Автор: Сопельняк Наталья Кирилловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ № 9
Населённый пункт: с. Новоукраинское Гулькевичского района, Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: " Основные трудности, которые испытывают дети при переходе из 4 – го в 5 – ый класс"
Раздел: начальное образование
Практико – ориентированный
семинар
Тема: « Основные трудности,
которые испытывают дети при
переходе из
4
– го в
5
– ый класс»
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУСОШ №
9
Сопельняк Н.К.
2017 год
Основные трудности, которые испытывают дети при переходе из 4-
го в 5-ый класс
При переходе из начального звена в среднее учителям, родителям,
пятиклассникам предстоит пройти сложный период – им
нужно
привыкнуть,
приспособиться
к
друг
другу,
другими
словами
адаптироваться.
На протяжении своей жизни человек переживает период адаптации
несколько раз, и каждый раз испытывает огромные переживания.
Результатом адаптации является продукт сложных взаимодействий
человека
с
внешней
средой.
Каким
будет
этот
продукт
для
пятиклассника, во многом будет зависеть от родителей, педагогов и
классного руководителя.
Считается,
что
период
адаптации
в
5-м
классе
–
один
из
труднейших периодов школьного обучения.
Начиная учиться, каждый пятиклассник полон решимости учиться,
готов
свернуть
горы,
его
не
пугают
трудности,
он
готов
их
преодолевать. Но, увы, происходит то, что не вполне оправдывает
детские
ожидания.
Одни
пятиклассники
гордятся
тем,
что
повзрослели и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие
переживают и адаптация затягивается.
Наблюдая
не
один
год
за
пятиклассниками,
отслеживая
их
успешность, вижу:
1.
Успеваемость у многих падает; многие начинают тяготиться
учёбой, жалуются на трудность и усталость, неинтересность.
2.
Интерес к учёбе снижается. Мотивы, которые побуждали их к
учению в младших классах (интерес к пребыванию в школе,
первые
результаты
труда)
уже
удовлетворены,
а
новые,
отвечающие
возрастным
особенностям,
ещё
не
сложились.
Многие
пятиклассники
не
записывают
задание
в
дневник,
чтобы родители не смогли их проконтролировать.
Мотивы, которые побуждали их к учению в младших классах
(интерес к пребыванию в школе, первые результаты труда) уже
удовлетворены,
а
новые,
отвечающие
возрастным
особенностям,
ещё
не
сложились.
Записи
в
тетрадях
и
дневниках
становятся
небрежными:
куда-то
пропадает
старательность и аккуратность. Ребенок, которого было не
оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в руки.
3.
Отношения между детьми становятся напряжённее. Еще вчера
дружный класс становится просто группой детей, возникают
конфликты, драки, ссоры.
4.
Сами дети становятся тревожнее, беспокойнее. Иногда ученик
не может решить даже те задачи, которые полгода назад делал
“на счёт раз”.
5.
Пятиклассники часто становятся непредсказуемыми в своих
реакциях; они становятся забывчивыми.
6.
Дети начинают отстраняться от взрослых. Пятиклассник свои
трудности плохо осознают, считают, что все дело только в них
самих, и не делятся переживаниями со взрослыми, создается
впечатление
полного
благополучия.
Очень
важно
уловить
изменения в поведении ребенка, понять их причину и вовремя
оказать помощь.
Почему это происходит? Всему виною – адаптационный период,
просто ребёнок ещё не успел перестроиться на “взрослый лад”.
Вот факторы, которые делают процесс адаптации пятиклассников
таким:
1. Смена учителя. В начальных классах учитель – это вторая мама
для детей. Отношения между учителем и учащимися чаще всего
строятся по принципу домашних, родственных отношений. Учитель
не
просто
преподает
предметы,
он
учит
обслуживать
себя,
заботится, чтобы ребенок был хорошо одет, сыт. Дети, в свою
очередь,
чувствуют
себя
защищенными
со
своей
первой
учительницей. И вдруг им предлагают “сменить маму”.
2.
Появление
множество
разных
учителей,
каждый
со
своим
характером, со своими требованиями и привычками. Часто учителя
ждут от детей, что те к ним приспособятся, никак не облегчая
школьникам
процесс
приспособления
к
ним
самим.
Ребёнку
приходится завоёвывать авторитет снова, и не у одного учителя, а у
многих,
со
многими
учителями
выработать
свои
отношения.
Поневоле
заволнуешься,
испугаешься
–
а
в
итоге
повышается
тревожность.
3.
Возросший
темп
работы:
дети,
не
умеющие
быстро
писать,
отстают.
4. Появление новых предметов. Возрастает объём работы. Если
раньше ежедневно ученики готовились к 2-3 предметам, то теперь
приходится готовиться к 4-5. На первых порах появление новых
предметов и новых учителей вызывает интерес у пятиклассников.
Поэтому на вопрос: “Ну, как тебе в школе?” они часто отвечают:
“Хорошо, интересно, здорово!” Успокоенные взрослые перестают
волноваться
слишком
рано.
По-настоящему
ощутить
трудности
новых предметов дети могут только месяца через два, а иногда и
позже.
5.Новые требования. Выпускники начальной школы представляют
себе,
что
новые
требования
будут
заключаться
в
том,
чтобы
“хорошо
учиться”,
“ходить
в
школьной
форме”.
На
деле
оказывается, что от пятиклассников требуется умение организовать
свою работу на уроке, анализировать, делать выводы и обобщения,
писать рефераты, работать с дополнительной литературой, а также
владеть еще многими общеучебными умениями и навыками. Имеет
место противоречивость требований разных педагогов: в тетради по
математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому
языку – с одной, а по иностранному языку – нужны три тетради, и
каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует,
чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных
в
учебнике,
а
учительница
литературы
хвалит
за
собственное
мнение
и
т.п..
Количество
таких
"мелочей”,
противоречивость
требований нередко существенно затрудняют жизнь школьника.
6.Отсутствие постоянного кабинета. Взрослым может показаться,
что никаких трудностей здесь нет. Какая разница, в каком кабинете
проходит урок. Такое мнение возникает из-за незнания психологии
детей. На самом деле отсутствие своего места, своей территории,
необходимость на каждой перемене сложить вещи и перейти в
другой
кабинет,
сама
проблема
перетаскивания
большого
количества вещей с места на место вызывает у школьников чувство
дискомфорта.
7.Смена позиции. В начальной школе четвероклассники – старшие,
и дети это ощущают на каждой перемене, во время проведения
совместных праздников и мероприятий. Попав в старшую школу,
пятиклассники
становятся
младшими
и
сразу
чувствуют
свою
незащищенность.
8.Отсутствие контроля. Всю начальную школу ребенку помогал
один
учитель.
Он
выполнял
функцию
и
учителя,
и
классного
руководителя,
и
контролера.
Быстро
выучив
все
особенности
ребенка, учитель помогает ему контролировать учебный процесс.
Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание,
другому
–
чтобы
тот
принес
карандаши,
третьему
простит
невыполненное упражнение (потому что знает, что ребенка мучают
головные
боли)
и
останется
с
ним
после
уроков.
В
общем,
отслеживал
выполнение
всех
заданий
всеми
учениками.
При
переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается.
Происходит
как
бы
обезличивание
школьника.
Есть
только
пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и
много
учащихся.
Запомнить
все
особенности
всех
учеников
он
просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление,
что он никому из учителей не нужен, что можно "похалявить" и
что-то не сделать – в общей массе это может пройти незамеченным.
9.Пробелы
в
знаниях.
За
годы
обучения
в
начальной
школе
практически у каждого ученика накапливаются неусвоенные темы,
неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный
ком. Но если в начальной школе эти "шероховатости" сглаживаются
индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями
сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала
(класс один, ребят немного, можно успевать контролировать всех).
То в пятом классе такого отслеживания не происходит. И не усвоив
тему (и не подойдя самому сразу за разъяснением к учителю или
родителям),
ребенок
рискует
не
понять
материал
следующий.
Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы
были
не
усвоены,
то
школьник
потянет
этот
шлейф
дальше,
затягивая узел незнаний. Так появляются двойки…
Можно
сказать
еще
и
о
неудобном
расписании,
увеличении
нагрузки и множестве других более мелких вещей.
Если не учитывать этих факторов, не смягчать их определенным
образом, то процесс адаптации детей в 5 классе может стать более
сложным и длительным.
Классному
руководителю
необходимо
помочь
каждому
пятикласснику прожить критический период.