Автор: Акимова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Структурное подразделение "Детский сад "Сказка" ГБОУ ООШ № 11
Населённый пункт: г.Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Ценность образовательных технологий в работе с младшими дошкольниками
Раздел: дошкольное образование
Ценность образовательных технологий в работе с младшими дошкольниками
Акимова Елена Николаевна
Воспитатель
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа № 11 города Новокуйбышевска городского округа
Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Сказка»
446208, Россия, Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Миронова, д. 21 «в»
89276526809
nmdou42@yandex.
ru
Аннотация: В статье раскрывает значение использование фольклора в работе с детьми
раннего и младшего возраста. Знакомство детей с фольклором создает благоприятные
условия для всестороннего развития детей, эмоционального контакта, обогащает чувства и
речь детей.
Ключевые слова: фольклор, эмоциональный контакт, речевая активность, песенки,
потешки.
Детский фольклор русского народа и народов зарубежных стран необычно богат и
разнообразен. Реализация образовательной области «Художественно – эстетическое
развитие», вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и
фольклора нацеливает нас на широкое использование народного творчества с детьми.
Полноценная работа по данному направлению необходима в качестве важнейшего
средства развития детей, так как восприятие художественной литературы и фольклора с
одной стороны, расширяет представления дошкольников об окружающем мире,
содействует развитию литературной речи, приобщает к словесному творчеству; с другой
стороны, она вводит детей в особый, исключительный мир чувств, переживаний и
эмоциональных открытий. Доброта героев, их отзывчивость особенно важны для
маленьких детей, живущих в современной информационной среде, в которой много
агрессивности и отрицательных эмоций. Художественные произведения читаются как на
занятиях, исходя из образовательных задач, так и в бытовых и образовательных ситуациях
в режимных моментах, с учета интересов и желаний самих детей,
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает
эмоциональный контакт с детьми. Ведь сказки, песенки, потешки являются незаменимым
средством пробуждения познавательной активности детей. И действительно, прибаутки,
потешки, песенки погружают ребенка в светлый, уютный мир, который оказывает
врачующее влияние на детскую душу. Работая с детьми младшего дошкольного возраста
наблюдения показывают, что произносимые взрослым ритмические фразы вызывают у
ребенка реакцию на художественное произведение. Интонацию голоса в одних случаях
успокаивает, в других-бодрит. Например, колыбельные песенки оказывают усыпляющее
воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Поехали-
поехали», «Скачет зайка беленький»), вызывают потребность ребенка в двигательной
активности. В первую очередь в круг детского чтения обязательно должны быть включены
попевки, приговорки, потешки, так как фольклор способствует формированию у ребенка
чувство родного языка, обогащает речь, играет неоценимую роль во всестороннем
развитии. Дети вслушиваются в звучание стихотворной речи, улавливают ее ритм,
обращают внимание на богатство и разнообразие словесных форм: травка-муравка,
курочка-рябушка. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний,
дети, подражав взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями. Особую
значимость приобретает фольклор в период адаптации ребенка к детскому саду. Хорошо
подобранная потешка помогает установить контакт с ребенком, успокоить, вызвать
положительные эмоции. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое
имя, не изменяя содержания, например: «Кто у нас хороший…», «Вот проснулся
петушок…», «Катя, Катя маленькая…». Использование потешек с именем ребенка в
период привыкания сближает малыша с другими детьми, взрослыми, помогает вызвать
симпатию. Произведения народного творчества должны отражать доступный для
понимания ребенка мир предметов, вещей и отношений. Потешки должны
соответствовать уровню развития детей. Интонация, с которой они произносятся
воспитателем, должны быть понятны детям. Удачно подобранные песенки, потешки
помогают воспитателю в режимных моментах: во время кормления, умывания, одевания
на прогулку, подготовка ко сну, развитие двигательной активности, сопровождая свои
действия текстом, создавая у детей положительный эмоциональный настрой, например:
«Киска, киска, киска, брысь!» «Встань, малыш, еще разок!» «Большие ножки шли по
дорожке…», «Вот и люди спят, вот и звери спят…», «Травка-муравка», «Поехали-
поехали…», «Водичка-водичка…», «Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай…». Показ
любого трудового действия надо сопровождать потешкой, что побуждает малышей
повторять действия и вызывает радостное настроение. Очень важно использовать
произведения народного творчества для воспитания у малышей дружелюбия, умения
сочувствовать, общаться. Практика показывает: для всестороннего развития детей раннего,
младшего возраста особое значение имеют игры-забавы с использованием фольклора. В
играх воспитатели используют хорошо известные детям потешки, чтобы дети могли
проявить речевую активность. Например, организуя дидактическую игру «Кто что есть»
используют потешку «Травка-муравка…», или во время игр с куклами дети с
удовольствием вспоминают колыбельные песенки. Живой интерес у детей вызывают
произведения, в которых имеются звукоподражания голосом животных. В таких потешках
малыши учатся доброму отношению ко всему живому, например: «Петушок, петушок…»,
«На дубочке…». При чтении и разучивании потешек, песенок и прибауток воспитатель
сопровождает слова определенными действиями. Важно наглядно показать детям жесты,
мимику, позу персонажа – игрушку, иллюстрации, использование фланелеграфа. В
игровой форме преподнести потешку так, чтобы дети могли осознать ее содержание и
вызвать у них эмоциональное отношение к персонажам. Постепенно дети в
самостоятельных играх разговор персонажей переносили на действия с игрушками.
Широко используем в работе дидактические игры, например: «Угадай потешку», «Угадай
любимую сказку». Словесные игры по мотивам народного творчества. На роль выбираем
ребенка («сорока», «киска»…). Читая потешку, дети отображали ее содержание в
действиях. В результате обыгрывание потешки превращалось в игру и увлекало малышей.
Чтение потешек должно быть многократным. Одной из форм повторного чтения детям
может стать инсценировка художественного произведения. В инсценировках потешек
воспитатели могут использовать различные виды кукольных театров. Путем создания
игровых ситуаций при показе мини-спектаклей создаются условия: для проговаривании
детьми слов художественного произведения, для общения малышей со взрослым, для игры
с персонажами после просмотра спектакля. После чтения, инсценировки художественных
произведений воспитатель в разных формах непосредственной образовательной
деятельности организует игры детей с игрушками, героями спектакля. Припевки, потешки
и песенки дети должны слышать с самого раннего возраста. Чем раньше взрослые начнут
приобщать ребенка к первым художественным произведениям, к книге, тем гармоничнее
будет развиваться малыш. Не теряйте времени и начинайте знакомить ребенка с лучшим
произведением. Читайте детям хорошие книги!
«Литература»:
1. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования:
[пособие для пед. коллективов дет. садов и родителей: сборник] / [Доронова Т.Н. и др.];
под ред. Т.Н. Дороновой и Т.И. Ерофеевой.-М.: Обруч, 2010
2. «Хрестоматия для маленьких» Л.Н. Елисеева, 1987
3. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Конспекты занятий. –
М: ТЦ Сфера, 2010
4. Эстетическое воспитание в детском саду/ под ред. Н.А. Ветлугиной.- М: Просвещение,
1978
Консультация для воспитателей на тему:
«Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»
Эмоциональное благополучие для ребенка,
все равно, что для ростка свет, тепло,
влага, удобрение…
Чтобы нормально расти, ребенку нужна
любовь, уверенность в своих силах,
в своей значимости и ценности для нас,
взрослых.
И.Сеченов
Дошкольное
детство
–
период,
когда
закладываются
основы
физического,
психологического
развития
и
здоровья
будущего
человека.
Одним
из
центральных
положений
Концепции
дошкольного
воспитания
является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном
учреждении, которое является показателем эффективности работы детского
сада и составляет основу психологического здоровья детей.
Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников,
привлечено
тем,
что
с
каждым
годом
появляется
все
больше
детей
с
отклонениями
в
эмоциональной
сфере.
А
ведь
эмоциональная
сфера
и
является ведущей в психологическом развитии ребенка дошкольного возраста
и поэтому является основной для осознания ребенком себя.
Детство – это не только светлый и радостный промежуток времени, это
не только состояние беззаботности, но и нехватка общения, неуверенности в
себе, недостаток любви и понимания. Вот что сказал В.А. Сухомлинский в
своей книге «Сердце отдаю детям»: «В период большого эмоционального
подъема
мысль
ребенка
становится
особенно
ясной,
а
запоминание
происходит наиболее интенсивно. Дети могут забыть то, что им сказали, но
они никогда не забудут те чувства, которые вы у них вызвали. Проводя в
детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со
сверстниками
и
взрослыми,
дети
могут
испытывать
психологическую
нагрузку. Для ребенка нет ничего важнее психологического, эмоционального
благополучия
–
без
него
не
сложится
нормальная
личность.
Именно
комфортность
самочувствия
дошкольника,
на
взгляд
Марины
Сергеевны
Мазур, обязана занять достойное место среди основных показателей качества
дошкольного образования.
Комфортное
состояние
дошкольника
определяется
следующими
признаками:
он
спокоен,
жизнерадостен,
активен,
охотно
включается
в
детскую деятельность и общение со сверстниками, инициативен в контактах
со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.
Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял,
сторонится детей, робок, плаксив смущается при обращении к нему взрослых
и детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, видно, что
ходит в детский сад без желания, по необходимости.
Для развития эмоциональной сферы, как базиса психики ребенка, важно,
чтобы его развитие проходило в свойственных ребенку видах деятельности –
игре,
рисовании,
танцах…
Воспитателю
важно
научить
дошкольников
пользоваться
языком
эмоций
для
выражения
собственных
чувств
и
переживаний.
Важно отметить, что эмоциональная сфера является составляющей в
развитии дошкольника, так как никакое общение, взаимодействие не будет
эффективным,
если
его
участники
не
способны,
во-первых
«читать»
эмоциональное состояние другого, а во-вторых управлять своими эмоциями.
Компетентный педагог устанавливает в группе такую атмосферу общения,
которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно. Поэтому
деятельность
взрослых,
как
родителей,
так
и
работников
ДОУ
должна
включать
в
себя
создание
определенных
условий
эмоционально-
психологического благополучия каждого ребенка, а значит и группы в целом.
В связи с эти можно выделить следующие условия:
1). Быстрая адаптация ребенка к условиям детского сада;
2).
Эмоциональное
самочувствие
ребенка
во
многом
зависит
от
его
отношений
со
сверстниками.
Доброжелательные
отношения
между
сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе;
3).
Важным
и
необходимым
условием
является
стиль
общения
воспитателя с ребенком. Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут,
радуются
успехом,
помогают
преодолевать
трудности.
Воспитатель
в
общении с ребенком – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза.
4).
Предметно-развивающая
среда,
которая
служит
интересом
и
потребностям каждого ребенка.
5). Большую роль в эмоциональном благополучии ребенка играет тон
воспитателя,
он
должен
быть
доброжелательным,
располагающим
к
общению.
6).
Проведение
в
группе
«Утра
радостных
встреч»,
позволяющих
каждому ребенку ощутить себя в центре внимания.
7). Обстановка в семье, характер семейных отношений часто влияют на
эмоциональное благополучие и на развитие ребенка.
Все эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы и в совокупности
позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду.
Таким образом, грамотно построенная педагогическая работа обогащает
эмоциональный опыт детей, что значительно снимает или даже устраняет
недостатки
в
их
эмоциональном
развитии
и
благополучии.
Дошкольный
возраст
–
благодатный
период
для
того,
чтобы
научить
дошкольников
соответствующим образом направлять и проявлять свои эмоции. Со стороны
воспитателя необходим контроль за появлением возрастных психологических
новообразований и эмоциональном состоянии каждого ребенка.
Именно
от
нас
–
педагогов
во
многом
зависит
сохранение
психологического здоровья детей.
ГБОУ ООШ № 11 г. Новокуйбышевска
структурное подразделение «Детский сад
«Сказка»
«Эмоциональное благополучие ребенка
в детском саду»
Подготовил: воспитатель
Е.Н. Акимова
Консультация для воспитателей