Автор: Карзонова Галина Ивановна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОКУ С(К)ОШ №4 8 вида
Населённый пункт: г.Якутск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация детей с ОВЗ на уроках швейного дела"
Раздел: среднее образование
Социализация детей с ОВЗ на уроках швейного дела.
Главная проблема ребёнка с ОВЗ заключается в нарушении его связи с миром, в
ограниченной
мобильности,
бедности
контактов
со
сверстниками
и
взрослыми,
в
ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и
элементарного образования.
Одним
из
условий
успешной
социализации
детей
с
ОВЗ
является
подготовка
их
к
самостоятельной жизни, поддержка и оказания им помощи при вступлении во “взрослую
жизнь”, для чего, прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и
образовательных организациях для социальной адаптации детей.
Развитие таких детей чаще всего идёт в индивидуальном направлении, и не все дети
имеют возможность делать “как надо”, делать “как все”. Они требуют особого подхода к
себе как в школе, так и дома. У детей с интеллектуальной недостаточностью нарушен темп
развития, при котором дети, достигшие школьного возраста, продолжают оставаться в
кругу
дошкольных
игровых
интересов.
Они
отличаются
слабой
моторикой,
низкой
познавательной
активностью,
эмоциональной
незрелостью.
У
них
сниженный
обьём
памяти и внимания, отстаёт словесно-логическое мышление, в то время как наглядно-
образное нарушено меньше. Очень часто значительно отстаёт от нормы речь. Такие дети
подвержены страхом, неврозам, остро реагируют на неудачу, отличаются неустойчивым
настроением.
Я работаю в коррекционной школе, где обучаются дети с ограниченными
возможностями здоровья. Преподаю уроки швейного дела. Обучаю детей с 5-9 классы.
Трудовое обучении является в нашей школе основным предметом. Учатся швейному делу
в основном девочки, но есть в группах и мальчики. По одному, по два мальчика. Это такие
ребята, которые по состоянию здоровья и в силу своих психологических заболеваниях не
могут посещать столярное дело.
Дети с разными диагнозами и с различными нарушениями интеллекта, от лёгкой
степени умственной отсталости до тяжёлой. Так как дети с разными возможностями, то
обучение в основном индивидуальное. Есть дети с очень слабой моторикой, они не могут
даже вдеть нитку в ушко иглы и проколоть ткань. В таких случаях подбирается игла с
большим ушком и ткань тонкая, легко прокалываемая. Другие дети не могут выполнять
простые прямые стежки, не соблюдают и не понимают длину стежка и расстояние между
ними.
Нарушено
пространственное
ориентирование.
Приходится
подбирать
для
них
другой вид работы. Они занимаются нанизыванием бусинок, работают с пряжей (делают
коврики) и т.д. Все ученики должны быть заняты делом, работой.
С каждым годом дети приходят всё более со сложными нарушениями здоровья. Не
могут
читать,
писать,
говорить,
понимать
обращённую
речь,
нарушена
моторика,
координация движения.
Конечно же, есть и более сохранные дети, но социально-запущенные. Не хотят работать,
меняться, пропускают уроки. Если и появляется желание что-либо сделать, то начинают
спешить и делают плохо.
Чтобы привить ученикам интерес к урокам швейного дела, я решила занимать их
куклами. Так как все дети, а особенно девочки любят играть в куклы.
Два года назад внедрила в учебный процесс уникальное средство – куклотерапию.
Куклы
делаем
сами,
все
вместе,
сообща
из
ткани
и
подручного
материала.
Не
всё
получается сразу и хорошо. Приходится переделывать, помогать детям. Учимся кроить,
шить одежду, украшать её орнаментами, тесьмой, бисером. В процессе работы изучаем
материаловедение,
технологию,
конструирование.
Всё
то,
что
предусмотрено
по
программе швейного дела.
Придумываем фасоны одежды для кукол. Так как фантазия и воображение у детей слабое,
используем журналы мод и информационные технологии (интернет).
Также шьём одежду в национальном стиле, деловую одежду, нарядную.
Конечно же, не все дети могут шить, даже простые изделия. Да и постоянно шить тоже
надоедает.
Тогда
мы
разнообразим
наши
уроки.
Занимаемся
вышивкой
(крестиком),
бисероплетением, учимся вязать.
Есть кружок “Волшебный лоскуток”, где занимаемся лоскутным шитьём.
С большим удовольствием дети делают подарки для своих родных и близких.
Делают разные поделки к выставкам. И очень радуются, когда их работы отмечают
грамотами и наградами.
Мои ученики принимают участие в ежегодных конкурсах по швейному делу. И всегда
занимают призовые места.
Целью
социализации
ставлю
подготовку
детей
к
полноценной,
успешной
жизни
в
обществе, формирование уверенности в своих силах.
Для этого на уроках решаю такие задачи:
- создание условий для успешной адаптации ученика в школьном коллективе.
- обеспечение безопасного и бесконфликтного существования ребёнка.
- развитие умение, навыков, личностных качеств, необходимых для успешной интеграции
в общество.
- развитие эстетических чувств и задатков.
- осознание учащимися своих возможностей и личностных особенностей.
- способность соотнести их с жизненными планами.
-
создание
ситуации
успеха
путём
выявления
и
максимального
использования
способностей каждого ребёнка.
- развитие мелкой моторики, речи, стимулирование познавательной активности.
- формирование уважения к людям труда.
Наша школа делает всё возможное, чтобы ученики, окончив школу, стали жить и работать
среди нормально развитых людей. Для этого она ставит задачу подготовки социально
ориентированной личности, чтобы ни трудом, ни поведением он не отличался от других.
В связи с изменением экономических условий и с утяжелением диагноза заболеваний,
школьников
стали
готовить
не
к
производству,
а
к
самостоятельной
трудовой
деятельности.
Под
этим
подразумевается:
самообслуживание,
самообеспечение
и
самозанятость.
Следует отметить, что профиль обучения не обязательно совпадает с будущим профилем,
но главное в этом обучении овладение несколькими видами труда, необходимыми в
самостоятельной жизни.
Литература:
1.
Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности.
Вып. 3М, 1970 2
2.
Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с
детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Дефектология – 2001 № 3 стр. 12
3.
Грузинова Т.В. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность,
пути интеграции