Напоминание

"Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях"


Автор: Карпенко Майя Николаевна
Должность: заместитель заведующего по воспитательно-методической работе
Учебное заведение: МДОУ ЦРР-д/с № 51 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Подольск Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация исследовательской

деятельности детей в дошкольных учреждениях

Дети

по

природе

своей

исследователи.

Исследовательская,

поисковая

активность

естественное

состояние

ребенка,

он

настроен

на

познание

окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится;

наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит

опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это —

объекты исследования.

Исследовательское

поведение

для

дошкольника

главный

источник

получения представлений о мире. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является

исследователем,

проявляя

живой

интерес

к

различному

роду

исследовательской

деятельности, в частности — к экспериментированию. К старшему дошкольному

возрасту

заметно

возрастают

возможности

поисковой,

исследовательской

деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные

формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. В

процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос

как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я

это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

В

настоящее

время

отдельные

аспекты

детского

экспериментирования

получили

отражение

в

работах

Николая

Николаевича

Поддьякова,

Александра

Николаевича

Поддьякова,

Ольги

Витальевны

Дыбиной,

Ирина

Эдуардовна

Куликовской, Н. Н. Совгир и многих других ученных.

Введению

термина

«экспериментирования»

наука

обязана

Жану

Пиаже

(швейцарскому психологу): он проанализировал значение этой деятельности для

детей

и

подростков,

доказал,

что

достоинство

детского

экспериментирования

заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах

изучаемого

объекта,

о

его

взаимосвязях

с

другими

объектами.

Важнейшая

особенность экспериментирования состоит в том, что в процессе его осуществления

человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или

прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении.

Каковы же Цели и задачи экспериментально-исследовательской деятельности

Цель - это Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности,

любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

А задачи экспериментально-исследовательской деятельности: это

-

Расширение

кругозора

детей

через

знакомство

с

элементами

различных

областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических

свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические

представления и т. д.)

-

Развитие

у

детей

умения

пользоваться

приборами-помощниками

при

проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и

т. д.)

-

Формирование

у

детей

умственных

способностей:

развитие

анализа,

классификации, сравнения, обобщения

- Формирование способов познания путем сенсорного анализа

-

Социально-личностное

развитие:

развитие

коммуникативно сти,

самостоятельности,

наблюдательности,

элементарного

самоконтроля

и

саморегуляции.

Как мы классифицируем детское экспериментирование. Мы классифицируем

по

- По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями;

с животными; с объектами неживой природы;

- По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке;

- По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в

ответ на вопрос ребенка.

- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные,

многократные, или циклические

- По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

-

По

характеру

включения

в

педагогический

процесс:

эпизодические

(проводимые от случая к случаю), систематические

- По продолжительности: кратковременные (5–15 мин.), длительные (свыше 15

мин.)

- По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям

все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети

не знают заранее, каков будет результат), решение познавательных задач;

- По способу применения: демонстрационные, фронтальные;

-

По

характеру

мыслительных

операций:

констатирующие

(позволяющие

увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и

явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить

изменения

в

состоянии

объекта),

обобщающие

(эксперименты,

в

которых

прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным

этапам).

Давайте

рассмотрим

основные

особенности

организации

детского

экспериментирования в ДОУ

1. Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.

2. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого

сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят

стадию проговаривания своих действий вслух).

3. Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы,

утомляемость).

4. Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные

способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались

навыки. (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых

разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям,

работа

воспитателя

по

указанию

детей,

сознательное

допущение

воспитателем

неточностей в работе и т. д.).

5. В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между

обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты — это не самоцель, а

способ ознакомления с миром.

6. Необходимо также учитывать возрастные особенности детей

Но для того чтобы воплотить поставленные цели и задачи, использовать методы и

приемы

нам

педагогам

необходимо

создать

условия

для

д е т с ко го

экспериментирования.

-Создать в группе уголок экспериментальной деятельности, можно назвать по

другому мини-лаборатория, центр науки и т.д. В уголке должны быть выделены:

— место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции,

экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

место

для

приборов

место

для

хранения

материалов

(природного,

«бросового»)

— место для проведения опытов

— схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов

— серии картин с изображением природных сообществ

— книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы

— простейшие приборы

— коллекции

— мини-музей (тематика различна, например, «Часы»)

материалы,

распределенные

по

разделам:

«Песок,

глина,

вода»,

«Звук»,

«Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»

— природные материалы: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена,

почва разных видов и др.

— бросовые материалы: кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.

д.

— разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.

— медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы.

— деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

— прочие материалы:

Очень

хочется

обратить

внимание

на

технологию

организации

совместной

экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Должна быть:

1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.

2. Уточнение плана исследования.

3.

Выбор

оборудования,

самостоятельное

(или

с

помощью

взрослого)

его

размещение детьми в зоне исследования.

4.

Распределение

детей

на

подгруппы

(по

желанию

детей),

выбор

ведущих,

помогающих организовать сверстников.

5. Организация исследования.

6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования

Какие Методы и приемы при этом используются

1 прием. Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы, помогающие

прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и

самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как

исследователь?».

2 прием. Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам,

таблиц, упрощенных рисунков.

3. Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому

поводу?».

4. Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской

деятельности.

5. Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?»,

«Причина появления пара при дыхании».

6. Экспериментальные игры.

7.

Действия

с

магнитом,

лупой,

измерительными

приборами,

переливание

жидкостей.

8. Наблюдение природных явлений.

9. Использование энциклопедий.

Для

поддержания

интереса

к

познавательному

экспериментированию

можно

использовать:

— Реальные события: яркие природные явления и общественные события.

— События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу

предметов

с

необычным

эффектом

или

назначением,

ранее

неизвестных

детям,

вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это

такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть

магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.

— Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое

воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре

персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).

— Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы,

«заражающие»

большую

часть

детей

и

приводящие

к

довольно

устойчивым

интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись

динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

— Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной

жизни.

Организация

детского

экспериментирования

и

исследований

в

процессе

наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

Не надо забывать и о формах взаимодействия с родителями воспитанников: сюда

входят и

— Анкетирование родителей

— Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе, помощь в

оборудовании

уголка

экспериментирования,

пополнении

необходимыми

материалами

Оформление

наглядной

информации

в

родительском

уголке:

консультации,

памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для

исследовательской деятельности дошкольников», др.

— Родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации

исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с

разновидностью экспериментов.

— Открытые мероприятия для родителей. — Оформление папки «Мои открытия»,

тематические

ширмы-передвижки,

выставки,

мини-библиотечки

др.

Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях.

Совместное

детско-взрослое

творчество

(изготовление

книжек-малышек,

оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи и другое).

— Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В

условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и

проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны»,

«Осень — вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе», др. (чтение,

наблюдения, экскурсия, эксперименты).

Таким образом, в работе по экспериментально — исследовательской деятельности

детей дошкольного возраста необходимо использовать разные формы и методы в

комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость

комплексного

их

использования

определяется

возрастными

возможностями

дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает

педагог.

Эффективность

решения

задач

экспериментально

исследовательской

деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они

способствуют

формированию

у

дошкольников

отчетливых

знаний,

умений

и

навыков

об

окружающем

мире.

Освоение

систематизированных

поисково-

познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий

формирует

основы

логического

мышления,

обеспечивает

максимальную

эффективность

интеллектуального

развития

дошкольников

и

их

полноценную

готовность к обучению в школе.



В раздел образования