Автор: Александрова Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 8 "Берёзка"
Населённый пункт: город Лукоянов, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 «Берёзка»
Методическая разработка:
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих
способностей и воображения у детей дошкольного возраста»
Александровой Н.М., воспитателя МБДОУ д/с № 8 «Березка»
г. Лукоянов - 2013
1
Содержание:
1.
Краткая характеристика раздела «Приобщаем к изобразительному … стр.3
искусству и развиваем детское художественное творчество» (рисование)
образовательная область «Художественное творчество» основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детского сада № 8 «Березка». Актуальность.
2.
Цель и задачи раздела………………………………………………………………………….. стр. 6
3.
Ожидаемые результаты освоения детьми………………………………………….. стр.7
раздела основной общеобразовательной программы дошкольного
образования
4.
Реализация принципа интеграции при организации…………………………. стр.8
образовательного процесса
5.
Результаты применения методической разработки ……………..…………… стр.9
в образовательном процессе и развитие интегративных качеств.
6.
Разработка проведения непосредственно образовательной………… стр. 30
деятельности в образовательной области «Художественное творчество»
раздел «Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское
художественное творчество» (рисование)
7.
Литература ………………………………………………………………………………………… стр.31
8.
Приложения ………………………………………………………………………………………. стр.32
1.
Краткая
характеристика раздела «Приобщаем к изобразительному
искусству и развиваем детское художественное творчество»
образовательная область «Художественное творчество» основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
2
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 8 «Березка» (актуальность данного раздела).
…Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…
Э. Успенский
В основной общеобразовательной программе дошкольного
образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детского сада № 8 «Березка», в которой за основу взята программа
«Детство», разработанная коллективом преподавателей кафедры дошкольной
педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович
и др.), образовательная область так и называется «Художественное творчество».
Содержание образовательной области представлено двумя взаимосвязанными
разделами «Приобщение к изобразительному искусству» и «Развитие
продуктивной деятельности».
В программе представлен новый подход к художественно – творческому
развитию детей, в котором сочетается классика и современность, традиции и
новаторство; изобразительная деятельность рассматривается в аспекте
эстетического развития ребенка: развитие эстетического восприятия,
воображения, замысла, изобразительно – выразительных средств, которыми
дети этого возраста передают окружающую действительность. Она раскрывает
внутренний мир ребенка.
Для авторов программы идеальный детский сад – это теплый дом, где царит
семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в занятиях,
труде, общении.
Девиз программы «Чувствовать – Познавать – Творить» определяет три
взаимосвязанные линии развития ребенка. Одна из них – линия развития
самостоятельности и творчества детей.
Во все времена человечеству нужны были творческие личности, так как они
определяют прогресс человечества. Творчество требует большой
самостоятельности и независимости от известных решений.
Развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое
значение для формирования целостной творчески развитой личности в
будущем. Поэтому развитие творчески развитой личности – одна из главных
задач дошкольного воспитания.
3
«Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует,
создает что-то новое», - писал Л.С. Выготский.
Творчество в широком смысле это деятельность, направленная на получение
чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества
является новизна его результата.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в
изобразительной деятельности дошкольников. В изобразительной
деятельности дошкольников находят отражение такие специфические
особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная
деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными
функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с
личностью в целом.
Изобразительная деятельность - одно из важнейших средств познания мира
и развития эстетического восприятия, так как она связана с самостоятельной,
практической и творческой деятельностью детей. Занятия изобразительной
деятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения,
наблюдательности, художественного мышления и памяти.
«Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное
отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке,
конструировании, которое построено на работе воображения, на отображении
своих наблюдений, впечатлений. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а
перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к
изображаемому»,- дала определение детского творчества Е.А. Флерина.
Изобразительное творчество для ребенка – это отражение душевной
работы. Чувства, разум, глаза, руки – инструменты души, сталкиваясь с красотой
и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, дети
испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое
отношение к действительности на листе бумаги.
Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность.
Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих.
Ему хочется, чтобы его работа что-то сказала, чтобы изображение его узнали.
Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения
техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы.
Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от
рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается
неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение,
4
близкое его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Это влечет за собой отрицательное отношение к процессу рисования и ведет к
детской неуверенности.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности
удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься
таким интересным делом.
Наблюдения за эффективностью применения различных техник
рисования привели меня к выводу о необходимости использования
нетрадиционных техник рисования в образовательной деятельности, которые
создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию
к рисованию, помогут ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в
данном виде творчества, дадут ребенку свободу, уверенность в своих силах.
Актуальность моей работы состоит в том, что именно использование
нетрадиционных техник рисования дает неожиданные, непредсказуемые
варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому
воображению и фантазированию, к желанию рисовать.
В образовательной деятельности в области «Художественное творчество»
(рисование) с использованием нетрадиционных техник у детей развивается
ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память,
эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность;
формируются способности выражать восприятие окружающего их мира,
совершенствуются интеллектуальные и творческие способности. Дети учатся
обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, учатся
самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и
выполнять их, при этом ребенок учится решать интеллектуальные и личностные
задачи адекватные возрасту.
2. Цели и задачи раздела.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования содержание образовательной области «Художественное
творчество» направлено на достижение формирования интереса к
эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение
потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
Создать у детей предпосылки успешного освоения школьной программы.
Формировать эмоциональные и эстетические ориентации, подвести детей
к пониманию ценности искусства, художественной деятельности,
способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических
5
оценок относительно проявления красоты в окружающем мире,
художественных образах, собственных творческих работах.
Развивать индивидуальность ребенка с учетом его склонностей,
интересов.
Воспитывать гармонично развитую личность ребенка.
Способствовать становлению позиции художника – творца, поддерживать
проявления самостоятельности, инициативности, активизировать
творческие проявления детей.
Совершенствовать изобразительную деятельность детей: стимулировать
умение создавать работы по собственному замыслу, стремление создать
выразительный оригинальный образ, умение самостоятельно отбирать
впечатления, переживания для определения сюжета, выбирать наиболее
соответствующие образу изобразительные техники и материалы и
сочетать их, планировать деятельность и достигать качественного
результата, самостоятельно и объективно оценивать его, эффективно
взаимодействовать с другими детьми во время выполнения коллективных
творческих работ. Совершенствовать технические и изобразительно –
выразительные умения.
3.
Ожидаемые результаты освоения детьми раздела основной
общеоразовательной программы дошкольного образования.
При освоении детьми раздела «Приобщаем к изобразительному искусству и
развиваем детское художественное творчество» основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
образовательная область «Художественное творчество» ребенок
приобретает следующие интегративные качества:
6
- овладение универсальными предпосылками учебной деятельности;
- овладение необходимыми умениями и навыками по образовательной
области «Художественное творчество» ( рисование);
- умение создавать выразительные художественные образы;
- умение применять нетрадиционные техники в рисовании;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств
выразительности, находить новые материалы и способы для создания
художественного изображения.
Во время занятий изобразительным творчеством у дошкольника развивается:
любознательность и активность;
способность управлять своим поведением и планировать свои действия;
эмоциональная отзывчивость;
овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми;
соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения;
способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы);
формирование изобразительных умений и навыков;
развитие интереса к различным видам искусства;
формирование художественно – образных представлений;
развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации;
развитие сенсорных способностей;
приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
первичные представления о себе, семье, обществе, мире и природе.
Динамику планируемых итоговых результатов освоения детьми раздела
«Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное
творчество» (рисование) образовательной области «Художественное творчество»
основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскроет
мониторинг.
4.
Реализация принципа интеграции при организации образовательного
процесса и развития интегративных качеств.
Примерные виды интеграции образовательной области «Художественно –
эстетическое развитие» направление «Художественное творчество»
по
задачам и содержанию психолого – педагогической работы
Социально –
коммуникативное
развитие
Формирование трудовых умений и навыков,
воспитание трудолюбия, воспитание ценностного
отношения к собственному труду, труду других людей и
его результатам.
Развитие свободного общения с взрослыми и
детьми по поводу процесса и результатов продуктивной
7
деятельности, практическое овладение воспитанниками
нормами речи.
Формирование гендерной, семейной
принадлежности, патриотических чувств, чувства
принадлежности к мировому сообществу, реализация
партнерского взаимодействия «взрослый – ребенок».
Художественно –
эстетическое
развитие (Чтение
художественной
литературы)
Использование художественных произведений для
обогащения содержания области, развитие детского
творчества, приобщение к различным видам искусства,
развитие художественного восприятия и эстетического
вкуса.
Познавательное
развитие
Сенсорное развитие, формирование целостной картины
мира, расширение кругозора в сфере изобразительного
искусства, творчества, формирование элементарных
математических представлений.
Формирование основ безопасности собственной
жизнедеятельности в различных видах продуктивной
деятельности.
Художественно –
эстетическое
развитие (Музыка)
Использование музыкальных произведений для
обогащения содержания области, развитие детского
творчества, приобщение к различным видам искусства.
Физическое
развитие
Развитие мелкой моторики.
Воспитание культурно – гигиенических навыков,
цветотерапия, арттерапия, формирование начальных
представлений о здоровом образе жизни.
5.
Результаты применения методической разработки
Свою работу я строила на основе основной общеобразовательной программы
дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного
учреждения детского сада № 8 «Березка» с использованием Программы
художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки»
И.А. Лыковой ( по обучению детей рисованию с использованием
нетрадиционных техник).
Последние несколько лет я углубленно работаю по проблеме:
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих
способностей и воображения у детей дошкольного возраста». Выбор этой темы не
случаен:
8
- во – первых, нетрадиционные техники рисования наиболее благоприятны для
развития творческого воображения, так как их результат непредсказуем и
индивидуален;
- во – вторых, они доступны в техническом отношении детям дошкольного
возраста;
- в – третьих, процесс изображения названными техниками увлекателен,
интересен, связан с положительными эмоциональными переживаниями,
- и наконец, они в большей степени влияют на всестороннее развитие
дошкольника (Приложение № 1).
Говоря об изобразительных техниках и материалах, необходимо уточнить, что
их делят на традиционные и нетрадиционные. В первом случае мы знаем все от
красок до различных мелков, а во втором затрудняемся ответить. А ведь можно
рисовать и зубной щеткой, и ватой, пальцами, ладонью, тампоном, мятой бумагой,
свечой, трубочкой гоняя каплю по листу бумаги и т.д. Рисовать можно чем угодно
и как угодно! Лежа на полу, под столом, на столе, на листочке дерева, на газете…
Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что – то
придумывать. А из каракуль и мазни, в конце концов вырисовывается узнаваемый
объект.
Научившись выражать свои чувства на бумаге, дети начинают лучше понимать
других, учатся преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что
ничего не получится, они уверены, что получится, и получится красиво.
Проанализировав Программу художественного воспитания, обучения и
развития детей «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, проведя диагностику
художественно – творческого развития детей (автор И.А. Лыкова), я выбрала тему
для самообразования «Нетрадиционные техники рисования как средство развития
творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста» и
составила перспективный план, в котором реализуется принцип интеграции,
объединяющий различные образовательные области, разные виды деятельности,
приемы и методы (Приложение № 2).
По разделу «Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское
художественное творчество» (рисование) образовательная область
«Художественное творчество»
принцип интеграции реализую также через
организацию различных форм образовательного процесса:
1.
Совместная деятельность педагога с детьми: здесь используются
информационно-рецептивные методы. В непосредственно – образовательной
деятельности (занятия), в организованной образовательной деятельности в
режиме дня - занимательные показы, свободная художественная деятельность с
участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание
9
произведений живописи, сюжетно – игровая ситуация, художественный досуг,
конкурсы, экспериментирование с материалом; обучение, опыты, дидактические
игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение.
2.
Самостоятельная деятельность детей. В самостоятельной деятельности я
использую эвристический и исследовательский методы: создание проблемных
ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу,
рассматривание картин, иллюстраций о природе, создание игровых ситуаций.
3.
Взаимодействие с семьей – выставки совместных работ родителей и
воспитанников, художественный досуг с участием родителей, оформление
группового помещения к праздникам, консультативные встречи, открытые
мероприятия.
Для полноценной и плодотворной работы в области «Художественное
творчество» создала предметно – развивающую среду и подбор изобразительных
материалов, которые могут обеспечить реализацию основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
Я считаю, что ребенок должен иметь право и возможность самостоятельно
выбирать изобразительный материал: простые или цветные карандаши, акварель,
гуашь, пастель, тушь, цветные мелки, восковые свечи, ракушки, клей, различный
бросовый материал и т.д. Весь этот материал находится в доступном месте. Выбор
материала, на котором будет нанесено изображение, тоже принадлежит ребенку.
Это может быть бумага белая, цветная, бархатная, картон, фольга, ткань и т.д. (фото
1).
10
Предметно – развивающую среду подбираю в соответствии с Федеральными
государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования, утвержденными приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации 23 ноября 2009 года № 655; Типовым
положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном
Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 года № 2562;
Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденными
Приказом министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 года № 2151,
примерным перечнем игрового оборудования для учебно – материального
обеспечения дошкольных образовательных учреждений, утвержденным
Министерством образования и науки РФ от 21 ноября 2011 года № 03-877,
Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима в дошкольных организациях ( СанПин 2.4.1.2660-10), СанПин
2.4.1.2731-10 «Изменениями №1 к СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно –
11
эпидемиологические требования к устройству , содержанию и организации
режима в дошкольных организациях» (приложение), а так же с учетом принципа
интеграции, что позволяет решать задачи других образовательных областей.
При создании предметно – развивающей среды я руководствовалась
следующими принципами:
полифункциональность (предметно – развивающая среда должна открывать
множество возможностей, обеспечивать все составляющие
образовательного процесса);
трансформируемость (возможность изменения среды);
вариативность (использование модельных вариантов для конкретных
ситуаций).
В своей работе по данной теме использую разнообразные методы и приемы:
творческое экспериментирование с изобразительными материалами, познание
свойств различных изобразительных материалов, а также освоение
нетрадиционных техник изображения; наблюдения, чтение и обсуждение
художественных произведений, познавательной литературы; дидактические игры,
игры и упражнения, направленные на развитие эстетических и творческих
способностей детей; рассматривание картин и книжных иллюстраций, красочных
энциклопедий, альбомов об искусстве с целью формирования эстетических
интересов; объединение художественной деятельности вокруг театрализации,
создание необычной выставки, художественно – игровой деятельности (игры
«Магазин Овощи – фрукты», и т.д.); организация индивидуальной и коллективной
творческой деятельности.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник
рисования интересна и мне и моим детям. Все они, без исключения, быстро и
охотно включаются в работу, а после ее выполнения очень эмоционально
реагируют на результат своего труда – свой рисунок. Маленькие творцы с
удовольствием демонстрируют его своим родителям, бабушкам, братьям и
сестрам, погружают их в это увлекательное занятие и с гордостью несут из дома
рисунки, выполненные вместе с родными.
Какие же нетрадиционные способы рисования мы используем в средней группе:
-рисование пальчиками;
- мятой бумагой, кусочком поролона;
- штампы (долговечные и недолговечные);
12
- тычок жесткой полусухой кистью;
- размывание краски;
- восковые мелки + гуашь;
- трафарет;
- ладошка;
- дорисовывание солью.
В старшей группе :
-по – сырому;
- пластилиновая живопись;
- печатание листьями;
- набрызг;
- чрно-белый граттаж;
- восковые мелки + акварель;
- трафарет + восковые мелки + акварель.
В подготовительной группе:
- кляксография;
- цветной граттаж;
- рисование по контуру ладошки;
- «цветные ниточки»;
- монотипия;
- по сырому + кляксография.
Свою работу я строила по принципу «от простого к сложному». Начали мы с
рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Детям
легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или
кисточки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий (фото 2).
13
Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки, мазки на бумаге.
Начинаю работу с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения,
оставить разные отпечатки. Я стараюсь показать много разных приемов рисования
пальчиками: просто оставить следы – отпечатки, сравнивать отпечатки от разных
пальчиков (например, сделать мизинчиком капельки дождика и большим пальцем
изобразить ягодки винограда), проводить пальчиком линию (ручеек или дождик).
Рисовать можно как одним цветом, так и несколькими, причем краски разного
цвета можно набирать на разные пальчики. Так мы рисовали «Радостную осень»,
«Первый снег», «Украсим узором салфетки для чашек» и др. После работы
пальчики вытирают салфеткой, а затем легко смывают краску. Рисование
пальчиками доставляет детям большую радость, раскрепощает и повышает их
самооценку.
Следующим этапом работы стало знакомство с методом тычка жесткой
полусухой кистью. Для работы используется бумага любого цвета и формата, либо
вырезанный силуэт пушистого или колючего животного, гуашь, жесткая кисть.
Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При
работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур
или шаблон, получается имитация фактурности пушистой или колючей
поверхности («Кто живет в осеннем лесу», «Зайцы на полянке»).
14
В индивидуальной работе учила детей правильно держать кисть, рисовать
ритмичными движениями. Этот метод позволяет развивать специальные умения и
навыки, подготавливающие руку ребенка к письму, способствует более
эффективному развитию воображения и восприятия, а, значит, и познавательных
способностей – рисунки, созданные методом тычка, эстетичны, понятны самому
ребенку и окружающим.
Параллельно осваиваем рисование смятой бумагой. Для работы необходимы:
блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из
тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера,
смятая бумага Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с
краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняется и
блюдце и смятая бумага. Детей радует яркое пятно, фактура и цвет. Работы
получаются очень выразительными («Птичий дом: дети петушка и курочки»,
«Одуванчики в траве») (фото 3)..
В старшей группе продолжила эту работу уже с усложнениями: наложением
одного цвета на другой; самостоятельное сюжетное рисование по нарисованным
самими детьми контурам («Путешествие в страну сказок», «Осенний лес»,
«Зоопарк», «Воробышки зимой» и др.).
При рисовании ладошкой в работе использовали широкие мисочки с гуашью,
кисти, плотную бумагу любого цвета, листы большого формата, салфетки. Дети
опускают ладошку в гуашь или окрашивают ее с помощью кисточки и делают
отпечаток на бумаге, в котором можно увидеть различные удивительные образы.
15
Наши ладошки умеют превращаться в солнышко. Раскройте ладонь, а
выпрямленные пальцы чуть раздвиньте в стороны. Теперь соедините пальцы
вместе. Вот какой получился заборчик! А если чуть отодвинуть большой палец в
сторону, рука превратится в симпатичного ежика (только нужно дорисовать лапки,
носик, грибок). И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками,
и слон, и рыбка, и многое другое можно нафантазировать вместе с ребенком.
Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы
руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Получаются
фантастические силуэты («Морское дно», «Волшебные цветы для мамы» и др.)
(фото 4).
Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя с детьми на участке
детского сада, мы собираем листья с разных деревьев, отличающиеся по форме,
размеру и окраске. Листья покрываются гуашью, затем окрашенной стороной
кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной
отпечаток растения («Осенняя пылающая листва на фоне голубого неба»). А можно
приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство
под листом будет не закрашенным. А еще мы приклеивали листья деревьев к
листу бумаги, все раскрашивали, потом сверху прикладывали другой лист бумаги,
на нем получался отпечаток.
16
Дети старшей группы самостоятельно готовят фон для будущего рисунка,
цвет выбирают по желанию: это может быть и серый, и бледно-розовый, и
голубой, и синий и т.д. В работе над темой «Заиндевелое дерево» мы
использовали отпечатки листьев пекинской капусты. Получились настоящие
деревья в инее, сказочный лес – «Берендеево царство» (фото 5).
Осваивая новый способ рисования «по влажному фону» дети познакомились
со свойствами красок. Для этой техники рисования необходимы: чистый кусок
поролона, кисти, вода, лист плотной бумаги. Для данного способа рисования
необходимо заранее подумать, что может получиться расплывчатым, с неясными
очертаниями, главное, подвести детей к восприятию колорита, как средства
выразительности в данной технике («Осенняя фантазия», «Краски радуги»,
«Грустная осень» и др).
В этой же группе знакомлю детей с техникой набрызга. Суть ее в
разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в
17
данном случае нам заменяет зубная щетка и стека. Зубной щеткой в одной руке
набираем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки –
быстрыми движениями по направлению к себе, а брызги полетят на бумагу. Эту
технику мы начали осваивать летом на прогулке. Со временем капли получались
мельче, стали ложиться ровнее и туда, куда нужно.
Дети старшего дошкольного возраста хорошо справляются с этой задачей, так
как координация рук и глазомер в этом возрасте достаточно развиты. Данная
технология может выступать в качестве самостоятельного фона, а может служить
дополнением к любой технологии или для использования трафарета («Снегопад»,
«Салфетка для мамы», «Звездное небо» и др).
Проводя занятия с использованием разнообразных техник рисования для
выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей имеются
способности к работе с красками с использованием нетрадиционных техник. У
детей со слабо развитыми художественно – творческими способностями
показатели находятся чуть выше, чем в начале, но за счет применения
нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и
способность к цветовосприятию.
В подготовительной группе
мы усовершенствовали приобретенные ранее
навыки по нетрадиционному рисованию. Применяя технику печатания листьями,
усложняю задачи: если отпечатывать лист симметрично с одной и с другой
стороны, дорисовать тельце – бабочка готова. Всмотревшись в отпечаток листа,
можно увидеть в нем неожиданный образ и воплотить его на бумаге, дорисовав
детали. А сочетание данного приема и техники « по - сырому» дает простор
фантазии при тонировании бумаги. Например, при рисовании луга, фоном будет
трава. Берем лист, смачиваем его при помощи губки, затем вливаем краску нужных
оттенков и тут же отпечатываем листья. Эта техника исполнения хороша своим
разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше, чем фон, то
отпечаток получится более выразительным.
С детьми подготовительной группы осваиваем технику кляксография. Дети
наносят каплю краски на сухой лист бумаги. Предлагаю подуть из трубочки на
каплю, как будто толкая ее вперед. Чтобы получились мелкие ответвления,
трубочкой во время выдувания необходимо покачать из стороны в сторону. Эта
техника дает большой простор для фантазии и творчества (дети обычно
дорисовывают детали, применяя другие техники исполнения). Лучше проводить
18
такое рисование поэтапно или индивидуально, необходимы динамические паузы
(«Космический сон», «Что я увижу на морском дне») (фото 6).
А если нанести каплю на линию сгиба листа бумаги, сложить его пополам,
затем прогладить ладошкой в разных направлениях, потом развернуть бумагу…
Дети всегда оживленно обсуждают увиденное ( у кого-то необыкновенные цветы,
бабочки, экзотические животные и птицы и т.п.) Это предметная монотипия. Если в
работе этим способом использовать не одну краску, а две, или три, изображение
получается очень выразительным (так мы с ребятами рисовали бабочек, птиц в
полете и т.д.) (фото 7).
19
Дети 6 лет могут рисовать с помощью трафарета, причем трафарет
изготовляют самостоятельно. Поэтому такой метод рисования мы с детьми
воплотили в темах: «Животные жарких стран», «Волшебные инструменты».
У шестилетних детей достаточно сформированы графические навыки. Я
познакомила их с новой техникой рисования граттаж. Работа проводилась
поэтапно. Сначала мы натирали свечой лист бумаги так, чтобы он весь был покрыт
слоем воска. Затем на него наносили плакатную тушь с жидким мылом. После
высыхания палочкой процарапывали рисунок (так у нас расколдовывались
«Невидимки», «Звездочки резные на пальто и на платке»). А вот во время работы
над темой «Космос» лист бумаги мы закрашивали восковыми мелками разного
цвета (по желанию детей), затем так же наносили плакатную тушь. А вот после
процарапывания палочкой звезды и кометы в космосе у нас получились разного
цвета.
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям
радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет,
ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою
шкалу «зла» и «добра». На занятиях с использованием нетрадиционных техник
рисования стараюсь научить растущего человека думать, творить, фантазировать,
мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои
способности, развивать уверенность в своих силах.
20
Результат работы ребенка во многом зависит от его заинтересованности,
поэтому на занятии стараюсь активизировать внимание детей, пробудить их к
деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами являются:
игра, сюрпризный момент, создаю проблемно – поисковую ситуацию, из которой
дети с большей или меньшей долей самостоятельности находят выход;
музыкальное сопровождение, фольклорный материал и игровой материал.
Сохраняя и поддерживая мотив игры, постепенно подвожу детей к стремлению
выполнить изображение, узнаваемое другими людьми, производящее
впечатление на зрителей. На этапе совместного творчества в игровой форме
предлагаю детям интересные темы, вместе продумываем, обсуждаем содержание
образа (что и как будет изображено); способы (в какой технике и какими
материалами будем работать); какой формат листа лучше взять;
последовательность воплощения замысла. Во время работы мы проводили
эксперименты с различными материалами (солью, манкой, мыльной пеной,
краской). Это способствовало развитию любознательности и активности детей
(фото 8).
Использование нетрадиционных техник рисования дает возможность
применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает
навыки культуры общения. Для того чтобы успешно решать вопросы общения со
сверстниками, я специально создаю ситуации, где дети рисуют коллективно, тем
самым поощряю детей к установлению контактов. Дети учатся выслушивать
мнение товарища, аргументировать свое, творчески общаться и сотрудничать.
Совместное обсуждение, составление совместных композиций способствует
21
развитию опыта общения между детьми и взрослыми. В процессе практической
деятельности я пришла к выводу, что коллективная художественная деятельность
формирует положительную мотивацию к ней и углубляет интерес к творчеству.
Коллективные картины и панно вызывали у детей живой интерес. Такие работы
стали для детей хорошим примером, иллюстрирующим особенности
многофигурных композиций, где одни предметы расположены ближе, другие –
удалены на расстояние («Животные жарких стран», «Подводный мир» и др).
Раздел программы «Приобщаем к изобразительному искусству и
развиваем детское художественное творчество» образовательной области
«Художественное творчество» решаю совместно с заведующей, старшим
воспитателем, музыкальным руководителем, логопедом, психологом, педагогами
дошкольного учреждения (приложение №3).
Старший воспитатель выполняла координирующую роль, соотносила
задачи и содержание работы с программой, консультировала, участвовала в
проведении конкурсов, викторин, выставок, открытых просмотрах и т.д.
Музыкальный руководитель подбирала музыкальный репертуар, связанный
с тематикой, помогала готовить и проводить праздники.
Логопед работала над словарем детей, психолог проводила консультации.
Работая с детьми, неизбежно сотрудничаешь с их родителями, и как показала
практика, чем теснее взаимосвязь воспитателя и родителей, тем успешнее
ребенок. Малыш учится всему в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка
создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. И я
использую любую возможность общения с родителями для установления
доверительных, партнерских отношений. Каждый успех ребенка в творчестве, в
личностном плане довожу до сведения родителей, тем самым ребенок имеет
возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что
способствует «удовлетворению притязаний на признание».
Стараюсь вовлечь каждую семью в воспитательно – образовательный
процесс работы детского сада. Считаю, что все это способствует художественно –
эстетическому воспитанию как детей, так и родителей. В работе с родителями
стараюсь повышать их педагогическую компетентность в художественно –
творческом развитии ребенка, создаю благоприятный микроклимат для развития
фантазии, воображения, творчества. Провела для родителей семинар – практикум
на тему: «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка» (приложение №4),
22
показала непосредственно - образовательную деятельность в области
«Художественное творчество» на тему «Какого цвета весна» (приложение №5);
беседы и консультации «Рисование нетрадиционными способами» (приложение
№6), «Дидактические игры с использование нетрадиционных техник рисования»
(приложение №7), родительские собрания, развлечения, дни открытых дверей.
Для того чтобы заинтересовать родителей творческими успехами детей,
регулярно организую выставки детских работ. Это очень радует детей и их
родителей, ребенок становится успешнее. Я думаю, что совместная работа с
родителями создает ребенку эмоционально – комфортное состояние.
Родители являются активными участниками творческих конкурсов: к 65-
летию Победы, «Что мы знаем о космосе», «Военная техника (рисуем с папой)»;
семейных поделок «Умелые руки не знают скуки», «Осенняя фантазия»,
«Экологический плакат», газета «Мама, мамочка, мамуля», «Лучшая новогодняя
игрушка», «Креативная елочка» и др.; проводимых в детском саду, а также в
районе.
Благодаря взаимодействию с семьями воспитанников было достигнуто
реальное сотрудничество, что способствовало повышению активности участия
родителей в жизни группы. В результате участия детей и родителей в семейных
творческих конкурсах семья сплачивается, а ребенок почти постоянно находится в
зоне ближайшего развития: то, что он сегодня сделает с помощью взрослого,
послезавтра он сделает сам. Получая, таким образом, мощный толчок развития.
Взаимодействие с семьей помогает нам объединить усилия в создании условий
для формирования у детей креативного мышления, воображения и творчества,
позволило обеспечить целостное развитие личности ребенка, повысить
компетентность родителей в эстетическом воспитании детей, осознанию ими
доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как
«помощника» семье в развитии и воспитании ребенка.
Особую роль в художественно – творческом воспитании детей играет
приобщение детей к миру прекрасного через взаимодействие с социумом
(приложение 8).
Наша группа принимала участие в районных фестивалях «Иван да Марья»
(2009 г), «Веселые капельки» (2013 г).
Дети группы принимали участие в районном конкурсе рисунков «Моя
спортивная мечта» (2013 г). Детские рисунки были размещены на стенде –
выставке, посвященной открытию физкультурно – оздоровительного комплекса.
Рисунок Андрея М. занял первое место, за что получили памятный подарок
Принимали участие в фестивале детского творчества «Пасха Красная» в номинации
23
«Изобразительное искусство» и «Декоративно – прикладное творчество» (2014 г).
Награждены Дипломами (фото 9).
Принимали участие в районном конкурсе рисунков и плакатов на тему
«Огонь – друг и враг человека» (2014 г), организованный пожарной частью,
награждены Дипломом 3 степени.
Участвовали в акции «Неделя в защиту животных», которую проводит
Международный фонд защиты животных. Принимали участие в конкурсе рисунков
«Берегите планету». За проделанную работу награждены дипломом и
благодарственным письмом.
Благодаря социальному партнерству в группе созданы благоприятные
условия для творческого саморазвития участников образовательного процесса,
появились дополнительные возможности для развития творчества детей и
решения многих образовательных задач.
Я активно участвую в работе районного методического объединения. Для
педагогов района показала непосредственно образовательную деятельность в
образовательной области «Художественное творчество» (рисование) по теме
«Фигурное катание» (Приложение №9), выступила с сообщением на РМО
«Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду» (Приложение
№10), опубликовала статью в газете «Лукояновская правда» от 2 октября 2013 года
«Растим творческую личность» (Приложение № 11).
24
В 2013 году приняла участие в районном конкурсе профессионального
мастерства «Воспитатель года – 2013». В рамках конкурса показала
интегрированную образовательную деятельность в областях «Познание» и
«Художественное творчество» с применением нетрадиционной техники рисования
на тему «Путешествие на птичий двор» (приложение №12). По итогам конкурса
завоевала звание победителя, награждена Дипломом отдела образования
Лукояновского муниципального района.
Таким образом, я пришла к выводу, что создание благоприятной предметно –
развивающей среды в группе, использование в работе различных изобразительных
техник, плодотворная совместная деятельность воспитателя и родителей, активная
работа с социумом помогают в развитии творческого начала у дошкольников.
Для выявления результатов применения методической разработки в
образовательном процессе уровня овладения необходимыми навыками и
умениями «Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское
художественное творчество» (рисование) и уровня развития интегративных
качеств использовала систему мониторинга.
Основная задача мониторинга - определение достижения детьми
планируемых результатов освоения раздела основной общеобразовательной
программы дошкольного образования и влияние образовательного процесса на
развитие ребенка.
При организации мониторинга учитывала положение Л.С. Выготского о
ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два
компонента: мониторинг образовательного процесса в образовательной области
«Художественное творчество» раздел «Приобщаем к изобразительному искусству
и развиваем детское художественное творчество» (рисование) (автор И.А. Лыкова)
и мониторинг детского развития. В проведении мониторинга участвовали
воспитатель, психолог, старший воспитатель.
Мониторинг образовательного процесса и детского развития провожу два
раза в год:
- на начало учебного года диагностика проводится с целью выявления уровня
развития детей и корректировки содержания образовательной работы;
- в конце учебного года – с целью отслеживания интегративных качеств
личности ребенка и сравнения полученного и желаемого результатов.
25
Посредством наблюдения и анализа развития художественного творчества
детей и оценивая степень продвижения детей в разделе «Приобщаем к
изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество»
(рисование) был получен положительный результат.
Содержание материалов оформляю в виде практических заданий и
оцениваю по 4-х бальной шкале (автор И.А. Лыкова). Данные о результатах
мониторинга заношу в специальную карту развития ребенка в рамках раздела
основной общеобразовательной программы и свожу в единую диаграмму
(приложение №13).
Уровень овладения необходимыми навыками и умениями детей в
образовательной области «Художественное творчество» раздел «Приобщаем
детей к изобразительному искусству и развиваем детское художественное
творчество» (рисование) показывает, что в средней группе на начало 2009-2010
учебного года на оптимальном уровне развития детей нет, на высоком уровне
развития 5 детей, что составило (23.8) %; на среднем уровне – 7 детей (33.4 %); 9
детей (42.8 %) - на низком уровне развития. К концу года уровень развития детей
повысился – 1 ребенок (4.9 %) – на оптимальном, 14 детей (66.6 %) - на высоком; 6
детей (28.5 %) – на среднем; на низком уровне развития детей нет.
В старшей группе на начало 2010-2011 учебного года 1 ребенок (4.9 %) –
на оптимальном уровне; 8 детей (38.1 %) – на высоком уровне; 8 детей (38.1 %) –
на среднем уровне и 4 ребенка (19 %) на низком уровне развития. К концу года
уровень развития детей также повысился: на оптимальном уровне развития – 7
детей(33,3%); 13 детей (61.8 %)- на высоком уровне; 1 ребенок (4.8 %) – на
среднем уровне, с низким уровнем развития детей нет.
В подготовительной группе на начало 2011-2012 учебного года на
оптимальном уровне – 10 детей (48 %); на высоком уровне развития –7 детей (33
%);4 детей (19 %) на среднем уровне развития. На конец учебного года уровень
развития детей повысился и составил: 14 детей (67 %) – оптимальный уровень; 7
детей (33 %) – высокий уровень.
Результаты мониторинга образовательного процесса по разделу
«Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное
творчество» образовательной области Художественное творчество» показывают,
что уровень достижений детьми за три года повысился с 3.1 баллов (77,5%), до 3,7
баллов (90%)
26
Мониторинг образовательного процесса по разделу «
Приобщаем к изобразительному
искусству и развиваем детское художественное творчество» образовательной области «Художественное
творчество»
Год
2009 – 2010
2010 – 2011
2011 - 2012
Н. г.
К.г.
Н.г.
К.Г.
Н.Г.
К.Г.
Баллы
2.7
3.1
2.8
3.2
3.0
3.6
Средний
балл
2.9
3
3.3
Мониторинг образовательного процесса по разделу
«Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное
творчество» образовательной области «Художественное творчество»
Мониторинг детского развития (мониторинг интегративных качеств)
проводила совместно с психологом с использованием метода наблюдения,
критериальных диагностических методик и тестовых методов. Основная задача
этого мониторинга - выявить индивидуальные особенности развития каждого
ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут
образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской
личности.
27
Для диагностики уровня развития любознательности, активности
использовали методику Н.Б. Шумаковой «Вопрошалка». Ребенку
демонстрировали картину неизвестных ему событий. Оценивали степень
заинтересованности, характер вопросов ребенка: вопросы предметного
содержания; изучения способов действия; причинно- следственные связи.
Для изучения уровня эмоциональной отзывчивости детей использовали
метод наблюдения свободной игровой деятельности, метод беседы и методику
«Пиктограммы».
Уровень овладения средствами общения и способами взаимодействия с
взрослыми измерялся при наблюдении режимных моментов по методике М.И.
Лисиной «Изучение общения со сверстниками», «Изучение общения с
взрослыми».
Способность управлять своим поведением и планировать действия
помогла определить методика Л.И. Цеханской «Изучение саморегуляции и
способности к планированию».
Для определения уровня предпосылок учебной деятельности, умения
соблюдать инструкцию использовали методику Л.И. Цеханской «Учебная
деятельность».
Уровень развития интегративных качеств ребенка показал:
В средней группе на начало 2011-2012 учебного года уровень развития составил
1.9 б (46%). К концу года уровень развития детей повысился и составил 2.4 б (54%).
В старшей группе на начало 2012-2013 учебного года уровень развития 1.9 б
(47.5 %). К концу года уровень развития детей 2.8 б (68 %).
В подготовительной группе на начало 2013-2014 учебного года уровень
развития – 2.5 б (63 %). На конец учебного года уровень развития 3.7 б (83%).
Уровень развития интегративных качеств ребенка повысился с 2.2 балла
(54 %) на начало обучения до 3.3 балла (83%) к выпуску в школу.
Мониторинг развития интегративных качеств.
28
Год
2011 – 2012
2012 – 2013
2013 - 2014
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Баллы
1.9
2.4
1.9
2.8
2.5
3.7
Средний
балл
2.2
2.6
3.3
Диагностические данные показали устойчивый рост количества детей с
высоким уровнем освоения детьми раздела общеобразовательной программы в
области «Художественное творчество» раздел «Приобщаем к изобразительному
искусству и развиваем детское художественное творчество» (рисование) и
развитие интегративных качеств.
Анализ данных позволяет сделать вывод, что уровень развития воображения
и творчества детей под влиянием нетрадиционных техник рисования повысился,
показатели улучшились, дети приобрели определенные умения и навыки в этом
виде обучения, дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания,
анализируют получившиеся рисунки, оценивают их - все это дало толчок к
желанию рисовать.
Нетрадиционное рисование является универсальным средством
педагогического воздействия на детей, побуждающим и одновременно
исключающим принуждение, инструментом творческого развития детей.
Для того, чтобы ребенок имел возможность эффективно самореализоваться,
добиться цели он должен быть вовлечен в деятельность, значимую для него.
Рисование – это именно то, что близко ребенку, а использование нетрадиционных
техник рисования позволяет создать ситуацию успеха, дают ребенку свободу,
уверенность в своих силах.
Непосредственно – образовательная деятельность, проводимая с
использованием нетрадиционных техник рисования, благоприятно повлияла на
развитие творческих способностей детей и на формирование личности ребенка в
целом.
Нетрадиционные техники рисования в воспитательно – образовательной
работе с детьми я использовала в интегрированной форме, как в непосредственно
– образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности
29
(игра, досуг, отдельные режимные моменты). Положительный результат был
получен при соблюдении следующих принципов:
- во-первых, тщательный, обусловленный возрастными возможностями
детей, материал;
- во-вторых, интеграция с различными направлениями воспитательной
работы и видами деятельности детей;
- в-третьих, активное включение детей;
- в-четвертых, использование развивающего материала в создании
предметно – развивающей среды максимально.
Результатом своей работы я считаю не только процесс развития
дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение
навыков, которые помогут в будущем совершенствовать их потенциальные
возможности.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос
интерес к рисованию, к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали
творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели
опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют
творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят
средства воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел
богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется
произведением искусства. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают
боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
За период обучения в организованной образовательной деятельности с
использованием нетрадиционных техник рисования у детей систематизировались
знания, они научились самостоятельно пользоваться изобразительным
материалом, применять полученные знания, навыки на практике. Дошкольники
овладевают словесными обозначениями направлений, развивается речь, моторика
рук, умение группировать фигуры, правильно называть величинные понятия.
Развитие у детей познавательных интересов, любознательности, умение общаться,
слушать и понимать, все это необходимо для успешного усвоения школьной
программы.
30