Напоминание

"Использование новых форм и технологий по изобразительной деятельности в ДОУ"


Автор: Валькова Ольга Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Ромашка"
Населённый пункт: Город Лукоянов, Нижегородской области
Наименование материала: Сообщение
Тема: "Использование новых форм и технологий по изобразительной деятельности в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Ромашка»

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Раздел «Изобразительная деятельность».

Тема: «Использование новых форм и технологий по изобразительной

деятельности в ДОУ»

Сообщение на РМО. 2 декабря 2016.

Воспитатель: Валькова О.В.

г. Лукоянов.

Введение

«Любая реформа образования должна

опираться на личность человека. Если

мы будем следовать этому правилу,

ребѐнок, вместо того, чтобы

обременять нас, проявит себя как

самое великое и утешительное чудо

природы!»

Мария Монтессори

На современном этапе информационной революции в значительной степени

изменились требования к образованному человеку. Современный человек, а также

и

ребенок, живет

в

мире

электронной

культуры. Компьютеры,

телефоны,

планшеты окружают маленьких детей с рождения: и дома, и в детских садах, и у

врача. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных

технологий

на

телевидении

и

в

кино,

распространение

игровых

приставок,

электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание дошкольника и

его восприятие окружающего мира. 5-6 летний малыш уже свободно общается с

персональным компьютером. Сегодняшним ребенком усваивается не только та

информация,

которая

больше

всего

его

заинтересовала,

наиболее

близкая,

знакомая

ему,

но

и

та,

которая

вызывает

приятные

и

комфортные

чувства.

Поэтому в связи с формированием современной насыщенной информационно –

образовательной

среды

педагогу

очень

важно

выбрать

методы

и

формы

организации

работы

с

детьми,

инновационные

педагогические

технологии,

которые

оптимально

соответствуют

поставленной

цели

развития

личности

ребенка.

Введение

в

образовательный

процесс

ФГОС

ДО

потребовало

тщательного анализа педагогической деятельности

.

Современные педагогические

технологии

в

дошкольном

образовании

направлены

на

реализацию

государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной

стороной

в

выборе

педагогических

технологий

является

позиция

ребенка

в

воспитательно-образовательном

процессе,

отношение

к

ребенку

со

стороны

взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения:

«Не рядом, не над ним, а вместе!».

Существует

множество

различных

педагогических

современных

технологий,

которые педагоги используют во всех образовательных областях. Применение

новых технологий в области художественно – эстетического развития ребенка

направленно на формирование творческих способностей и решает следующие

задачи:

сделать образование современным (с точки зрения использования технических

средств);

приблизить

образовательную

деятельность

к

мировосприятию

современного

ребенка,

так

как

он

больше

смотрит

и

слушает,

чем

читает

и

говорит;

предпочитает

использовать

информацию,

добытую

с

помощью

технических

средств;

установить

отношения

взаимопонимания,

взаимопомощи

между

педагогом и воспитанником;

помочь педагогу в возможности эмоционально и образно подать материал.

экономить

время

как

педагога

так

и

ребенка,

увеличить

плотность

образовательной деятельности, обогатить ее новым содержанием.

Основная часть

Технология ИКТ

Одним

из

средств,

обладающим

уникальной

возможностью,

повышения

мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития

его

творческих

способностей

и

создания

позитивного

эмоционального

фона

образовательной деятельности является компьютер. Педагогические дискуссии о

внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ведутся достаточно

давно. Но в современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого

или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс и

в дошкольных учреждениях.

Практика показала, что при использовании ИКТ значительно возрастает

интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Компьютер

помогает

объединить

огромное

количество

демонстрационного

материала,

освобождая

от

большого

объема

бумажных

наглядных

пособий,

таблиц, репродукций, альбомов по искусству, недостающих предметов натурного

фонда,

аудио

и

видео

аппаратуры.

Таким

образом,

для

художественного

образования компьютер может служить «сырьем», на основе которого можно

формировать собственные средства обучения, составлять свои презентации, слайд

-

фильмы, осуществлять свои

образовательные

проекты,

создавая

тем

самым

многочисленные

варианты

работы,

которые

помогут

разнообразить

и

усовершенствовать образовательную деятельность.

Конечно, еще не все технологии, о которых я хочу рассказать, существуют в

нашем детском саду, но во многих ДОУ они уже успешно применяются.

Использование

ИКТ

в

работе

с

детьми:

Мультимедийное

оборудование

(создание

и

демонстрация

презентаций,

слайдфильмов,

видеофрагментов,

элементов

и

приемов

графического

изображения)

Непрерывная образовательная деятельность с мультимедийной поддержкой

компьютером пользуется педагог в качестве «электронной доски». Он использует

готовые электронные

слайды,

видео

или

мультимедиа

презентации.

Использование презентаций целесообразно на любом этапе образовательной

деятельности. Педагог может использовать иллюстрации, фотографии, портреты,

репродукции картин изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты,

интерактивные

модели,

проектируя

их

на

большой

экран.

Педагоги

часто

используют

возможности

программы

PowerPoint.

Эта

программа

позволяет

полностью

собрать

все

необходимые

материалы

для

занятий,

а

затем

продемонстрировать

их

в

нужной

последовательности

на

экране.

Такие

презентации

можно

использовать

в

непосредственно-образовательной

деятельности по ознакомлению с жанрами изобразительного искусства, во время

знакомства с жизнью художников и их творческим наследием, а также для более

подробного

знакомства

с

тем

или

иным

явлением

природы,

животным

и

т.д. Мультимедийные

презентации

позволяют

представить

обучающий

и

развивающий

материал

как

систему

ярких

опорных

образов,

наполненных

исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В

этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить

информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память

детей. Следует затронуть и другой аспект. Как бы ни была разработана НОД,

многое зависит от того, как педагог подготовится к ней. Необходимо продумать

смену ритма, разнообразить формы деятельности, подумать, как выдержать при

необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон.

После теоретической части всегда должна следовать практическая работа детей. В

этой

части

деятельности

тоже

возможны

варианты

с

использованием

ИКТ.

Например, педагог рисует на доске, частично загораживая собой, весь процесс

изображения

и

объяснения,

что

отрицательно

влияет

на

качество

подачи

материала,

возникает

множество

вопросов.

При

работе

с

красками

к

доске

крепится лист бумаги, с помощью красок и кисти показываю приемы рисования.

Это тоже неудобно, ведь краска может потечь с вертикальной поверхности. Также,

когда педагог отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с детьми. При

использовании

компьютерной

техники

можно

наглядно

и

последовательно

показать приемы изображения на большом экране. Видно и понятно всем. Дети

при

этом

получают

навыки

приемов

рисования,

уверенно

повторяют

линии,

вносят свою фантазию.

Интерактивная доска (индивидуальная работа детей, игры, программы творческих

мастерских)

Непрерывная

образовательная

деятельность

с

использованием

интерактивной

доски

позволяет

превратить

образовательный

процесс

в

увлекательную игру. Дети сами становятся ее участниками. В таком варианте

возможны случаи, когда обучающиеся одновременно работают с педагогом, а на

определенном этапе переходят к индивидуальной работе на доске по указаниям

воспитателя. Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у

детей огромный интерес, а движения, звук, мультипликация надолго привлекает

внимание.

Использование

таких

программ,

повышает креативность

ребенка; способствует

оптимизации

перехода

от

наглядно-образного

к

абстрактному мышлению; использование творческих игр создает дополнительную

мотивацию при формировании образовательной деятельности; индивидуальная

работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок

может

самостоятельно.

Такие

игры

помогают

разнообразить

совместную

деятельность, сделать ее более насыщенными в эмоциональном плане.

Интернет-ресурсы (подборка к занятию наглядно-демонстрационного материала,

музыки,

игр

и

т.д.,

уроки

в

форме

виртуальной

экскурсии

с

выходом

во

всемирную сеть).

Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета.

Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти

практически

любой

материал

по

вопросам

развития

и

обучения

и

любые

фотографии и иллюстрации для занятий.

Также

при

помощи

Интернета,

педагог

может

подобрать

музыкальную

композицию, соответствующую теме образовательной деятельности. Это могут

быть

классические

или

современные

произведения,

песни

из

детских

мультфильмов.

При

помощи программы

для обработки

видео

можно создать

собственный клип со сменяющимися под музыку слайдами, подобранными к

конкретной теме. На мой взгляд, музыкальные образы вносят гармоничность в

художественное воспитание детей.

Непрерывная

образовательная

деятельность

с

выходом

во

всемирную

сеть

Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой).

Если кабинет подключен к сети Интернет, можно предложить провести урок в

форме виртуальной экскурсии, например по музеям мира.

Конечно, необходимо соблюдать элементарные санитарные нормы, касающиеся

времени

работы

дошкольников

за

компьютером.

По

требованиям

СанПиНа

непосредственно-образовательная

деятельность

с использованием

компьютера

предполагает для детей 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут. При работе

детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана.

Образовательную деятельность с использованием компьютера для детей 5-7 лет

следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в

неделю.

Использовать ИКТ технологии в работе по изобразительной деятельности можно

не только на занятиях с детьми, но и на семинарах и мастер-классах с родителями

и

педагогами.

При

показе

презентаций

можно

наглядно

показать

все

интересующие вопросы на видио - зарисовках или на фото подборках, можно

представить печатную информацию или схематические диаграммы изменения и

достижения в работе с детьми и т.п. Внедрение современных технологий в работу

с детьми вызвало искренний интерес к процессу рисования и взрослых. Стали

появляться новые формы работы с детьми и их семьями (по желанию активных

родителей):

рисование детей с родителями в домашних условиях с использованием

презентации

с

прошедшего

занятия

(родители

планируют

сделать

похожий

рисунок

в

домашних

условиях

или

изучить

материал

с

пропущенного ребёнком занятия);

предлагается информационно-познавательный материал для родителей о

многообразии техник нестандартного рисования, их сочетания между собой;

ведутся интернет беседы об интересующих вопросах родителей (вопрос-

ответ);

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у

дошкольников

основные

ключевые

компетенции,

способность

к

исследовательскому типу мышления. В изобразительной деятельности дети тоже

могут исследовать, сравнивать, пробовать и т.д.

Занятия по рисованию могут включать в себя формы работы с использованием

нетрадиционных способов рисования, где дети используют различные способы и

материалы для рисования , а также сочетают их между собой.

Все

занятия

направлены

на

развитие

у

дошкольников

творчества,

которое

определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает

новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя

средства для его воплощения.

Знакомясь с материалами и техникой дети более углубленно знакомятся с

канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме,

линии,

цвете,

композиции.

В

системе

работы

используются

нетрадиционные

методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг,

монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием

природного материала, тампонированием и др.

На

занятиях

используются

игры

и

игровые

приемы,

которые

создают

непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Большое

значение

здесь

приобретает

самообразование,

поиск

новых

приемов

работы с материалом, неординарный подход к синтезу материала.

Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками

(создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования.

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными,

выразительными и красочными.

Дети

особенно

подвержены

своим

эмоциям.

Возникающие

в

их

непосредственном воображении образы и сюжеты поражают своим необъяснимым

сочетанием цвета, формы, невероятностью событий.

Самый интересный в эмоциональном плане путь

– это путь случайных

неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них

всегда праздник.

Нетрадиционные техники рисования.

1. Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы:

жесткая

кисть,

гуашь,

бумага

любого

цвета

и

формата

либо

вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по

бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом

заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности

пушистой или колючей поверхности.

2. Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы,

салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит

точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3. Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета,

листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть)

или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге.

Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы

руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

4. Скатывание бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в

блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет

мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от

маленького

(ягодка)

до большого

(облачко,

ком для

снеговика).

После этого

бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

5. Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка

либо

пластиковая

коробочка,

в

которую

вложена

штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага

любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ

получения

изображения: ребенок

прижимает

поролон

к

штемпельной

подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся

другие мисочка и поролон.

6. Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце

либо

пластиковая

коробочка,

в

которую

вложена

штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага

любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ

получения

изображения: ребенок

прижимает

смятую

бумагу

к

штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить

другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

7. Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой

бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок

мелками остается незакрашенным.

8. Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ

получения

изображения: ребенок

рисует

свечой

на

бумаге.

Затем

закрашивает

лист

акварелью

в

один

или

несколько

цветов.

Рисунок

свечой

остается белым.

9. Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ

получения

изображения: ребенок

складывает

лист

бумаги

вдвое

и

на

одной

его

половине

рисует

половину

изображаемого

предмета

(предметы

выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не

высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем

изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких

украшений.

10. Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага,

гуашь,

жесткая

кисть,

кусочек

плотного

картона

либо

пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску

на

кисть

и

ударяет

кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью

в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

11. Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ

получения

изображения: ребенок

покрывает

листок

дерева

красками

разных

цветов,

затем

прикладывает

его

окрашенной

стороной

к

бумаге

для

получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев

можно дорисовать кистью.

Технология проектной деятельности

Педагоги,

активно

использующие

проектную

технологию

в

воспитании

и

обучении

дошкольников,

единодушно

отмечают,

что

организованная

по

ней

жизнедеятельность в детском саду позволяет детям глубже проникнуть в суть

явления, предмета.

Типы проектов:

исследовательские,

информационные,

творческие,

игровые,

приключенческие,

практико-ориентированные.

Проектная деятельность в художественно – эстетическом развитии ребенка

носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги

ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть

не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и

педагогу

в

процессе

работы

над

проектом,

но

и

стать

непосредственными

участниками

образовательного

процесса,

обогатить

свой

художественный

и

творческий опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих

успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном

учреждении

является

развитие

свободной

творческой

личности,

которое

определяется задачами развития и задачами поисковой деятельности детей. Задачи

поисковой деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с

детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку,

наводящие

вопросы,

детям

старшего

дошкольного

возраста

необходимо

предоставлять больше самостоятельности

Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.

Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме , где

учитываются все виды детской деятельности

Этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему

на обсуждение детям, родителям. В результате совместного обсуждения

выдвигается

гипотеза,

которую

воспитатель

предлагает

подтвердить

в

процессе поисковой деятельности.

Этап

работы

над

проектом

его

практическая

часть.

Дети

исследуют,

экспериментируют,

ищут,

творят.

Для

активизации

детского

мышления

воспитатель

предлагает

решить

проблемные

ситуации,

головоломки,

развивая

тем самым пытливость

ума.

Необходимо, чтобы педагог

умел

создавать

такую

ситуацию,

когда

ребёнок

должен

что-то

познать

самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка

должна быть как бы незаконченной, незавершённой.

Заключительным

этапом

работы

над

проектом

является

презентация

проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости

от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины,

тематические

развлечения,

оформление

альбомов,

фотовыставок,

мини-

музеев, творческих газет. Проекты, вне зависимости от вида, творческие,

исследовательские,

информационные,

открытые,

игровые,

практико-

ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и

сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

Например в старшей группе проект «Соленое тесто»,

В подготовительной группе проект по народно – прикладному творчеству.

Заключение

Таким образом, при анализе введения в образовательный процесс, а именно

в

художественно

эстетическое

развитие,

современных

педагогических

технологий,

мы

подтвердили

правомерность

утверждения,

что

современные

образовательные

технологии

являются

ресурсом

повышения

качества

дошкольного образования. А тема исследования новых современных технологий

на занятиях по изобразительной деятельности в дошкольных образовательных

учреждениях очень актуальна, но на данный момент недостаточна изучена. С

развитием

современной

информационной

технологии,

система

«ребенок

и

компьютер»

быстро

превращается

в

проблему,

которая

касается

всех

членов

общества.

Взаимодействие

ребенка

с

компьютером,

интерактивным

оборудованием должно быть обеспечено дошкольным образованием. Чем раньше

мы

это

начнем,

тем

быстрее

будет

развиваться

наше

общество,

так

как

современное общество требует знаний работы с компьютером.

Также мы не имеем право забывать о родителях, которые должны понять, что

перестраиваться нужно не только дошкольному учреждению, но и семье, которая

формирует социальный заказ детскому саду. При взаимодействии с семьями

детей, педагоги знакомят родителей с новыми требованиями дошкольного

образования, новыми формами и методами работы с детьми. Вовлечение

родителей в педагогический процесс укрепляет их заинтересованность в

сотрудничестве с педагогами, делает их не сторонними наблюдателями, а

активными участниками образовательного процесса и позволяет создать в детском

саду такую образовательную среду, в которой будет полностью реализован

профессиональный потенциал каждого педагога и всего педагогического

коллектива в условиях реализации ФГОС.



В раздел образования