Формирование толерантного сознания и поведения у детей среднего дошкольного возраста
Автор: Абдалова Эльнара Раушановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Мишутка" Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск Наименование материала: Статья Тема: Формирование толерантного сознания и поведения у детей среднего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
воспитатель средней общеразвивающей группы
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире,
так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью
является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.
Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем
развития
хороших
привычек,
манер,
культуры
межличностного
общения,
искусства жить в мире непохожих людей.
В
решении
задач
формирования
толерантности
особая
роль
должна
быть
отведена
дошкольному
образованию
и
воспитанию
как
начальному этапу в нравственном развитии ребенка.
Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для
того, чтобы можно было начинать работу по формированию толерантности.
Взрослый выделяется как образец, поэтому в формировании толерантности на
него возлагается огромная ответственность. Необходимо, чтобы сами взрослые
личным
примером
показывали
толерантное
отношение
и
проявляли
его
в
поведении. Целенаправленное вовлечение воспитателей и родителей в процесс
формирования толерантности у
дошкольников среднего возраста позволяет
активизировать
их
педагогическую
позицию
и
способствует
пересмотру
взрослыми
собственного
оценочного
отношения
и
поведения.
Воспитание
толерантности может успешно осуществляться в игре, а так же в трудовой и
учебно-познавательной
деятельности.
Для
формирования
привычек
нравственного
поведения
у
детей
среднего
дошкольного
возраста:
можно
выделить
3
группы
методов,
соответствующих
задачам
нравственного
воспитания, а так же целям воспитания толерантности в дошкольном возрасте.
Первая группа методов:
Методы,
обеспечивающие
формирование
нравственного
сознания
(суждений, оценок):
— метод
беседа (материал:
маленькие
рассказы,
сказки
с
ярко
выраженным
этническим
содержанием;
через
сказочные
образы
ребенок
получает представления о справедливости, зле, добре и т.д.);
— художественная литература : оказывает сильное влияние на сознание
и
чувства
дошкольников.
Дети
стараются
подражать
понравившимся
героям
(сказки
«Разумница»,
«Крошечка-Хаврошечка»,
произведения
С.Михалкова
«Равнодушная ворона», А.Барто «Вовка-добрая душа», В.Осеевой «Волшебное
слово» и «Отомстила», О.Уальда «Мальчик-звезда», «Р.Киплинга „Маугли“ и
др.),наряду с чтением литературных произведений разучиваются пословицы о
дружбе и доброте;
Важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства,
тогда они научатся понимать других. Художественная литература должна чаще
использоваться
как
средство
развития
человечности,
гуманных
качеств
личности;
— игра :
известно,
что
в
дошкольном
возрасте
наиболее
близкой
и
понятной
для
ребёнка
деятельностью
является
игра.
В
работе
с
детьми
используются
коллективные
игры-занятия,
игры-упражнения,
игры-
инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно
решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного
ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для
другого — средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего — школой
развития
нравственных
чувств,
формирования
привычек
нравственного
поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.
— наглядные
методы :
рассматривание
и
обсуждение
картин,
иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем
мире .
Вторая группа методов:
Методы
создания
у
детей
практического
опыта
социального
поведения:
— метод
научения
ребенка
положительным
формам
поведения,
воспитание нравственных привычек (ритуалы приветствия и прощания: „Привет
другу“, » Мы разные«, «Дружба»).
-целенаправленное
наблюдение,
организованное
педагогом
с
последующим обсуждением;
— личный пример авторитетного взрослого.
Третья группа методов:
Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения
у детей:
-поощрение положительного поведения ребенка, с целью дальнейшего
закрепления
данных
поступков;(например)
игры-этюды:
«Посорились-
помирились», «Дружная семейка«и т.д.
-высказывание
неодобрения
отрицательных
поступков.
(например:
«Почему ты так поступил?», «Расскажи как это произошло?».)
-оценка только поступка, а не личности ребенка. (например: » Я уверена
что ты так больше делать не будешь?», » Я думаю, что вы сами попробуете
понять, кто из вас виноват?«.)
Но какой бы ни использовали метод, важно воздействовать не только на
сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других.
В
содержании
воспитания
толерантности
в
дошкольном
возрасте
выделяют три этапа.
На первом этапе формирование толерантности в дошкольном возрасте
необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей,
используя для этого адаптированные тексты «Конвенции о правах ребенка»,
«Декларации прав человека», и используя также ведущую деятельность — игру и
продуктивные виды деятельности.
На
втором
этапе важно,
чтобы
полученные
знания
эмоционально
окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотивы поступков, приобрели
побудительную силу. Желательно проигрывать некоторые ситуации вместе с
детьми с последующим разбором того, кто поступил правильно, а кто нет, или
как можно было поступить, сделать по-другому. Находить вместе с детьми как
можно больше альтернатив поступков в той или иной ситуации. Важная задача
—
воспитание
эмоционально-положительного
отношения
к
окружающим.
Методы: личный пример педагога, родителей; использование картинок и т.д.
И
на
третьем
этапе ребенок
уже
сам
обращает
внимание
на
свое
поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться
лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция. Этот
этап самый сложный и, возможно, что в дошкольном возрасте он не будет
реализован полностью. Методы: игровая, практическая деятельность; поощрение
в
случае
проявления
ребенком
толерантности;
создание
ситуаций,
предполагающих толерантное поведение.
Ни
один
из
этапов
по
воспитанию
толерантности
нельзя
считать
замкнутым, полностью освоенным.
Воспитание толерантности настолько длительный процесс, что не может
быть ограничен рамками дошкольного возраста. В данный возрастной период
необходимо начинать воспитание толерантности, но окончание этого процесса
зависит
от
очень
многих
факторов
Работу
по
воспитанию
толерантности
педагогу
необходимо
проводить
не
только
в
сотрудничестве
с
другими
специалистами,
но
и
в
тесном
контакте
с
родителями.
То,
насколько
будет
толерантен
ребенок,
во
многом
зависит
от
взрослых,
от
присутствия
толерантности в их действиях, поступках, суждениях. Надо уважать в ребенке
человека
со
всем
хорошим
и
плохим,
что
в
нем
есть.
Уважать
—
значит
понимать, поддерживать, верить.
Одним
из
важных
звеньев
по
воспитанию
основ
толерантности
у
дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение
семьи
в
формировании
толерантного
сознания
и
поведения
ребенка
трудно
переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и
невозможно
сформировать
толерантность
у
ребенка,
как
и
любое
другое
качество,
если
они
не
являются
союзниками
педагогов
в
решении
этой
проблемы.
Атмосфера
отношений
в
семье,
стиль
взаимодействия
между
родителями,
между
родственниками,
детьми
существенно
влияет
на
формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и
родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки
и
помощи,
терпения
и
терпимости
по
отношению
друг
к
другу.
Работа
воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна
проводиться с учетом особенностей семьи и семейных взаимоотношений.