Автор: Закирова Фирдаус Исмагиловна
Должность: преподаватель музыки
Учебное заведение: ФГКОУ "Казанское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Совершенствование навыков анализа музыкальных произведений (на примере изучения творчества Д. Шостаковича)"
Раздел: среднее образование
Методическая разработка преподавателя музыки Закировой Ф.И.
ФГКОУ «Казанское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
Совершенствование навыков анализа
музыкальных произведений
(на примере изучения творчества Д. Шостаковича)
Вступление
«Музыкальное воспитание – это не
воспитание музыканта, а
прежде всего человека». В последнее время эти слова
В.Сухомлинского
стали скорее украшением кабинетов, чем смыслом уроков музыки. А ведь
цель
музыкального
воспитания,
сформулированная
ещё
Д.Кабалевским,
актуальна
и
сегодня: «… ввести учащихся в мир большого
искусства,
научить их любить и понимать музыку во всём
богатстве её форм и
жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как
часть их духовной культуры».
Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит
ведущая роль в познавательной функции музыки – её восприятие и анализ.
Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей
активно
воспринимать
музыку
и
внимательно
вслушиваться
в
её
особенности.
К тому же слушание позволяет познакомить учащихся со
значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они могут
исполнить сами;
услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в
исполнении известных музыкантов.
В наше время слушание музыки, благодаря развитой концертной
деятельности, а самое главное, благодаря широкому развитию многообразных
видов
технических
средств,
способных
воспроизводить
музыку
(радио,
телевидение,
Интернет),
становится
доступной
для
широких
слоёв
населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем
важнее
становится
проблема
организации
целенаправленного
слушания,
которая поможет учащимся лучше разбираться в музыке
и выработать
хороший художественный вкус.
Педагогической науке известны три стадии наиболее характерных
для формирования слушательской культуры школьников.
-
Первая
стадия
музыкального
восприятия
отличается
смутностью:
слушатель получает лишь общее представление о музыкальном образе. При
этом
часто
неполноценное
восприятие
заставляет
его
оставаться
равнодушным к прослушанной музыке.
-
Вторая
стадия
связана
с
повторным
прослушиванием
произведения
целиком
или
фрагментарно.
При
этом
происходит
процесс
углубления
в
содержание произведения, своеобразное «рассматривание» его слухом или
мыслью,
выделение
в
нём
наиболее
ярких
особенностей,
осознание
отдельных средств музыкальной выразительности.
- Третья стадия – это повторное обращение к музыкальному сочинению, но
более осмысленное, связанное с проведенным анализом средств музыкальной
выразительности. Именно на этой стадии становится возможным творческое
восприятие музыки.
Для того чтобы слушание становилось слышанием и
нужен
музыкальный анализ, разбор прослушанного, беседа с учащимися по поводу
услышанного.
Дети
должны
получить
верные
сведения
о
музыкальном
жанре, структуре произведения, об элементах музыкальной речи, жизни и
творчестве композитора.
Необходимыми условиями полноценного музыкального восприятия
являются: систематическое руководство, эмоциональная открытость педагога
и детей (выражение радости, удивления, восхищения музыкой), интересная
форма
подачи
музыкальных
знаний,
небольшие
объёмы
музыкальных
произведений.
Условно выделяют следующие этапы в организации процесса
слушания музыки:
1. Знакомство с музыкальным произведением в форме вступительного слова
учителя
(необходимо
направить
внимание
учащихся,
заинтересовать
их,
рассказать о композиторе).
2.
Исполнение
произведения
учителем
или
слушание
музыки
в
записи
(первоначальное прослушание должно происходить в полной тишине).
3.
Анализ-разбор
произведения
(восприятие
отдельных
эпизодов,
концентрация
внимания
на
выразительных
средствах,
сравнение
произведения с другими, уже известными). Трудность этого этапа
-
в
сохранении эмоционального отношения к прослушанному произведению.
4. Повторное прослушивание произведения, для того чтобы его запомнить,
обогатить
новыми
наблюдениями,
при
этом
восприятие
произведения
осуществляется на более высоком уровне.
5. Слушание музыкального произведения на последующих уроках с целью
повторения, закрепления, сравнения его с новыми произведениями.
6. Узнавание по звучанию изученного произведения с определением названия
и имени композитора.
Некоторые методы активизации анализа
музыкальных произведений
Анализ музыкального произведения – это творческое задание, которое
развивает образно-ассоциативное мышление, художественное воображение,
фантазию учащихся.
Многолетний опыт работы в суворовском военном училище в качестве
преподавателя
музыки
показывает,
что
научить
детей
активно
слушать
музыку – дело сложное. Слышать музыку – значит не только эмоционально
откликаться на неё, но и понимать, переживать её содержание, хранить её
образы в своей памяти, внутренне представлять её звучание.
2
Вот некоторые приёмы, являющиеся способами активизации анализа
музыки и использующиеся на уроках в нашем училище.
- Большую роль в развитии творческих способностей учащихся играет
комплексное
освоение
искусства.
Музыка,
литература,
живопись
–
три
предмета, которые являются гранями единого процесса приобщения ученика
к миру искусства. Поэтому, желательно, чтобы каждый урок музыки строился
на
основе
комплексного
использования
произведений
различных
видов
искусства.
- Немалое значение имеют вопросы и задания, которые школьники
получают перед слушанием и в процессе анализа произведения (что и как
выражает музыка, почему выражено именно так). Такие вопросы задаются с
целью сделать более ясным понимание взаимосвязи содержания и формы,
действительности музыкального искусства.
- Одним из методов развития навыков анализа является сопоставление
произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий.
В
этом случае для
слушания предлагаются два или три произведения (на
основном
сосредотачивается
внимание,
другие
служат
для
сравнения
и,
благодаря этому, углублению знаний).
- Иногда, непосредственно на уроке можно легко проверить и уровень
усвоения музыкального материала:
как суворовцы различают отдельные
части
произведения, как слышат звучание инструментов, как замечают
появление характерных ритмических и мелодических оборотов (в процессе
слушания
нужно
поднять
руку
или
карточку).
Такое
простое
задание
заставляет учащихся активно вслушиваться в музыку, ведь в поисках ответа
они
должны
внимательно
прослушать
всю
«ткань»
музыкального
произведения.
-
Словесное
рисование
музыкального
образа
также
способствует
совершенствованию навыков анализа. Например: «Каким бы ты нарисовал
героя
музыкального
произведения?»
Словесное
рисование
развивает
воображение,
устную
речь,
чувство
стиля,
помогает
ученику
глубже
проникнуть
в
художественный
образ.
Наиболее
желательными
моделями
являются описания природы, внешнего и внутреннего облика персонажей в
программных музыкальных произведениях. Кстати, эта форма работы над
музыкальным образом вызывает наибольшую активность среди суворовцев 5
– 7 классов.
По программе с музыкой Д.Шостаковича суворовцы знакомятся в 8
классе.
Дмитрий Шостакович – явление уникальное в истории мировой
музыкальной культуры. В его творчестве отразилась сложная жестокая эпоха,
противоречивая и трагическая судьба человечества, нашли воплощение те
потрясения, которые выпали на долю его современников. Несмотря на то,
что
изучение
творчества
Шостаковича
приходится
на
конец
курса
«Музыкальное
искусство»,
для
учащихся
представляет
определённую
сложность, т.к. Шостакович – драматург и мыслитель, создавал музыку,
требующую глубокого вслушивания, долгого «вчитывания».
3
Российский композитор Родион Щедрин писал:
«Музыка Шостаковича – это мир глубоких мыслей…,
это гимн человеку…,
это протест против жестокости…,
это исповедь художника…,
это летопись нашей жизни…».
Итоги анкетирования учащихся
С целью установить отношение к классической музыке, вызвать к ней
интерес, перед знакомством с творчеством Д.Шостаковича суворовцам 8
класса была предложена небольшая анкета, в которой приняли участие 40
человек.
Анкетирование привело к неутешительным выводам: 50% учащихся не
испытывают не только потребности, но даже интереса к «серьёзной музыке»;
лишь
20% девятиклассников смогли правильно указать автора и название
понравившегося им музыкального произведения.
Но отрадно, что основная масса суворовцев (80%) знают основные
черты 3-4 классических музыкальных стилей, 63% хотели бы разбираться, а
более
23%
считают,
что
достаточно
хорошо
знакомы
с
классической
музыкой.
Совершенствование навыков анализа музыкальных произведений
(на примере изучения творчества Д.Шостаковича)
Тема урока: Д. Шостакович. Симфония №7 - симфония всепобеждающего
мужества.
Методическая
цель:
Восприятие
и
анализ
Седьмой
симфонии
Д.Шостаковича.
Учебные цели: Познакомить учащихся с Симфонией №7 Д.Шостаковича.
Развивающие цели:
-
Формировать
навыки
музыкального
мышления,
анализа
музыкальных
произведений.
- Обогащать, развивать музыкальный слух и впечатления учащихся.
Воспитательные цели: Воспитание гордости за свой народ, за его стойкость
в борьбе с фашизмом.
Методы работы: Беседа.
Слушание музыки.
Просмотр видеоматериалов.
Самостоятельная работа.
Материальное
обеспечение:
Интерактивная
доска,
компьютер,
мультимедиа
проектор,
портрет
композитора,
фотографии
блокадного
Ленинграда,
афиша
концерта
военных
лет,
фрагмент
документального
кинофильма.
Музыкальный материал для слушания:
Д.Шостакович. Симфония № 7,
песня А.Александрова и Лебедева-Кумача «Священная война».
4
Ход урока
Вход в класс под песню А.Александрова
на слова Лебедева-Кумача «Священная война»
Преподаватель: Тема нашего урока «Д.Шостакович. Симфония № 7».
Сегодня мы поговорим о музыке, которая родилась и звучала в годы
Великой Отечественной войны, о том, как наш народ боролся с врагом в
блокадном Ленинграде, как эту борьбу показал Дмитрий Шостакович в своей
Седьмой симфонии.
Немецко-фашистское нашествие круто изменило жизнь советского
народа.
Все
силы
страны
были
мобилизованы
для
отпора
сильному
и
злобному врагу.
История создания Седьмой симфонии Д.Шостаковича
С первых дней войны Дмитрий Дмитриевич Шостакович, как и многие
его земляки, стал работать на нужды фронта. Он рыл окопы, дежурил по
ночам
во
время
воздушных
тревог,
делал
аранжировки
для
концертных
бригад, отправляющихся на фронт.
Но, как всегда, у этого музыканта-публициста в голове созревал крупный
симфонический замысел. Он начал писать Седьмую симфонию (всего им
написано 15 симфоний). Летом была закончена первая часть. Вторая и
третья
писались в блокадном
Ленинграде, финал – в Куйбышеве, куда с
семьёй был эвакуирован композитор.
Вопрос: Нужно ли было в такое тяжёлое для страны время заниматься
написанием
симфонии?
Может
быть
поэт
Лев
Болеславский
был
прав,
написав в поэме «Шостакович»:
Ах, Дмитрий Дмитрич! На дворе война,
Простите, милый, но кому, дружище,
Сегодня ваша музыка нужна?
Солируют фугасы. Пули свищут,
Кромешный ад. Селения горят.
Прёт супостат. Не до гармоний вечных.
Когда, мой милый, пушки говорят,
Смолкают музы. С музыкой, конечно.
На что Шостакович отвечает:
Смолкают? Нет уж! Нет!
Молчать нельзя!»
Суворовец:
Каждый
творческий
человек
откликается
на
происходящие
события через свои произведения. Композитор же передаёт свои мысли и
чувства, своё отношение к происходящему через музыку.
Преподаватель:
16 октября 1941 года город бомбили фашистские самолёты,
под
гул
зенитных
орудий
по
Ленинградскому
радио
раздался
голос
Д.Шостаковича: «Час
тому
назад
я
закончил
партитуру
двух
частей
большого симфонического сочинения. Для чего я сообщаю об этом? …
для того, чтобы радиослушатели знали, что жизнь нашего города идёт
нормально. Все мы сейчас несём свою боевую вахту.…
Будем же
5
защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать».
Так
ст рана
узнала
о
рождении
«Ленинградской»
с и м ф о н и и .
Почему Д.Шостакович именно так назвал свою симфонию?
Суворовец:
Шостакович родился, учился, жил и работал в Ленинграде.
Наверное, очень любил свой родной город. А во время блокады он видел, как
героически защищаются ленинградцы и противостоят фашистам.
Преподаватель:
Да, на титульном листе Дмитрий Шостакович написал:
«Нашей
победе
над
фашизмом,
нашей
грядущей
победе
над
врагом,
моему
любимому
городу
Ленинграду
я
посвящаю
свою
Седьмую
симфонию».
История мирового искусства ещё не знала подобного примера, когда
величественное,
монументальное
произведение
рождалось
бы
под
непосредственным впечатлением только что происходящих событий.
Впервые симфония прозвучала 5 марта 1942 года в Куйбышеве, а 29
марта – в Москве.
Симфония транслировалась на всю страну. Тогда и
возникла идея исполнения её в Ленинграде.
Возможно ли такое - концерт в блокадном городе? А блокада длилась
почти 900 дней и ночей. Люди умирали с голоду, хлеба в день получали «125
блокадных
грамм
с
огнём
и
кровью
пополам»,
перестали
работать
водопровод и канализация, в домах погас свет.
Просмотр фрагмента документального фильма А.Сокурова
«Читаем блокадную книгу»
Преподаватель:
Как вы думаете, для чего нужно было исполнять Седьмую
симфонию
в
таких
неимоверно
тяжёлых
условиях,
да
и
в
оркестре
Радиокомитета осталось всего 15 человек, а необходимо было не менее 80?
Суворовец:
На мой взгляд, это была замечательная идея - показать врагам,
что город живёт и борется, что жители Ленинграда не пали духом, а надеются
на победу.
Преподаватель:
Первая
репетиция
симфонии
–
это
самая
удивительная
репетиция в истории мировой музыки. Восемьдесят измождённых людей
смотрели друг на друга глазами полными слёз и гордились, что не только
выжили в эту страшную блокадную зиму, но играли. Всего несколько минут
длилась первая репетиция, на большее не хватало сил, но всем стало ясно -
оркестру быть.
В воскресенье , 9 августа 1942 года (в день, когда немцы планировали
праздновать взятие Ленинграда), состоялась незабываемая премьера. Зал был
полон. Все восемьдесят минут, пока в зале филармонии звучала музыка, ни
один снаряд не упал на город. Это стало возможным благодаря операции
«Шквал»,
которую
артиллеристы
ещё
называли
–
«Артиллерийская
симфония».
Основные музыкальные темы симфонии
Преподаватель: Идею
борьбы
и
торжества
Человека
по-разному
раскрывают 4 части симфонии. Мы остановимся на первой части, которая
6
рисует непосредственное
столкновение двух сил: мира созидания
и
разрушения, Человека и цивилизованного варвара, добра и зла.
Прослушаем 2 темы экспозиции – тему главной партии и побочной.
Звучит первая часть симфонии № 7 (экспозиция)
Преподаватель: Какой образ рисует главная партия? Каков её характер?
Суворовец:
Главная партия рисует мирную жизнь нашего народа. Музыка
широкая, героическая, мужественная, маршеобразная, энергичная.
Преподаватель: Какая по характеру побочная партия?
Суворовец: Мелодия лирическая, светлая, нежная, её исполняют скрипки.
Это затишье на рассвете.
Преподаватель:
Дальше
идёт
знаменитый
эпизод
–
тема
фашистского
нашествия. В какой форме он написан?
Звучит тема фашистского нашествия из первой части Симфонии №7
Суворовец: Тема нашествия повторяется много раз под несмолкающий бой
малого барабана, но в изменённом виде, поэтому можно сказать, что она
написана в форме вариаций. Начинается музыка откуда-то издалека, очень
тихо, как-то не серьёзно. Но с каждой вариацией громкость нарастает, и мы
чувствуем, как тёмная разрушительная сила надвигается на нас.
Преподаватель: Как же развиваются события дальше? Прослушаем первую
часть симфонии до конца.
Звучит финал первой части Симфонии №7
Суворовец: Я думаю, что внезапно появляется тема советских войск, как
противодействие немцам. В музыке слышится борьба между ними.
Преподаватель:
Эта
симфоническая
битва
называется
«Тема
сопротивления».
Идёт война, гибнут люди. Далее музыка изменяется,
становится скорбной.
Звучит реквием по павшим, но не побеждённым
героям. Завершается же первая часть Седьмой симфонии Д.Шостаковича
звучанием скрипок, как воспоминание и мечта о мире.
Всемирное признание симфонии
«Ленинградская» симфония молниеносно получила всемирное
признание. Только на американском континенте за сезон 1942-1943 года она
была
исполнена
62
раза.
Всюду
она
вызывала
восхищение.
Один
из
корреспондентов,
прослушав
симфонию
в
Нью-Йорке,
написал: «Какой
дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобной
этой». Американский дирижёр
С. Кусевицкий
сказал: «Моё
глубокое
убеждение, что со времён Бетховена ещё не было композитора, который
мог бы с такой силой внушения разговаривать с массами».
Концертмейстер Надежда Дмитриевна Бронникова, супруга дирижёра
Элиасберга
и
тоже
участница
памятного
исполнения,
вспоминает,
как
однажды,
через
много
лет
после
войны
к
Карлу
Ильичу
подошли
два
немецких туриста: «Мы были тогда в окопах, с той стороны. Слышали ваш
концерт и говорили между собой, если уцелеем, обязательно спросим, как это
им удалось в голодном, осаждённом городе создать такой великолепный
оркестр».
7
И, наверное, есть доля правды в том, что музыка приблизила и день
освобождения Ленинграда, и день Победы.
Много раз звучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича в
концертных залах, по радио, телевидению. Не раз исполнялась она и под
открытом небом, как это было в Южной Осетии в Цхинвале в августе 2008
года, когда на площади собралось около четырех тысяч человек. Концерт-
реквием
был
посвящён
жертвам
конфликта
между
Южной
Осетией
и
Грузией.
Трагическая и величественная музыка звучала в разрушенном
городе
в
исполнении
оркестра
Мариинского
театра
под
руководством
Валерия Гергиева, осетинца по национальности.
Почему
тема
нашего
урока
называется
«Симфония
всепобеждающего
мужества»?
Какие
чувства
возникли
у
вас
после
знакомства
с
«Ленинградской»
симфонией?
Ответить
на
эти
вопросы
и
тем
самым
подвести итоги урока предлагаю вам в самостоятельной работе.
План самостоятельной работы учащихся
по анализу симфонии № 7 Д.Шостаковича
1. Определи главную идею симфонии.
2. Сколько музыкальных тем в этом произведении, какого они характера?
3. Какими выразительными средствами пользуется композитор для раскрытия
темы фашистского нашествия (движение мелодии, темп, ритм, динамика,
музыкальные инструменты)?
4. В каких произведениях литературы и живописи звучит эта тема?
5. Понравилось ли тебе это произведение (да, нет) и почему?
Самостоятельная работа Н. Лабы
Седьмая симфония Д.Шостаковича передаёт то время, когда на нашу
страну напала фашистская Германия. Она написана в блокадном Ленинграде.
Автор произведения хотел показать, что русский народ не сгибается и не
отступает перед врагом.
Несмотря на явную опасность, наш народ будет
продолжать сопротивляться врагу до победы – вот главная мысль автора.
Симфония начинается достаточно спокойно: композитор рисует мирную
довоенную
жизнь.
Спокойная
музыка
меняется
на
угнетающую
и
устрашающую – на Родину наступает противник. Музыка навевает чувство
страха
и
волнения.
Люди
героически
сопротивляются.
После
этой
темы
звучит реквием по павшим, по тем, кто не вернулся с поля боя.
Музыка фашистского нашествия имеет чёткий, ритмичный характер.
Мелодия
однообразная,
маршевая.
Меняется
громкость
звучания
и
музыкальные инструменты. Но не меняется темп и ритм.
Симфония передаёт трагические чувства. Война не закончена, блокада
тоже, но люди верят в победу.
Это произведение очень понравилось мне. Оно рисует героическое
сопротивление
советского
народа
фашистским
захватчикам.
Симфония
сыграла
огромную
роль
в
поднятии
воинского
духа
во
время
Второй
мировой войны.
8
Выводы
Самостоятельную работу по анализу музыкального произведения
выполняло 40 учащихся. Большинство из них (свыше
87%) достаточно
глубоко поняли
и прочувствовали тему урока.
Учащиеся очень серьёзно
восприняли
рассказ
о
блокаде
Ленинграда,
о
стойкости
и
мужестве
его
жителей.
Немало
этому
способствовали
кадры
из
документального
кинофильма, поэма Л. Болеславского, и, в первую очередь, яркая, образная
музыка Д.Шостаковича.
Тема Великой Отечественной войны не может не трогать подростков
военного училища, для которых защита Отечества – не просто слова. Многие
суворовцы в своих работах пришли к выводу, что музыка – тоже оружие, что
она может разить врага. Они поняли необходимость музыки на войне для
поддержки морального духа людей, для укрепления веры в победу.
Результаты самостоятельной работы суворовцев
по анализу Симфонии №7 Д.Шостаковича:
«Отлично» - 10 суворовцев
«Хорошо» - 25 суворовцев
«Удовлетворительно» - 5 суворовцев
Литература
9
1. Арановский М. Вызов времени и ответ художника. Музыкальная академия.
М., Музыка, 1997, №4. С. 15 – 27.
2. Безбородова Л., Алиев Ю. Методика преподавания музыки в
общеобразовательных учреждениях. М., Асаdemia, 2002.
3. Волков С. Шостакович. М., ЭКСМО, 2006.
4. Лисянская Л. Методические рекомендации к проведению школьных уроков
музыки. М., 1999.
5. Орлов Т. Симфонии Д.Шостаковича. Ленинград, Государственное
музыкальное издательство, 1961.
6. Сабинина М. Шостакович – симфонист. М., Музыка, 1976.
7. Хентова С.Д. Шостакович. Жизнь и творчество: Монография. Ленинград,
Советский композитор, 1985.
8. Хентова С.Д. Д. Шостакович в годы Великой Отечественной войны. Л.:
Музыка, 1979 - 280 с.
9. Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыка XX века. Ростов-
на-Дону, Феникс, 2009.
10. Шубинский В. Педагогика творчества учащихся. М., 1988.
10