Автор: Какеева Виктория Анатолиевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ФКПОУ "НТТИ" Минтруда России
Населённый пункт: г.Новочеркасск Ростовская область
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний"
Раздел: среднее профессиональное
ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России
04.06.04 Рабочая программа адаптационной дисциплины
А 01 Социальная адаптация
и основы социально-правовых знаний
Протокол заседания предметно-
цикловой комиссии ОД, ОГСЭ, ЕН
ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России
от _______________№ ______
Председатель ПЦК______М.А. Попова
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора ФКПОУ «НТТИ»
Минтруда России
_____________Л.Ю. Саенко
«____» _____________ 20 ___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
АДАПТАЦИОННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
А 01 СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ
Должность
Фамилия/ Подпись
Дата
Разработал
Преподаватель
Какеева В.А.
01.09.2017
Проверил
Зам директора по УМР
Саенко Л.Ю.
01.09.2017
Версия:
КЭ:_________
УЭ №________
Стр. 1 из 13
04.06.04 Рабочая программа адаптационной дисциплины А. 01. Социальная адаптация и
основы социально-правовых знаний
Рабочая программа адаптационной дисциплины
Социальная адаптация и
основы социально-правовых знаний разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных
системах
(утверждён
Приказом
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
от
28
июля
2014
г.
№
804),
входящих
в
состав
укрупненных
групп
специальностей:
09.00.00
Информатика
и
вычислительная
техника,
Методических
рекомендаций
по
разработке
и
реализации адаптированных программ от 20.04.2015 №06830.
Организация-разработчик:
ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России
Разработчик:
Какеева В.А., преподаватель, внутренний совместитель ФКПОУ «НТТИ»
Минтруда России
Рецензенты:
Внутренний:
Полякова
О.В.
преподаватель
высшей
категории
ФКПОУ
«НТТИ» Минтруда России
Внешний: Шевченко Н.П., зам. директора по научно-методической работе
ГБПОУ РО «НКПТиУ».
04.06.04 Рабочая программа адаптационной дисциплины А. 01. Социальная адаптация и
основы социально-правовых знаний
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3
2.
СТРУКТУРА
И
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
3.
У С Л О В И Я
Р Е А Л И З А Ц И И
РА Б О Ч Е Й
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
4.
К О Н Т Р ОЛ Ь
И
О Ц Е Н К А
Р Е З УЛ ЬТАТ О В
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
04.06.04 Рабочая программа адаптационной дисциплины А. 01. Социальная адаптация и
основы социально-правовых знаний
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УД 01 Технология
1.1. Область применения программы
Рабочая программа адаптационной дисциплины
А 01 «Социальная адаптация
и
основы
социально-правовых
знаний»
является
частью
общей
профессиональной
образовательной
программы
цикла
общих
дисциплин
подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по
специальности
09.02.03
Программирование
в
компьютерных
системах
(утверждён
Приказом
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации от 28 июля 2014 г. № 804), входящих в состав укрупненных групп
специальностей: 09.00.00 Информатика и вычислительная техника
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина А 01 «Социальная адаптация и
основы социально-правовых знаний» относится к адаптационному
учебному циклу дополнительных дисциплин и осваивается в 7 семестре.
Формы контроля: зачет.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью
настоящей
адаптационной
дисциплины
является создание
теоретической
и
практической
базы
для
ознакомления
обучающихся
с
социальной средой, правовыми нормами, механизмами адаптации для будущей
успешной профессиональной деятельности.
Задачи данной дисциплины:
-анализ и разбор норм закона с точки зрения конкретных условий их
реализации;
-обзор международных документов, относящиеся к правам инвалидов
- повышение социально-правовой грамотности лиц с ОВЗ и инвалидов
-адаптация лиц с ОВЗ и инвалидов в обществе
После изучения дисциплины студент должен:
2) знать:
- механизмы социальной адаптации;
- основополагающие международные документы, относящиеся к правам
инвалидов;
- основы гражданского и семейного законодательства;
- основы трудового законодательства, особенности регулирования труда
инвалидов;
- основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты
и образования;
- функции органов труда и занятости населения.
04.06.04 Рабочая программа адаптационной дисциплины А. 01. Социальная адаптация и
основы социально-правовых знаний
3) уметь:
- использовать нормы позитивного социального поведения;
- использовать свои права адекватно законодательству;
- обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;
- анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения
конкретных условий их реализации;
- составлять необходимые заявительные документы;
-
составлять
резюме,
осуществлять
самопрезентацию
при
трудоустройстве;
- использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных
и профессиональных ситуациях;
1.4.
Рекомендуемое
количество
часов
на
освоение
программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося часов.
04.06.04 Рабочая программа адаптационной дисциплины А. 01. Социальная адаптация и
основы социально-правовых знаний
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
40
в том числе:
практические занятия
6
контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме зачета
04.06.04 Рабочая программа адаптационной дисциплины А. 01. Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Социальная адаптация и основы социально-
правовых знаний
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические
занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
освоения
1
2
Тема 1
Понятие
социальной
адаптации, ее
этапы,
механизмы,
условия.
Содержание учебного материала
4
1
Социальная адаптация, механизмы и условия социальной адаптации
2
1-2
2
Диагностика уровня социально-психологической адаптации составление
рекомендаций
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составление рекомендаций на основе полученных диагностических данных
Тема 2
Конвенция ООН о
правах
инвалидов.
Содержание учебного материала
4
1
Конвенция ООН о правах инвалидов, основная концепция.
2
1
2
Цели, задачи, разделы.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение и анализ конвенции ООН
Тема 3
Основы
гражданского и
семейного
законодательства.
Содержание учебного материала
4
1
Понятие о семье
2
1
2
Гражданский кодекс
2
04.06.04 Рабочая программа адаптационной дисциплины А. 01. Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение и анализ гражданского и семейного законадательства
Тема 4
Основы трудового
законодательства.
Особенности
регулирования
труда инвалидов
Содержание учебного материала
4
1
Трудовой кодекс РФ, основные разделы
2
1
2
Особенности регулирования труда инвалидов
2
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение и анализ трудового законодательства
Тема 5
Федеральный
закон от 24
ноября 1995 г. N
181-ФЗ "О
социальной
защите инвалидов
в Российской
Федерации".
Содержание учебного материала
4
1
Обзор ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации".
4
1
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение и анализ статей ФЗ
Тема 6
Перечень
гарантий
инвалидам в
Российской
Федерации.
Содержание учебного материала
2
1
Виды социальных гарантий инвалидам.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся
Ознакомление с документаций для оформления социальных гарантий
04.06.04 Рабочая программа адаптационной дисциплины А. 01. Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Тема 7 Медико-
социальная
экспертиза.
Содержание учебного материала
2
1
1
Функции и задачи бюро МСЭ
2
Тема 8
Реабилитация
инвалидов.
Индивидуальная
программа
реабилитации
инвалида.
Содержание учебного материала
6
1-2
1
Понятие реабилитации и абилитации. Виды реабилитации.
2
2
Структура ИПР, реализация ИПР
2
3
Диагностика основных психологических процессов
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составление рекомендаций и графика реабилитации, анализ ИПР
Тема 9
Трудоустройство
инвалидов
Содержание учебного материала
8
1-2-3
1
Виды рабочих мест. Поиск работы
2
2
Конфликт. Трудовые конфликты
2
3
Составление резюме. Собеседование. Самопрезентация
2
4
Устройство на работу (деловая игра)
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка с зачетному занятию
ЗАЧЕТ
2
1-2-3
ВСЕГО
40
04.06.04 Рабочая программа адаптационной дисциплины А. 01. Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
04.06.04 Рабочая программа адаптационной дисциплины А. 01. Социальная адаптация и
основы социально-правовых знаний
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется в наличии учебный
кабинет библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
Оборудование
учебного
кабинета: посадочные
места
по
количеству
обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект учебно-методической
документации по дисциплине.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением,
локальная
сеть Bitrix,
мультимедиа-проектор,
экран,
документ-камера, сканер, принтер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
Интернет-ре сурсов,
дополнительной литературы. Учебно-методические комплексы студента.
Основные источники:
Литературы рекомендованной Министерством образования и ФИРО нет
Дополнительные источники:
1.Лопарева А.М. Экономика организации (предприятия): учеб.-метод.
Комплекс и рабочая тетрадь / А.М.лопарева.- М.: Финансы и статистика;
ИНФРА-М, 2008.
2.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр.
и доп. – М.: ТОО «Остожье», 1999.
3.
Столяренко
Л.Д.
Психология
делового
общения
и
управления
(учебник
для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. – 409с.
4. Волкова А.И. Психология общения (учебное пособие для ссузов) –
Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2006. – 448с.
5. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения (учебное
пособие для среднего профессионального образования) – М.:
Издательский центр «Академия», 2008. – 178с.
6. Сухов А.Н. Социальная психология (учебное пособие для ссузов) -
М.:
Издательский центр «Академия», 2006. – 240с.
04.06.04 Рабочая программа адаптационной дисциплины А. 01. Социальная адаптация и
основы социально-правовых знаний
4.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕ ЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль
и
оценка
результатов
освоения
дисциплины
осуществляется
преподавателем
в
процессе
проведения
практических
занятий,
устного
и
письменного опросов, тестирования, решения задач, контрольных работ.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Умения
-использовать нормы позитивного
социального поведения;
- использовать свои права адекватно
законодательству;
- обращаться в надлежащие органы
за квалифицированной помощью;
- анализировать и осознанно
применять нормы закона с точки
зрения конкретных условий их
реализации;
- составлять необходимые
заявительные документы;
- составлять резюме, осуществлять
самопрезентацию при
трудоустройстве;
- использовать приобретенные
знания и умения в различных
жизненных и профессиональных
ситуациях;
Текущий контроль в форме:
- анализа наблюдений за действиями
с т уд е н т а
в
ход е
в ы п о л н е н и я
практических работ,
-
в ы п о л н е н и я
п р а к т и ч е с к и х
упражнений
Знания
04.06.04 Рабочая программа адаптационной дисциплины А. 01. Социальная адаптация и
основы социально-правовых знаний
- механизмы социальной
адаптации;
- основополагающие
международные документы,
относящиеся к правам инвалидов;
- основы гражданского и семейного
законодательства;
- основы трудового
законодательства, особенности
регулирования труда инвалидов;
- основные правовые гарантии
инвалидам в области социальной
защиты и образования;
- функции органов труда и
занятости населения.
Текущий контроль в форме:
- устного опроса,
- письменного опроса,
- тестирования,
- проверки конспектов
- проверки домашних заданий .
Р у б е ж н ы й
ко н т р о л ь
в
ф о р м е
комплексного
зачетного занятия с
выполнением
тестов
и
решением
ситуационных задач