Напоминание

" Роль ансамблевой игры в младших классах ДШИ"


Автор: Никитина Нина Викторовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ городского округа Анадырь "
Населённый пункт: город Анадырь Чукотского АО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Роль ансамблевой игры в младших классах ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «СУДЖАНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ

РАЗРАБОТКА

НА

ТЕМУ

:

«

Роль

ансамблевой

игры

в

младших

и

средних

классах

на

уроках

фортепиано

»

ВЫПОЛНИЛА

КОРНИЕНКО Т.К.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПО ФОРТЕПИАНО

МКОУДОД «СУДЖАНСКАЯ ДШИ»

Г.

СУДЖА 2015 Г.

Что такое ансамбль? - это вид совместного музицирования, которым

занимались во все времена при каждом удобном случае и на любом

уровне владения инструментом, который приносит ни с чем не

сравнимую радость совместного творчества, это форма

деятельности, открывающую самые благоприятные возможности

для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной

литературой

Ансамблевая игра представляет собой форму

деятельности, открывающую самые благоприятные возможности

для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной

литературой

.

Игра в ансамбле способствует интенсивному

развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного,

гармонического, полифонического, тембро-динамического).

Ансамблевая игра формирует у обучающегося верное

темпоощущение. Музицирование со своими сверстниками дает

воспитаннику творческого настрой, вырабатывает чувство

психологической поддержки,

товарищества

Перед музыкантом

проходят произведения различных художественных стилей,

авторов, различные переложения оперной и симфонической

музыки. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых

представлений стимулирует художественное воображение.

Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов

музыкального слуха (звуковысотного, гармонического,

полифонического, тембро-динамического,внутреннего).

В

фортепианном ансамбле воедино сливаются не только обе партии

(манера туше, штрихи, звучность), но и профи пианистов. Девиз

фортепианного ансамбля – играть вдвоем «как один»

Касаясь немного истории фортепианного ансамбля нужно

отметить, что этот жанр начал стремительно развиваться во второй

половине ХVIII века с появлением молоточкового фортепиано и его

новыми возможностями: расширенный диапазон, способность

постепенного увеличения и уменьшения звучности, добавочный

резонатор педали. Значительно возрастала полнота и сила его

звучания, открывались неведомые регистровые краски.К началу ХIХ

века фортепианный ансамбль утвердился как полноправная

самостоятельная форма музицирования. Возникла богатая и

разнообразная литература.

Для фортепиано в четыре руки писали

почти все композиторы ХIХ и ХХ столетия.

Существует два вида фортепианного ансамбля - на одном или на

двух роялях. Фортепианный дуэт на двух роялях получил

наибольшее распространение в профессиональной концертной

практике. Два инструмента дают исполнителям большую свободу,

независимость в использовании регистров, педалей и прочее.

Возможности фортепиано, благодаря наличию двух исполнителей и

двух инструментов еще более расширяются.

Игра в четыре руки на одном фортепиано практикуется главным

образом в сфере домашнего музицирования, музыкального

самообразования и учебных занятий. Близкое соседство пианистов

за одной клавиатурой способствует внутреннему единству и их

сопереживанию. Именно благодаря ансамблю, учебный и

концертный репертуар пополняется яркими, интересными

произведениями, созданными композиторами разных эпох.

Каждому педагогу известна любовь детей к игре в четыре руки.

Учащиеся проявляют большой интерес к этому виду

музыцирования, который является важным компонентом учебного

процесса, и приносит им огромное удовольствие.

Играя в ансамбле, учащийся впервые сталкивается с такими

понятиями, как синхронность, тождественный штрих,

динамическое равновесие. Знакомится с такими понятиями, как

ауфтакт и внутредолевая пульсация. Владения этими навыками

необходимо ансамблисту для точного совместного начала игры, для

вступления между разделами произведения, а также для

достижения синхронности исполнения в медленных темпах и на

паузах.

Навыки ансамблевой игры ребенок приобретает уже на первых

уроках по фортепиано. Здесь можно вспомнить слова Г.Нейгауза,

который говорил: «С самого первого занятия ученик вовлекается в

активное музицирование. Совместно с учителем он играет

простые , но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети

сразу ощущают радость восприятия хотя и крупицы, но искусства.

То, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, будет

побуждать их как можно лучше выполнять свои первые

музыкальные обязанности. А это и есть начало работы

над художественным образом, которая должна начинаться

одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано» .

Итак,в начале обучения когда ребенок только учится извлекать на

инструменте отдельные звуки, или маленькие попевки, в партии

педагога звучат различные музыкальные отрывки: позывные к

музыкальным передачам по радио , или имитация музыкальной

шкатулки, перезвон бубенчиков и т.д . Тем самым у ребенка

сразу развивается звуковое воображение: они легко имитируют

звуки башенных часов, призывы кукушки, эффекты эхо и многое

другое. Например, Д.Шостакович «Родина слышит», Э.Захаров

«Эхо в горах», «Вечерние сумерки», «Часы на

башне»,А.Александров «Звездочка», В.Овчинников «Звенят

бубенчики» в сборнике И.Рябова «Шаг за шагом».

Также учащийся может исполнять и несколько ритмически

оформленных звуков, как бы аккомпанируя, поддерживая мелодию,

которая звучит в партии педагога. Например ,аккомпанементы к

русским народным песням «Калинка» и Во поле березка стояла»,

Е.крылатов « Крылатые качели» в сборнике Л.А. Баренбойма «

Путь к музыке». За счет насыщенного, богатого мелодическими и

гармоническими красками сопровождения, исполнение становится

красочным и живым.

В течение некоторого времени, когда ребенок учится исполнять

простейшие мелодии, педагог придумывает и подыгрывает ему

несложные аккомпанементы. Также материалом для ансамбля

могут быть накопленные сознанием м слухом детей отрывки из

мультфильмов или популярных песен. Ведь мелодия, связанная с

текстом, ярче воспринимается и лучше запоминается. Например,

«Песенка Львенка и черепахи» Г.Гладкова, «Спят усталые

игрушки» по А. Островскому или «Шумелка Вини-Пуха», Р.

Борисова, Е. Крылатов «Колыбельная медведицы».

Сначала ученик может просто спеть мелодию под аккомпанемент

преподавателя. Здесь важен и воспитательный момент: дети

участвуют в творческом процессе вместе с педагогом.

Нужно отметить, что игра в ансамбле на данном этапе

может способствовать закреплению нотной грамматики и

полученных навыков артикуляции – легато, стаккато, нон

легато. Например, Д.Уотт «Три поросенка» - закрепляется штрих

стаккато, а также знак репризы и знак переноса на октаву вверх.

Благодаря стихотворному тексту, хорошо слышны музыкальные

предложения, ударные звуки. В ансамблях «Деде Мороз» и

«Кошечка» В. Витлина – закрепляем штрих легато

.

В "Песни кота

Леопольда" муз. Б. Савельева, сл.А. Хайта используются основные

штрихи – staccato и legato. Очень весёлая, знакомая, легко

запоминающаяся песенка, позволяющая выработать автоматизм

движений и закрепить ранее полученные навыки. Здесь мы

обращаем внимание на ударения в стихотворном и нотном тексте. В

небесах, высоко …… светит – первый звук ударный, а второй

мягче, послушать его. В конце предложения четверть дослушать,

"пропеть последнюю букву", и в конце пьесы четверть дослушать и

точно снять на паузу, как бы произнеся последнюю букву –

переживём

.

Если на начальном этапе обучения, ребенок, играя в

ансамбле, вслушивается в звучание нового для него

гармонического фона в партии педагога, в выразительно-

изобразительные краски сопровождения, то в последующем этапе

обучения, в средних классах, внимание ученика направляется на

слушание элементов полифонии, острой и колористической

ритмики, на ладо- гармонические звучания, характеризующие

различные жанровые зарисовки. Например, М.Глинка «

Камаринская», Н. Смирнова « Болеро», М.Мусоргский « Гопак» из

оперы «Сорочинская ярморка», К.Вебер « Марш».

По мере усложнения художественных задач, расширяются и

технические задачи совместной игры. Учащиеся , играя в

ансамбле, должны осваивать более сложный ритм, учится выделять

из общего звучания главное, передавать мелодическую линию из

одной партии в другую, правильно педализировать и т.д.

Итак, ансамблевая техника выдвигает перед исполнителями

особые требования. Главная трудность- это умение слушать не

только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих

партий, сливающихся в органически единое целое. При исполнении

ансамблевого сочинения, так же как и сольной пьесы, необходимо

вдумчивое, детальное изучение авторского текста.

Какие же задачи, умения и навыки включает в себя ансамблевая

игра на уроках фортепиано? Какие способы и методы существуют

при работе над слаженностью в фортепианном дуэте?

Определение «хороший ансамбль» означает слаженность исполне-

ния и единство творческих устремлений участников в ансамбле.

В первую очередь нужно сказать о посадке за инструментом. В

отличие от сольного исполнительства, пианист имеет в своем

распоряжении только половину клавиатуры. Партнеры должны

уметь «поделить» клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать

друг другу, особенно при сближающемся или перекрещивающемся

голосоведении.

Вопрос педализации не менее важен в ансамблевой игре. Часто

учащиеся не знают этого. Надо объяснить, что педализирует

исполнитель второй партии, т.к. она обычно служит фундаментом

мелодии. При этом нужно очень внимательно слушать, что

происходит в мелодии. Педальный эффект должен быть очень четко

разработан, так как из-за неумелого применения педали фактура

басовой партии, часто достаточно плотная, может приобрести ещё

большую тяжеловатость. Если учащийся исполняет вторую партию,

ему полезно предложить ничего не играть, а только педализировать

во время исполнения педагогом или другим учащимся первой

партии. При этом сразу выясняется, что это не просто и требует

особого внимания и навыка.

Также важным качеством ансамблевой игры является синхрон-

ность исполнения, т.е. единого понимания и чувствования парт-

нерами темпа и ритмического пульса. Казалось, самая простая вещь

– начать играть вместе. Но точно одновременно взять два звука – не

так легко, это требует большой тренировки и взаимопонимания

.

С

педагогом играть хорошо. Но большей внимательности,

концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и

другого, конечно, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом

(т.е. ученик-ученик)

.

Преподаватель должен объяснить учащимся,

что для одновременное вступление ансамблистов может быть

применен незаметный жест одного из ансамблистов, так

называемый дирижерский замах или ауфтакт. С этим жестом

полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание.

Это сделает начало исполнения естественным и органичным. Не

вместе снятый аккорд производит такое же неприятное

впечатление, как и не вместе взятый.

Сразу нужно сказать о паузах, которые имеют огромное

выразительное значение. И недооценка его – распространенный

недостаток у учащихся. Паузы - это дыхание в музыке, которое

бывает коротким и более длинным, но обязательно длится

определенное время. Самый простой и эффективный способ

преодолеть возникающее в паузах напряжение и боязнь пропустить

момент вступления - это проиграть звучащую у партнера музыку.

Тогда пауза перестанет быть томительным ожиданием и

заполняется живым музыкальным чувством. С первых тактов

исполнения в ансамбле, требует от участников полной догово-

ренности о приемах извлечения звука.

Также нужно отметить такой ансамблевый навык, как передача

партнерами друг другу «из рук в руки» пассажей, мелодии,

аккомпанемента и т.д. Ансамблист должен научиться «подхваты-

вать» незаконченную фразу, передавать ее партнеру, не разрывая

музыкальной ткани. Для этого учащийся должен уметь распре-

делять свое внимание: концентрировать его, разделять или пере-

ключать его в нужный момент

.

Вряд ли есть необходимость под-

черкивать, насколько важно закончить произведение вместе,

одновременно:

а) последний аккорд – имеет определенную длительность, - каждый

из ансамблистов отсчитывает «про себя» метрические доли и

снимает аккорд точно во время.

б) аккорд – над которым стоит фермата, продолжительность

которого необходимо обусловить. Все это отрабатывается в

процессе репетиции. Ориентиром снятия может также быть и

движение – кивок головы.

Если синхронность исполнителя – качество, необходимое в любом

ансамбле, то в еще большей степени оно необходимо в такой его

разновидности как унисон. Ведь в унисоне партии не дополняют

друг друга, а дублируют, правда, иногда в разных октавах, что не

меняет сути дела.

Поэтому недостатки ансамбля в нем еще более заметны.

Исполнение в унисон требует абсолютного единства – метроритме,

динамике, штрихах, фразировке. С этой точки зрения унисон

является самой сложной формой ансамбля. Доказательством

абсолютного единства при исполнении в унисон является

ощущение, что во время игры вместе с другими учащимися ваша

партия не прослушивается как самостоятельная. К сожалению, этой

форме ансамблевой игры уделяется мало внимания в учебной

практике. Между тем в унисоне формируются прочные навыки

ансамбля, к тому же унисон интересен зрительно и в сценическом

отношении.

В работе над ансамблем важное место занимают вопросы,

связанные с ритмом. Формирование чувства ритма – важнейшая

задача педагога. Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу

по развитию ритмического чувства. Ансамбль требует от

учащихся уверенного безупречного ритма, который обладает

особым качеством: он должен быть коллективным, но при этом

естественным и органичным. Наиболее распространенными

недостатками учащихся являются отсутствие четкости ритма и его

устойчивости. Искажение ритмического рисунка чаще всего

встречается в пунктирном ритме, при смене длительностей, при

изменении темпа. Отсутствие ритмической устойчивости часто

связано с тенденцией к ускорениям. Обычно это происходит при

нарастании силы звучности или в стремительных пассажах.

Играя с педагогом, ученик находится в определенных

метроритмических рамках. Ансамблевая игра не только дает

педагогу возможность диктовать правильный темп, но и

формировать у ученика верное темпоощущение. Необходимо

добиваться точности и четкости ритмического рисунка

.

Когда

учащийся впервые получит удовлетворение от совместно выпол-

ненной работы, почувствует радость общего порыва, взаимной

поддержки – можно считать, что занятия в классе дали принци-

пиально важный результат. Пусть это исполнение еще далеко от

совершенства – это не должно смущать педагога, все можно выпра-

вить дальнейшей работой. Ценно другое, преодолен рубеж, раз-

деляющий солиста и ансамблиста, ученик почувствовал своеобра-

зие и интерес совместного исполнительства.

Следует сказать о динамике исполнения. Динамический диапазон

четырехручного исполнения должен быть ни как не уже, а шире,

чем при сольной игре, т.к. наличие двух пианистов позволяет

полнее использовать клавиатуру, создать более полное насыщенное

звучание инструмента.

Репертуар для фортепианных ансамблей можно подразделить на

специально созданные оригинальные сочинения и переложения

симфонической музыки. В учебном процессе могут быть

использованы оба вида. Оркестровые произведения – отличный

материал для чтения с листа, занятий для развития навыков

быстрой ориентации в нотном тексте. Оригинальные дуэтные

пьесы требуют тщательной и завершенной шлифовки исполнения.

Современные пособия для начинающих учащихся- пианистов

включают разнообразный материал для игры в четыре руки. В

педагогической практике широко используются такие сборники: В.

Игнатьев, Л. Игнатьева « Я музыкантом стать хочу», М. Соколов «

Маленький пианист», Л.Баренбойм, Н.Перунова « Путь к музыке» и

т.д

В средних классах, когда учащиеся уже овладел основными

навыками игры на инструменте, можно добавить в репертуар

джазовые пьесы. Они очень нравятся детям, развивают учащихся в

ритмическом отношении, обогащают их слуховые впечатления

новым музыкальным языком и джазовыми гармониями. Например,

М. Шмитц « Оранжевые буги», С.Джоплин « Артист эстрады», Н.

Смирнова «Под дождем» и «Регтайм».

Джазовая манера игры отличается особой активностью

звукоизвлечения и требует от исполнителя особого специфического

туше.

Таким образом, роль ансамблевой игры при обучении игре на

фортепиано очень велика. Она учит всему: ритму, быстрому

освоению нотной грамоты, пониманию строения музыкальной

формы, сознательному отношению к делу, ответственности. Это

искусство вести диалог с партнером, т.е. понимать друг друга,

уметь вовремя подать и вовремя уступить. Если это искусство в

процессе обучения постигается ребенком, то можно надеяться, что

он успешно освоит специфику игры на фортепиано.

Литература

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано /А.Д.

Алексеев - М.:Музыка,

1978. – 289с.

2. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г. Нейгауз –

М.: Музыка, 1982. – 299с

3. Сорокина Е.Г. Фортепианный дуэт: История жанра / Е.Г.

Сорокина. – М.: Музыка,

1988. - 319с

4. Готлиб А.Д. Первые уроки фортепианного ансамбля / А.Д.

Готлиб // Вопросы фортепианной педагогики [под общей

редакцией В. Натансона

.] – Вып.3. – М.: Музыка,1971. –С. 91-98.

5. Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле. Музыкальное

исполнительство, вып. 8. М. 1973

6. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М. 1971

8



В раздел образования