Автор: Никитина Нина Викторовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ городского округа Анадырь "
Населённый пункт: город Анадырь Чукотского АО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Роль ансамблевой игры в младших классах ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «СУДЖАНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА
НА
ТЕМУ
:
«
Роль
ансамблевой
игры
в
младших
и
средних
классах
на
уроках
фортепиано
»
ВЫПОЛНИЛА
КОРНИЕНКО Т.К.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПО ФОРТЕПИАНО
МКОУДОД «СУДЖАНСКАЯ ДШИ»
Г.
СУДЖА 2015 Г.
Что такое ансамбль? - это вид совместного музицирования, которым
занимались во все времена при каждом удобном случае и на любом
уровне владения инструментом, который приносит ни с чем не
сравнимую радость совместного творчества, это форма
деятельности, открывающую самые благоприятные возможности
для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной
литературой
Ансамблевая игра представляет собой форму
деятельности, открывающую самые благоприятные возможности
для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной
литературой
.
Игра в ансамбле способствует интенсивному
развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного,
гармонического, полифонического, тембро-динамического).
Ансамблевая игра формирует у обучающегося верное
темпоощущение. Музицирование со своими сверстниками дает
воспитаннику творческого настрой, вырабатывает чувство
психологической поддержки,
товарищества
Перед музыкантом
проходят произведения различных художественных стилей,
авторов, различные переложения оперной и симфонической
музыки. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых
представлений стимулирует художественное воображение.
Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов
музыкального слуха (звуковысотного, гармонического,
полифонического, тембро-динамического,внутреннего).
В
фортепианном ансамбле воедино сливаются не только обе партии
(манера туше, штрихи, звучность), но и профи пианистов. Девиз
фортепианного ансамбля – играть вдвоем «как один»
Касаясь немного истории фортепианного ансамбля нужно
отметить, что этот жанр начал стремительно развиваться во второй
половине ХVIII века с появлением молоточкового фортепиано и его
новыми возможностями: расширенный диапазон, способность
постепенного увеличения и уменьшения звучности, добавочный
резонатор педали. Значительно возрастала полнота и сила его
звучания, открывались неведомые регистровые краски.К началу ХIХ
века фортепианный ансамбль утвердился как полноправная
самостоятельная форма музицирования. Возникла богатая и
разнообразная литература.
Для фортепиано в четыре руки писали
почти все композиторы ХIХ и ХХ столетия.
Существует два вида фортепианного ансамбля - на одном или на
двух роялях. Фортепианный дуэт на двух роялях получил
наибольшее распространение в профессиональной концертной
практике. Два инструмента дают исполнителям большую свободу,
независимость в использовании регистров, педалей и прочее.
Возможности фортепиано, благодаря наличию двух исполнителей и
двух инструментов еще более расширяются.
Игра в четыре руки на одном фортепиано практикуется главным
образом в сфере домашнего музицирования, музыкального
самообразования и учебных занятий. Близкое соседство пианистов
за одной клавиатурой способствует внутреннему единству и их
сопереживанию. Именно благодаря ансамблю, учебный и
концертный репертуар пополняется яркими, интересными
произведениями, созданными композиторами разных эпох.
Каждому педагогу известна любовь детей к игре в четыре руки.
Учащиеся проявляют большой интерес к этому виду
музыцирования, который является важным компонентом учебного
процесса, и приносит им огромное удовольствие.
Играя в ансамбле, учащийся впервые сталкивается с такими
понятиями, как синхронность, тождественный штрих,
динамическое равновесие. Знакомится с такими понятиями, как
ауфтакт и внутредолевая пульсация. Владения этими навыками
необходимо ансамблисту для точного совместного начала игры, для
вступления между разделами произведения, а также для
достижения синхронности исполнения в медленных темпах и на
паузах.
Навыки ансамблевой игры ребенок приобретает уже на первых
уроках по фортепиано. Здесь можно вспомнить слова Г.Нейгауза,
который говорил: «С самого первого занятия ученик вовлекается в
активное музицирование. Совместно с учителем он играет
простые , но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети
сразу ощущают радость восприятия хотя и крупицы, но искусства.
То, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, будет
побуждать их как можно лучше выполнять свои первые
музыкальные обязанности. А это и есть начало работы
над художественным образом, которая должна начинаться
одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано» .
Итак,в начале обучения когда ребенок только учится извлекать на
инструменте отдельные звуки, или маленькие попевки, в партии
педагога звучат различные музыкальные отрывки: позывные к
музыкальным передачам по радио , или имитация музыкальной
шкатулки, перезвон бубенчиков и т.д . Тем самым у ребенка
сразу развивается звуковое воображение: они легко имитируют
звуки башенных часов, призывы кукушки, эффекты эхо и многое
другое. Например, Д.Шостакович «Родина слышит», Э.Захаров
«Эхо в горах», «Вечерние сумерки», «Часы на
башне»,А.Александров «Звездочка», В.Овчинников «Звенят
бубенчики» в сборнике И.Рябова «Шаг за шагом».
Также учащийся может исполнять и несколько ритмически
оформленных звуков, как бы аккомпанируя, поддерживая мелодию,
которая звучит в партии педагога. Например ,аккомпанементы к
русским народным песням «Калинка» и Во поле березка стояла»,
Е.крылатов « Крылатые качели» в сборнике Л.А. Баренбойма «
Путь к музыке». За счет насыщенного, богатого мелодическими и
гармоническими красками сопровождения, исполнение становится
красочным и живым.
В течение некоторого времени, когда ребенок учится исполнять
простейшие мелодии, педагог придумывает и подыгрывает ему
несложные аккомпанементы. Также материалом для ансамбля
могут быть накопленные сознанием м слухом детей отрывки из
мультфильмов или популярных песен. Ведь мелодия, связанная с
текстом, ярче воспринимается и лучше запоминается. Например,
«Песенка Львенка и черепахи» Г.Гладкова, «Спят усталые
игрушки» по А. Островскому или «Шумелка Вини-Пуха», Р.
Борисова, Е. Крылатов «Колыбельная медведицы».
Сначала ученик может просто спеть мелодию под аккомпанемент
преподавателя. Здесь важен и воспитательный момент: дети
участвуют в творческом процессе вместе с педагогом.
Нужно отметить, что игра в ансамбле на данном этапе
может способствовать закреплению нотной грамматики и
полученных навыков артикуляции – легато, стаккато, нон
легато. Например, Д.Уотт «Три поросенка» - закрепляется штрих
стаккато, а также знак репризы и знак переноса на октаву вверх.
Благодаря стихотворному тексту, хорошо слышны музыкальные
предложения, ударные звуки. В ансамблях «Деде Мороз» и
«Кошечка» В. Витлина – закрепляем штрих легато
.
В "Песни кота
Леопольда" муз. Б. Савельева, сл.А. Хайта используются основные
штрихи – staccato и legato. Очень весёлая, знакомая, легко
запоминающаяся песенка, позволяющая выработать автоматизм
движений и закрепить ранее полученные навыки. Здесь мы
обращаем внимание на ударения в стихотворном и нотном тексте. В
небесах, высоко …… светит – первый звук ударный, а второй
мягче, послушать его. В конце предложения четверть дослушать,
"пропеть последнюю букву", и в конце пьесы четверть дослушать и
точно снять на паузу, как бы произнеся последнюю букву –
переживём
.
Если на начальном этапе обучения, ребенок, играя в
ансамбле, вслушивается в звучание нового для него
гармонического фона в партии педагога, в выразительно-
изобразительные краски сопровождения, то в последующем этапе
обучения, в средних классах, внимание ученика направляется на
слушание элементов полифонии, острой и колористической
ритмики, на ладо- гармонические звучания, характеризующие
различные жанровые зарисовки. Например, М.Глинка «
Камаринская», Н. Смирнова « Болеро», М.Мусоргский « Гопак» из
оперы «Сорочинская ярморка», К.Вебер « Марш».
По мере усложнения художественных задач, расширяются и
технические задачи совместной игры. Учащиеся , играя в
ансамбле, должны осваивать более сложный ритм, учится выделять
из общего звучания главное, передавать мелодическую линию из
одной партии в другую, правильно педализировать и т.д.
Итак, ансамблевая техника выдвигает перед исполнителями
особые требования. Главная трудность- это умение слушать не
только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих
партий, сливающихся в органически единое целое. При исполнении
ансамблевого сочинения, так же как и сольной пьесы, необходимо
вдумчивое, детальное изучение авторского текста.
Какие же задачи, умения и навыки включает в себя ансамблевая
игра на уроках фортепиано? Какие способы и методы существуют
при работе над слаженностью в фортепианном дуэте?
Определение «хороший ансамбль» означает слаженность исполне-
ния и единство творческих устремлений участников в ансамбле.
В первую очередь нужно сказать о посадке за инструментом. В
отличие от сольного исполнительства, пианист имеет в своем
распоряжении только половину клавиатуры. Партнеры должны
уметь «поделить» клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать
друг другу, особенно при сближающемся или перекрещивающемся
голосоведении.
Вопрос педализации не менее важен в ансамблевой игре. Часто
учащиеся не знают этого. Надо объяснить, что педализирует
исполнитель второй партии, т.к. она обычно служит фундаментом
мелодии. При этом нужно очень внимательно слушать, что
происходит в мелодии. Педальный эффект должен быть очень четко
разработан, так как из-за неумелого применения педали фактура
басовой партии, часто достаточно плотная, может приобрести ещё
большую тяжеловатость. Если учащийся исполняет вторую партию,
ему полезно предложить ничего не играть, а только педализировать
во время исполнения педагогом или другим учащимся первой
партии. При этом сразу выясняется, что это не просто и требует
особого внимания и навыка.
Также важным качеством ансамблевой игры является синхрон-
ность исполнения, т.е. единого понимания и чувствования парт-
нерами темпа и ритмического пульса. Казалось, самая простая вещь
– начать играть вместе. Но точно одновременно взять два звука – не
так легко, это требует большой тренировки и взаимопонимания
.
С
педагогом играть хорошо. Но большей внимательности,
концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и
другого, конечно, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом
(т.е. ученик-ученик)
.
Преподаватель должен объяснить учащимся,
что для одновременное вступление ансамблистов может быть
применен незаметный жест одного из ансамблистов, так
называемый дирижерский замах или ауфтакт. С этим жестом
полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание.
Это сделает начало исполнения естественным и органичным. Не
вместе снятый аккорд производит такое же неприятное
впечатление, как и не вместе взятый.
Сразу нужно сказать о паузах, которые имеют огромное
выразительное значение. И недооценка его – распространенный
недостаток у учащихся. Паузы - это дыхание в музыке, которое
бывает коротким и более длинным, но обязательно длится
определенное время. Самый простой и эффективный способ
преодолеть возникающее в паузах напряжение и боязнь пропустить
момент вступления - это проиграть звучащую у партнера музыку.
Тогда пауза перестанет быть томительным ожиданием и
заполняется живым музыкальным чувством. С первых тактов
исполнения в ансамбле, требует от участников полной догово-
ренности о приемах извлечения звука.
Также нужно отметить такой ансамблевый навык, как передача
партнерами друг другу «из рук в руки» пассажей, мелодии,
аккомпанемента и т.д. Ансамблист должен научиться «подхваты-
вать» незаконченную фразу, передавать ее партнеру, не разрывая
музыкальной ткани. Для этого учащийся должен уметь распре-
делять свое внимание: концентрировать его, разделять или пере-
ключать его в нужный момент
.
Вряд ли есть необходимость под-
черкивать, насколько важно закончить произведение вместе,
одновременно:
а) последний аккорд – имеет определенную длительность, - каждый
из ансамблистов отсчитывает «про себя» метрические доли и
снимает аккорд точно во время.
б) аккорд – над которым стоит фермата, продолжительность
которого необходимо обусловить. Все это отрабатывается в
процессе репетиции. Ориентиром снятия может также быть и
движение – кивок головы.
Если синхронность исполнителя – качество, необходимое в любом
ансамбле, то в еще большей степени оно необходимо в такой его
разновидности как унисон. Ведь в унисоне партии не дополняют
друг друга, а дублируют, правда, иногда в разных октавах, что не
меняет сути дела.
Поэтому недостатки ансамбля в нем еще более заметны.
Исполнение в унисон требует абсолютного единства – метроритме,
динамике, штрихах, фразировке. С этой точки зрения унисон
является самой сложной формой ансамбля. Доказательством
абсолютного единства при исполнении в унисон является
ощущение, что во время игры вместе с другими учащимися ваша
партия не прослушивается как самостоятельная. К сожалению, этой
форме ансамблевой игры уделяется мало внимания в учебной
практике. Между тем в унисоне формируются прочные навыки
ансамбля, к тому же унисон интересен зрительно и в сценическом
отношении.
В работе над ансамблем важное место занимают вопросы,
связанные с ритмом. Формирование чувства ритма – важнейшая
задача педагога. Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу
по развитию ритмического чувства. Ансамбль требует от
учащихся уверенного безупречного ритма, который обладает
особым качеством: он должен быть коллективным, но при этом
естественным и органичным. Наиболее распространенными
недостатками учащихся являются отсутствие четкости ритма и его
устойчивости. Искажение ритмического рисунка чаще всего
встречается в пунктирном ритме, при смене длительностей, при
изменении темпа. Отсутствие ритмической устойчивости часто
связано с тенденцией к ускорениям. Обычно это происходит при
нарастании силы звучности или в стремительных пассажах.
Играя с педагогом, ученик находится в определенных
метроритмических рамках. Ансамблевая игра не только дает
педагогу возможность диктовать правильный темп, но и
формировать у ученика верное темпоощущение. Необходимо
добиваться точности и четкости ритмического рисунка
.
Когда
учащийся впервые получит удовлетворение от совместно выпол-
ненной работы, почувствует радость общего порыва, взаимной
поддержки – можно считать, что занятия в классе дали принци-
пиально важный результат. Пусть это исполнение еще далеко от
совершенства – это не должно смущать педагога, все можно выпра-
вить дальнейшей работой. Ценно другое, преодолен рубеж, раз-
деляющий солиста и ансамблиста, ученик почувствовал своеобра-
зие и интерес совместного исполнительства.
Следует сказать о динамике исполнения. Динамический диапазон
четырехручного исполнения должен быть ни как не уже, а шире,
чем при сольной игре, т.к. наличие двух пианистов позволяет
полнее использовать клавиатуру, создать более полное насыщенное
звучание инструмента.
Репертуар для фортепианных ансамблей можно подразделить на
специально созданные оригинальные сочинения и переложения
симфонической музыки. В учебном процессе могут быть
использованы оба вида. Оркестровые произведения – отличный
материал для чтения с листа, занятий для развития навыков
быстрой ориентации в нотном тексте. Оригинальные дуэтные
пьесы требуют тщательной и завершенной шлифовки исполнения.
Современные пособия для начинающих учащихся- пианистов
включают разнообразный материал для игры в четыре руки. В
педагогической практике широко используются такие сборники: В.
Игнатьев, Л. Игнатьева « Я музыкантом стать хочу», М. Соколов «
Маленький пианист», Л.Баренбойм, Н.Перунова « Путь к музыке» и
т.д
В средних классах, когда учащиеся уже овладел основными
навыками игры на инструменте, можно добавить в репертуар
джазовые пьесы. Они очень нравятся детям, развивают учащихся в
ритмическом отношении, обогащают их слуховые впечатления
новым музыкальным языком и джазовыми гармониями. Например,
М. Шмитц « Оранжевые буги», С.Джоплин « Артист эстрады», Н.
Смирнова «Под дождем» и «Регтайм».
Джазовая манера игры отличается особой активностью
звукоизвлечения и требует от исполнителя особого специфического
туше.
Таким образом, роль ансамблевой игры при обучении игре на
фортепиано очень велика. Она учит всему: ритму, быстрому
освоению нотной грамоты, пониманию строения музыкальной
формы, сознательному отношению к делу, ответственности. Это
искусство вести диалог с партнером, т.е. понимать друг друга,
уметь вовремя подать и вовремя уступить. Если это искусство в
процессе обучения постигается ребенком, то можно надеяться, что
он успешно освоит специфику игры на фортепиано.
Литература
1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано /А.Д.
Алексеев - М.:Музыка,
1978. – 289с.
2. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г. Нейгауз –
М.: Музыка, 1982. – 299с
3. Сорокина Е.Г. Фортепианный дуэт: История жанра / Е.Г.
Сорокина. – М.: Музыка,
1988. - 319с
4. Готлиб А.Д. Первые уроки фортепианного ансамбля / А.Д.
Готлиб // Вопросы фортепианной педагогики [под общей
редакцией В. Натансона
.] – Вып.3. – М.: Музыка,1971. –С. 91-98.
5. Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле. Музыкальное
исполнительство, вып. 8. М. 1973
6. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М. 1971
8