Напоминание

"Сказкотерапия"


Автор: Посельская Диана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления "Ыллык"
Населённый пункт: с. Диринг, Чурапчинский улус (район), Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Сказкотерапия"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СКАЗКОТЕРАПИЯ

Сказкотерапия

-

это

терапия

средней

особой

сказочной

среды

обстановкой,

в

которой

могут

появиться

потенциальные

стороны

личности,

нечто

нереализованное,

может реализоваться мечта, а главное, в ней появится чувство защищенности и ароматы

тайны..

Сказкотерапия

переживает

настоящий

бум

популярности.

Появляются

многочисленные статьи в журналах. Большинство специалистов системы образования

используют в своей работе метафорический язык сказки.

Сегодня все большее внимание уделяется

развитию творческих способностей,

креативности

ребенка

дошкольного

возраста.

Э.

Фромм

сформулировал

понятие

креативности

как

"способность"

ребенка.

Взрослого

удивляться

и

познавать,

умение

овладеть в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытии нового и способность к

глубокому осознанию своего опыта.

Способность мыслить творить - величайший из полученных человеком природных

даров. Некоторые дети обладают большим творческим потенциалом, некоторые меньшим,

но даром отмечен каждый. И где проходит граница между одаренным и неодаренным

ребенком, никому точно неизвестно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет

высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно - в специальном

развитии нуждается интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка. Наиболее

важным возрастным этапом с точки зрения интеллектуально-творческих способностей

детей

является

возрастной

диапазон

в

интервале

старшие

дошкольники

-

младшие

школьники.

Именно

дошкольный

возраст

имеет

богатейшие

возможности

для

развития

творческих

способностей.

НО,

к

сожалению,

эти

возможности

с

течением

времени

постепенно утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их

в дошкольном детстве, когда дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание

познавать окружающий мир. И мы, взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям

знания, вовлекая их в различные виды деятельности, можем способствовать расширению

детского опыта и накоплению знаний, что является

необходимой предпосылкой для

творческой

деятельности.

Кроме

того,

мышление

дошкольников

более

свободно,

чем

мышление старших детей, оно не задавлено стереотипами, оно более независимо.

В.А

Сухомлинский

называл

сказу,

игру,

фантазию

животворным

источником

детского мышления, благородных чувств, стремлений. Ведь именно "Через сказочные

образы в сознании детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится

сферой

духовной

жизни

ребенка,

средством

выражения

мыслей

и

чувств

-

живой

реальностью мышления. Без сказки - живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами

ребенка, - невозможно представить детского мышления и детской речи как определенной

ступени развития человеческого мышления и речи ".

Сказка будит не только эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства, но

и является источником раскрытия и развития творческих способностей ребенка. Сказка

"являясь творением могучего таланта народа", влияет на душу и сердце ребенка, в его

творческий потенциал, ведь в каждом сказочном образе - игра творческих сил народного

духа.

Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами,

активируя

свое воображение, мы действительно начинаем совершать действие необычным способом.

А что значит, мы начинаем творить. Становится самыми настоящими Волшебниками.

Кроме

того,

язык

сказки

доступен

ребенку.

Сказка

проста

и

в

то

же

время

загадочны. Слушая сказку ребенок покидает реальный мир и уносится в мир своих.

Первые шаги в сказочный мир

Умственное

развитие

детей

3-6

лет

характеризуется

формированием

образного

мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже

тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает создавать модели той действительности, с

которой имеет дело, строить ее описание. И делает он это с помощью сказки, которая

выступает

в

роли

знаковой

системы,

позволяющей

ребенку

интерпретировать

окружающую действительность.

4-5

лет

-

апогей

сказочного

мышления.

Мышлению

ребенка

этого

возраста

свойственен анимизм - стремление приписать неодушевленным предметам или животным

человеческие черты. Он исчезает в процессе умственного и эмоционального развития

детей: к моменту поступления в школу анимистические представления сменяются более

реалистическими хотя и не исчезают совсем.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных

социальных

факторов,

значительно

активизирующих

их

эмоциональный

мир.

Перед

ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением

своих чувств. Научиться этом позволяют сказка и игра. Например, для ребенка, который

чего-то

боится,

подбирается

готовая

сказка,

в

которой

метафорически

зашифрована

информация

о

его

страхе

и

способах

преодоления.

На

занятии

ребенок

не

только

прослушивает

эту

сказку,

но

и

проигрывает

способы

преодоления

страха,

идентифицируясь

с

главным

сказочным

героем.

Кроме

того,

ему

можно

предложить

нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим

же главным героем и др. В процессе такой работы ребенок не только "знакомиться" со

своим страхом, но и учатся справляться с ним.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические

потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста:

1.

Потребности и автономности. В каждой сказке герой

действует самостоятельно

всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на

свои собственные силы.

2.

Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые

невероятные

препятствия

и

как

правило,

становится

победителем,

достигает

успеха, хотя может терпеть временные неудачи.

3.

Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то

идет, кого-то встречает, с кем-то борется , от кого-то убегает и т.д. Иногда вначале

поведении героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне

другими персонажами.

Результатом

удовлетворения

этих

потребностей

является

формирование

целого

ряда

качеств личности:

1.

автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение,

позицию или взгляды;

2.

активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении,

умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность,

управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров.

3.

социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов;

а) мотивационного, включающего отношение к другому человеку (доброты, внимания,

сочувствия, сопереживания и содействия)

б)

когнитивного,

связанного

с

познанием

другого

человека,

способность

понять

его

способности, интересы, потребности, заменить изменения, эмоционального состояния и

др.



В раздел образования