Автор: Бригида Елена Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Тургеневская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Тургенево, Чернский район, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: "Как разработать авторскую программу курса по выбору"
Раздел: среднее образование
Как разработать авторскую программу
курса по выбору
Курсы по выборув8-9 классах, организуемые в целях предпрофильной
подготовки, могут разделятся на два типа:
- традиционные предметные курсы, основанные на использование имеющегося
методического обеспечения (например, обычные факультативные курсы, блоки
дополнительных занятий по обычным учебным предметам и др.);
- авторские курсы, строящиеся самой школой, отдельными педагогами, в том
числе с использованием нетрадиционных учебных технологий (а так же «сетевые
курсы» разрабатывающиеся и реализующиеся структурами, входящими в состав
образовательной сети).
Можно предположить, что курсы первого типа будут иметь, по преимуществу,
программную функцию (целевая подготовка учеников к лучшей сдаче выпускных
экзаменов за 9 класс); курсами второго типа будут в большей мере присуща
развивающая функция.
Возможно авторские курсы по выбору, их структура и содержание будут носить
вариативный характер, в зависимости от ряда конкретных обстоятельств, в том
числе:
Особенности набора профилей на третьей ступени обучения, которые предлагает
ученику муниципальная образовательная сеть.
Кадровая ситуация в данном образовательном учреждение и муниципальной
образовательной сети в целом (возможности привлечения к работе в профильных
классах вузовских специалистов или использование кадрового потенциала
ресурсных центров и т. п.).
Специфика состава учащихся (количество, уровень предшествующей подготовки,
половой состав и т. п.). одной части группы нужно ликвидировать пробелы, а другой
получить опыт решения задач повышенного уровня сложности.
При всех возможных вариантах организация курсов по выбору относительно
инвариантными остаются следующие условия;
Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющий ученику
осуществить реальный выбор. (один из одного это не выбор).
Курсы должны помогать ученику оценить свой потенциал с точки зрения
образовательной перспективы («пойду на социально-гуманитарный профиль не
потому, что имею тройки по математике, а потому, что намерен стать юристом или
журналистом, а для этого буду поступать в университет»).
Курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на
планируемом профиле. Помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы:
«Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?» вместе с тем, надо помнить, что
чрезмерная перегруженность курса новым содержанием может не позволить
ученику ответить на эти центральные вопросы.
Отбирая содержание, учитель (автор программы) должен ответить на вопрос:
«Чем будет полезен ученику данный курс для совершения осознанного выбора
профиля обучения в старшей школе?».
Перспективным является использования современных образовательных
технологий, роль которых будет возрастать при профильном обучение на третей
ступени средней школы (информационные проектные, дистантные и т. п.)
Целесообразно привлечь к преподаванию курсов предпрофильной подготовки не
только учителя, ведущего базовый или родственный курс по данному предмету, но и
других педагогов, работающих в школе или другом ОУ района.
Курсы должны познакомить ученика со спецификой вида деятельности, которые
будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (историк, филолог,
физик и т. д.), то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной
деятельности, пути(направления) получения им образования в профессиональной
школе (прежде всего, высшей). Они должны включать пробы по ведущем для
данного профиля видам деятельности – работы с текстами, анализ источников,
использования правовых документов и т. д.).
Курсы, по возможности, должны опираться на какие-либо пособие. Это позволит
исключить «монополию учителя на информацию».
Курсы профильной подготовки не должны дублировать базовый курс. Они
должны подготовить ученика не только к сдаче экзаменов, но и к успешному
обучению в профильной школе. Программа курса по выбору, ориентированного на
предпрофильную подготовку, может быть рассчитана максимально на 35 учебных
часов (из расчёта по 2 часа в неделю в течение одного полугодия, чтобы за год
ученик смог пройти 2 курса. Возможны и более дробные модули (17 часов – по ;
курса за год).
СОДЕОРЖАНИЕ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ.
Содержание курса по выбору должно, с одной стороны, соответствовать
познавательным возможностям девятиклассников, а с другой стороны, предоставляя
ученику возможность расширить и углубить знания на уровне повышенных
требований, развивать его учебную мотивацию.
Содержание курса может представлять собой:
Расширенный, углублённый вариант какого-то раздела базового учебного
предмета («Функции», «Уравнения с параметрами», «Проценты» и т. д.);
Введение в одну из сопутствующих данному предмету наук, профессий
(астрономия, археология, журналистика и т. д.);
Совокупность фрагментов из различных разделов одного или нескольких
предметов, если курс ориентирован на определённый уровень обобщения
(например, «Естествознание») или освоение определённого вида деятельности
(«Эксперименты в физике, химии, биологии», «Работа с источником информации»).
Технологии используемые в системе курсов по выбору, должны быть ориентированы
на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть
общеучебными умениями и навыками, которые позволят ему успешно осваивать
программу старшей профильной школы (постановка и демонстрация эксперимента,
поиск информация по имеющимся источникам, ответы на вопросы в ходе дискуссии
и т. д.)
ОПОРНЫЕ ВОПРОСЫ, ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫЮ.
Прежде чем приступить к составлению программы предпрофильного курса по
выбору, педагогу полезно ответить на следующие в о п р о с ы:
На каком содержательном материале и через какие формы я смогу наиболее
полно реализовать задачи предпрофильной подготовки или профильного обучения?
(Помочь ученику сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его
предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды
деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха; помочь
ученику поступить в вуз, сформировать типичные для выбранного вуза способы
учебной деятельности и др.)
Чем содержание курса будет качественно отличатся от базового курса? (Оно
вообще не представлено в базовых курсах; оно представлено «вскользь», о нём
лишь упоминается; оно представлено односторонне, не отражены другие точки
зрения и т. п.)
Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс?
(Фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т. д.)
Какие виды деятельности (профильно и профессионально ориентированные)
возможны в работе с данным содержанием?
Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей
успешности в будущем профильном обучение или выбранной профессиональной
сфере?
Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чём он может
проявить инициативу?
Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволяет оценить успехи в изучение
данного курса?
Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к
курсу, к будущему профилю, к будущей профессиональной сфере?
Чем может завершиться для ученика изучения курса, какова форма отчётности?
Ответив на данные вопросы, учитель фактически подготовится к составлению
пояснительной записки к программе. Далее останется записать свои ответы,
отредактировать свои записи и приложить к ним календарное планирование.