Автор: Потапова Юлия Александровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ №104 "Семицветик" города Калуги
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Конспект занятия по развитию познавательных способностей для детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи
для детей старшей группы
непосредственная образовательная деятельность
(речевое развитие)
на тему: «Овощи и фрукты для Насти»
Дидактическое обоснование образовательной деятельности
Тема
«Овощи
и
фрукты
для
Насти»
содержание
образовательной
деятельности
определено
в
соответствии
с
примерной
основной
общеобразовательной программой «От рождения до школы»
(под
ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)
Образовательная
область
«Речевое развитие»
«Познавательное развитие»
Форма
педагогического
мероприятия
Непосредственная
образовательная
деятельность
(речевое
развитие),
Поисково- игровая, изобразительная деятельность
Возраст детей
5-6 лет
Цель
Актуализация словаря по теме «Овощи и фрукты». Развитие связной
речи. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие
фонематического слуха.
Задачи
-
Образовательные: упражнять различать слова, обозначающие
действие предмета; учить задавать вопросы к словам, обозначающим
действие предмета.
Развивающие: способствовать развитию связной речи, зрительного
внимания, речевого
слуха, мышления, артикуляционной,
координации речи с движением.
- Воспитательные: прививать бережное отношение к природе.
Средства
обучения
альбомный лист, цветные карандаши, мультимедийное оборудование
презентацией картинок, картинки фруктов, дерево, желтые, красные и
зеленые яблоки вырезанные из бумаги по количеству детей, карты
схемы, муляжи овощей и фруктов, 2 корзины, мяч.
Предварительная
работа
Рассматривание иллюстраций; выразительное чтение; составление
рассказов по картинке.
Форма
организации
детей
Фронтальная, индивидуальная
Структурные
части
образователь
ной
деятельности
Содержание
заданий
Деятельность
Форма
организации
детей
Результат
педагога
детей
1. Вводная
часть
Введение в
проблему
(приложение 1)
Обращает внимание на
девочку Настю, которая
принесла письмо, в
котором написаны
загадки. Вызывает у
детей желание их
отгадать, а отгадку
увидеть на экране
ноутбука.
Задает вопрос: «Как
одним словом можно
назвать эти предметы?»
Дети
отгадывают
загадки.
Выясняют,
что это
фрукты.
Фронтальная
- дети стоят
полукругом
рядом с
воспитателем.
Формировани
е у детей
внутренней
мотивации к
деятельности.
2. Основная
часть
Проект-
ситуация
«Овощной
магазин»
(приложение 2)
Предлагает поиграть в
магазин, где продаются
овощи и фрукты, но
купить продукт можно
только тогда, если
правильно его описать с
помощью схемы. С
помощью считалочки
выбирается продавец.
Дает образец
описательного рассказа.
Просит разложить
фрукты в красную
корзину, а овощи в
синюю.
Дети
выбирают
овощи или
фрукты по
одному
Фронтальная
– дети стоят
полукругом в
игровом
центре
«магазин»
Выполнили
задание –
описали свой
продукт с
помощью
схемы.
Разложили
фрукты и
овощи по
корзинам
Физкультминут
ка (приложение
№ 3)
Уточняет
у
детей,
где
растут овощи и
п р е д л а г а е т
д е т я м
отдохнуть.
Дети
выполняют
упражнения
по показу
воспитателя.
Фронтальная
Двигательная
активность,
создание
положитель-
ного
эмоциональ-
ного фона.
Дидактическая
игра «Назови
ласково»
(приложение №
4)
Предлагает
поиграть
с
мячом
Дети ловят
мяч и
выполняют
задание.
Фронтальная ,
стоят
полукругом
на ковре.
Называют
видоизменяя
слова.
Дидактическая
Р а зд а е т
ка рточ к и
с
Дети
Фронтальная,
Называют
игра «Назови
во
множественно
м числе»
(приложение №
5)
изображением овощей и
фруктов.
Предла га е т
н а з в а т ь
и х
в о
множественном числе.
выполняют
задание,
показывая
картинку.
стоят вокруг
стола возле
картинок.
видоизменяя
слова.
Дидактическая
игра «Найди
лишний»
(приложение №
6)
Обращает внимание на
экран ноутбука, там
нарисованы
изображения, просит
найти лишний предмет и
объяснить. (задаёт
вопросы,
активизирующие
мыслительную
деятельность)
Дети
рассматрива
ют
картинки,
отвечают на
вопросы
воспитателя.
Индивидуаль
но,
фронтально
стоят около
стола
Выполненное
задание.
Дидактическая
игра «Подбери
слово на звук »
Просит
детей
назвать
ф р у к т ы ,
н а з в а н и я
которых
начинаются
на
звук [а].
Названия
овощей
,
которые
начинаются
на
звук [р.].
Дети
отвечают на
вопросы
воспитателя
Фронтально,
стоят около
воспитателя
Выполненное
задание.
Проблема-
ситуация
«Дорисуй
рисунок»
(приложение 7)
Предлагает
вспомнить
где
растут
овощи
и
фрукты,
зачем
люди
выращивают, собирают и
хранят
их,
полезны
ли
они для здоровья?
Обращает
внимание
на
листы с недорисованной
картинкой
предлагает
отгадать
изображение
и
дорисовать его.
Дети
отвечают на
вопросы
воспитателя.
Дорисовыва
ют картинку.
Индивидуаль
но,
фронтально,
сидят за
столом.
Законченный
рисунок.
Положительн
ый
эмоциональн
ый отклик
детей
3.
Заключитель
ная часть
Подведение
итога
(приложение 8)
Воспитатель благодарит
детей за помощь Насти в
отгадывании загадок,
предлагает вспомнить то,
что больше всего
понравилось и просит
прикрепить на дерево
зеленое яблоко тому,
кому было очень
интересно, понятно и
нетрудно. Желтое яблоко
Дети
вспоминают
интересные
моменты,
прикрепляю
т яблоки
Фронтальная
возле доски.
Эмоциональн
о
положительн
ый
микроклимат
Дети берут
любимый
фрукт.
угощаются
.
тому, кому было
интересно, но немного
трудно выполнить
задание. Красное яблоко
тому, кому было очень
трудно и не интересно.
Обращает внимание на
то, какая красивая
яблоня получилась.
Выносит корзину с
яблоками, угощает детей.
Дети берут любимый
фрукт.
Приложение 1
Загадки про фрукты, отгадка появляется на экране ноутбука.
Висит на ветке колобок,
Блестит его румяный бок. (Яблоко).
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его... (Лимон).
Знают этот фрукт детишки,
Любят, есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет... (Банан).
Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож. (Груша).
Приложение 2
Считалка:
Ай, ду
‐
ду, ай, ду
‐
ду
В магазин сейчас пойду
Соберу я овощей
Для зеленых свежих щей
Где вы, овощи ау?
Прячьтесь лучше, я иду!
Приложение 3
Физ. минутка: «В огород»
В огород мы пойдем,
Урожай соберем.
Мы морковку натаскаем,
И картошку накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный,
Очень вкусный.
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке.
(Дети идут по кругу друг за другом). (Имитация действий).
Приложение 4
Дидактическая игра с мячом «Назови ласково»
огурец – огурчик,
помидор – помидорчик,
капуста – капустка,
картошка – картошечка,
лук – лучок,
баклажан - баклажанчик и т.д.
Приложение5
Дидактическая игра «Назови во множественном числе»
Карточки с изображением овощей и фруктов.
(Воспитатель показывает изображение одного овоща или фрукта.
У ребенка карточка с теми же овощами или фруктами во
множественном числе).
Воспитатель: один мандарин, одно яблоко, один огурец, один
помидор, одна груша.
Дети: много мандарин, много яблок, много огурцов, много
помидоров, много груш и т.д.
Приложение 6
Дидактическая игра «Найди лишний» (Картинки на экране).
Яблоко, малина, груша, слива.
Гранат, апельсин, масленок, банан.
Мандарин, персик, лимон, репа.
Абрикос, перец, помидор, огурец
Приложение 7
Картинки для каждого ребенка «Отгадай, дорисуй».
Приложение 8
Рефлексия «Яблоня» с яблоками на каждого ребенка.