Автор: Свинобоева Агафья Борисовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ " Окоемовская основная обшеобразовательная школа им. И.В.Пухова"
Населённый пункт: Город Якутск Усть- Алданский улус
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Использования ИКТ ФГОС"
Раздел: среднее образование
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по УР директор МБОУ «Окоемовская ООШ им.И.В.Пухова»
_______________ Оконешникова С.А. ___________________________ Данилова В.Д.
«___»___ ___________2017 г. «___»____________________2017 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Окоемовская основная общеобразовательная школа им. И.В. Пухова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
на 2017-2018 уч.год
Класс: 5
Кол-во: 32 часа (в нед. 1ч.)
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая
программа
по
предмету
«Музыка»
для
5
класса
составлена
в
соответствии
со
следующими
нормативно-правовыми
инструктивно-методическими документами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных
учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О
примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Сборник нормативных документов. Искусство. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный
план. - Москва. Дрофа. 2004.
Сведения о программе
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в
программе и УМК,
позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий,
сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы
сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего. Отличительные особенности программы:
во взгляде на музыку не только с точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции её универсального значения в мире, когда
музыка раскрывается во всём богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие
отношения, фантазии, чувства;
в системном погружении в проблематику музыкального содержания;
в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области
эстетики, литературоведения, музыкознания;
в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);
в
обновлённом
музыкальном
материале,
а
также
введении
параллельного
и
методически
целесообразного
литературного
и
изобразительного рядов.
Данная рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений допущенной Министерством
образования и науки РФ для 5-9 классов под редакцией В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.
Кичак с учетом требований к оснащению
образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента ФГОС общего образования,
авторского тематического планирования учебного материала.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета музыка, которые определены стандартом.
Цели и задачи
Рабочая программа имеет целью:
формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры;
духовно-нравственное
воспитание
через
приобщение
к
музыкальной
культуре
как
важнейшему
компоненту
гармонического
формирования личности.
Рабочая программа способствует решению следующих задач:
— научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля — пустой,
недостроенный дом, в котором никто не живет»);
— содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
— воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
— развивать интеллектуальный потенциал;
— всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о
музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом
движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой
музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных
технологий;
— способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального
искусства;
—
научить
находить
взаимодействия
между
музыкой
и другими
видами
художественной
деятельности
(литературой
и
изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
— сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание
характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств
музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве);
воспитывать культуру мышления и речи.
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных
действий.
Основной
методологической
характеристикой
программы
является
комплексность,
вбирающая
в
себя
ряд
общенаучных
и
педагогических методов и подходов. Среди них следующие:
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- стилевой подход;
- системный подход.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
I – слушание музыки
(восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека,
её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью),
II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация
и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности),
III –
пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение
различных
музыкальных
образов,
совершенствование
вокально-хоровых
умений
и
навыков,
вокально-творческое
развитие),
IV
-
музыкально-творческая
практика
с
применением
информационно-коммуникационных
технологий.
Организация
видов
деятельности
предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных
хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием
учебника.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
- литературой (сказки Х.К. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот
ветер, тучи нагоняя…», «музыкальная» басня Г.Малера «Похвала знатока», общие понятия для музыки и литературы – интонация,
предложение, фраза);
- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство,
контраст, нюанс, музыкальная краска);
- историей (изучение древнегреческой мифологии – К.В. Глюк «Орфей»);
- мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере
приёма «описание»);
- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).
Новизна данной рабочей программы определяется тем, что в неё вводится тема «Искусство исполнительской интерпретации в музыке» (2
часа), где учащиеся знакомятся с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей, а также с элементарными приёмами
создания
и
аранжировки
музыки
для
электронных
инструментов
и
создают
свои
первые
творческие
работы
с
применением
ИК
технологий. Помимо этого тема «Подводим итоги» объединена с темой «Заключительный урок по теме года «Музыка и другие виды
искусства».
Информация о количестве учебных часов
Данная программа рассчитана на 34 часов.
Согласно учебному плану на изучение предмета «Искусство. Музыка» в 5 классе отводится 1
час в неделю в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком.
Ф о р м ы
о р г а н и з а ц и и
о б р а з о в а т е л ь н о г о
п р о ц е с с а:
ф р о н т а л ь н а я ;
п а р н а я ;
г р у п п о в а я ;
и н д и в и д у а л ь н а я .
Технологии обучения
В процессе обучения используются элементы таких современных педагогических технологий как:
-
личностно ориентированного обучения,
- уровневой дифференциации и индивидуализации;
- информационно-коммуникативной (компьютерной);
- проектной деятельности;
- игровой;
-здоровьесберегающей.
Механизмы формирования ключевых компетенций
Содержание обучения музыке на базовом уровне в 5 классе структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с
этим
развиваются
и
совершенствуются ценностно-смысловая,
общекультурная,
учебно-познавательная,
информационная,
коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенции
.
Ценностно-смысловая
компетенция
–
видеть
и
понимать
окружающий
мир,
ориентироваться
в
нем,
осознавать
свою
роль
и
предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Общекультурная компетенция – знать особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни
человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций,
роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
Учебно-познавательная компетенция – овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добывать знания непосредственно
из реальности, владеть приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, уметь отличать
факты от домыслов.
Информационная компетенция – при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем,
копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формировать умения самостоятельно
искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Коммуникативная компетенция – овладение способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки
работы в группе, в коллективе. Уметь задавать вопросы, вести дискуссию и др.
Социально-трудовая
компетенция
– овладение
знаниями
и
опытом
в
гражданско-общественной
деятельности
(выполнение
роли
гражданина,
наблюдателя,
избирателя,
представителя),
в
сфере
семейных
отношений
и
обязанностей,
овладение
минимально
необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Компетенция личностного самосовершенствования – освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития,
эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Владеть способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что
выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых личностных качеств, формировании психологической грамотности,
культуры мышления и поведения.
Виды и формы контроля
Виды контроля: входной, текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- синквейн;
- цифровой диктант;
- тест.
Планируемый уровень подготовки на конец учебного года
Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:
— в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
— в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
— в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;
— в формировании основ художественного мышления;
— в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к
взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
В области личностных результатов:
— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к
музыке; — совершенствование художественного вкуса;
— овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
— наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление,
творческое воображение;
— формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
— сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
— анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
— проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
— размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
—
использование
разных
источников
информации;
стремление
к
самостоятельному
общению
с
искусством
и
художественному
самообразованию;
— применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
— наличие
аргументированной
точки
зрения
в
отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и
зарубежной музыкальной культуры;
— общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
— умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе
знаний,
полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании
музыкальных рисунков;
— умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета,
а также музыкально-изобразительных жанров;
— знание имен композиторов — К. Дебюсси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального
импрессионизма;
— проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную
парию аккомпанементом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного
дыхания.
По итогам освоения программы 5 класса
обучающийся научится:
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное
содержание произведения в единстве с его формой;
-
понимать
специфику
музыки
и
выявлять
родство
художественных
образов
разных
искусств
(общность
тем,
взаимодополнение
выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
-
выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования,
проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
обучающийся получит возможность научиться:
-
принимать
активное
участие
в
художественных
событиях
класса,
музыкально-эстетической
жизни
школы,
района,
города
и
др.
(музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных
выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
УМК
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект
1.
И. В. Конева, Н. В. Терентьева Поурочные разработки по музыке. 5 класс Издательство: Экзамен, 2009 г.
2.
Т. И. Науменко, В. В. Алеев, Кичак Т.Н. Музыка: 5 класс. Учебник Издательство: Дрофа Серия: Музыка дата выпуска: 2010 г.
3.
Т. И. Науменко, В. В. Алеев, Кичак Т.Н. Музыка. 5 класс. Дневник музыкальных наблюдений Издательство: Дрофа
4.
Т. И. Науменко, В. В. Алеев Музыка. 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя Издательство: Дрофа,
2000 г.
5.
Т. И. Науменко, В. В. Алеев Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия (аудиокурс на 2 CD) Издательство: Дрофа, 2009 г.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Количество часов
Дата проведения
примечание
примерна
я
фактичекая
Тема года: «Музыка и другие виды искусства
1.
Музыка рассказывает обо всём
1
08.09
Древний союз
2.
Истоки
1
15.09
3.
Искусство открывает мир
1
22.09
4.
Искусства различны, тема едина
1
29.09
Музыка и литература Слово и музыка
5.
Два великих начала искусства
1
06.10
6.
«Стань музыкою, слово!»
1
13.10
7.
Музыка «дружит» не только с поэзией
1
20.10
Песня
8.
Песня – верный спутник человека
1
27.10
9.
Песня – верный спутник человека
1
03.11
10.
Мир русской песни
1
17.11
11.
Песни народов мира
1
24.11
Романс
12.
Романса трепетные звуки
1
01.12
13.
Мир человеческих чувств
1
08.12
Хоровая музыка
14.
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме
1
15.12
15.
Что может изображать хоровая музыка
1
22.12
16.
Обобщающий урок по теме «Хоровая музыка»
1
12.01
Опера
17.
Самый значительный жанр вокальной музыки
1
19.01
18.
Из чего состоит опера
1
26.01
Балет
19.
Единство музыки и танца
1
02.02
20.
«Русские сезоны» в Париже
1
09.02
Музыка звучит в литературе
21.
Музыкальность слова
1
16.02
22.
Музыкальные сюжеты в литературе
1
02.03
Музыка и изобразительное искусство Образы живописи в музыке
23.
Живописность искусства
1
09.03
24.
«Музыка – сестра живописи»
1
16.03
Музыкальный портрет
25.
Может ли музыка выразить характер человека
1
23.03
Пейзаж в музыке
26.
Образы природы в творчестве музыкантов
1
06.04
27.
«Музыкальные
краски»
в
произведениях
композиторов-
импрессионистов
1
13.04
«Музыкальная живопись» сказок и былин
28.
Волшебная красочность музыкальных сказок
1
20.04
29.
Сказочные герои в музыке
1
04.05
30.
Тема богатырей в музыке
1
11.05
Музыка в произведениях изобразительного искусства
31
Что такое музыкальность в живописи
1
18.05
32
«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия»
1
24.05
Требования к уровню подготовки
В результате изучения музыки в 5 классе обучающийся должен
знать/понимать:
специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.,
Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э., Дебюсси К.;
жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С. и Бортнянского Д.);
знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
уметь:
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;
выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобразительной деятельности;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом
движении, поэтическом
слове, изобразительной деятельности;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших
шумовых инструментах);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных
занятиях, школьных праздниках;
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение
концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных
впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным
явлениям действительности.
О б щ е у ч е б н ы е
у м е н и я ,
н а в ы к и
и
с п о с о б ы
д е я т е л ь н о с т и .
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности
и
к л ю ч е в ы х
к о м п е т е н ц и й .
О с в о е н и е
с о д е р ж а н и я
о с н о в н о г о
о б щ е г о
о б р а з о в а н и я
п о
п р е д м е т у
« М у з ы к а »
с п о с о б с т в у е т :
- формированию у
у ч а щ и х с я
п р е д с т а в л е н и й
о
х у д о ж е с т в е н н о й
к а р т и н е
м и р а ;
- овладению и м и
м е т о д а м и
н а б л ю д е н и я ,
с р а в н е н и я ,
с о п о с т а в л е н и я ,
х у д о ж е с т в е н н о г о
а н а л и з а ;
- обобщению п о л у ч а е м ы х
в п еч атл е н и й
о б
и з у ч а е м ы х
я в л е н и я х ,
с о б ы т и я х
худ ож е с т в е н н о й
ж и з н и
с т р а н ы ;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного
восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное
с о д е р ж а н и е
п р о и з в е д е н и й
и с к у с с т в а ;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной
формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни
с т р а н ы
и
м и р а ,
п о д т в е р ж д а я
е е
к о н к р е т н ы м и
п р и м е р а м и ;
- приобретению у м е н и я
и
н а в ы к о в
р а б о т ы
с
р а з л и ч н ы м и
и с т о ч н и к а м и
и н ф о р м а ц и и .
О п ы т
т в о р ч е с к о й
д е я т е л ь н о с т и ,
п р и о б р е т а е м ы й
н а
м у з ы к а л ь н ы х
з а н я т и я х ,
с п о с о б с т в у е т :
- овладению у ч а щ и м и с я
у м е н и я м и
и
н а в ы к а м и
к о н т р о л я
и
о ц е н к и
с в о е й
д е я т е л ь н о с т и ;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в
р е ш е н и и
т в о р ч е с к и х
з а д а ч .
Т р е б о в а н и я
к
у р о в н ю
п о д г о т о в к и
у ч а щ и х с я
о с н о в н о й
ш к о л ы
5
к л а с с .
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки,
литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом
слове, изобразительной деятельности;
участвовать
в
коллективной
исполнительской
деятельности
(пении,
пластическом
интонировании,
импровизации,
игре
на
инструментах);
передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
развивать
умения
и
навыки
музыкально-эстетического
самообразования:
формирование
фонотеки,
библиотеки,
видеотеки,
самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью
использования аудиодисков, CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей), проигрыватель, музыкальный инструмент фортепиано,
видеоаппаратуру, наглядные пособия – таблицы (нотные примеры; формы построения музыки; средства музыкальной выразительности;
портреты композиторов).
Литература и средства обучения:
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. –
М.: Дрофа, 2007.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.
11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых
документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.
13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
14. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-
ПРЕСС, 1998.
16. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
MULTIMEDIA – поддержка предмета:
- Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
- Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.
- Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
- Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.
- Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.
- Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd.1997.
- Импрессионизм в музыке. ДиректМедиа Паблишинг. 2007.
Календарно-тематическое планирование 5-е классы
№ урока
Раздел, тема
Количество
часов
Примерные
сроки
изучения
Фактические
сроки
изучения
Примечание
Тема
года:
«МУЗЫКА
И
ДРУГИЕ
ВИДЫ
ИСКУССТВА»
34
1.
Музыка рассказывает обо всём
1
5 д
02.09.14
5е
04.09.14
5ж
05.09.14
5 д
5е
5ж
Древний союз (3ч)
3
2.
Истоки
1
5 д
09.09.14
5е
11.09.14
5ж
12.09.14
5 д
5е
5ж
3.
Искусство открывает мир
1
5 д
16.09.14
5е
18.09.14
5ж
19.09.14
5 д
5е
5ж
4.
Искусства различны, тема едина
1
5 д
23.09.14
5е
25.09.14
5ж
26.09.14
5 д
5е
5ж
МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА
18
Слово и музыка
3
5.
Два великих начала искусства
1
5 д
30.09.14
5е
02.10.14
5ж
10.10.14
5 д
5е
5ж
6.
«Стань музыкою, слово!»
1
5 д
07.10.14
5е
09.10.14
5ж
17.10.14
5 д
5е
5ж
7.
Музыка «дружит» не только с поэзией
1
5 д
14.10.14
5е
16.10.14
5 д
5е
5ж
24.10.14
5ж
Песня
4
8.
Песня – верный спутник человека
1
5 д
21.10.14
5е
23.10.14
5ж
07.11.14
5 д
5е
5ж
9.
Песня – верный спутник человека
1
5 д
28.10.14
5е
06.11.14
5ж
07.11.14
5 д
5е
5ж
10.
Мир русской песни
1
5 д
11.11.14
5е
13.11.14
5ж
14.11.14
5 д
5е
5ж
11.
Песни народов мира
1
5 д
18.11.14
5е
20.11.14
5ж
21.11.14
5 д
5е
5ж
Романс
2
12.
Романса трепетные звуки
1
5 д
25.11.14
5е
27.11.14
5ж
05.12.14
5 д
5е
5ж
13.
Мир человеческих чувств
1
5 д
02.12.14
5е
04.12.14
5ж
12.12.14
5 д
5е
5ж
Хоровая музыка
3
14.
Народная
хоровая
музыка.
Хоровая
музыка в храме
1
5 д
09.12.14
5е
11.12.14
5ж
19.12.14
5 д
5е
5ж
15.
Что может изображать хоровая музыка
1
5 д
16.12.14
5е
18.12.14
5ж
5 д
5е
5ж
26.12.14
16.
Обобщающий урок по теме «Хоровая
музыка»
1
5 д
23.12.14
5е
25.12.14
5ж
26.12.14
5 д
5е
5ж
Опера
2
17.
Самый значительный жанр вокальной
музыки
1
5 д
13.01.15
5е
15.01.15
5ж
16.01.15
5 д
5е
5ж
18.
Из чего состоит опера
1
5 д
20.01.15
5е
22.01.15
5ж
23.01.15
5 д
5е
5ж
Балет
2
19.
Единство музыки и танца
1
5 д
27.01.15
5е
29.01.15
5ж
30.01.15
5 д
5е
5ж
20.
«Русские сезоны» в Париже
1
5 д
03.02.15
5е
05.02.15
5ж
06.02.15
5 д
5е
5ж
Музыка звучит в литературе
2
21.
Музыкальность слова
1
5 д
10.02.15
5е
12.02.15
5ж
13.02.15
5 д
5е
5ж
22.
Музыкальные сюжеты в литературе
1
5 д
17.02.15
5е
19.02.15
5ж
27.02.15
5 д
5е
5ж
М У З Ы К А
И
И З О Б РА З И Т Е Л Ь Н О Е
ИСКУССТВО
12
Образы живописи в музыке
2
23.
Живописность искусства
1
5 д
24.02.15
5е
5 д
5е
26.02.15
5ж
06.03.15
5ж
24.
«Музыка – сестра живописи»
1
5 д
03.03.15
5е
05.03.15
5ж
06.03.15
5 д
5е
5ж
Музыкальный портрет
1
25.
Может ли музыка выразить характер
человека
1
5 д
10.03.15
5е
12.03.15
5ж
13.03.15
5 д
5е
5ж
Пейзаж в музыке
2
26.
Образы
природы
в
т в о рч е с т в е
музыкантов
1
5 д
17.03.15
5е
19.03.15
5ж
20.03.15
5 д
5е
5ж
27.
« М у з ы к а л ь н ы е
к р а с к и »
в
п р о и з в е д е н и я х
ко м п о з и т о р о в -
импрессионистов
1
5 д
07.04.15
5е
02.04.15
5ж
03.04.15
5 д
5е
5ж
«Музыкальная живопись» сказок и былин
3
28.
Волшебная красочность музыкальных
сказок
1
5 д
14.04.15
5е
09.04.15
5ж
17.04.15
5 д
5е
5ж
29.
Сказочные герои в музыке
1
5 д
21.04.15
5е
16.04.15
5ж
24.04.15
5 д
5е
5ж
30.
Тема богатырей в музыке
1
5 д
28.04.15
5е
23.04.15
5ж
08.05.15
5 д
5е
5ж
Музыка в произведениях изобразительного
искусства
2
31
–
«Хорошая живопись – это музыка, это
мелодия»
2
5 д
05.05.15
5 д
32.
5е
30.04.15
5ж
15.05.15
5е
5ж
33.
Урок – обобщение по теме: «Музыка и
изобразительное искусство»
1
5 д
12.05.15
5е
07.05.15
5ж
22.05.15
5 д
5е
5ж
34.
Урок – концерт по теме: «Музыка и
изобразительное искусство»
1
5 д
19.05.15
5е
14.05.15
5ж
29.05.15
5 д
5е
5ж