Напоминание

"Нетрадиционные образовательные технологии в обновлении предметов старины"


Автор: Ляпина Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с "Светлячок"
Населённый пункт: Тверская обл., г.Калязин, ул.Садовая, д.7
Наименование материала: Конспект
Тема: "Нетрадиционные образовательные технологии в обновлении предметов старины"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер –класс

Тема: «Нетрадиционные образовательные технологии в обновлении

предметов старины»

Цель: формирование у детей патриотических чувств, познавательного

интереса,

творческих способностей через ознакомление с русским народным бытом и

организацией художественно –продуктивной деятельности.

Задачи.

Познавательное развитие:

Познакомить с избой - жилищем крестьянской семьи и многообразием

предметов

старинного быта, их названием и назначением.

Формировать представления о традициях и обычаях русского народа.

Расширять представление о труде людей в старину.

Художественно – эстетическое развитие:

Вызвать у детей желание, пробудить интерес выполнению работы по

украшению и

обновлению предметов русской старины.

Формировать навыки в работе с разнообразными нетрадиционными

техниками и

материалами, развивать желание и экспериментировать с ними.

Совершенствовать навыки создания композиции и росписи ткани в

связи с построением узора на различных

формах.

Речевое развитие:

Обогатить словарь детей народными пословицами, присказками.

Способствовать развитию связной речи.

Формировать умение вести диалог.

Социально – коммуникативное развитие:

Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремление прийти

на помощь друг другу.

Воспитывать умение создавать коллективные композиции.

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным

традициям, обычаям гостеприимства.

Воспитывать трудолюбие.

Физическое развитие.

Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, иллюстрации к сказкам.

Макет печки, ухват, чугунок, горшок, сундук, скатерть , деревянные ложки,

самовар.

стулья, расставленные полукругом домашней утварью, предметами быта

старины.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов

быта.

Разучивание пословиц, поговорок, загадок, хороводов.

Рассматривание альбома «Русская изба».

Чтение русских народных сказок.

Словесные игры, народные игры.

Продуктивная деятельность в центре изодеятельности.

Разучивание русских народных танцев, хороводов , песен.

Драматизация русских народных сказок.

Экскурсии в Дом ремёсел, в развлекательный

центр «Бабы Яги»

Технической оснащение и оборудование : Мультимедийный проектор,

компьютер, экран, флешка с презентациями рамка с фотографией, «Русская

изба» с предметами быта (печь, стол, лавки, старинная посуда, самовар,

половик, ухват и т. д.) ; сундук с самоваром, чугунок, глиняный горшок,

скатерть старинная, дидактическая игра «Найди одинаковый предмет»;

музыкальное сопровождение.

Материалы для продуктивной деятельности:

Техника «Декупаж»: кисточки для клея, подставки, баночки с клеем,

вырезанные цветы из ткани, клеёнки, салфетки.

Техника «Прикладывание шерстяной нитью»: баночки с краской, горшки,

кубик с нитью, баночки с водой, кисточки, подставки, салфетки.

Техника «Трафаретный оттиск»: салфетки 15*15,трафареты, кисточки для

рисования, баночки с краской, подставки, баночки с водой, салфетки.

Техника «Ручной бисер»: салфетки 15*15, кисточки для клея, подставки,

баночки с клеем, трафареты, баночки с бисером, салфетки, альбомный лист,

подносы.

Техника «Узелковый батик»: кисточки для рисования, подставки, подносы,

тканевые узелочки с горохом, баночки с водой, салфетки, влажные салфетки,

ножницы.

Ход «Мастер- класса»:

Воспитатель подзывает к себе детей.

Дети! Сегодня я пополнила центр познания новым интересным предметом.

( берёт в руки фото)

Я дома рассматривала фотографии в домашнем семейном альбоме, и

наткнулась вот на эту фотографию. ( берёт в руки фото).

Как вы думаете? Кто изображён на этой фотографии? Это дети, я.

Когда я была маленькой , родители меня на всё лето отвозили к бабушке. У

неё было много интересных старинных вещей, я с удовольствием их

рассматривала и слушала рассказ бабушки об этих вещах. А сегодня я хочу

Вас пригласить в далёкое прошлое наших предков в русскую избу, где я вам

тоже много расскажу и покажу.

Встречаю я вас так, как в старину встречали гостей.

- Милости просим, гости дорогие ! Проходите в избу, присаживайтесь

поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а

непрошенных - возле порога. Посмотрите! Сколько у нас ещё гостей.

Давайте с ними поздороваемся тоже по старинному русскому обычаю.

« Здравствуйте , люди добрые!

Низкий вам поклон!»

Почётное место занимает в моей избе печь.

Она имеет свою историю и я хочу Вам про нее рассказать.

Просмотр презентации.

Воспитатель: В каждой избе в старину уделялось почётное место и сундуку

(показ слайда). В старину в сундаках хранились дорогие предметы, или те

предметы быта, с которыми людям было жалко расставаться. А вы хотите

узнать, что в моём сундуке? (ответы детей).

Я буду вам загадывать загадки, а ваши отгадки буду доставать из сундука.

Воспитатель:

Открывается палата

Смотрим, чем она богата? –

Послушайте загадку:

Выпускает жаркий пар,

древний чайник …. (самовар)

Воспитатель: Правильно, дети самовар! А для чего нужен самовар? В нём

кипятят чай.

В старину самовар топили дровами, сверху ставили трубу и вводили её в

печь или в окно, чтобы дым не входил в дом. После того, как вода вскипит в

самоваре,

наверх ставили чайник для заварки, чтобы она распаривалась и

была вкусной. Люди во время чаепития вели разговоры, беседовали о том, о

сём. Давайте встанем вокруг самовара и отдохнём.

Физкультминутка

Дети становятся в круг, выполняют упражнения

Самовар похож на чайник Руки на поясе, надувают щеки

Очень важный, как начальник. Поднимают плечи, «пыхтят».

Вот фарфоровые чашки, Приседают, руки на поясе.

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца кружатся, рисуя круг руками.

Только стукни – разобьются.

Вот деревянные ложки, потянуться, руки над головой

Голова на тонкой ножке.

Вот железный поднос. Сделать общий круг.

Он

посуду

нам

принес

.

Воспитатель: В моём сундуке есть ещё один интересный предмет.

Слушайте загадку:

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля

Там, где в печке угол

ѐ

к,

Кашу сварит…

Ответы детей: Чугунок.

Воспитатель: - Правильно, чугунок! Чугунок был незаменим в хозяйстве. По

весу он тяжелый, сделан из чугуна, особого вида металла, который мог

выдержать любой огонь и никогда не бился!

Голыми руками чугунок из раскалённой печи не вытащишь!

Здесь нужен помощник это Ухват.

Воспитатель: А давайте, ребята, еще раз заглянем в сундук.

У чугунка был соперник, отгадайте его…

Били, мяли

В огне сжигали,

Остался невредим,

И людям послужил.

Ответ детей: Горшок.

Воспитатель достает глиняный горшочек: Из чего он сделан ?(из глины)

. В горшках варили еду. В них не кисло молоко. Горшки были разных

размеров. Нарядные —подавались к столу с пищей. Если вдруг горшок

треснул, его оплетали берестяными полосками и использовали для хранения

круп. Поэтому и поговорку придумали: «Был ребенок — не знал пеленок,

стар стал — пеленаться стал. В честь горшка народ придумал игру, которая

называется «Горшки»

Пальчиковая игра «Пирожки в печи»

Воспитатель: А сейчас давайте вспомним названия сказок, где говорится о

старинных предметах быта, о которых я рассказывала в своей избе.

Просмотр презентации.

Воспитатель: Скажите дети, какую старинную вещь вы сейчас назвали, а из

сундука я вам не доставала? Правильно скатерть. (Воспитатель достает из

сундука скатерть).

Воспитатель: Посмотрите, какая старинная скатерть , существует она уже

70 лет. Давайте её рассмотрим. Какие на ней красивые узоры?

Скатерть всегда стелили в праздничные дни , при встрече гостей.

Посмотрите! А в сундуке ещё что-то есть!. Скатерть и глиняные горшки, но

они не украшены. Вы заметили, что мой старинный сундук тоже не украшен.

Давайте все вместе, дружно подарим новую жизнь этим старинным

предметам.

Вы согласны? Это могут сделать только настоящие мастера и реставраторы.

Скажите, а какими способами можно украсить?

Ответы детей: вышить, разрисовать красками, украсить бисером, наклеить из

ткани цветы.

Сегодня я предлагаю декорировать сундук в технике « Декупаж», при

помощи вырезанных рисунков из ткани наклеивая их на деревянную

поверхность сундука.

Горшки мы будем украшать в технике прикладывания шерстяной нитью.

Скатерть будем украшать в технике ручной росписи бисером и

трафаретными оттисками.

Недавно познакомились с новой техникой - это узелковый батик, роспись

по ткани красками. Дети, мы уже знакомы с этими технологиями. Только

сегодня будем работать с другими материалами и другими трафаретами.

Думаю, что вы справитесь.

Сейчас мы разделимся на группы.

Протяните ко мне свои ладони: под счёт «1,2,3, повернись, в мастеров

превратись»

Воспитатель:

Каждому из Вас в ладошки я положу картинки, которые помогут вам найти

свои места, где находятся необходимые инструменты и материалы для

работы . С начала вам нужно подумать, пофантазировать, составить

композицию, как вы будете украшать свой предмет. Затем выбрать

необходимые материалы и украшать. Не забывайте о правилах их

пользования.

Дети приступают к работе под русскую народную музыку.

Украшение скатерти детьми.

Воспитатель: Вы настоящие мастера своего дела. Я благадарю Вас, за то,

что вы подарили моим предметам быта «вторую жизнь». Сегодня вечером мы

приклеим все салфетки к скатерти и будем ею накрывать стол в

праздничные дни к чаепитию, в горшки посадим комнатные растения, а в

сундуке будем хранить дорогие нам вещи Вы потрудились замечательно.

Спасибо.

Воспитатель:

В старину люди любили принимать гостей. Я очень рада, что Вы сегодня

побывали у меня в гостях.

А что интересного вы сегодня узнали?

Итог.

Молодцы, ребята!

Умный сильный наш народ,

Свою землю бережет!

А преданья старины -

Забывать мы не должны!

Воспитатель: В старину, когда гость приходил его обязательно чем- то

угощали. И недаром в старину говорили: «Не красна изба углами, а красна

пирогами!»В моей печи поспели пироги.

Воспитатель достаёт из печки пироги и угощает детей и гостей.

- Давайте же и наших гостей угостим пирогами!

1.слайд. Войдя в избу, на печь сразу же обращали внимание: она занимала

почти пол избы.

Почему же ей такой почет? Для чего же она нужна? (Она отапливала избу, на

ней варили еду, сушили одежду, обувь, грибы, травы.) Печь была

неотъемлемой частью жилища.

В народе говорили: «Печь - греет и варит, печёт и жарит. Она накормит,

обсушит и порадует душу!»

Какие присказки, поговорки, выражения вы знаете о русской печке?

* «Уж лучше хлебом не корми, но с печи не гони»;

* «Добрая- то речь, коль в избе есть печь»;

* «Печь нам мать родная»;

* «На печи всё красно лето»

2.слайд. Как вы думаете, чем топили русскую печь? (Дровами) Печь не

только согревала помещение, но и была источником света и тепла. Когда

огонь в печи разгорался, в избе становилось светло и тепло.

3.слайд .

Место, где люди спали на печи, называлось полати.

Печь могла

вылечить любую простуду.

4.слайд. А из чего мастерили печи? Если печь делали из камня, то она

называлась как…? (каменная). Из глины? Из кирпича?

5.слайд . А. как называется профессия людей, которые складывали печки?

6.слайд.Затрещит мороз во дворе, завоет ветер в трубах, а у печки тепло и

уютно. Особенно лежать на печи любили старики и дети. А сколько сказок

было рассказано на печи долгими вечерами.

7 слайд. В каждой избе в старину уделялось почётное место и сундуку.

(показ слайда). Посмотрите . как сундуки



В раздел образования