Напоминание

"Использования ИКТ ФГОС"


Автор: Свинобоева Агафья Борисовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ " Окоемовская основная обшеобразовательная школа им. И.В.Пухова"
Населённый пункт: Город Якутск Усть- Алданский улус
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Использования ИКТ ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Согласовано: Утверждаю:

Зам. директора по УР директор МБОУ «Окоемовская ООШ им.И.В.Пухова»

_______________ Оконешникова С.А. ___________________________ Данилова В.Д.

«___»___ ___________2017 г. «___»____________________2017 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Окоемовская основная общеобразовательная школа им. И.В. Пухова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

на 2017-2018 уч.год

Класс: 5

Кол-во: 32 часа (в нед. 1ч.)

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая

программа

по

предмету

«Музыка»

для

5

класса

составлена

в

соответствии

со

следующими

нормативно-правовыми

инструктивно-методическими документами:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных

учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных

образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О

примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

Сборник нормативных документов. Искусство. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный

план. - Москва. Дрофа. 2004.

Сведения о программе

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в

программе и УМК,

позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий,

сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы

сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего. Отличительные особенности программы:

во взгляде на музыку не только с точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции её универсального значения в мире, когда

музыка раскрывается во всём богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие

отношения, фантазии, чувства;

в системном погружении в проблематику музыкального содержания;

в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области

эстетики, литературоведения, музыкознания;

в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);

в

обновлённом

музыкальном

материале,

а

также

введении

параллельного

и

методически

целесообразного

литературного

и

изобразительного рядов.

Данная рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений допущенной Министерством

образования и науки РФ для 5-9 классов под редакцией В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.

Кичак с учетом требований к оснащению

образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента ФГОС общего образования,

авторского тематического планирования учебного материала.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся

средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета музыка, которые определены стандартом.

Цели и задачи

Рабочая программа имеет целью:

формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры;

духовно-нравственное

воспитание

через

приобщение

к

музыкальной

культуре

как

важнейшему

компоненту

гармонического

формирования личности.

Рабочая программа способствует решению следующих задач:

— научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля — пустой,

недостроенный дом, в котором никто не живет»);

— содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

— воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

— развивать интеллектуальный потенциал;

— всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о

музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом

движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой

музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных

технологий;

— способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального

искусства;

научить

находить

взаимодействия

между

музыкой

и другими

видами

художественной

деятельности

(литературой

и

изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;

— сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание

характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств

музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве);

воспитывать культуру мышления и речи.

В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных

действий.

Основной

методологической

характеристикой

программы

является

комплексность,

вбирающая

в

себя

ряд

общенаучных

и

педагогических методов и подходов. Среди них следующие:

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения;

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- стилевой подход;

- системный подход.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:

I – слушание музыки

(восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека,

её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью),

II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация

и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности),

III –

пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение

различных

музыкальных

образов,

совершенствование

вокально-хоровых

умений

и

навыков,

вокально-творческое

развитие),

IV

-

музыкально-творческая

практика

с

применением

информационно-коммуникационных

технологий.

Организация

видов

деятельности

предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных

хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием

учебника.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:

- литературой (сказки Х.К. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот

ветер, тучи нагоняя…», «музыкальная» басня Г.Малера «Похвала знатока», общие понятия для музыки и литературы – интонация,

предложение, фраза);

- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство,

контраст, нюанс, музыкальная краска);

- историей (изучение древнегреческой мифологии – К.В. Глюк «Орфей»);

- мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере

приёма «описание»);

- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).

Новизна данной рабочей программы определяется тем, что в неё вводится тема «Искусство исполнительской интерпретации в музыке» (2

часа), где учащиеся знакомятся с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей, а также с элементарными приёмами

создания

и

аранжировки

музыки

для

электронных

инструментов

и

создают

свои

первые

творческие

работы

с

применением

ИК

технологий. Помимо этого тема «Подводим итоги» объединена с темой «Заключительный урок по теме года «Музыка и другие виды

искусства».

Информация о количестве учебных часов

Данная программа рассчитана на 34 часов.

Согласно учебному плану на изучение предмета «Искусство. Музыка» в 5 классе отводится 1

час в неделю в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком.

Ф о р м ы

о р г а н и з а ц и и

о б р а з о в а т е л ь н о г о

п р о ц е с с а:

ф р о н т а л ь н а я ;

п а р н а я ;

г р у п п о в а я ;

и н д и в и д у а л ь н а я .

Технологии обучения

В процессе обучения используются элементы таких современных педагогических технологий как:

-

личностно ориентированного обучения,

- уровневой дифференциации и индивидуализации;

- информационно-коммуникативной (компьютерной);

- проектной деятельности;

- игровой;

-здоровьесберегающей.

Механизмы формирования ключевых компетенций

Содержание обучения музыке на базовом уровне в 5 классе структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с

этим

развиваются

и

совершенствуются ценностно-смысловая,

общекультурная,

учебно-познавательная,

информационная,

коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенции

.

Ценностно-смысловая

компетенция

видеть

и

понимать

окружающий

мир,

ориентироваться

в

нем,

осознавать

свою

роль

и

предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Общекультурная компетенция – знать особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни

человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций,

роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Учебно-познавательная компетенция – овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добывать знания непосредственно

из реальности, владеть приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, уметь отличать

факты от домыслов.

Информационная компетенция – при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем,

копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формировать умения самостоятельно

искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Коммуникативная компетенция – овладение способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки

работы в группе, в коллективе. Уметь задавать вопросы, вести дискуссию и др.

Социально-трудовая

компетенция

– овладение

знаниями

и

опытом

в

гражданско-общественной

деятельности

(выполнение

роли

гражданина,

наблюдателя,

избирателя,

представителя),

в

сфере

семейных

отношений

и

обязанностей,

овладение

минимально

необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Компетенция личностного самосовершенствования – освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития,

эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Владеть способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что

выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых личностных качеств, формировании психологической грамотности,

культуры мышления и поведения.

Виды и формы контроля

Виды контроля: входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- синквейн;

- цифровой диктант;

- тест.

Планируемый уровень подготовки на конец учебного года

Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:

— в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

— в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

— в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;

— в формировании основ художественного мышления;

— в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к

взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.

В области личностных результатов:

— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к

музыке; — совершенствование художественного вкуса;

— овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

— наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление,

творческое воображение;

— формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

— сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.

В области метапредметных результатов:

— анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

— проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

— размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

использование

разных

источников

информации;

стремление

к

самостоятельному

общению

с

искусством

и

художественному

самообразованию;

— применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

— наличие

аргументированной

точки

зрения

в

отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и

зарубежной музыкальной культуры;

— общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

В области предметных результатов:

— умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе

знаний,

полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании

музыкальных рисунков;

— умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета,

а также музыкально-изобразительных жанров;

— знание имен композиторов — К. Дебюсси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального

импрессионизма;

— проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную

парию аккомпанементом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного

дыхания.

По итогам освоения программы 5 класса

обучающийся научится:

- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное

содержание произведения в единстве с его формой;

-

понимать

специфику

музыки

и

выявлять

родство

художественных

образов

разных

искусств

(общность

тем,

взаимодополнение

выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

-

выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования,

проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

обучающийся получит возможность научиться:

-

принимать

активное

участие

в

художественных

событиях

класса,

музыкально-эстетической

жизни

школы,

района,

города

и

др.

(музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных

выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

УМК

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект

1.

И. В. Конева, Н. В. Терентьева Поурочные разработки по музыке. 5 класс Издательство: Экзамен, 2009 г.

2.

Т. И. Науменко, В. В. Алеев, Кичак Т.Н. Музыка: 5 класс. Учебник Издательство: Дрофа Серия: Музыка дата выпуска: 2010 г.

3.

Т. И. Науменко, В. В. Алеев, Кичак Т.Н. Музыка. 5 класс. Дневник музыкальных наблюдений Издательство: Дрофа

4.

Т. И. Науменко, В. В. Алеев Музыка. 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя Издательство: Дрофа,

2000 г.

5.

Т. И. Науменко, В. В. Алеев Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия (аудиокурс на 2 CD) Издательство: Дрофа, 2009 г.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

примечание

примерна

я

фактичекая

Тема года: «Музыка и другие виды искусства

1.

Музыка рассказывает обо всём

1

08.09

Древний союз

2.

Истоки

1

15.09

3.

Искусство открывает мир

1

22.09

4.

Искусства различны, тема едина

1

29.09

Музыка и литература Слово и музыка

5.

Два великих начала искусства

1

06.10

6.

«Стань музыкою, слово!»

1

13.10

7.

Музыка «дружит» не только с поэзией

1

20.10

Песня

8.

Песня – верный спутник человека

1

27.10

9.

Песня – верный спутник человека

1

03.11

10.

Мир русской песни

1

17.11

11.

Песни народов мира

1

24.11

Романс

12.

Романса трепетные звуки

1

01.12

13.

Мир человеческих чувств

1

08.12

Хоровая музыка

14.

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме

1

15.12

15.

Что может изображать хоровая музыка

1

22.12

16.

Обобщающий урок по теме «Хоровая музыка»

1

12.01

Опера

17.

Самый значительный жанр вокальной музыки

1

19.01

18.

Из чего состоит опера

1

26.01

Балет

19.

Единство музыки и танца

1

02.02

20.

«Русские сезоны» в Париже

1

09.02

Музыка звучит в литературе

21.

Музыкальность слова

1

16.02

22.

Музыкальные сюжеты в литературе

1

02.03

Музыка и изобразительное искусство Образы живописи в музыке

23.

Живописность искусства

1

09.03

24.

«Музыка – сестра живописи»

1

16.03

Музыкальный портрет

25.

Может ли музыка выразить характер человека

1

23.03

Пейзаж в музыке

26.

Образы природы в творчестве музыкантов

1

06.04

27.

«Музыкальные

краски»

в

произведениях

композиторов-

импрессионистов

1

13.04

«Музыкальная живопись» сказок и былин

28.

Волшебная красочность музыкальных сказок

1

20.04

29.

Сказочные герои в музыке

1

04.05

30.

Тема богатырей в музыке

1

11.05

Музыка в произведениях изобразительного искусства

31

Что такое музыкальность в живописи

1

18.05

32

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия»

1

24.05

Требования к уровню подготовки

В результате изучения музыки в 5 классе обучающийся должен

знать/понимать:

специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;

взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;

роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;

стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.,

Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э., Дебюсси К.;

жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С. и Бортнянского Д.);

знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

уметь:

находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;

выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства;

находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобразительной деятельности;

творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом

движении, поэтическом

слове, изобразительной деятельности;

участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших

шумовых инструментах);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных

занятиях, школьных праздниках;

размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение

концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных

впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным

явлениям действительности.

О б щ е у ч е б н ы е

у м е н и я ,

н а в ы к и

и

с п о с о б ы

д е я т е л ь н о с т и .

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности

и

к л ю ч е в ы х

к о м п е т е н ц и й .

О с в о е н и е

с о д е р ж а н и я

о с н о в н о г о

о б щ е г о

о б р а з о в а н и я

п о

п р е д м е т у

« М у з ы к а »

с п о с о б с т в у е т :

- формированию у

у ч а щ и х с я

п р е д с т а в л е н и й

о

х у д о ж е с т в е н н о й

к а р т и н е

м и р а ;

- овладению и м и

м е т о д а м и

н а б л ю д е н и я ,

с р а в н е н и я ,

с о п о с т а в л е н и я ,

х у д о ж е с т в е н н о г о

а н а л и з а ;

- обобщению п о л у ч а е м ы х

в п еч атл е н и й

о б

и з у ч а е м ы х

я в л е н и я х ,

с о б ы т и я х

худ ож е с т в е н н о й

ж и з н и

с т р а н ы ;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного

восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное

с о д е р ж а н и е

п р о и з в е д е н и й

и с к у с с т в а ;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной

формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни

с т р а н ы

и

м и р а ,

п о д т в е р ж д а я

е е

к о н к р е т н ы м и

п р и м е р а м и ;

- приобретению у м е н и я

и

н а в ы к о в

р а б о т ы

с

р а з л и ч н ы м и

и с т о ч н и к а м и

и н ф о р м а ц и и .

О п ы т

т в о р ч е с к о й

д е я т е л ь н о с т и ,

п р и о б р е т а е м ы й

н а

м у з ы к а л ь н ы х

з а н я т и я х ,

с п о с о б с т в у е т :

- овладению у ч а щ и м и с я

у м е н и я м и

и

н а в ы к а м и

к о н т р о л я

и

о ц е н к и

с в о е й

д е я т е л ь н о с т и ;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в

р е ш е н и и

т в о р ч е с к и х

з а д а ч .

Т р е б о в а н и я

к

у р о в н ю

п о д г о т о в к и

у ч а щ и х с я

о с н о в н о й

ш к о л ы

5

к л а с с .

Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:

понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки,

литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом

слове, изобразительной деятельности;

участвовать

в

коллективной

исполнительской

деятельности

(пении,

пластическом

интонировании,

импровизации,

игре

на

инструментах);

передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

развивать

умения

и

навыки

музыкально-эстетического

самообразования:

формирование

фонотеки,

библиотеки,

видеотеки,

самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью

использования аудиодисков, CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей), проигрыватель, музыкальный инструмент фортепиано,

видеоаппаратуру, наглядные пособия – таблицы (нотные примеры; формы построения музыки; средства музыкальной выразительности;

портреты композиторов).

Литература и средства обучения:

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. –

М.: Дрофа, 2007.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых

документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

14. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-

ПРЕСС, 1998.

16. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

MULTIMEDIA – поддержка предмета:

- Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».

- Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.

- Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.

- Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.

- Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.

- Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd.1997.

- Импрессионизм в музыке. ДиректМедиа Паблишинг. 2007.

Календарно-тематическое планирование 5-е классы

№ урока

Раздел, тема

Количество

часов

Примерные

сроки

изучения

Фактические

сроки

изучения

Примечание

Тема

года:

«МУЗЫКА

И

ДРУГИЕ

ВИДЫ

ИСКУССТВА»

34

1.

Музыка рассказывает обо всём

1

5 д

02.09.14

04.09.14

05.09.14

5 д

Древний союз (3ч)

3

2.

Истоки

1

5 д

09.09.14

11.09.14

12.09.14

5 д

3.

Искусство открывает мир

1

5 д

16.09.14

18.09.14

19.09.14

5 д

4.

Искусства различны, тема едина

1

5 д

23.09.14

25.09.14

26.09.14

5 д

МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА

18

Слово и музыка

3

5.

Два великих начала искусства

1

5 д

30.09.14

02.10.14

10.10.14

5 д

6.

«Стань музыкою, слово!»

1

5 д

07.10.14

09.10.14

17.10.14

5 д

7.

Музыка «дружит» не только с поэзией

1

5 д

14.10.14

16.10.14

5 д

24.10.14

Песня

4

8.

Песня – верный спутник человека

1

5 д

21.10.14

23.10.14

07.11.14

5 д

9.

Песня – верный спутник человека

1

5 д

28.10.14

06.11.14

07.11.14

5 д

10.

Мир русской песни

1

5 д

11.11.14

13.11.14

14.11.14

5 д

11.

Песни народов мира

1

5 д

18.11.14

20.11.14

21.11.14

5 д

Романс

2

12.

Романса трепетные звуки

1

5 д

25.11.14

27.11.14

05.12.14

5 д

13.

Мир человеческих чувств

1

5 д

02.12.14

04.12.14

12.12.14

5 д

Хоровая музыка

3

14.

Народная

хоровая

музыка.

Хоровая

музыка в храме

1

5 д

09.12.14

11.12.14

19.12.14

5 д

15.

Что может изображать хоровая музыка

1

5 д

16.12.14

18.12.14

5 д

26.12.14

16.

Обобщающий урок по теме «Хоровая

музыка»

1

5 д

23.12.14

25.12.14

26.12.14

5 д

Опера

2

17.

Самый значительный жанр вокальной

музыки

1

5 д

13.01.15

15.01.15

16.01.15

5 д

18.

Из чего состоит опера

1

5 д

20.01.15

22.01.15

23.01.15

5 д

Балет

2

19.

Единство музыки и танца

1

5 д

27.01.15

29.01.15

30.01.15

5 д

20.

«Русские сезоны» в Париже

1

5 д

03.02.15

05.02.15

06.02.15

5 д

Музыка звучит в литературе

2

21.

Музыкальность слова

1

5 д

10.02.15

12.02.15

13.02.15

5 д

22.

Музыкальные сюжеты в литературе

1

5 д

17.02.15

19.02.15

27.02.15

5 д

М У З Ы К А

И

И З О Б РА З И Т Е Л Ь Н О Е

ИСКУССТВО

12

Образы живописи в музыке

2

23.

Живописность искусства

1

5 д

24.02.15

5 д

26.02.15

06.03.15

24.

«Музыка – сестра живописи»

1

5 д

03.03.15

05.03.15

06.03.15

5 д

Музыкальный портрет

1

25.

Может ли музыка выразить характер

человека

1

5 д

10.03.15

12.03.15

13.03.15

5 д

Пейзаж в музыке

2

26.

Образы

природы

в

т в о рч е с т в е

музыкантов

1

5 д

17.03.15

19.03.15

20.03.15

5 д

27.

« М у з ы к а л ь н ы е

к р а с к и »

в

п р о и з в е д е н и я х

ко м п о з и т о р о в -

импрессионистов

1

5 д

07.04.15

02.04.15

03.04.15

5 д

«Музыкальная живопись» сказок и былин

3

28.

Волшебная красочность музыкальных

сказок

1

5 д

14.04.15

09.04.15

17.04.15

5 д

29.

Сказочные герои в музыке

1

5 д

21.04.15

16.04.15

24.04.15

5 д

30.

Тема богатырей в музыке

1

5 д

28.04.15

23.04.15

08.05.15

5 д

Музыка в произведениях изобразительного

искусства

2

31

«Хорошая живопись – это музыка, это

мелодия»

2

5 д

05.05.15

5 д

32.

30.04.15

15.05.15

33.

Урок – обобщение по теме: «Музыка и

изобразительное искусство»

1

5 д

12.05.15

07.05.15

22.05.15

5 д

34.

Урок – концерт по теме: «Музыка и

изобразительное искусство»

1

5 д

19.05.15

14.05.15

29.05.15

5 д



В раздел образования