Напоминание

"Здоровый образ жизни – как основа для успешной социализации детей в условиях Центра"


Автор: Алтухова Нина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОКУ "Центр "Перспектива"
Населённый пункт: Курская область
Наименование материала: программа
Тема: "Здоровый образ жизни – как основа для успешной социализации детей в условиях Центра"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Областное казенное учреждение «Центр психолого – педагогической

помощи семьям с детьми, содействия семейному устройству и

постинтернатному сопровождению выпускников «Перспектива»

Программа по самообразованию

«Здоровый образ жизни – как основа для

успешной социализации детей в условиях

Центра»

Воспитатель:

Алтухова Н.М.

2016-2017

1

Проблема

формирования

здорового

образа

жизни,

как

технологии

сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности

труда человека, является важнейшей проблемой современности. Приоритет жизни

и

здоровья

человека

является

одним

из

основополагающих

принципов

государственной политики России.

В

последние

годы

наблюдается

огромный

интерес

к

проблеме

индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством

исследований ведущих учёных России и мира. Особую обеспокоенность вызывают

здоровье

наших

детей,

ибо

здоровье

нации

и

прогрессивная

динамика

всего

общества связаны со здоровьем нового человека 21 века и будущим России.

Сегодня наша страна переживает один из сложнейших этапов своего

развития. Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной

системы ценностей и нравственных ориентиров – всё это способно порождать

ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослых. Особенно сложно найти

себя в столь непостоянном мире молодому человеку, чей взгляд на мир только

формируется. Возникает желание уйти, «спрятаться от жизни». Почувствовать себя

в безопасности. Наркотики, алкоголизм, курение создают для многих юношей и

девушек иллюзию такой «внутренней безопасности».

Многие

подростки

употребляют

алкогольные

напитки.

По

данным

социологического опроса, проведённого центром восстановительного лечения и

реабилитации в 2016 году, 86% молодых людей в возрасте 17 лет уже употребляют

спиртные

напитки.

Возраст,

в

котором

дети

начинают

экспериментировать

с

табаком, постоянно снижается. Уже не редкость - ребёнок 9 -11 лет с сигаретой. По

данным Минздрава РФ в табачном дыме содержится 4000 химических веществ,

наносящих

невосполнимый

вред

здоровью

не

только

курящего,

но

и

тех,

кто

находится рядом с ним. Из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми

курильщиками

становятся

80.

И

если

человек

начал

курить

в

15

лет,

продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Вот поэтому так

важно

вести

профилактическую

работу

с

ребёнком

и

воспитывать

стойкое

отношение к табаку, наркомании, алкоголю. Выпустить детей в жизнь здоровыми,

физически развитыми, способными к умственному, физическому труду - главная

задача нашего Центра.

Зачастую

ребята

попадают

в

наш

Центр

вследствие

асоциального

и

аморального

поведения

своих

родителей.

Жизненный

опыт,

который

получает

ребёнок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю,

пробе

наркотиков

со

всеми

вытекающими

отсюда

последствиями.

Часто

педагогические приёмы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с

ребёнком

навсегда.

Кроме

того,

у

многих

детей

существует

генетическая

предрасположенность к алкоголизму и наркомании.

Наше

наблюдение

и

педагогическая

диагностика,

проведённая

с

обучающимися, показала, что речь большинства детей изобилует нецензурными

выражениями.

Проведённые диагностические исследования подтвердили необходимость

формирования

представлений

о

здоровом

образе

жизни

и

мотивации

к

его

сохранению у обучающихся нашего Центра.

При составлении программы по формированию здорового образа жизни

учитывался разновозрастный состав нашей семейной группы, индивидуальные и

психологические особенности каждого ребенка.

2

Цель:

формирование у обучающихся ответственного позитивного отношения к

себе,

к

своему

здоровью

и

здоровью

окружающих

людей,

формирование

культуры здоровья и здорового образа жизни у обучающихся с активной жизненной

позицией, с устойчивыми принципами неприязни к вредным привычкам.

Задачи:

- развитие активной здоровьесберегающей среды;

- создание системы мотивации обучающихся на сохранение и укрепление

здоровья;

- освоение основ культуры здоровья;

-

расширение

физического

потенциала

обучающихся,

укрепление

психического и нравственного здоровья;

- внедрение современных методов мониторинга физического развития детей;

-

знакомство

детей

с

негативными

последствиями

различных

видов

зависимостей, влияющих на организм;

-

воспитание

в

детях

активной

жизненной

позиции,

ответственного

отношения к своему здоровью;

- способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности;

- формирование потребности в самовоспитании и самоорганизации.

Знания и умения:

- обучающиеся должны знать средства сохранения и укрепления здоровья

человека;

- обучающиеся должны реализовывать практические гигиенические навыки

и умения;

-

обучающиеся

должны

стремиться

к

физическому

и

духовному

совершенству;

-

обучающиеся

должны

знать

свой

режим,

значение

режима

дня

для

здоровья;

-

обучающиеся

должны

уметь

выстраивать

диалог,

слушать

и

слышать

собеседника, управлять своим эмоциональным состоянием;

- обучающиеся должны уметь совершать самостоятельный выбор в пользу

здорового образа жизни, ставить перед собой реальные цели и достигать их;

-

обучающиеся

должны

знать

негативные

последствия

различных

видов

зависимостей, влияющих на здоровье;

-

обучающиеся

должны

развивать

в

себе

следующие

каче ства:

самостоятельность, мобильность, доброжелательность, честность.

Программа включает в себя три блока:

Первый блок: «Основы здоровья и ЗОЖ» направлен на формирование у

обучающихся потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных

убеждений.

Второй

блок:

«Сделай

свой

выбор»

ориентирован

на

профилактику

наркомании,

алкоголизма,

курения,

формированию

негативного

отношения

к

вредным привычкам.

Третий блок: «Мир каждой души» предусматривает цель формирования у

обучающихся позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии,

3

формирования опыта нравственных отношений с окружающим миром, развитие

духовной сферы личности.

Программа «Здоровый

образ

жизни

-

как

основа

для

успешной

социализации детей в условиях Центра» рассчитана для детей от 8 до 13 лет,

реализуется в течение 1 года.

Занятия

проводятся

каждую

пятницу

месяца

продолжительностью

30-45

минут (согласно циклограмме работы ОКУ «Центр «Перспектива» на 2016-2017

учебный год.

Для

успешной

реализации

программы

необходимо

следующее

материально-техническое

оснащение:

ноутбук,

видео

и

аудиозаписи,

ватманы,

фломастеры, карандаши, репродукции картин, художественная литература и т.д.

В программе необходимо участие следующих специалистов: медиков,

психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, библиотекаря.

Программа предусматривает следующие формы работы:

-

беседа (формирует умение концентрировать внимание, воспринимать со

слуха информацию, развивает познавательный интерес)

-

дидактическая

и

ролевая

игра

(развивает

умение

действовать

в

соответствии с предложенными правилами, учит сотрудничеству)

-

дискуссия,

диспут (развивает

умение

приводить

аргументы

и

доказательства, умение слушать и слышать)

- викторина, конкурсы (развивает познавательную сферу обучающихся)

- круглый стол, устный журнал (учит слушать и слышать, делать логические

выводы, приобщает к активному пользованию периодической печатью и развивает

интерес к художественной литературе)

-

элементы

тренинга (развивает

позитивное

отношение

к

себе,

к

окружающему миру, эмоциональную отзывчивость, умение рефлектировать)

Методы работы:

В

работе

с

детьми

применимы

разнообразные

методы

(вовлечение

в

деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т. д.), но

наиболее эффективными считаются следующие:

Метод

переубеждения

(предоставление

обучающимся

убедительных

аргументов, включение их в критический анализ своей деятельности);

Метод переключения (использование на одном занятии различных форм).

Предполагаемые результаты работы по программе могут быть определены

через следующие показатели:

- стремление детей заботиться о своём здоровье;

- уровень нравственной воспитанности обучающихся семейной группы;

- отрицательное отношение к табакокурению и алкоголю;

- позитивное взаимодействие с окружающим миром;

- снижение процента курящих обучающихся семейной группы;

- низкий процент простудных заболеваний в семейной группе;

- отсутствие травматизма в семейной группе.

4

Содержание программы

1 Блок «Основы здоровья и ЗОЖ»

1.Режим дня и здоровый организм

Теоретическая

часть.

Знакомство с основными режимными моментами,

планирование своего дня.

Практическая часть. Подвижная игра «Статуи».

2.Как защитить себя от болезней

Теоретическая часть.

Знакомство со способами доврачебной помощи при

первых симптомах заболевания и их профилактикой.

3.Гигиена тела человека

Теоретическая

часть. Знакомство с основными санитарно-гигиеническими

нормами и правилами, позволяющими сохранить и укрепить своё здоровье.

Практическая часть. Игра «Разрешается-запрещается».

4.Секреты здорового питания

Теоретическая часть. Сообщение воспитателя о законах здорового питания,

о кулинарии Древней Руси.

Практическая

часть. Задание:

«Нарисовать

пищевую

пирамиду»,

игра

«Угадай-ка».

5.Уроки здоровья

Теоретическая

часть. Формирование

у

ребёнка

признания

ценности

здоровья. Знакомство с основными факторами ЗОЖ.

Практическая часть. Игра «Воздушный шарик».

6.Мы за ЗОЖ

Теоретическая часть. Закрепление знаний детей о ЗОЖ.

Практическая часть. Игра по станциям «Народная мудрость»,

«Загадки», «Что? Где? Когда?», «Площадь гигиены».

2 Блок «Сделай свой выбор»

Зачем тебе это надо?

Теоретическая часть. Знакомство с негативными последствиями различных

видов зависимостей, влияющих на здоровье. Иметь представление о возможных

угрозах здоровью, поведении в опасных для жизни ситуациях.

2.Каково твоё мнение?

Теоретическая

часть. Дискуссия о статистических данных наркотических

эпидемий.

3.Умей сказать нет

Теоретическая часть. Научить детей противостоять любым зависимостям и

тем людям, которые пытаются к ним приобщить.

Практическая часть. Выставка рисунков на тему «Курение – это…»

4.Мир без вредных привычек

Теоретическая

часть. Знакомство с профилактикой и борьбой с вредными

привычками. Влияние алкоголя, табака, наркотиков на организм человека.

5.Наркомания - страшная болезнь 21 века

Теоретическая часть. Знакомство с законами правовых норм и методами,

предпринимаемыми правительством против наркотиков.

5

6.Суд над сигаретой

Теоретическая часть. Знакомство с компонентами табачного дыма, влияние

курения на системы органов человека.

3 Блок «Мир каждой души»

1.Свобода и ответственность

Практическая часть. Просмотр видеофильма «Я боюсь». Обсуждение.

2.Мир против насилия и жестокости над детьми и самими детьми

Теоретическая

часть. Обсуждение понятий «жестокость», «сострадание».

Действия

и

поступки,

которые

можно

определить,

как

жестокие.

Причины

и

последствия жестокости.

Практическая часть. Написание мини-сочинения «Что делать, чтобы люди

не были жестокими».

3.Доброта в нас и вокруг нас

Теоретическая часть. Беседа о человеческой доброте, милосердии, умении

радоваться и переживать за других.

4.О дружбе и друзьях

Теоретическая часть. Высказывание и рассуждения детей о том, кого можно

назвать настоящим другом и что такое дружба. Мудрые высказывания о дружбе.

5.Как проявить себя и свои возможности

Теоретическая

часть.

Историческая

справка

воспитателя

«Биография

учёных - изобретателей» (И.И.Ползунов, М.П.Кулибин, А.С.Попов и др.).

Получив

итоги

диспансеризации

детей

с

рекомендациями

врачей

-специалистов, был составлен план индивидуальных мероприятий, целью которых

стало формирование установок на сохранение и укрепление здоровья каждого из

обучающихся.

Ежедневно

мы

проводим

утреннюю

зарядку,

профилактическую

гимнастику для глаз, упражнения для коррекции осанки. В нашей семейной группе

соблюдается режим дня, рационально организуется смена труда и отдыха детей. Во

время

проведения

группового

занятия

следим

за

активностью

детей,

для

устранения

усталости

используем

физминутки,

упражнения.

Ежедневно

соблюдается

питьевой

режим,

режим

проветривания,

влажной

уборки.

Дети

посещают тренажерный зал, участвуют в различных спортивных мероприятиях и

соревнованиях. Изучая природу родного края, природные приметы, наблюдаем за

изменениями в природе, проводим подвижные игры, экскурсии и прогулки в лес.

Такие мероприятия всегда приносят массу позитива в жизнь детей и взрослых,

сплачивают

наш

коллектив.

Оптимизации

двигательной

активности

детей

способствуют «Дни Здоровья», проводимые в Центре, в которых обучающиеся

нашей семейной группы участвуют с большим удовольствием. Знакомя детей с

технологией

приготовления

различных

блюд

мы

рассказываем

о

полезных

и

вредных

для

здоровья

человека

продуктах

питания.

Это

стало

нашей

доброй

традицией в укреплении иммунитета детей. Как способ закаливания организма,

ребята применяют контрастный душ, умывание прохладной водой. На групповых

занятиях

проводим

беседы

о

последствиях

употребления

алкоголя,

табака

и

наркотических

средств,

информируя

о

современных

методах

борьбы

с

ними,

стараясь

выработать

у

детей

положительное

отношение

к

жизни

без

вредных

6

привычек,

ведь

от

этого

можно

получать

удовольствие.

Ребята

знакомятся

со

способами

оказания

первой

медицинской

помощи,

получая

инструкции

о

соблюдении

техники

безопасности

жизнедеятельности.

Проводятся

беседы

о

личной гигиене подростков, половом воспитании. На занятиях по профориентации

подростки

получают

информацию

не

только

о

будущей

профессии,

но

и

об

ограничении

выбора

специальности

по

состоянию

здоровья.

Многие

дети

огорчаются,

что

с

их

заболеваниями

выбранную

профессию

им

не

освоить.

Заботясь о физическом здоровье детей, мы не забываем и о психологическом их

здоровье,

проводя

мероприятия

нравственно-эстетической

направленности,

включая

посещение

православной

комнаты

нашего

Центра.

Ребята

принимают

участие

в

различных

творческих

конкурсах,

что

способствует

укреплению

психологического здоровья, повышению самооценки ребенка. Для воспитанников

нашего Центра важно развить в себе чувство самоуважения, осознание того, что все

жизненные

задачи

они

в

состоянии

решить.

И

все

это

благодаря

системному

п о д х о д у

п о

п р о п а г а н д е

з д о р о в о г о

о б р а з а

ж и з н и .

Благодаря проводимым мероприятиям по здоровьесбережению нам удалось

снизить процент простудных заболеваний, дети повысили свой образовательный

уровень, учатся ценить и сохранять свое здоровье, что подкреплено результатами

ежегодно проводимой медицинской диспансеризации детей. Отдавая себе отчет в

том, что счастливый ребенок – это, прежде всего, здоровый ребенок и сделав выбор

в пользу здорового образа жизни, обучающиеся нашей семейной группы будут

успешны и благополучны, так как во всех начинаниях успех порождает успех.

В план воспитательной работы были включены и проведены: мастерская

«Мы за здоровый образ жизни!», которая включает в себя викторину «Витамины и

здоровье»,

беседы

«Как

сохранить

здоровье»,

«Как

сохранить

зрение»,

«Как

сохранить кости целыми», «Мой режим дня», игровые программы «В здоровом

теле

здоровый

дух»,

«Строим

снежную

крепость»,

«Цветик

-

семицветик»,

«Зайчик - попрыгайчик», игры – соревнования «Один за всех и все за одного»,

турниры по шашкам, «Быстрее, выше, сильнее», практические занятия «Наша

осанка», «Чистота – залог здоровья», уроки здоровья «Личная гигиена мальчиков»,

спортивные игры на свежем воздухе, спортивные развлечения «Лыжные гонки»,

диспут «Почему некоторые привычки называют вредными», семейная гостиная

«Молоко и молочные продукты». Мальчики стали более внимательно относиться к

своему здоровью, одеваются по сезону, чтобы не переохлаждаться.

Итогом воспитательной работы в данном направлении является то, что в

период с сентября по апрель процент заболеваемости простудными заболеваниями

в нашей семейной группе оставался низким, а также отсутствие в нашей семейной

группе случаев травматизма. Не смотря на это, работу по укреплению здоровья

детей, привитие любви к здоровому образу жизни необходимо проводить и в

дальнейшем систематически.

Свой дар – здоровье нужно беречь и всеми доступными средствами

укреплять его с раннего детства. Ведение здорового образа жизни поможет детям,

своевременно и гармонично развиваться и сохранить здоровье. Человек, который с

детства приучает себя к правильному образу жизни, вырастет здоровым и сильным.

7

Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня.

Следует, ребята, знать

Нужно всем подольше спать.

Ну а утром не лениться —

На зарядку становиться!

Чистить зубы, умываться,

И почаще улыбаться,

Закаляться, и тогда

Не страшна тебе хандра.

У здоровья есть враги,

С ними дружбы не води!

Среди них тихоня лень,

С ней борись ты каждый день.

Чтобы ни один микроб

Не попал случайно в рот,

Руки мыть перед едой

Нужно мылом и водой.

Кушать овощи и фрукты,

Рыбу, молокопродукты —

Вот полезная еда,

Витаминами полна!

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе:

Одеваться по погоде!

Ну, а если уж случилось:

Разболеться получилось,

Знай, к врачу тебе пора.

Он поможет нам всегда!

Вот те добрые советы,

В них и спрятаны секреты,

Как здоровье сохранить.

Научись его ценить!

8



В раздел образования