Автор: Ахмедшина Екатерина Сергеевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: г.Муравленко
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио: работа над диктантом на первоначальном этапе обучения"
Раздел: дополнительное образование
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Методическое сообщение на тему
«Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио:
работа над диктантом на первоначальном этапе обучения»
Выполнила: преподаватель
музыкально-теоретических дисциплин
I квалификационной категории
Ахмедшина Екатерина Сергеевна
г.Муравленко
2017
Содержание
I.
Введение
II.
Основная часть
III.
Заключение
IV.
Список литературы
V.
Приложения
Введение
Для
любой
музыкальной
деятельности
большое
значение
имеет
развитый
музыкальный
слух.
Это
очень
сложное
явление,
которое
формируется не на отдельно взятом предмете, а в их комплексе(специальный
инструмент,
предметы
теоретического
цикла,
хор,
оркестр,
ансамбль).
Однако, как известно, предмету сольфеджио в этом комплексе отводится
особая роль.
Видом
деятельности,
который
активизирует
все
составляющие
музыкального
слуха,
является музыкальный
диктант.
Именно
он
воспитывает
слуховую
память,
организует
внимание,
закрепляет
приобретенные навыки, создает связь между слышимым и видимым.
Ни для кого не секрет, что музыкальный диктант вызывает у учащихся
детской
школы
искусств
определенные
трудности,
отчего
дети
зачастую
бояться
писать
диктант,
у
них
возникает
«комплекс
незнания».Это
накладывает
отпечаток
не
только
на
уроки
сольфеджио,
которые
они
начинают
«не
любить»,
но
и
складываются
негативные
отношения
и
кпроцессу обучения в целом.
Наверное,
на
современном
этапе
обучения
писать
«классические»
диктанты, которыми славилась советская педагогика, не совсем уместно.
Можно
много
спорить
о
профессионализме
и
крепости
советских
музыкантов-педагогов, но факт остается фактов: детей, которые выросли на
мультимедийных
технологиях,
невозможно
подчинить
«старой»
системе.
Здесь и встает вопрос об изменениях в формах и принципах методической
работы.
2
Как
известно,
наиболее
ответственным
в
обучении
является
первоначальный этап, поскольку именно в начале пути у ребенка должны
быть заложены все основные умения и знания, с которыми он будет «идти»
всю свою музыкальную деятельность.
Таким образом, цель моей работы – изучить основные формы работы
над музыкальным диктантом как о главном составляющим процесса развития
музыкального слуха учащихся на первоначальном этапе обучения.
Задачи:
- изучить литературу по методике написания музыкального диктанта;
-
выявить
основные
принципы
работы
над
музыкальным
диктантом
на
первоначальном этапе обучения;
- систематизировать формы музыкальных диктантов;
-
рассмотреть
необходимые
навыки
и
умения,
которые
должны
быть
сформированы у учащихся;
- обобщить
и связать теоретические наработки с личным педагогическим
опытом.
II. Основная часть
2.1. Навыки, необходимые для написания диктанта
Для того, чтобы приступать к написанию диктанта в младших классах,
т.е. на первом этапе обучения, нужно, чтобы дети имели некий багажзнаний и
умений. К ним можно отнести:
1 . Свободное
владение
нотной
записью.
Для
наработки
навыки
быстрого нотного письма существуют различные упражнения: чтение нот на
время (за одну минуту на отличную оценку нужно прочитать не менее 45-40
нот, на «четверку» - 35-30нот, на «тройку» - 25 нот, меньше 20 – зачет не
сдан);
запись
нот
под
диктовку
педагога
(с
постепенным
ускорением
темпа);переписывание номеров из учебника в нотную тетрадь, работа по
рабочим
тетрадям
(Г.Калининой,
Е.Золиной,Ж.Металлиди,
А.Перцовской,
3
Ю.Фроловой,
Н.Баевой,
Т.Зебряк),
в
которыхсуществует
достаточное
количество занимательных заданий на освоение нотной записи; певческие
распевкис называнием нот (унисон, поступенное движение от I к V ступени
вверх и вниз, трихорды, тетрахорды, гаммы).
2.
Первоначальные
певческие
навыки.У
учащихся
младших
классов
голосовой
диапазон
ограничен,
поэтому
к
первоначальным
певческим
навыкам можно отнестиумение интонировать несложные мелодии, которые
могут быть основаны на восходящем или нисходящем движении, ходе по
трезвучию, опеванию,работе поболгарскойстолбице. Известна немаловажная
роль распевок на уроках сольфеджио: в их основе могут лежать любые
учебныезадачи (упражнения на унисон, на трихорды, тетрахорды, трезвучия,
гаммы). К наиболее сложным видам выработки певческих навыков являются
выучивание номеров наизусть и чтение с листа (учебники Б.Калмыкова-
Н.Фридкина, Н.Баевой-Т.Зебряк, А.Барабошкиной, М.Картавцевой и др).
3 . Владение клавиатурой фортепиано.Умение владеть клавиатурой, в
основном,
актуально для учащихся народного, струнного, фольклорного,
вокального-эстрадного
отделений,
поскольку
учащиеся
этих
отделений
«встречаются» с фортепиано только в рамках предмета «общее фортепиано».
Конечно, таким детям в плане освоения клавиатуры нужно уделять больше
внимания, чем учащимся-пианистам. Любое задания, которое выполняется на
уроке, обязательно должны проигрывать на инструменте дети, а не педагоги.
4 . Владение метроритмом (размер 2/4).Для развития ритма, наверно,
существует наибольшее количество упражнений.Здесь, на мой взгляд, все
зависит от фантазии и эрудиции педагога: возможна работа над ритмом
стихотворения,
и
работа
над
ритмическими
партитурами,
которые
существуют
сейчас
в
почти
каждом
учебнике
и
рабочей
тетради
по
сольфеджио (желательно использование шумовых инструментов), иработа по
ритмическим карточкам и ритмослогам.
Работа над метром, на мой взгляд, наиболее сложна для детей. Здесь на
помощь приходят и двигательные упражнения (маршировать, вальсировать и
4
т.д.), пульсация долей в различных вариантах (с выделением сильной доли,
слабой доли и т.д.), письменная работа в рабочих тетрадях.
5. Теоретические знания.Знания по теории должны соответствовать
программе,
которая
утверждена
в
школе.
Сознательно
усложнять
теоретическую «нагрузку» на учащихся, вероятно, не стоит.Здесь на помощь
педагогу приходят рабочие тетради, различные тесты, устные викторины,
опросы. Важно,чтобы знания в теории музыки не были «отделены» от живой
музыки,
поэтому
с
первоначальными
теоретическими
знаниями
стоит
постепенно вводить анализ нотного текста.
6 . Слуховая
работа. Данный вид работы является основным на всех
этапах обучения и является неотъемлемой частью всех вышеперечисленных
видов работы на уроках сольфеджио. Важно, чтобы слуховая работа не была
«сухой»,
и
педагог
должен
постоянно
направлять
учащихся
на
образно-
ассоциативный тип мышления.
На
мой
взгляд,
главными
навыками
для
написания
диктанта
являютсянавыкипевческие. Ребенок сможет ясно услышать лишь то, что сам
лично пропоет, пропустит через себя, через свой голос. Как говорил великий
композитор Александр Егорович Варламов, «упражнять слух – значит в то же
время упражняться в напевах».
2.2. Виды диктантов на первоначальном этапе обучения
На
современном
этапе
обучения
существует
большое
количество
методической литературы по написанию музыкального диктанта. Пытаясь
преодолеть
труднодоступность
«классических»
музыкальных
диктантов,
авторы
сборников,
в
основном,
разрабатывают
иные
формы,
к
которым
можно отнести занимательныедиктанты. Именно диктанты в занимательной,
игровой
форме
возбуждают
неподдельный
интерес
у
учащихся,
раскрепощают их, выполняя, тем не менее, определенные дидактические и
учебные задачи.
5
Устный диктант. В коротких фразах определяется тональность, метр,
длительности, элементы мелодической линии. Мелодия поется с названием
звуков.
Этот
вид
диктанта
отрабатывает
навык
запоминания,
быстроту
реакции, внимание. Он удобен тем, что занимает мало времени (приложение
№ 1).
Блиц-диктант:
должен
иметь
яркую,
запоминающуюся
мелодию.
Педагог проигрывает ее два-три раза, после чего учащиеся приступают к
записи. По мере ее окончания преподаватель проверяет тетрадь каждого из
них, но, не проигрывая и не напевая мелодию. В классе должна быть полная
тишина. По окончании отведенного времени, диктант еще раз проигрывается
и проверяется уже всем классом. Материалом для таких диктантов должны
быть яркие, напевные мелодии – сначала очень короткие (2-4 такта) с малым
количеством разных звуков, затем – более сложные (приложение № 2).
Показать
учащимся
сам
процесс
записи
позволяет
так
называемый
показательный диктант.Он проводится самим преподавателем или может
быть
поручен
кому-то
из
учеников.
Запись
ведется
на
доске,
попутно
объясняется весь путь осознания слышимого.
П р и
в ы п о л н е н и и графического
диктантауказывается
только
направление мелодии.
Ступеневый диктант – запись мелодии ступенями (приложение № 3).
Су т ь диктанта-загадкисостоит
в
том,
что
педагог
называет
ноты,
учащиеся их записывают. Тот, кто мысленно спел их и узнал мелодию,
оформляет ее ритмически и тем самым «отгадывает» загадку. Это довольно
сложная форма диктанта, так как требует хорошо развитого внутреннего
слуха (приложение № 4).
Тембровый диктант – это диктант, исполненный на каком-либо другом
инструменте либо голосом.
В
практике
преподавания
сольфеджио
последнее
время
весьма
популярен диктант с «ошибками».После устного пения мелодии учитель
записывает ее на доске, умышленно сделав ошибку, и предлагает учащимся
6
«проверить» написанное, но, не прибегая к помощи инструмента, а лишь
опираясь
на
свою
память
и
внутренний
слух.
Ошибки
могут
быть
как
мелодические,
так
и
ритмические.
Данная
форма
очень
помогает
при
проверке своей записи диктанта, приучает к самоконтролю, что очень важно
на всех этапах обучения (приложение № 5).
Ритмический
диктантсопровождает
изучение
каждой
новой
ритмической фигуры.
Записывается ритмический рисунок мелодии. Такой
диктант должен иметь выразительную мелодию, либо должен исполняться на
различных ударных инструментах (приложение № 6).
Диктант-«калейдоскоп»направлен
на
выработку
умения
правильно
соединить разрозненные предложения или фразы, написанные на доске или
бумаге.
Учащийся
слушает
диктант
целиком
и
пытается
определить
правильную последовательность этих мотивов. Эта форма очень полезна для
развития и активизации внутреннего слуха (приложение № 7).
Самодиктантпредставляет
собой
запись
по
памяти,
пропетой
или
выученной раннее мелодии из учебника.
Фотодиктант
–
запись
просмотренной
зрительно
мелодии,
нужно
глазами как бы сфотографировать мелодии и ее записать.
Вместо заключения
Музыкальный диктант является довольно сложной формой работы на
уроках сольфеджио, поэтому для «облегчения» его написания в методике
преподавания
сольфеджио
существует
некий алгоритм.
К
нему
можно
отнести следующие пункты:
1.
Учащиеся не
должны стенографировать мелодию, т.е. записывать
первую
услышанную
ноту
или
ритмическую
фигуру.
Мелодия
диктанта
должна быть прослушена полностью.
2.
Записывать
диктант
лучше штрихами,
некими
набросками,
что
позволяет экономить время, которого, к сожалению, зачастую не хватает на
уроках сольфеджио.
7
3 .
В о
в р е м я
п р о с л у ш и в а н и я
м е л о д и и
о б я з а т е л ь н о
тактирование(дирижирование) учащимися или, по крайней мере, отбивание
пульса (метра) нужного размера.
4. Со стороны педагога обязательны основные установочные вопросы,
которые помогут лучше сориентироваться ученику в «просторах» мелодии. К
ним можно отнести вопросы о размере, тональности, количестве тактов,
основных ритмических фигурах, первой и последней ноте мелодии, типе
мелодического движения, секвенциях, повторности и др.
И,
конечно
же,
важно
создать
на
уроке
дружелюбную,
приятную
обстановку, в которую захочется возвращаться ребенка вновь и вновь. Так как
же сделать такой вид деятельности на уроке сольфеджио как музыкальный
диктант психологически комфортным для учащихся младших классов?
1. Не произносить слово «диктант».
2. Использовать занимательные формы диктанта.
3. Отдавать приоритет коллективной работе.
4. Индивидуальный подход.
5. Художественная ценность музыкального материала.
6. Не запрещать пения вслух.
7. Положительные оценки.
Список использованной методической и учебной литературы
1.
Вахромеева Т. Музыкальные диктанты с приложением (СD) для 1-4
классов. – М.: «Музыка», 2005.
8
2.
Жакович В. Готовимся к музыкальному диктанту. – Ростов-на-Дону:
«Феникс», 2013
3.
Калинина Г. Занимательные диктанты для учащихся младших классов
ДМШ и ДШИ. – Москва, 2005.
4.
Кондратьева И. Одноголосный диктант: практические рекомендации. –
СПб: «Композитор», 2013.
5.
Новицкая
Н.
Музыкальные
диктанты
для
ДМШ
и
ДШИ.
–
СПб:
«Композитор», 2007.
6.
Островский
А.
Методика
теории
музыки
и
сольфеджио.
–
М.:
«Музыка», 1989.
7.
Фокина
Л.
Методика
преподавания
музыкального
диктанта.
–
М.:
«Музыка», 1993.
8.
Фридкин Г. Музыкальные диктанты. – Москва, 1996.
9.
Фролова Ю. Музыкальные диктанты: учимся писать легко, быстро и
правильно. – Ростов н/Д, 2012.
Приложения
Приложение № 1. Пример устного диктанта:
Приложение № 2. Пример блиц-диктанта:
Приложение № 3. Пример ступеневого диктанта:
9
Приложение № 4. Пример диктанта-«загадки»:
q-e-eq-e-eq-f-e-d-c, a-c-aq-e-eq-f-e-d-c. (песня «В лесу родилась елочка»)
Приложение № 5. Пример диктанта «с ошибками»:
Вариант для преподавателя:
Вариант для ученика:
Приложение № 6. Пример ритмического диктанта:
Вариант для преподавателя:
Вариант для ученика:
10
Приложение № 7. Пример диктанта-«калейдоскопа»:
Вариант для преподавателя:
Вариант для ученика:
11