Напоминание

"Эффективное взаимодействие всех специалистов в преодолении речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи"


Автор: Болковенко Ольга Антоновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Эффективное взаимодействие всех специалистов в преодолении речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Эффективное взаимодействие всех специалистов

в преодолении речевых нарушений у детей с ТНР

Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку

речевые

нарушения

связаны

с

целым

рядом

причин

как

биологического,

так

психологического и социального характера.

Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-

оздоровительной

работы,

направленной

на

нормализацию

всех

сторон

речи,

моторики,

психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом.

Необходима

совместная

работа

врача,

логопеда,

психолога,

воспитателя,

музыкального

работника,

инструктора

по

физическому

воспитанию.

Эта

работа

должна

носить

согласованный комплексный характер. Как отмечают специалисты, необходимость такого

взаимодействия

вызвана

особенностями

детского

контингента,

поступающего

в

ДОУ.

Активно

воздействуя

на

ребенка

специфическими

для

каждой

дисциплины

средствами,

педагоги

строят

свою

работу

на

основе

общих

педагогических

принципов.

При

этом

определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических

областей, каждый педагог осуществляет свое направление не обособлено, а дополняя и

углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка

с патологией речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-

педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательных и речевых

сфер.

Условия эффективности взаимодействия всех специалистов в преодолении речевых

нарушений у дошкольников

Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и

скоростной реабилитации, позволяющей ребенку преодолеть нарушения развития, при этом

он

должен

справиться

со

своими

трудностями

в

максимально

короткие

сроки,

чтобы

«догнать» в развитии детей, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при

условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего

пространства, поддерживать которое призваны не только логопед и воспитатели группы

детского сада, которую посещает ребенок, но и в разной степени все взрослые, окружающие

его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: медицинский персонал, руководитель

физического воспитания, музыкальный руководитель, руководитель изодеятельности, семья.

Но всего лишь задействовать в коррекционно-образовательной работе все перечисленные

силы мало. Самое главное - довести до каждого из звеньев этой цепи смысл предстоящей

работы. А заключается он в следующем:

1.

Необходимо, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли цель

своей деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном развитии

ребенка, имеющего отклонения в речевом (или каком-либо другом) развитии, а с

другой - в слаженном взаимодействии между собой.

2.

Каждый

из

участников

процесса

формирования

корректного

образовательного

пространства должен не только иметь верные представления о том, каким необходимо

быть

это

пространство,

но

и

нести

ответственность

за

свой

отрезок

этого

пространства и осуществлять двухстороннюю связь с другими участниками этого

процесса.

3.

Очень

важно,

чтобы

медицинский

и

педагогический

персонал,

родители

были

вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы, основную часть

которого составляют специальные знания, необходимые для понимания важности и

механизма своего влияния на развитие ребенка, и практические умения по оказанию

ребенку действенной помощи в коррекции его развития.

4.

Не менее важно, чтобы влияние каждого из секторов коррекционно-развивающего

пространства на развитие ребенка строилось последовательно и постепенно - от

простого

к

сложному,

от

исправления

недостатка

к

достаточно

длительной

автоматизации,

являющейся

залогом

успеха

всей

коррекционной

работы.

Здесь

необходимо

заметить,

что

само

формирование

общего,

единого

развивающего

пространства

происходит

поэтапно.

Сначала

целесообразно

осуществлять

два

параллельных процесса: становление психолога-медико-педагогического консилиума

как формы взаимодействия воспитателей логопедических групп, узких специалистов

детского сада и логопеда - с одной стороны - и установление взаимодействия логопеда

и родителей - с другой. Важно и формирование многостороннего взаимодействия всех

участников коррекционно-образовательного процесса. Это длительный и сложный

этап.

5.

Последнее

условие

эффективности

взаимодействия

-

достижение

результата.

Результатом взаимодействия являются достижения качества дошкольной подготовки,

прогнозирование

школьных

успехов

ребенка

и

выработка

рекомендаций

для

родителей по его дальнейшему сопровождению, а также планирование работы по

отслеживанию

успехов

ребенка

в

начальной

школе,

помощь

педагогам

школы

в

сопровождении

детей

с

особенностями

речевого

развития

на

начальном

этапе

обучения.



В раздел образования