Напоминание

"Социализация детей с ОВЗ на уроках швейного дела"


Автор: Карзонова Галина Ивановна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОКУ С(К)ОШ №4 8 вида
Населённый пункт: г.Якутск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация детей с ОВЗ на уроках швейного дела"
Раздел: среднее образование





Назад




Социализация детей с ОВЗ на уроках швейного дела.

Главная проблема ребёнка с ОВЗ заключается в нарушении его связи с миром, в

ограниченной

мобильности,

бедности

контактов

со

сверстниками

и

взрослыми,

в

ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и

элементарного образования.

Одним

из

условий

успешной

социализации

детей

с

ОВЗ

является

подготовка

их

к

самостоятельной жизни, поддержка и оказания им помощи при вступлении во “взрослую

жизнь”, для чего, прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и

образовательных организациях для социальной адаптации детей.

Развитие таких детей чаще всего идёт в индивидуальном направлении, и не все дети

имеют возможность делать “как надо”, делать “как все”. Они требуют особого подхода к

себе как в школе, так и дома. У детей с интеллектуальной недостаточностью нарушен темп

развития, при котором дети, достигшие школьного возраста, продолжают оставаться в

кругу

дошкольных

игровых

интересов.

Они

отличаются

слабой

моторикой,

низкой

познавательной

активностью,

эмоциональной

незрелостью.

У

них

сниженный

обьём

памяти и внимания, отстаёт словесно-логическое мышление, в то время как наглядно-

образное нарушено меньше. Очень часто значительно отстаёт от нормы речь. Такие дети

подвержены страхом, неврозам, остро реагируют на неудачу, отличаются неустойчивым

настроением.

Я работаю в коррекционной школе, где обучаются дети с ограниченными

возможностями здоровья. Преподаю уроки швейного дела. Обучаю детей с 5-9 классы.

Трудовое обучении является в нашей школе основным предметом. Учатся швейному делу

в основном девочки, но есть в группах и мальчики. По одному, по два мальчика. Это такие

ребята, которые по состоянию здоровья и в силу своих психологических заболеваниях не

могут посещать столярное дело.

Дети с разными диагнозами и с различными нарушениями интеллекта, от лёгкой

степени умственной отсталости до тяжёлой. Так как дети с разными возможностями, то

обучение в основном индивидуальное. Есть дети с очень слабой моторикой, они не могут

даже вдеть нитку в ушко иглы и проколоть ткань. В таких случаях подбирается игла с

большим ушком и ткань тонкая, легко прокалываемая. Другие дети не могут выполнять

простые прямые стежки, не соблюдают и не понимают длину стежка и расстояние между

ними.

Нарушено

пространственное

ориентирование.

Приходится

подбирать

для

них

другой вид работы. Они занимаются нанизыванием бусинок, работают с пряжей (делают

коврики) и т.д. Все ученики должны быть заняты делом, работой.

С каждым годом дети приходят всё более со сложными нарушениями здоровья. Не

могут

читать,

писать,

говорить,

понимать

обращённую

речь,

нарушена

моторика,

координация движения.

Конечно же, есть и более сохранные дети, но социально-запущенные. Не хотят работать,

меняться, пропускают уроки. Если и появляется желание что-либо сделать, то начинают

спешить и делают плохо.

Чтобы привить ученикам интерес к урокам швейного дела, я решила занимать их

куклами. Так как все дети, а особенно девочки любят играть в куклы.

Два года назад внедрила в учебный процесс уникальное средство – куклотерапию.

Куклы

делаем

сами,

все

вместе,

сообща

из

ткани

и

подручного

материала.

Не

всё

получается сразу и хорошо. Приходится переделывать, помогать детям. Учимся кроить,

шить одежду, украшать её орнаментами, тесьмой, бисером. В процессе работы изучаем

материаловедение,

технологию,

конструирование.

Всё

то,

что

предусмотрено

по

программе швейного дела.

Придумываем фасоны одежды для кукол. Так как фантазия и воображение у детей слабое,

используем журналы мод и информационные технологии (интернет).

Также шьём одежду в национальном стиле, деловую одежду, нарядную.

Конечно же, не все дети могут шить, даже простые изделия. Да и постоянно шить тоже

надоедает.

Тогда

мы

разнообразим

наши

уроки.

Занимаемся

вышивкой

(крестиком),

бисероплетением, учимся вязать.

Есть кружок “Волшебный лоскуток”, где занимаемся лоскутным шитьём.

С большим удовольствием дети делают подарки для своих родных и близких.

Делают разные поделки к выставкам. И очень радуются, когда их работы отмечают

грамотами и наградами.

Мои ученики принимают участие в ежегодных конкурсах по швейному делу. И всегда

занимают призовые места.

Целью

социализации

ставлю

подготовку

детей

к

полноценной,

успешной

жизни

в

обществе, формирование уверенности в своих силах.

Для этого на уроках решаю такие задачи:

- создание условий для успешной адаптации ученика в школьном коллективе.

- обеспечение безопасного и бесконфликтного существования ребёнка.

- развитие умение, навыков, личностных качеств, необходимых для успешной интеграции

в общество.

- развитие эстетических чувств и задатков.

- осознание учащимися своих возможностей и личностных особенностей.

- способность соотнести их с жизненными планами.

-

создание

ситуации

успеха

путём

выявления

и

максимального

использования

способностей каждого ребёнка.

- развитие мелкой моторики, речи, стимулирование познавательной активности.

- формирование уважения к людям труда.

Наша школа делает всё возможное, чтобы ученики, окончив школу, стали жить и работать

среди нормально развитых людей. Для этого она ставит задачу подготовки социально

ориентированной личности, чтобы ни трудом, ни поведением он не отличался от других.

В связи с изменением экономических условий и с утяжелением диагноза заболеваний,

школьников

стали

готовить

не

к

производству,

а

к

самостоятельной

трудовой

деятельности.

Под

этим

подразумевается:

самообслуживание,

самообеспечение

и

самозанятость.

Следует отметить, что профиль обучения не обязательно совпадает с будущим профилем,

но главное в этом обучении овладение несколькими видами труда, необходимыми в

самостоятельной жизни.

Литература:

1.

Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности.

Вып. 3М, 1970 2

2.

Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с

детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Дефектология – 2001 № 3 стр. 12

3.

Грузинова Т.В. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность,

пути интеграции



В раздел образования