Автор: Алтухова Нина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОКУ "Центр "Перспектива"
Населённый пункт: Курская область
Наименование материала: программа
Тема: "Здоровый образ жизни – как основа для успешной социализации детей в условиях Центра"
Раздел: дополнительное образование
Областное казенное учреждение «Центр психолого – педагогической
помощи семьям с детьми, содействия семейному устройству и
постинтернатному сопровождению выпускников «Перспектива»
Программа по самообразованию
«Здоровый образ жизни – как основа для
успешной социализации детей в условиях
Центра»
Воспитатель:
Алтухова Н.М.
2016-2017
1
Проблема
формирования
здорового
образа
жизни,
как
технологии
сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности
труда человека, является важнейшей проблемой современности. Приоритет жизни
и
здоровья
человека
является
одним
из
основополагающих
принципов
государственной политики России.
В
последние
годы
наблюдается
огромный
интерес
к
проблеме
индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством
исследований ведущих учёных России и мира. Особую обеспокоенность вызывают
здоровье
наших
детей,
ибо
здоровье
нации
и
прогрессивная
динамика
всего
общества связаны со здоровьем нового человека 21 века и будущим России.
Сегодня наша страна переживает один из сложнейших этапов своего
развития. Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной
системы ценностей и нравственных ориентиров – всё это способно порождать
ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослых. Особенно сложно найти
себя в столь непостоянном мире молодому человеку, чей взгляд на мир только
формируется. Возникает желание уйти, «спрятаться от жизни». Почувствовать себя
в безопасности. Наркотики, алкоголизм, курение создают для многих юношей и
девушек иллюзию такой «внутренней безопасности».
Многие
подростки
употребляют
алкогольные
напитки.
По
данным
социологического опроса, проведённого центром восстановительного лечения и
реабилитации в 2016 году, 86% молодых людей в возрасте 17 лет уже употребляют
спиртные
напитки.
Возраст,
в
котором
дети
начинают
экспериментировать
с
табаком, постоянно снижается. Уже не редкость - ребёнок 9 -11 лет с сигаретой. По
данным Минздрава РФ в табачном дыме содержится 4000 химических веществ,
наносящих
невосполнимый
вред
здоровью
не
только
курящего,
но
и
тех,
кто
находится рядом с ним. Из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми
курильщиками
становятся
80.
И
если
человек
начал
курить
в
15
лет,
продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Вот поэтому так
важно
вести
профилактическую
работу
с
ребёнком
и
воспитывать
стойкое
отношение к табаку, наркомании, алкоголю. Выпустить детей в жизнь здоровыми,
физически развитыми, способными к умственному, физическому труду - главная
задача нашего Центра.
Зачастую
ребята
попадают
в
наш
Центр
вследствие
асоциального
и
аморального
поведения
своих
родителей.
Жизненный
опыт,
который
получает
ребёнок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю,
пробе
наркотиков
со
всеми
вытекающими
отсюда
последствиями.
Часто
педагогические приёмы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с
ребёнком
навсегда.
Кроме
того,
у
многих
детей
существует
генетическая
предрасположенность к алкоголизму и наркомании.
Наше
наблюдение
и
педагогическая
диагностика,
проведённая
с
обучающимися, показала, что речь большинства детей изобилует нецензурными
выражениями.
Проведённые диагностические исследования подтвердили необходимость
формирования
представлений
о
здоровом
образе
жизни
и
мотивации
к
его
сохранению у обучающихся нашего Центра.
При составлении программы по формированию здорового образа жизни
учитывался разновозрастный состав нашей семейной группы, индивидуальные и
психологические особенности каждого ребенка.
2
Цель:
формирование у обучающихся ответственного позитивного отношения к
себе,
к
своему
здоровью
и
здоровью
окружающих
людей,
формирование
культуры здоровья и здорового образа жизни у обучающихся с активной жизненной
позицией, с устойчивыми принципами неприязни к вредным привычкам.
Задачи:
- развитие активной здоровьесберегающей среды;
- создание системы мотивации обучающихся на сохранение и укрепление
здоровья;
- освоение основ культуры здоровья;
-
расширение
физического
потенциала
обучающихся,
укрепление
психического и нравственного здоровья;
- внедрение современных методов мониторинга физического развития детей;
-
знакомство
детей
с
негативными
последствиями
различных
видов
зависимостей, влияющих на организм;
-
воспитание
в
детях
активной
жизненной
позиции,
ответственного
отношения к своему здоровью;
- способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности;
- формирование потребности в самовоспитании и самоорганизации.
Знания и умения:
- обучающиеся должны знать средства сохранения и укрепления здоровья
человека;
- обучающиеся должны реализовывать практические гигиенические навыки
и умения;
-
обучающиеся
должны
стремиться
к
физическому
и
духовному
совершенству;
-
обучающиеся
должны
знать
свой
режим,
значение
режима
дня
для
здоровья;
-
обучающиеся
должны
уметь
выстраивать
диалог,
слушать
и
слышать
собеседника, управлять своим эмоциональным состоянием;
- обучающиеся должны уметь совершать самостоятельный выбор в пользу
здорового образа жизни, ставить перед собой реальные цели и достигать их;
-
обучающиеся
должны
знать
негативные
последствия
различных
видов
зависимостей, влияющих на здоровье;
-
обучающиеся
должны
развивать
в
себе
следующие
каче ства:
самостоятельность, мобильность, доброжелательность, честность.
Программа включает в себя три блока:
Первый блок: «Основы здоровья и ЗОЖ» направлен на формирование у
обучающихся потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных
убеждений.
Второй
блок:
«Сделай
свой
выбор»
ориентирован
на
профилактику
наркомании,
алкоголизма,
курения,
формированию
негативного
отношения
к
вредным привычкам.
Третий блок: «Мир каждой души» предусматривает цель формирования у
обучающихся позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии,
3
формирования опыта нравственных отношений с окружающим миром, развитие
духовной сферы личности.
Программа «Здоровый
образ
жизни
-
как
основа
для
успешной
социализации детей в условиях Центра» рассчитана для детей от 8 до 13 лет,
реализуется в течение 1 года.
Занятия
проводятся
каждую
пятницу
месяца
продолжительностью
30-45
минут (согласно циклограмме работы ОКУ «Центр «Перспектива» на 2016-2017
учебный год.
Для
успешной
реализации
программы
необходимо
следующее
материально-техническое
оснащение:
ноутбук,
видео
и
аудиозаписи,
ватманы,
фломастеры, карандаши, репродукции картин, художественная литература и т.д.
В программе необходимо участие следующих специалистов: медиков,
психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, библиотекаря.
Программа предусматривает следующие формы работы:
-
беседа (формирует умение концентрировать внимание, воспринимать со
слуха информацию, развивает познавательный интерес)
-
дидактическая
и
ролевая
игра
(развивает
умение
действовать
в
соответствии с предложенными правилами, учит сотрудничеству)
-
дискуссия,
диспут (развивает
умение
приводить
аргументы
и
доказательства, умение слушать и слышать)
- викторина, конкурсы (развивает познавательную сферу обучающихся)
- круглый стол, устный журнал (учит слушать и слышать, делать логические
выводы, приобщает к активному пользованию периодической печатью и развивает
интерес к художественной литературе)
-
элементы
тренинга (развивает
позитивное
отношение
к
себе,
к
окружающему миру, эмоциональную отзывчивость, умение рефлектировать)
Методы работы:
В
работе
с
детьми
применимы
разнообразные
методы
(вовлечение
в
деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т. д.), но
наиболее эффективными считаются следующие:
Метод
переубеждения
(предоставление
обучающимся
убедительных
аргументов, включение их в критический анализ своей деятельности);
Метод переключения (использование на одном занятии различных форм).
Предполагаемые результаты работы по программе могут быть определены
через следующие показатели:
- стремление детей заботиться о своём здоровье;
- уровень нравственной воспитанности обучающихся семейной группы;
- отрицательное отношение к табакокурению и алкоголю;
- позитивное взаимодействие с окружающим миром;
- снижение процента курящих обучающихся семейной группы;
- низкий процент простудных заболеваний в семейной группе;
- отсутствие травматизма в семейной группе.
4
Содержание программы
1 Блок «Основы здоровья и ЗОЖ»
1.Режим дня и здоровый организм
Теоретическая
часть.
Знакомство с основными режимными моментами,
планирование своего дня.
Практическая часть. Подвижная игра «Статуи».
2.Как защитить себя от болезней
Теоретическая часть.
Знакомство со способами доврачебной помощи при
первых симптомах заболевания и их профилактикой.
3.Гигиена тела человека
Теоретическая
часть. Знакомство с основными санитарно-гигиеническими
нормами и правилами, позволяющими сохранить и укрепить своё здоровье.
Практическая часть. Игра «Разрешается-запрещается».
4.Секреты здорового питания
Теоретическая часть. Сообщение воспитателя о законах здорового питания,
о кулинарии Древней Руси.
Практическая
часть. Задание:
«Нарисовать
пищевую
пирамиду»,
игра
«Угадай-ка».
5.Уроки здоровья
Теоретическая
часть. Формирование
у
ребёнка
признания
ценности
здоровья. Знакомство с основными факторами ЗОЖ.
Практическая часть. Игра «Воздушный шарик».
6.Мы за ЗОЖ
Теоретическая часть. Закрепление знаний детей о ЗОЖ.
Практическая часть. Игра по станциям «Народная мудрость»,
«Загадки», «Что? Где? Когда?», «Площадь гигиены».
2 Блок «Сделай свой выбор»
Зачем тебе это надо?
Теоретическая часть. Знакомство с негативными последствиями различных
видов зависимостей, влияющих на здоровье. Иметь представление о возможных
угрозах здоровью, поведении в опасных для жизни ситуациях.
2.Каково твоё мнение?
Теоретическая
часть. Дискуссия о статистических данных наркотических
эпидемий.
3.Умей сказать нет
Теоретическая часть. Научить детей противостоять любым зависимостям и
тем людям, которые пытаются к ним приобщить.
Практическая часть. Выставка рисунков на тему «Курение – это…»
4.Мир без вредных привычек
Теоретическая
часть. Знакомство с профилактикой и борьбой с вредными
привычками. Влияние алкоголя, табака, наркотиков на организм человека.
5.Наркомания - страшная болезнь 21 века
Теоретическая часть. Знакомство с законами правовых норм и методами,
предпринимаемыми правительством против наркотиков.
5
6.Суд над сигаретой
Теоретическая часть. Знакомство с компонентами табачного дыма, влияние
курения на системы органов человека.
3 Блок «Мир каждой души»
1.Свобода и ответственность
Практическая часть. Просмотр видеофильма «Я боюсь». Обсуждение.
2.Мир против насилия и жестокости над детьми и самими детьми
Теоретическая
часть. Обсуждение понятий «жестокость», «сострадание».
Действия
и
поступки,
которые
можно
определить,
как
жестокие.
Причины
и
последствия жестокости.
Практическая часть. Написание мини-сочинения «Что делать, чтобы люди
не были жестокими».
3.Доброта в нас и вокруг нас
Теоретическая часть. Беседа о человеческой доброте, милосердии, умении
радоваться и переживать за других.
4.О дружбе и друзьях
Теоретическая часть. Высказывание и рассуждения детей о том, кого можно
назвать настоящим другом и что такое дружба. Мудрые высказывания о дружбе.
5.Как проявить себя и свои возможности
Теоретическая
часть.
Историческая
справка
воспитателя
«Биография
учёных - изобретателей» (И.И.Ползунов, М.П.Кулибин, А.С.Попов и др.).
Получив
итоги
диспансеризации
детей
с
рекомендациями
врачей
-специалистов, был составлен план индивидуальных мероприятий, целью которых
стало формирование установок на сохранение и укрепление здоровья каждого из
обучающихся.
Ежедневно
мы
проводим
утреннюю
зарядку,
профилактическую
гимнастику для глаз, упражнения для коррекции осанки. В нашей семейной группе
соблюдается режим дня, рационально организуется смена труда и отдыха детей. Во
время
проведения
группового
занятия
следим
за
активностью
детей,
для
устранения
усталости
используем
физминутки,
упражнения.
Ежедневно
соблюдается
питьевой
режим,
режим
проветривания,
влажной
уборки.
Дети
посещают тренажерный зал, участвуют в различных спортивных мероприятиях и
соревнованиях. Изучая природу родного края, природные приметы, наблюдаем за
изменениями в природе, проводим подвижные игры, экскурсии и прогулки в лес.
Такие мероприятия всегда приносят массу позитива в жизнь детей и взрослых,
сплачивают
наш
коллектив.
Оптимизации
двигательной
активности
детей
способствуют «Дни Здоровья», проводимые в Центре, в которых обучающиеся
нашей семейной группы участвуют с большим удовольствием. Знакомя детей с
технологией
приготовления
различных
блюд
мы
рассказываем
о
полезных
и
вредных
для
здоровья
человека
продуктах
питания.
Это
стало
нашей
доброй
традицией в укреплении иммунитета детей. Как способ закаливания организма,
ребята применяют контрастный душ, умывание прохладной водой. На групповых
занятиях
проводим
беседы
о
последствиях
употребления
алкоголя,
табака
и
наркотических
средств,
информируя
о
современных
методах
борьбы
с
ними,
стараясь
выработать
у
детей
положительное
отношение
к
жизни
без
вредных
6
привычек,
ведь
от
этого
можно
получать
удовольствие.
Ребята
знакомятся
со
способами
оказания
первой
медицинской
помощи,
получая
инструкции
о
соблюдении
техники
безопасности
жизнедеятельности.
Проводятся
беседы
о
личной гигиене подростков, половом воспитании. На занятиях по профориентации
подростки
получают
информацию
не
только
о
будущей
профессии,
но
и
об
ограничении
выбора
специальности
по
состоянию
здоровья.
Многие
дети
огорчаются,
что
с
их
заболеваниями
выбранную
профессию
им
не
освоить.
Заботясь о физическом здоровье детей, мы не забываем и о психологическом их
здоровье,
проводя
мероприятия
нравственно-эстетической
направленности,
включая
посещение
православной
комнаты
нашего
Центра.
Ребята
принимают
участие
в
различных
творческих
конкурсах,
что
способствует
укреплению
психологического здоровья, повышению самооценки ребенка. Для воспитанников
нашего Центра важно развить в себе чувство самоуважения, осознание того, что все
жизненные
задачи
они
в
состоянии
решить.
И
все
это
благодаря
системному
п о д х о д у
п о
п р о п а г а н д е
з д о р о в о г о
о б р а з а
ж и з н и .
Благодаря проводимым мероприятиям по здоровьесбережению нам удалось
снизить процент простудных заболеваний, дети повысили свой образовательный
уровень, учатся ценить и сохранять свое здоровье, что подкреплено результатами
ежегодно проводимой медицинской диспансеризации детей. Отдавая себе отчет в
том, что счастливый ребенок – это, прежде всего, здоровый ребенок и сделав выбор
в пользу здорового образа жизни, обучающиеся нашей семейной группы будут
успешны и благополучны, так как во всех начинаниях успех порождает успех.
В план воспитательной работы были включены и проведены: мастерская
«Мы за здоровый образ жизни!», которая включает в себя викторину «Витамины и
здоровье»,
беседы
«Как
сохранить
здоровье»,
«Как
сохранить
зрение»,
«Как
сохранить кости целыми», «Мой режим дня», игровые программы «В здоровом
теле
–
здоровый
дух»,
«Строим
снежную
крепость»,
«Цветик
-
семицветик»,
«Зайчик - попрыгайчик», игры – соревнования «Один за всех и все за одного»,
турниры по шашкам, «Быстрее, выше, сильнее», практические занятия «Наша
осанка», «Чистота – залог здоровья», уроки здоровья «Личная гигиена мальчиков»,
спортивные игры на свежем воздухе, спортивные развлечения «Лыжные гонки»,
диспут «Почему некоторые привычки называют вредными», семейная гостиная
«Молоко и молочные продукты». Мальчики стали более внимательно относиться к
своему здоровью, одеваются по сезону, чтобы не переохлаждаться.
Итогом воспитательной работы в данном направлении является то, что в
период с сентября по апрель процент заболеваемости простудными заболеваниями
в нашей семейной группе оставался низким, а также отсутствие в нашей семейной
группе случаев травматизма. Не смотря на это, работу по укреплению здоровья
детей, привитие любви к здоровому образу жизни необходимо проводить и в
дальнейшем систематически.
Свой дар – здоровье нужно беречь и всеми доступными средствами
укреплять его с раннего детства. Ведение здорового образа жизни поможет детям,
своевременно и гармонично развиваться и сохранить здоровье. Человек, который с
детства приучает себя к правильному образу жизни, вырастет здоровым и сильным.
7
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться —
На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты —
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!
8