Автор: Карпенко Майя Николаевна
Должность: заместитель заведующего по воспитательно-методической работе
Учебное заведение: МДОУ ЦРР-д/с № 51 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Подольск Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях"
Раздел: дошкольное образование
Организация исследовательской
деятельности детей в дошкольных учреждениях
Дети
по
природе
своей
исследователи.
Исследовательская,
поисковая
активность
—
естественное
состояние
ребенка,
он
настроен
на
познание
окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится;
наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит
опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это —
объекты исследования.
Исследовательское
поведение
для
дошкольника
—
главный
источник
получения представлений о мире. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является
исследователем,
проявляя
живой
интерес
к
различному
роду
исследовательской
деятельности, в частности — к экспериментированию. К старшему дошкольному
возрасту
заметно
возрастают
возможности
поисковой,
исследовательской
деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные
формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. В
процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос
как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я
это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
В
настоящее
время
отдельные
аспекты
детского
экспериментирования
получили
отражение
в
работах
Николая
Николаевича
Поддьякова,
Александра
Николаевича
Поддьякова,
Ольги
Витальевны
Дыбиной,
Ирина
Эдуардовна
Куликовской, Н. Н. Совгир и многих других ученных.
Введению
термина
«экспериментирования»
наука
обязана
Жану
Пиаже
(швейцарскому психологу): он проанализировал значение этой деятельности для
детей
и
подростков,
доказал,
что
достоинство
детского
экспериментирования
заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах
изучаемого
объекта,
о
его
взаимосвязях
с
другими
объектами.
Важнейшая
особенность экспериментирования состоит в том, что в процессе его осуществления
человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или
прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении.
Каковы же Цели и задачи экспериментально-исследовательской деятельности
Цель - это Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности,
любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению
А задачи экспериментально-исследовательской деятельности: это
-
Расширение
кругозора
детей
через
знакомство
с
элементами
различных
областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических
свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические
представления и т. д.)
-
Развитие
у
детей
умения
пользоваться
приборами-помощниками
при
проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и
т. д.)
-
Формирование
у
детей
умственных
способностей:
развитие
анализа,
классификации, сравнения, обобщения
- Формирование способов познания путем сенсорного анализа
-
Социально-личностное
развитие:
развитие
коммуникативно сти,
самостоятельности,
наблюдательности,
элементарного
самоконтроля
и
саморегуляции.
Как мы классифицируем детское экспериментирование. Мы классифицируем
по
- По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями;
с животными; с объектами неживой природы;
- По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке;
- По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в
ответ на вопрос ребенка.
- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные,
многократные, или циклические
- По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
-
По
характеру
включения
в
педагогический
процесс:
эпизодические
(проводимые от случая к случаю), систематические
- По продолжительности: кратковременные (5–15 мин.), длительные (свыше 15
мин.)
- По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям
все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети
не знают заранее, каков будет результат), решение познавательных задач;
- По способу применения: демонстрационные, фронтальные;
-
По
характеру
мыслительных
операций:
констатирующие
(позволяющие
увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и
явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить
изменения
в
состоянии
объекта),
обобщающие
(эксперименты,
в
которых
прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным
этапам).
Давайте
рассмотрим
основные
особенности
организации
детского
экспериментирования в ДОУ
1. Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.
2. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого
сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят
стадию проговаривания своих действий вслух).
3. Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы,
утомляемость).
4. Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные
способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались
навыки. (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых
разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям,
работа
воспитателя
по
указанию
детей,
сознательное
допущение
воспитателем
неточностей в работе и т. д.).
5. В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между
обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты — это не самоцель, а
способ ознакомления с миром.
6. Необходимо также учитывать возрастные особенности детей
Но для того чтобы воплотить поставленные цели и задачи, использовать методы и
приемы
нам
педагогам
необходимо
создать
условия
для
д е т с ко го
экспериментирования.
-Создать в группе уголок экспериментальной деятельности, можно назвать по
другому мини-лаборатория, центр науки и т.д. В уголке должны быть выделены:
— место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции,
экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)
—
место
для
приборов
—
место
для
хранения
материалов
(природного,
«бросового»)
— место для проведения опытов
— схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов
— серии картин с изображением природных сообществ
— книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы
— простейшие приборы
— коллекции
— мини-музей (тематика различна, например, «Часы»)
—
материалы,
распределенные
по
разделам:
«Песок,
глина,
вода»,
«Звук»,
«Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»
— природные материалы: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена,
почва разных видов и др.
— бросовые материалы: кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.
д.
— разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.
— медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы.
— деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
— прочие материалы:
Очень
хочется
обратить
внимание
на
технологию
организации
совместной
экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
Должна быть:
1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
2. Уточнение плана исследования.
3.
Выбор
оборудования,
самостоятельное
(или
с
помощью
взрослого)
его
размещение детьми в зоне исследования.
4.
Распределение
детей
на
подгруппы
(по
желанию
детей),
выбор
ведущих,
помогающих организовать сверстников.
5. Организация исследования.
6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования
Какие Методы и приемы при этом используются
1 прием. Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы, помогающие
прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и
самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как
исследователь?».
2 прием. Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам,
таблиц, упрощенных рисунков.
3. Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому
поводу?».
4. Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской
деятельности.
5. Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?»,
«Причина появления пара при дыхании».
6. Экспериментальные игры.
7.
Действия
с
магнитом,
лупой,
измерительными
приборами,
переливание
жидкостей.
8. Наблюдение природных явлений.
9. Использование энциклопедий.
Для
поддержания
интереса
к
познавательному
экспериментированию
можно
использовать:
— Реальные события: яркие природные явления и общественные события.
— События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу
предметов
с
необычным
эффектом
или
назначением,
ранее
неизвестных
детям,
вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это
такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть
магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.
— Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое
воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре
персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).
— Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы,
«заражающие»
большую
часть
детей
и
приводящие
к
довольно
устойчивым
интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись
динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).
— Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной
жизни.
Организация
детского
экспериментирования
и
исследований
в
процессе
наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
Не надо забывать и о формах взаимодействия с родителями воспитанников: сюда
входят и
— Анкетирование родителей
— Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе, помощь в
оборудовании
уголка
экспериментирования,
пополнении
необходимыми
материалами
—
Оформление
наглядной
информации
в
родительском
уголке:
консультации,
памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для
исследовательской деятельности дошкольников», др.
— Родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации
исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с
разновидностью экспериментов.
— Открытые мероприятия для родителей. — Оформление папки «Мои открытия»,
тематические
ширмы-передвижки,
выставки,
мини-библиотечки
др.
—
Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях.
—
Совместное
детско-взрослое
творчество
(изготовление
книжек-малышек,
оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи и другое).
— Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В
условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и
проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны»,
«Осень — вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе», др. (чтение,
наблюдения, экскурсия, эксперименты).
Таким образом, в работе по экспериментально — исследовательской деятельности
детей дошкольного возраста необходимо использовать разные формы и методы в
комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость
комплексного
их
использования
определяется
возрастными
возможностями
дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает
педагог.
Эффективность
решения
задач
экспериментально
—
исследовательской
деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они
способствуют
формированию
у
дошкольников
отчетливых
знаний,
умений
и
навыков
об
окружающем
мире.
Освоение
систематизированных
поисково-
познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий
формирует
основы
логического
мышления,
обеспечивает
максимальную
эффективность
интеллектуального
развития
дошкольников
и
их
полноценную
готовность к обучению в школе.