиска метода и решения проблемы. Здесь же самостоятельность может
проявляться через объединение детей в группы для коллективного поиска
решения проблемы.
Высшим достижением в данной деятельности может являться тот факт,
что
активность
и
самостоятельность
детей
проявляется
на
всех
этапах эксперимента: постановка проблемы, поиск метода и само решение.
Но независимо от того, какую роль играет педагог в эксперименте:
активного
участника,
помощника
или
наблюдателя,
он
всегда
помогает
раскрыть
потенциал
ребёнка,
развить
его
личностные
каче ства
в деятельности.
- То, что я услышал, я забыл.
- То, что я увидел, я помню.
- То, что я сделал, я знаю!
(китайское изречение).
Действительно,
эксперименты
позволяют
объединить
все
виды деятельности, все стороны воспитания, развивают наблюдательность и
пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные
способности,
умение
изобретать,
использовать
нестандартные
решения
в
трудных
ситуациях, создавать
творческую
личность,
где
психолого-
педагогические условия являются определяющим фактором.
Подготовила: воспитатель МБОУ ЦО № 18
корпус «Росток»
Гусева Светлана Анатольевна