Напоминание

"Аксиологические ситуации в воспитании дошкольников"


Автор: Бикбаева Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 37
Населённый пункт: город Оренбург, Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: "Аксиологические ситуации в воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Аксиологические ситуации в воспитании дошкольников

Бикбаева Ольга Анатольевна

В детстве ребенку предстоит освоить материальную и духовную культуру, в

процессе

вхождения

в

общество.

Детям

предстоит

усвоить

некую

совокупность

знаний,

норм

поведения,

ценностей,

идей

и

идеалов,

интериоризовать и превратить в индивидуальный внутренний мир в процессе

дошкольного воспитания.

Проблема формирования ценностного отношения ребёнка к окружающему

миру – это проблема становления личности, поскольку, являясь ансамблем

социальных отношений, человек проявляет себя как личность и существует в

качестве личности в отношении и через отношение.

Если у человека не сформированы ценностные отношения и ценностные

ориентации,

то

последние

колеблются

между

различными

системами

ценностей и не развиваются полностью в том или ином направлении.

Аксиологический подход нацеливает педагогов на формирование и

развитие

у

каждого

ребёнка

индивидуальной

системы

ценностей

и

ценностных ориентаций и позволяет ответить и на вопрос: какая система

ценностей и ценностных ориентаций должна быть сформирована как базовая.

Чаще педагоги забывают о так называемой "вертикальной модели управления

поведением", с которой все они были ознакомлены за время обучения в вузе.

Речь

идет

о

следующем

порядке

естественной

организации

контроля

внешней

активности.

Поведение

человека

определяется

движущими

мотивами, которые, в свою очередь, лишь косвенно связаны с потребностями.

Потребности

могут

рассматриваться

лишь

как

своего

рода

формальная

система

предпочтений,

реализуемая

в

структурах

целевой

матрицы.

Движущие

мотивы

определяются

взаимозависимыми

целями,

которые

субъект

ставит

самому

себе.

Сами

же

цели

причинно

определяются

не

столько динамикой внешней среды и сиюминутными тяготеньями, сколько

укоренившейся в глубинах психики системой ценностей, то есть значимых

смыслов

и

высоко

актуальных

отношений.

Ценности

конкретизируют

высшие идеалы, которые незримо присутствуют в психическом мире каждого

человека, хотя детьми вербализуются достаточно редко.

Вне зависимости от ясности осознания ценностей и идеалов, именно они,

в конечном счете, организуют внешнюю активность индивидуума, являясь

своего

рода

«стратегической

картой»

его

жизненного

маршрута.

Таким

образом, проблема управления внешним поведением естественно сводится к

задаче

формирования

системы

ценностных

предпочтений

и

идеальных

стратегий.

Образование это то, что делает человека человеком, в этом его сущность.

Значимость

духовной

составляющей

образования,

понимание

его

как

процесса

передачи

ценностного

знания

и

на

его

основе

формирования

ценностного отношения, ценностного поведения человека подчеркивал еще

Платон.

Ценности это специфические образования в структуре индивидуального

сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами деятельности

личности и общества.

Педагогическая

аксиология

-

область

педагогического

знания,

рассматривающая

образовательные

ценности

с

позиции

самоценности

человека и осуществляющая ценностные подходы к образованию на основе

признания ценности самого образования.

Предметом

педагогической

аксиологии

является

формирование

ценностного

сознания,

ценностного

отношения,

ценностного

поведения

личности.

«Аксиологические ситуации в воспитании дошкольников» – новое понятие в

педагогике.

В

создании

аксиологических

ситуаций

в

воспитании

детей

дошкольного возраста основой стал «аксиологический прорыв» в философии,

социологии,

психологии

и

педагогике.

Он

вывел

с

периферии

научных

исследований на первый план аксиологию как учение о формах и способах

ценностного

проектирования

и

реализации

человеком

жизненных

устремлений

в

будущее,

выбора

ориентиров

наличной

жизни

и

оценки

прошлого,

«иного»

и

обще значимого.

Вторая

с о с т а вл я ю щ а я

рассматриваемого

понятия

связана

с

применением

в

педагогике

термина

«ситуация». Это совокупность обстоятельств и условий, на фоне которых

актуализируется

какое

либо

событие.

В

частности,

утвердились

понятия

учебной,

воспитательной,

проблемной,

этической,

диагностической,

педагогической и других ситуаций.

Аксиологическая ситуация в воспитании дошкольников представляет

собой

вид

педагогической

ситуации

как

ограниченной

во

времени

и

пространстве

совокупности

обстоятельств

и

условий,

побуждающих

включённых

в

неё

людей

демонстрировать,

подтверждать

или

изменять

собственное поведение. Безусловно, любая педагогическая ситуация имеет

аксиологическое (ценностное) содержание, поскольку «в центре того или

иного

воспитательного

подхода

всегда

обнаруживается

ценностное

основание, предусматривающее приведение поведения или жизни в целом в

соответствие

с

определённой

системой

ценностей

и

отношений

(государственных,

общественных,

религиозных,

корпоративных,

коллективных,

групповых,

индивидуальных)».

Однако

нам

важно

подчеркнуть, что в отличие от педагогической аксиологическая ситуация

акцентирована

на

ценностно

смысловых

доминантах

воспитания.

Аксиологические ситуации в воспитании дошкольников понимаются нами

как

совокупность

жизненных

обстоятельств,

ведущих

к

возникновению

ценностных противоречий, которые дошкольники учатся разрешать морально

нравственными средствами.

Каковы функции аксиологических ситуаций в процессе воспитания

дошкольников? Являясь разновидностью педагогической ситуации, природа

которой

многомерна,

аксиологическая

ситуация

может

одновременно

выступать как диагностический метод, как единица содержания воспитания и

как

компонент

воспитательного

процесса.

В

качестве

диагностического

метода

аксиологические

ситуации

позволяют

изучать

индивидуально

личностные

особенности

и

готовность

дошкольника

к

воспитанию,

исследовать

зарождение

и

развитие

отношений,

а

также

оценивать

ценностные

характеристики

воспитательного

процесса,

его

внутренние

источники

и

движущие

силы.

Как

компонент

воспитательного

процесса

аксиологические

ситуации

способствуют

гармонизации

воспитания

и

самовоспитания как двух линий воспитательной деятельности, увеличивая

степень целостности процесса воспитания, а значит, «запуская» процессы

самоорганизации и повышая эффективность воспитания дошкольников. Эта

роль

аксиологических

ситуаций

связана

с

тем,

что

в

ней

сочетаются

содержательный

(опыт,

рассмотренный

через

призму

ценностей)

и

процессуальный

(выбор,

проектирование

способов

действий

и

их

совершение) аспекты воспитательной деятельности. Виды аксиологических

ситуаций

диагностическая,

репродуктивная,

поисковая,

оценочная,

прогностическая и созидания. Выбор является узлом связи между сознанием

и

поступком,

помогает

понять

отличие

простого

накопления

опыта

от

решений,

принятых

в

аксиологических

ситуациях.

В

процессе

выбора

происходит

обобщение,

творческий

перенос

отражённых

и

порождённых

смыслов ценностей в поведение дошкольников.

Аксиологические ситуации конструируются, создаются, корректируются

воспитателями, родителями и дошкольниками и реализуются в следующей

совокупности:

ситуации

диагностическая,

репродуктивная,

поисковая,

оценочная, прогностическая, созидания. Диагностические аксиологические

ситуации могут представлять собой ситуации ценностного выбора, когда

дошкольник решает как поступить: принять требование или пренебречь им,

руководствоваться

только

личными

интересами

или

учитывать

интересы

других людей. Такие ситуации возникают сами собой или преднамеренно

создаются

воспитателем

при

соблюдении

режима,

в

ходе

общения,

самообслуживания, игровой и познавательной деятельности дошкольников

(например, нужно полить цветы в группе, кто хочет помочь – приходите).

Репродуктивные аксиологические ситуации на основе переживания,

осмысления дошкольниками социально и личностно значимого содержания,

трансляции образцов поступков людей, литературных героев способствуют

словесному или практическому воссозданию ценностей, выработке привычки

поведения, основанного на моральных ценностях.

В коллизийных аксиологических ситуациях для разрешения ценностного

противоречия достаточно преобразования взаимоотношений её участников на

основе эмпатии.

Альтернативные аксиологические ситуации могут быть организованы

воспитателем в процессе игры, например:

- проблемные аксиологические ситуации предполагают учить дошкольников

прогнозировать

и/или

разрешать

содержащиеся

в

них

противоречия,

конфликты

на

основе

изменения

в

компонентах

ситуаций,

что

даёт

возможность качественно преобразовать взаимоотношения их участников.

-

аналитические

аксиологические

ситуации

помогают

на

основе

аксиологической

экспертизы

разобраться

в

их

содержании,

условиях,

объяснив дошкольникам правильные или ошибочные поступки участников

этих ситуаций.

- оценочные аксиологические ситуации направлены на выработку умений

дошкольников адекватно оценивать значение, смысл ценности объектов.

- прогностические аксиологические ситуации способствуют становлению у

дошкольников

основ

проектирования

деятельности,

предвидения

последствий

поступков

на

основе

следующих

«шагов»:

предположил,

сравнил первое и второе предположение, сделал выбор.

-

аксиологические

ситуации

созидания,

в

которых

ребёнок

умышленно

подводится к необходимости сделать доброе дело, помогают утверждению

гуманности и социумности в поведении дошкольников.

Использование

аксиологических

ситуаций

упирается

в

задачу

формирования

духовности,

гуманизма,

создания

идеала

образования

и

моделей

«образованного

человека»,

«культурного

человека»,

защиты

его

индивидуальности

и

целостности.

Анализ

духовного

(духовности)

в

пространстве образования логически продолжает высший аспект развития

человека как цели и сущности образовательного знания.



В раздел образования