Автор: Терентьева Ирина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ РМЭ "Семеновская школа-интернат"
Населённый пункт: Йошкар - Ола
Наименование материала: статья
Тема: "Расширение словаря у детей с нарушениями речи в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Терентьева Ирина Анатольевна
Учитель начальных классов ГБОУ РМЭ «Семеновская школа – интернат»
Расширение словаря у детей с нарушениями речи в начальной школе
«Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой
зависимости от впечатлений и представлений: без последних не может быть
ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка…»
А.П. Чехов
Бедность словарного запаса у детей с нарушениями речи, затрудняет
развитие связного высказывания, мышления.
Словарь - это слова, обозначающие предметы, явление, действие и
признаки окружающей действительности.
Различают словарь пассивный (понимание слов) и активный
(употребление их в речи).
Уровень развития словаря определяется количественными и
качественными показателями.
Задачи словарной работы: создать условия количественного накопления
слов;
Сделать возможным освоение социально закрепленного содержания слов
через овладение значением слов, освоение обобщающего значения слова,
проникновение в образный строй речи и умение пользоваться ими.
Обеспечить активизацию словаря, т.е. ввести их в практику общения.
Условия речевого развития:
1- потребность в общении
2- создание речевой среды
1
Основные линии словарной работы
Для создания развивающей среды мною используются:
- наборы картинок по лексическим темам
- художественная литература и энциклопедии
- плакаты
- учебные презентации
- научно - популярные и художественные фильмы
- экскурсии
- посещение театров и кинотеатров
- методическая литература
Таким образом, работа на уроках планируется мною так, чтобы на
каждом уроке вводились новые слова, и ещё с несколькими словами
проводилась бы работа по уточнению значений, выявлению их оттенков.
Эффективность расширения словаря достигается не только вводом новых
слов, но и доступностью и применением различных видов заданий.
2
3