Напоминание

Развитие творческих способностей как средства формирования общих компетенций в преподавании дисциплины "История"


Автор: Латышева Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель дисциплины "история"
Учебное заведение: "Пермский торгово-технологический колледж"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей как средства формирования общих компетенций в преподавании дисциплины "История"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Латышева Татьяна Владимировна,

преподаватель истории,

КГАПОУ «Пермский торгово-технологический колледж»,

Развитие творческих способностей как средства формирования общих

компетенций в преподавании дисциплины "История"

Творчество

-

одно

из

проявлений

разносторонней,

гармонически

развитой

личности.

Именно

творчество

формирует

такие

важные

черты

личности как самовыражение, самоутверждение, самораскрытие. Творческая

личность всегда будет противостоять повторению чужих мыслей, исполнению

чужой

воли,

деятельности

по

готовым

шаблонам.

Творчество

всегда

ассоциируется с созиданием, открытием, изобретениями, тягой к какой-либо

деятельности.

Творческая

адаптация

молодого

человека

в

современном

обществе

настолько важна, что она превращается в проблему века.

Все более и более социум ощущает потребность в думающей, ищущей

творческой личности. Является ли такая потребность очередной модой или она

отражает закономерные сдвиги в развитии общества?

Проблемы

социальных

отношений,

производства,

техники,

быта

настолько

усложнились,

что

решать

их

чьим-то

указанием

все

труднее

и

труднее,

а

в

каких-то

конкретных

случаях

просто

невозможно.

Человеку

приходится все чаще самому думать,

искать варианты своих действий и

находить правильное решение. Следовательно, потребность в

воспитании

творческой личности будет нарастать год от года.

Сегодня, и это не секрет, учащиеся и студенты избегают работы с научной

литературой

и

исследовательской

работы,

практически

не

имеют

навыков

работы

с

научными

источниками,

выдвижения

гипотез,

формулирования

собственных выводов.

Нередко

вся

работа

превращается

в

бездумное

"скачивание"

нужного

материала из интернета, что нас преподавателей совсем не радует.

Именно для этого надо добиваться, чтобы студенты научились овладевать

творческой

деятельностью,

так

как

сама

природа

каждого

человека

имеет

конструктивно-творческое начало.

Постепенно уходит эпоха чистых исполнителей, которые, не раздумывая

бежали

выполнять

указания

начальства.

Конечно,

сохраняется

еще

немало

ситуаций,

когда

возможно

стандартное,

много

раз

опробованное

действие.

Однако их число быстро сокращается.

Все более растет потребность в думающей, ищущей, творческой личности.

Преподаватели пытаются найти выход из создавшейся ситуации.

Иногда мы видим, как преподаватель требует от студента творческого

оригинального

решения

какой-то

проблемы

или

творческого

подхода

в

написании

работы. Однако создать такой творческий продукт достаточно

сложно без предварительного обучения творчеству.

На

современном этапе, в условиях формирования компетентностного

подхода

системы

СПО

и

НПО

преподаватель

понимает,

что

развитие

творческих способностей учащихся во многом зависит от его собственного

творческого потенциала. Преподаватель должен обеспечить каждому студенту

возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал. Творческий

подход к делу самого преподавателя выступает мощным фактором повышения

качества и результативности нашей работы, а управление творчеством придает

процессу целенаправленный характер.

Когда

требуют

творчества,

но

при

этом

не

учат

ему,

то

учащиеся

прибегают к подделке, имитации творчества.

В руках у преподавателя есть немало возможностей для пробуждения в

учащихся творческих способностей.

Историческое

образование

должно

адаптироваться

к

тем

изменениям,

которые

происходят

в

современном

мире

и

должно

обязательно

носить

творческий характер,

для того, чтобы дойти до каждого слабого, инертного

студента и привлечь его к серьёзному творческому, самостоятельному труду.

Как

практикующий

преподаватель

дисциплины

история,

я

применяю

методики, которые являются достаточно результативными.

Одним

из

таких

направлений

в

педагогической

науке

является

драмогерменевтика

-

написание

студентами

исторических

сценариев.

Это

направление интересно и привлекательно уже потому, что заставляет учащихся:

-особенно

глубоко

изучить

тему,

над

которой

предстоит

работать

(погружение)

-проникнуть в тот мир, который предстоит описывать и домысливать

-подталкивает к работе с источником и дополнительной литературой

-заставляет включить фантазию, выдумку, т.е. творческие способности

Написание

исторического

сценария

-

это,

прежде

всего

развитие

творческого

потенциала,

"творческой

адаптации

человека"

в

обществе

(М.Кипнис).

Такая работа, как правило, не имеет детально проработанной структуры

совместной

деятельности

участников,

она

только

намечается

и

далее

развивается,

подчиняясь

жанру

конечного

результата,

обусловленной

этим

жанром

и

принятой

группой

логики

совместной

деятельности,

интересам

участников работы над сценарием. Результаты такой работы могут намечаться в

начале, а могут вырисовываться лишь к ее концу.

С т е п е н ь

т в о р ч е с т в а

з д е с ь

д о с т а т о ч н о

в ы с о к а ,

т а к

к а к

драмогерменевтическая технология предполагает не обучение единому стилю,

образцу, приёмам, а нахождение своего собственного индивидуального стиля.

Студенты с удовольствием включаются в эту работу, попутно интересуясь

драматургией, читают сценарии, пьесы и создают свои маленькие произведения

на

основе

тех

или

иных

исторических

событий

или

небольших

эпизодов

истории.

Важным этапом для подготовки учащихся к написанию исторического

сценария является формирование исторической эмпатии.

Эмпатия - это вчувствование, познание субъектом имманентного мира

другого индивида, а также чувственно-эмоциональная отзывчивость субъекта

на

негативные

и

положительные

чувства-эмоции

другого

субъекта.

Сами

сопереживания

могут

быть

соотнесены

не

только

к

реально-конкретному

субъекту, но и к переживаниям, эмоциям, замыслам, идеям персонажей из

литературных произведений, кинематографа, сценического искусства. Один из

формирования

исторической

эмпатии

-

выполнение

учащимися

образных

заданий, которые впоследствии помогают работе над историческим сценарием.

Такая работа позволяет формировать некое творческое пространство, в

котором востребованы и могут быть представлены результаты личного опыта

творческой деятельности - сценарий.

Эти сценарии не кладутся в стол, а используются на занятиях по истории.

Студенты с большим удовольствием принимают участие в постановке сцен с

последующим разбором исторических событий и ситуаций. В процессе работы

над

сценарием

и

в

последующих

постановках

сценок

происходит

процесс

тесного

общения

студентов

друг

с

другом.

Каждый

демонстрирует

свои

личностные качества, используя полученные знания и умения. Таким образом,

общаясь

друг

с

другом,

учащиеся

исподволь

овладевают

навыками

качественного общения и самопредставления.

Общение с людьми - это наука и искусство. Здесь важны и природные

способности и образование, т.к. это способствует формированию эффективных

взаимоотношений в будущей профессиональной деятельности.

В настоящий момент это очень актуально, так как существующий рынок

труда требует рабочую силу человека, являющегося конкурентноспособным на

рынке труда.

Поэтому

развитие

творческих

способностей

помогает

в

формировании

коммуникативной компетенции у студентов и учащихся колледжа.

Список литературы

-Филимонова

Н.Н.

Театральные

основы

социально-культурной

деятельности студентов как механизм воспитания активности личности. -Ростов

на Дону: РГПУ, 2005

-Филимонова Н.Н. Культурно-педагогический потенциал драматизации в

процессе воспитания. Екатеринбург: УрГПИ, 2006

-Герасимов Г.И. Трансформация образования - социокультурный потенциал

развития российского общества. М., 2005

-Новиков

А.М.

Российское

образование

в

новой

эпохе.

Парадоксы

наследия. Векторы развития. М., 2000

-Власова

Т.И.

Педагогика

духовности

как

актуализированная

практика

современной школы. Выпуск 12. Волгоград, 2003

-Климушкина Л.Г. Новое в преподавании истории. Пермь, 1998



В раздел образования