Автор: Суханова Наталья Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 15"
Населённый пункт: п. Рефтинский, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль классного руководителя в формировании классного коллектива"
Раздел: начальное образование
1
Доклад на муниципальных педагогических чтениях на тему:
«Роль классного руководителя
в формировании классного коллектива»
Н.П. Суханова, учитель начальных классов.
Великий поэт всех времен и народов Александр Сергеевич Пушкин сказал: «В
начале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение
школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из нас начинается здесь, здесь
же формируется и наше сознание. Через школу проходят все люди, в своей совокупности
образующие общество, страну, государство. От прочности фундамента зависит прочность
будущего здания - это прописная истина, называемая еще банальной. Но что делать, если
именно такие прописные истины становятся для нас вечными. Ведь сколько бы мы ни
затевали перестроек нашего общего дома, без основательного, прочного фундамента они
не имеют смысла. Хороший строитель никогда не экономит на фундаменте.
Первый класс - это ответственный период жизни ребенка.
Дети, приходящие в первый класс, очень разные. Отличаются первоклассники опытом
жизни в коллективе сверстников. По этому признаку в классе можно было выделить три
группы: «домашних» детей, воспитанников одного детского сада, воспитанников разных
детских садов.
Всего по каждому ДОУ
№ 20
№ 28
№ 57
50
Другое
8
1
3
2
ЦДТ – 3
Дома – 1
Саратов. обл. - 1
Лучший способ познакомить детей друг с другом, подружить, объединить в
общность - совместная деятельность.
И здесь классный руководитель – является ключевой фигурой в воспитательной
деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного
процесса.
Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы
воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности,
позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно -
ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим
1
2
коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. При планировании
воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности
обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных
обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит
совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения.
В своей работе руководствуюсь “Десятью заповедями воспитания” В.А.
Караковского:
1. Главная цель воспитания – счастливый человек.
2. Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.
3. Воспитание без уважения – подавление.
4. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.
5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше
никогда не вредно.
6. Развивай в себе незаурядность.
7. Не будь занудой, не ной и не паникуй.
8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай
своих детей.
9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.
10. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.
На основе этого, мной, как классным руководителем на протяжении последних двух
лет решались следующие воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к малой Родине, семье, природе родного края, народным
традициям.
Учить доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности.
Воспитывать интерес к учебе, стремление повышать качество своих знаний,
способствовать развитию нравственного и духовного мира детей.
Учить самостоятельности, умению отвечать за свои поступки, нести за них
ответственность.
Формировать правосознание ученика, гражданскую позицию.
Пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к физкультуре и спорту.
2
3
Организовывать сотрудничество и взаимодействие обучающихся, учителей и
родителей.
Воспитание в каждом ученике порядочности, трудолюбия, милосердия,
гражданственности, толерантности, активной жизненной позиции, бережного
отношения к природе, охрана культурного наследия
– вот ведущие ценности, которыми я руководствуюсь в своей работе.
Воспитание успешно, если оно системно.
Основные положения моей воспитательной системы:
Индивидуальный подход в воспитании.
Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией,
организатором.
Системность в работе.
С данным классным коллективом работаю 3 год, поэтому дружный коллектив еще
формируется, я знаю особенности характера и развития каждого ребенка, его интересы.
Исходя из этого, для работы подбирались и подбираются мероприятия разнопланового
характера, чтобы они были интересны и понятны каждому, чтобы они оставили след в
душах, заставили задумываться над многообразием окружающего мира, учили любить,
сострадать, уважать, критически относиться к человеческим порокам, помогать сделать
правильный выбор в жизни: стать ее активным участником, а не праздным
созерцателем.
Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы считаю классный час.
Классный час является прямой формой моего общения с учениками. Провожу
различные Теоретические занятия:
беседы, рассказы, убеждения учителя; слушание; решение проблем; обсуждение
прочитанной литературы.
Практические занятия:
игры; ролевые игры; рассказывание истории, сказок; импровизированные сценки,
спектакли; дебаты; изготовление газеты; тренинги; опросы, анкетирование.
Экскурсии:
посещение центральной библиотеки; посещение ДШИ; посещение ЦКИ, ЦДТ;
посещение музея Бажова.
3
4
Для сплочения классного коллектива в течение последних 2 лет проводились
мероприятия по следующие направлениям: «Человек»; «Здоровье», «Семья»,
«Культура», «Труд», «Наша Родина».
Особо подробно мне бы хотелось остановиться только на 2 направлениях, которые
оказывают огромную роль для формирования классного коллектива.
1.
Направление «Человек»
Цель - создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных
способностей. Развивать внимание, творческие способности, прививать интерес к
учебе. Привитие навыков культуры поведения, культуры речи и общения. Изучение
правовых и законодательных норм. Формирование толерантного отношения к
людям. В этом учебном году этому направлению уделяется особое внимание, т.к. в
наш класс прибыл ребенок плохо говорящий на русском языке, отличающийся своей
культурой.
1.
Классный час «Искусство слушать собеседника»;
2.
Разговор о взаимоотношениях детей друг с другом.
3.
Класс. час «Дружба»
4.
Кл.час «Правила поведения в школе, общественных местах…»
5.
Кл.час «Человек среди людей».
6.
Классный час «Добро побеждает зло»
Цель: познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», показать учащимся
необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;
поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении,
любви, о сложности нравственного выбора; В ходе классного часа мы взвешивали добро и
зло и конечно же добро перевесило зло. На практике учащиеся доказали, что боль
причиненная обидными словами остается в душе очень долго, и никакие комплименты
не могут ее разгладить. Определили правила: Как мы можем каждый день поднимать
настроение друг другу? И Как быть добрее?
7.
Ролевая игра «Учимся дружить».
8.
Правила в школе;
9.
Всемирный день прав ребенка;
4
5
10.Классный час «Жестокость, равнодушие и сочувствие»;
11.Классный час «Что такое толерантность?»
Целью кл. часа было: формирование уважительного отношения к другим людям,
признание различий и индивидуальности каждого.
Задачи:
1) Изучение понятий, связанных с проблемой толерантности.
2) Демонстрация сходства и различия учащихся.
3) Воспитание умения слушать другого человека.
В конце классного часа мы вырастили дерево толерантности, каждый написал на листочке
что необходимо
сделать, чтобы
наш класс, наша
школа стала
пространством
толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными.
В наш классный коллектив во 2 классе прибывали ребята из центра реабилитации, в
этом учебном году прибыло ещё трое новых учащихся. Данные дети отличаются разным
уровнем знаний, социальным статусом, и т.к. они прибыли из других школ, то и обучались
по другой программе. Хотелось бы сказать, что адаптация их в нашем классе прошла
успешно. Девочки нашего класса взяли шефство над этими учащимися.
В нашем маленьком рабочем коллективе складываются добрые отношения, ребята
начинают понимать, доверять, уважать друг друга и меня. Они начинают видеть
недостатки, признавать их и исправлять, мягко подсказывать друг другу. На своём
опыте я убедилась, что чувство “мы – единое целое”, “мы – коллектив” возникает
только в делах, которые мы организовываем все вместе. Каждое проведенное
мероприятие обсуждается, отмечаются реальные успехи проведения, не замалчиваются
и недостатки – это позволяет подготовить следующее мероприятие на более высоком
уровне.
2 направление СЕМЬЯ
Цель: налаживание связей с семьей и школой, укрепление роли семьи в
формировании жизненной позиции школьников.
Привлекаются родители к участию в воспитательном процессе в классе. Родители
частые гости и помощники в моем классе. Так мы совместно организуем:
1.
Походы выходного дня. Осенью мы обычно с классом выходим в поход, так как во
время похода удобнее в непринужденной обстановке попробовать различные
формы совместной деятельности, посмотреть творческие способности детей. Ребята
5
6
в такой непринужденной обстановке лучше узнают друг друга, быстрее знакомятся,
завязываются дружеские связи, выделяются лидеры.
2.
Совместные поездки на экскурсии, в музей.
Во 2 классе у нас произошло захватывающее знакомство с хищными птицами в
вольерном комплексе Центра по реабилитации и мониторингу хищных птиц
«ХОЛЗАН».
В 3 классе мы посетили Сысертский фарфоровый завод и дом-музей уральского
писателя, известного своими сказами во всем мире - Павла Петровича Бажова.
3.
Организация спортивно-семейного праздника «Папа, мама, я – дружная семья»;
4.
Традиционно в нашем классе отмечаются совместные праздники, посвященные 23
февраля, 8 марта.
5.
В классе проводятся классные час на тему «Традиции семьи» и «Семейные
ценности»
6.
Празднование дней Именинников в классе.
Внеклассная работа по формированию классного коллектива должна использоваться
для включения учащихся в различные формы морально-познавательной деятельности.
В целях морального воспитания применяю формы культурно-массовой и
художественно-эстетической деятельности учащихся:
Совместное посещение с классом различных:
Концертов в ДШИ;
Выставок, спектаклей в ЦКИ.
Участие в школьных коллективных делах, при подготовке к которым происходит
разновозрастное общение, способствует развитию детей младшего школьного возраста.
Выступая перед другими коллективами школы, класс представляет собой единый
организм, ребята заражаются духом творчества, дружелюбия, знакомятся с традициями
школы и утверждают их в последующих классах. Дела, проводимые в классе и в школе,
создают атмосферу увлеченности, радости, хорошего настроения, желания работать,
эмоционального комфорта в коллективе. (Минута Славы, Класс года, День Здоровья и т.д.)
Особое значение для формирования классного коллектива имеют занятия,
проводимые с приглашением представителей ЦДТ и ДЮСШ «ОЛИМП». Эти занятия
проводит у нас Лоскутова Оксана Евгеньевна и Скачкова Галина Александровна. Все
6
7
проводимые занятия - это игры, увлекательные, занимательные, творческие, которые
направлены на сплочение коллектива.
С Оксаной Евгеньевной мы изучаем мир вокруг нас, оформляем коллективно газеты.
С Галиной Александровной проводим спортивные состязания, походы и т.д.
Все это способствует развитию внутриколлективных отношений, создает мажорный
климат в классе, укрепляет дружеские связи.
ВЫВОД:
Вашему
вниманию
представлена
лишь
малая
часть
проводимых
мероприятий
в
нашем классе по формированию классного коллектива. Работа ведется в полном объеме. И
результатом моей работы по формированию классного коллектива является следующее на
первом этапе в 1 классе, происходило узнавание себя
как школьника, формирование
собственного взгляда на окружающих.
Второй этап, 2 класс. Результат совместной деятельности – забота не только о себе,
но и о сверстниках, близких.
На третьем
этапе, на котором мы в данный момент находимся – формируется
умение
жить
и
работать
в
коллективе,
подчинение
своих
интересов
интересам
коллектива.
Четвертый этап, завершающий который нас ждет в 4 классе –будет переходный от
авторитарности
управления
к
демократичности,
приём
самостоятельных
решений,
самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Классное руководство стало для меня потребностью, порой трудоемкой и тяжелой,
но оно наполнило мою жизнь новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями,
чувствами. Оно позволяет мне наполняться энергией и расти вместе с детьми!
7