Напоминание

"Как разработать авторскую программу курса по выбору"


Автор: Бригида Елена Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Тургеневская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Тургенево, Чернский район, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: "Как разработать авторскую программу курса по выбору"
Раздел: среднее образование





Назад




Как разработать авторскую программу

курса по выбору

Курсы по выборув8-9 классах, организуемые в целях предпрофильной

подготовки, могут разделятся на два типа:

- традиционные предметные курсы, основанные на использование имеющегося

методического обеспечения (например, обычные факультативные курсы, блоки

дополнительных занятий по обычным учебным предметам и др.);

- авторские курсы, строящиеся самой школой, отдельными педагогами, в том

числе с использованием нетрадиционных учебных технологий (а так же «сетевые

курсы» разрабатывающиеся и реализующиеся структурами, входящими в состав

образовательной сети).

Можно предположить, что курсы первого типа будут иметь, по преимуществу,

программную функцию (целевая подготовка учеников к лучшей сдаче выпускных

экзаменов за 9 класс); курсами второго типа будут в большей мере присуща

развивающая функция.

Возможно авторские курсы по выбору, их структура и содержание будут носить

вариативный характер, в зависимости от ряда конкретных обстоятельств, в том

числе:

Особенности набора профилей на третьей ступени обучения, которые предлагает

ученику муниципальная образовательная сеть.

Кадровая ситуация в данном образовательном учреждение и муниципальной

образовательной сети в целом (возможности привлечения к работе в профильных

классах вузовских специалистов или использование кадрового потенциала

ресурсных центров и т. п.).

Специфика состава учащихся (количество, уровень предшествующей подготовки,

половой состав и т. п.). одной части группы нужно ликвидировать пробелы, а другой

получить опыт решения задач повышенного уровня сложности.

При всех возможных вариантах организация курсов по выбору относительно

инвариантными остаются следующие условия;

Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющий ученику

осуществить реальный выбор. (один из одного это не выбор).

Курсы должны помогать ученику оценить свой потенциал с точки зрения

образовательной перспективы («пойду на социально-гуманитарный профиль не

потому, что имею тройки по математике, а потому, что намерен стать юристом или

журналистом, а для этого буду поступать в университет»).

Курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на

планируемом профиле. Помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы:

«Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?» вместе с тем, надо помнить, что

чрезмерная перегруженность курса новым содержанием может не позволить

ученику ответить на эти центральные вопросы.

Отбирая содержание, учитель (автор программы) должен ответить на вопрос:

«Чем будет полезен ученику данный курс для совершения осознанного выбора

профиля обучения в старшей школе?».

Перспективным является использования современных образовательных

технологий, роль которых будет возрастать при профильном обучение на третей

ступени средней школы (информационные проектные, дистантные и т. п.)

Целесообразно привлечь к преподаванию курсов предпрофильной подготовки не

только учителя, ведущего базовый или родственный курс по данному предмету, но и

других педагогов, работающих в школе или другом ОУ района.

Курсы должны познакомить ученика со спецификой вида деятельности, которые

будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (историк, филолог,

физик и т. д.), то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной

деятельности, пути(направления) получения им образования в профессиональной

школе (прежде всего, высшей). Они должны включать пробы по ведущем для

данного профиля видам деятельности – работы с текстами, анализ источников,

использования правовых документов и т. д.).

Курсы, по возможности, должны опираться на какие-либо пособие. Это позволит

исключить «монополию учителя на информацию».

Курсы профильной подготовки не должны дублировать базовый курс. Они

должны подготовить ученика не только к сдаче экзаменов, но и к успешному

обучению в профильной школе. Программа курса по выбору, ориентированного на

предпрофильную подготовку, может быть рассчитана максимально на 35 учебных

часов (из расчёта по 2 часа в неделю в течение одного полугодия, чтобы за год

ученик смог пройти 2 курса. Возможны и более дробные модули (17 часов – по ;

курса за год).

СОДЕОРЖАНИЕ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ.

Содержание курса по выбору должно, с одной стороны, соответствовать

познавательным возможностям девятиклассников, а с другой стороны, предоставляя

ученику возможность расширить и углубить знания на уровне повышенных

требований, развивать его учебную мотивацию.

Содержание курса может представлять собой:

Расширенный, углублённый вариант какого-то раздела базового учебного

предмета («Функции», «Уравнения с параметрами», «Проценты» и т. д.);

Введение в одну из сопутствующих данному предмету наук, профессий

(астрономия, археология, журналистика и т. д.);

Совокупность фрагментов из различных разделов одного или нескольких

предметов, если курс ориентирован на определённый уровень обобщения

(например, «Естествознание») или освоение определённого вида деятельности

(«Эксперименты в физике, химии, биологии», «Работа с источником информации»).

Технологии используемые в системе курсов по выбору, должны быть ориентированы

на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть

общеучебными умениями и навыками, которые позволят ему успешно осваивать

программу старшей профильной школы (постановка и демонстрация эксперимента,

поиск информация по имеющимся источникам, ответы на вопросы в ходе дискуссии

и т. д.)

ОПОРНЫЕ ВОПРОСЫ, ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫЮ.

Прежде чем приступить к составлению программы предпрофильного курса по

выбору, педагогу полезно ответить на следующие в о п р о с ы:

На каком содержательном материале и через какие формы я смогу наиболее

полно реализовать задачи предпрофильной подготовки или профильного обучения?

(Помочь ученику сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его

предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды

деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха; помочь

ученику поступить в вуз, сформировать типичные для выбранного вуза способы

учебной деятельности и др.)

Чем содержание курса будет качественно отличатся от базового курса? (Оно

вообще не представлено в базовых курсах; оно представлено «вскользь», о нём

лишь упоминается; оно представлено односторонне, не отражены другие точки

зрения и т. п.)

Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс?

(Фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т. д.)

Какие виды деятельности (профильно и профессионально ориентированные)

возможны в работе с данным содержанием?

Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей

успешности в будущем профильном обучение или выбранной профессиональной

сфере?

Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чём он может

проявить инициативу?

Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволяет оценить успехи в изучение

данного курса?

Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к

курсу, к будущему профилю, к будущей профессиональной сфере?

Чем может завершиться для ученика изучения курса, какова форма отчётности?

Ответив на данные вопросы, учитель фактически подготовится к составлению

пояснительной записки к программе. Далее останется записать свои ответы,

отредактировать свои записи и приложить к ним календарное планирование.



В раздел образования