Напоминание

"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"


Автор: Конышева Яна Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "ЦРР Д/С №11 ЛГО"
Населённый пункт: город Лесозаводск, Приморский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 11

Лесозаводского городского округа»

Методическая разработка

«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей

дошкольного возраста»

Автор: Конышева Яна Вадимовна

Лесозаводск 2017

2

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития мелкой

моторики у детей дошкольного возраста

1.1. Роль мелкой моторики в развитии ребенка

Педагоги,

занимающиеся

проблемами

развития

дошкольников

и

младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая

моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие

свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение,

наблюдательность,

зрительная

и

двигательная

память,

речь.

Развитие

навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь

ребенка потребует использования точных, координированных движений

кистей

и

пальцев,

которые

необходимы,

чтобы

одеваться,

рисовать

и

писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных

действий.

Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и

сложных

двигательных

действий,

свойственных

человеку.

В

коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую)

ручную моторику и артикуляционную моторику [2].

Мелкая моторика - это способность выполнения мелких движений

пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной,

мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с

младенческого возраста естественным образом. Сначала ребёнок учится

хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку,

в дальнейшем ребенок, подрастая, учится держать ложку, карандаш. С

возрастом

моторные

навыки

становятся

более

разнообразными

и

сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных

движений обеих рук.

К

области

мелкой

моторики

относится

большое

разнообразие

движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень

мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

3

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Если

внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно,

что

двигательная

речевая

область

расположена

рядом

с

двигательной

областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной

проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой

зоны.

Тренировка

тонких

движений

пальцев

рук

оказывает

большое

влияние

на

развитие

активной

речи

ребенка.

Проведенные

М.М.

Кольцовой,

Л.Ф.

Фоминой

исследования

и

наблюдения

показали,

что

степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи

у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни

провели такой эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два,

три («сделай вот так», - показывали, как надо делать). Дети, которым

удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И,

наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются

только все вместе, либо, напротив - вялые, ватные и не делают отдельных

движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными,

добиться развития речи у детей не удается.

Правильное

развитие

мелкой

моторики

определяет

также

формирование

у

ребенка сенсомоторной координации - согласованного

действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую

действительность,

контролирует

свои

движения,

благодаря

чему

они

становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а

с

помощью

ручных

движений

в

предметах,

которыми

манипулирует

ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук

становятся

основным

источником

познания

ребенком

окружающей

действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их

руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше

становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы

повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни

и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге

4

учится писать. При выполнении всех этих действий газа помогают рукам

[4].

Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская

показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в

процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства -

положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул

движения

рук

по

направлению

к

нему.

Организованные

действия

рук

формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода

его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять

особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как

специфический человеческий орган [4].

Н.А.

Бернштейн

в

своей

теории

показывает,

что

анатомическое

развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и

завершается

к

двум

годам.

Дальше

начинается

длительный

процесс

прилаживания друг к другу всех уровней построения движений [3].

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах,

определивших существующие направления научных исследований:

- в связи с развитием познавательных способностей;

- в связи с развитием речи;

- развитие собственных движений рук для осуществления предметных

и орудийных действий, в том числе письма.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений

рук,

особенно

активно

протекает

в

младенческом

и

раннем

возрасте

благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы,

являет ся

условием

познания

ребенком

предметного

м и р а .

«Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними

приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений

между ними».

О

чудесных

свойствах

мелкой

моторики

знали

еще

наши

мудрые

предки.

Из

поколения

в

поколение

передаются

забавные

народные

5

потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые

игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на

кончиках его пальцев» [6]. А известный немецкий ученый Эммануил Кант

называл руки видимой частью полушария головного мозга.

Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский

гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария

Монтессори.

По

ее

мнению,

в

раннем

дошкольном

возрасте

большое

значение

имеет

сенсорное

развитие.

Познание

окружающего

мира

малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов -

ощущения,

восприятия,

представления.

Развитие

их

у

ребёнка

создаёт

необходимые

предпосылки

для

возникновения

более

сложных

познавательных

процессов

(памяти,

воображения,

мышления).

Формирование

многих

способностей

(например,

музыкальных,

изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А

сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому

что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в

раннем

возрасте

получают

огромное

количество

информации

об

окружающем

мире.

Правильно

формирование

мелкомоторных

функций

тем

более

важно

еще

и

потому,

что

в

раннем

и

дошкольном

детстве

сенсорные процессы развиваются особенно активно.

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка - это ещё

одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной

жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является

мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.

Таким образом, мелкая моторика рук связана с формированием всех

психических процессов, а также формирует самостоятельность ребенка, а

следовательно

развивает

мелкомоторные

функции,

координацию

движений, концентрацию внимания, умение довести выбранную работу до

конца,

получить

удовольствие

от

сделанного

очень

важно

и

для

формирования личности человека в целом.

6

7

1.2. Психофизические основы развития мелкой моторики у детей

дошкольного возраста

Мелкая

моторика

развивается

естественным

образом,

начиная

с

младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребенок учится

хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку,

так называемый «пинцетный захват» и т.д. К двум годам он уже способен

рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем

школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и

сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных

действий обеих рук [1].

Ребенок,

нормально

развивающийся

в

психомоторном

отношении,

проходит

несколько

этапов.

Психомоторное

развитие

начинается

с

не

специфической манипуляции с предметами и продолжается до разумной,

осознанной

деятельности,

которая

понимается

как

целенаправленное

и

планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью

действий.

В

сознательную

деятельность

включается

вторая

сигнальная

система - речь, которая совершенствует деятельность и развитие ребенка

(А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, и др.) [13].

Известно,

что

первые

поведенческие

реакции

ребенка

в

раннем

онтогенезе,

как

и

все

его

последующее

психофизическое

развитие,

в

дошкольном возрасте во многом определяются своевременным поэтапным

становлением как двигательной, так и речевой функциональной системы,

каждая

из

которых

характеризуется

определенными

закономерностями

развития на каждом возрастном этапе нормального онтогенеза. Внешнее

выражение

активного

функционирования

этих

двух

систем

как

раз

и

предстает в виде тех или иных двигательных и речевых реакций, носящих

вначале

непроизвольный

характер,

а

затем

обретающих

все

большую

произвольность в силу их социальной обусловленности.

Развитие

движений

в

онтогенезе

определяется

анатомическим

и

функциональным дозреванием нервных волокон и налаживанием работы

8

координационных

уровней.

Анатомическое

дозревание

центрально-

нервных субстратов (новейших органов моторики - пирамидной моторной

системы

и

надстроенных

над

ней

фронтальных

систем

полушарий)

заканчивается к 2 - 2,5 годам (Е.П. Ильин, 2003) [8].

Об

этом

же

пишет

Н.А.

Бернштейн:

«Естественный

онтогенез

моторики складывается из двух резко разновременных фаз. Первой фазой

является

анатомическое

дозревание

центрально-нервных

субстратов,

которое заканчивается к 2-2,5 годам. Вторая же фаза, переходящая иногда

далеко

за

пределы

возраста

полового

созревания,

-

это

фаза

функционального

дозревания

и

налаживания

работы

координационных

уровней.

В

этой

фазе

развитие

моторики

не

всегда

идет

прямо

прогрессивно: в некоторые моменты и по отношению к некоторым классам

движений (т.е. уровням) могут происходить временные остановки и даже

регрессы, создающие сложные колебания пропорций и равновесия между

координационными уровнями» [3]. Развитие движений, соответствующих

каждому

уровню,

становится

возможным

в

онтогенезе

по

мере

морфофункционального

созревания

отделов

головного

мозга,

обеспечивающих эти движения.

Наряду с этим, как подчеркивает Н.А.Бернштейн, решающими для

эффективного развития мелкой моторики ребенка оказываются условия

воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию

движений

рук.

Двигательные

задачи,

которые

ставит

перед

ребенком

взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются

необходимым условием развития соответствующих уровней построения

движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют

развитию тонких движений кистей и пальцев рук [3].

По

данным

Е.П.

Ильина

дети

рождаются

с

рядом

готовых

двигательных рефлексов, которые обеспечивают им адаптацию к новой для

них среде обитания:

9

- рефлекс «поиска груди»: если погладить ребенка по щеке около

уголка рта, он повернет голову в сторону поглаживающей его руки;

-

сосательный рефлекс: движения губами для схватывания соска

матери;

- рефлекс шагания - если ребенка держать вертикально так, чтобы его

ступни

касались

твердой

поверхности,

и

передвигать

его

над

ней,

он

производит ногами движения, похожие на ходьбу;

- хватательный рефлекс - ребенок крепко схватывает любой предмет,

коснувшийся его ладони; при этом он может держаться на весу целую

минуту.

-

шейно-тонический

рефлекс

-

при

повороте

в

сторону

головы

лежащего

на

спине

ребенка

он

принимает

позу,

похожую

на

позу

фехтовальщика;

- рефлекс Моро - если голове ребенка придать некоторое ускорение,

например,

слегка

подтолкнуть

подушку

под

его

головой,

он

быстро

разводит руки в стороны и растопыривает пальцы, как будто бы, падая,

хочет за что-то ухватиться [8].

К

4

месяцам

некоторые

из

этих

безусловных

рефлексов

исчезают

(например, рефлекс шагания) или превращаются в условные рефлексы.

В

первые

3

месяца

жизни

ребенок

выполняет

активные

непроизвольные (так называемые массивные) движения. На 6-м месяце

тонус

и

координация

активности

мышц-антагонистов

становятся

благоприятными для осуществления произвольных движений. В 4 месяца

ребенок

может

переворачиваться

с

живота

на

спину

и

обратно.

Приблизительно

в

этом

возрасте

в

поведении

младенца

начинает

появляться

определенная

осмысленность,

свидетельствующая

о

наступлении

нового

этапа

в

развитии

психомоторики

-

появления

произвольных движений.

В

возрасте

4-5

месяцев

рука

ребенка

начинает

выполнять

роль

манипуляторного органа. Ребенок может обхватывать одну руку другой,

10

схватить

рукой

ногу,

разглядывать

ее

или

обследовать

ртом.

Взаимодействие со своим телом дает ребенку информацию для построения

схемы тела. В этом же возрасте ребенок начинает тянуться к предметам,

хватает

их,

машет

ими,

стучит,

бросает

их.

Развивается

зрительно-

моторная

координация,

т.е.

осуществление

двигательных

действий

под

контролем зрения.

Все

это

становится

возможным

лишь

при

определенном

уровне

регуляции зрительной функции, которая в течение первых месяцев жизни

ребенка развивается независимо от двигательной.

В

возрасте

4-6

месяцев

развивается

произвольное

управление

движениями

глаз,

что

связано

с

функционированием

лобного

глазодвигательного

цент ра.

Произвольно е

п р о с л е ж и в а н и е ,

обеспечивающее

получение

пространственной

зрительной

информации

детьми этого возраста, осуществляется скачкообразными движениями глаз

и лишь на 2-м году жизни переходит в плавное прослеживание.

В возрасте 5-6 месяцев происходит формирование единой зрительно-

двигательной

системы,

обеспечивающей

возможность

управления

произвольными движениями в пространстве [8].

Примерно в 7-8 месяцев младенцы начинают располагать кисти рук

таким

образом,

чтобы

им

было

проще

ухватить

предмет.

Например,

пытаясь схватить длинный тонкий прут, дети располагают свои пальцы

перпендикулярно пруту, что наиболее удобно для хватания. Улучшение

управления

каждой

рукой

в

отдельности

на

протяжении

младенчества

сопровождается возрастающей координацией рук.

Эти многочисленные изменения в дотягивании и хватании хорошо

иллюстрируются тем, как дети учатся есть. Р. Кайл приводит следующие

примеры:

шестимесячным

детям

часто

дают

кусочки

еды,

такие

как

разрезанный банан или зеленые бобы. Дети могут легко брать в руку

подобные продукты, но донести их до рта не так просто. Рука с зажатым в

нем вкусным кусочком может подняться к щеке, затем передвинуться к

11

уголку губ и, наконец, добраться до рта. Задача выполнена, но лишь со

многими

отклонениями

от

цели.

Координация

глаз-рука

быстро

улучшается,

так

что

довольно

скоро

различные

по

размеру,

форме

и

структуре продукты попадают прямо в рот [9].

Годовалые дети обычно уже готовы пробовать пользоваться ложкой. С

некоторой помощью они учатся наполнять ложку едой и отправлять ее в

рот, хотя это движение является неуклюжим, так как дети не поворачивают

кисть в запястье. Вместо того большинство годовалых детей наполняют

ложку, располагая ее прямо над тарелкой и опуская вниз до тех пор, пока

ложка не окажется полной. Затем они поднимают ложку ко рту, - все это

время не поворачивая кисть. Напротив, двухлетние дети вращают кисть в

запястье, зачерпывая ложкой еду и направляя ее в рот тем же движением,

которым это делают взрослые [9].

В возрасте 7-10 месяцев зрительно-моторная координация достигает

высокого развития: ребенок уже может открывать и закрывать крышку

коробки, вкладывать шарик в полый кубик, доставать один привлекший его

внимание предмет с помощью другого. Однако игры с предметами у детей

до

10

месяцев

имеют

еще

чисто

манипуляторный

характер:

предметы

перекладываются из руки в руку, их бросают, ими стучат и т. д.

В

возрасте

12

месяцев

тонкая

моторика

становится

еще

более

совершенной - ребенок может брать мелкие предметы и рассматривать их,

зажимая между большим и указательным пальцами. Он может засовывать

мелкие предметы в щели и розетки, пользоваться во время еды ложкой,

пить из чашки.

В период раннего детства (до 3 лет) продолжает совершенствоваться

зрительно-моторная

координация.

В

18

месяцев

дети

могут

выстроить

башню из двух-четырех кубиков, самостоятельно есть, начинают пытаться

бегать,

частично

самостоятельно

раздеваются.

В

возрасте

2-3

лет

психомоторика детей развита уже достаточно высоко. Они выучиваются

бегать, подпрыгивать на двух ногах, бить по мячу ногой, бросать мяч двумя

12

руками, взбираться по лестнице, переливать воду из одной емкости в

другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться [14].

Четырехлетние дети могут рисовать карандашом простые формы и

фигуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков. Могут

самостоятельно одеваться и раздеваться, если одежда достаточно проста,

обслуживать

себя

за

столом.

Они

научаются

ловить

мяч,

что

свидетельствует

о

развитии

у

них

зрительно-моторной

координации

(ручной ловкости и способности к экстраполяции).

В 5 лет функция равновесия значительно улучшается, и дети могут

ходить по гимнастическому бревну, стоять на одной ноге. Развивается

правильная координация движений рук и ног при ходьбе.

В возрасте 6-7 лет улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут

застегивать

и

расстегивать

одежду,

некоторые

выучиваются

завязывать

шнурки.

В

6

лет

моторика

у

детей

развита

уже

настолько,

что

они

начинают осваивать профессиональные виды деятельности - заниматься

спортом, играть на музыкальных инструментах, танцевать и т.д.

Между

7

и

10

годами,

в

связи

с

окончательным

анатомическим

созреванием

двигательных

механизмов,

у

детей

совершенствуется

координация движений, и более быстро вырабатываются и закрепляются

динамические стереотипы движений. К 11 годам несколько уменьшается

богатство движений, но совершенствуются мелкие и точные.

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых

областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а

точнее

от

пальцев.

Если

развитие

движений

пальцев

отстает,

то

задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может

быть нормальной и даже выше нормы [10].

На роль слова в осуществлении произвольных движений указывают

многие авторы Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. [5],

[12].

Так,

Л.С.

Выготский

в

этой

связи

отмечает,

что

высшие

формы

регуляции

движений

рождаются

в

социальном

общении

людей.

13

Индивидуальное

развитие

произвольных

движений,

по

его

мнению,

начинается

с

того,

что

ребенок

научается

подчинять

свои

движения

словесно

сформулированным

требованиям

взрослых,

а

затем

слово

становится

для

ребенка

средством

организации

собственного

двигательного поведения - сначала с помощью громкой речи, а потом

внутренней [5].

А.Р. Лурия по этому поводу пишет «...на первых этапах речевой приказ

взрослого может лишь пускать в ход отдельные движения, но не может еще

ни задержать их, ни направлять и корректировать длительное протекание

движений. Лишь на последующих этапах речь взрослого, а затем и речь

самого ребенка, сначала внешняя, а потом и внутренняя, оказывается в

состоянии формировать намерение, план двигательного акта, осуществлять

коррекцию движений, сопоставление результата движения с его замыслом»

[13].

Как

указывал

И.П.

Павлов,

вторая

сигнальная

система

является

внешним регулятором человеческого поведения. Из сказанного следует, что

при наличии у ребенка нарушений речи, когда речевое общение с ним

приобретает довольно затруднительный характер или становится вовсе

невозможным, развитие моторных функций тоже будет страдать.

В целом проблема повышения эффективности комплексной медико-

психолого-педагогической

работы

по

развитию

мелкой

моторики

и

координации движений пальцев рук детей не теряет своей актуальности.

Замечательный

педагог

В.А.

Сухомлинский

писал,

что

истоки

способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно

говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой

мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской

руки,

тем

тоньше

взаимодействие

руки

с

орудием

труда

(ручкой,

карандашом),

тем

сложнее

движения

необходимые

для

этого

взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше

мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

14

Таким образом, сущность развития моторики в нормальном онтогенезе

ребенка заключается не только в биологически обусловленном дозревании

соответствующих морфологических субстратов мозга, но и в накоплении

им на этой основе индивидуального двигательного опыта, обретаемого

исключительно в процессе речевого общения с окружающими людьми.

15

Глава 2. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у

детей дошкольного возраста

2.1. Роль пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук у

дошкольников

Ученые,

изучающие

деятельность

детского

мозга,

психику

детей,

отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники

Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень

развития

речи

детей

находится

в

прямой

зависимости

от

степени

сформированности тонких движений пальцев рук [15].

Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым

годом

должны

становиться

все

более

сильными

и

ловкими,

но,

к

сожалению, само собой не у всех это происходит. Многим детям сложно

манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат карандаш,

пальцы

рук

у

них

вялые

и

неловкие.

Как

же

помочь

им

добиться

необходимой

ловкости

маленьких

пальчиков?

Существует

много

различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук.

Это массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики,

пазлы, бусинки, всевозможные конструкторы), игры с песком и водой,

аппликация

(как

вырывная,

так

и

при

помощи

ножниц),

оригами,

всевозможные

плетения,

лепка,

рисование,

штриховки

и

графические

упражнения.

Кроме

всего

перечисленного,

можно

предложить

детям

завязывание

и

развязывание

ленточек,

шнурков,

узелков

на

веревочке;

собирание

разрезных

картинок;

застегивание

и

расстегивание

пуговиц,

кнопок,

крючков;

завинчивание

и

развинчивание

крышек,

банок,

пузырьков;

разбор

круп

(горох,

гречка,

рис)

и

т.д.

Игр,

заданий

и

упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, но

самое интересное и доступное во всем этом многообразии, как для детей,

так

и

для

взрослых

это пальчиковые

игры.

Именно

они

помогут

малышу научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и пальчиков.

16

Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек,

инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой

моторики

рук

у

дошкольников.

Игры

эти

очень

эмоциональны,

увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего

развития:

1. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с

возрастом. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти

рук

является

важнейшим

фактором,

стимулирующим

развитие

ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений,

подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным

средством, повышающим работоспособность коры головного мозга,

стимулирующим развитие мышления ребенка.

2. Способствуют

развитию

творческой

деятельности.

Ведь

руками

можно «рассказывать» целые истории!

3. Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость,

умение

управлять

своими

движениями.

Пальцы

и

кисти

приобретают

хорошую

подвижность,

гибкость,

исчезает

скованность движений.

4. Помогают

в

игре

формировать

элементарные

математические

представления.

5. Учат

ребенка

концентрировать

внимание

и

правильно

его

распределять.

6. Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать

многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и

просто стихи.

7. Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения

между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей,

и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же

17

могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры можно

использовать

в

любое

время,

как

в

режимных

моментах,

так

и

при

непосредственной образовательной деятельности. Но взрослым не следует

забывать некоторые правила:

1.

Прежде

чем

разучивать

новую

пальчиковую

игру

с

детьми,

попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений

руки и пальцев.

2.

Перед

каждой

игрой

настройте

детей,

найдите

способ

их

заинтересовать.

3.

Начинать

пальчиковые

игры

желательно

с

разминки

пальцев:

сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения

резиновые игрушки, мячики.

4.

При

разучивании

новой

игры

все

движения

пальцев

и

рук

выполняются

показывающим

взрослым

и

ребенком

медленно.

Если

ребенок

не

может

самостоятельно

выполнить

требуемое

движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.

5.

Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и

пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и

небрежных движений пользы не будет.

6.

Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно.

Чтобы

приобретенные

навыки

закреплялись,

следует

повторять

хорошо

знакомые,

полюбившиеся

детям

игры

и

одновременно

разучивать новые.

7.

Необходимо применять различные пальчиковые игры, используя

сжатие,

растяжение,

расслабление

кисти

руки,

изолированные

движения каждого из пальцев. Повторяйте игры, как для правой,

так и для левой руки.

8.

Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей.

Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое

18

время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного

возраста (4 - 7 лет) - 10-15 минут в день.

9.

Воспитателям

ДОУ

следует

разучивать

с

детьми

новые

пальчиковые игры планомерно.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная

работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста

при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая

работа пальчиков малыша помогает развиваться, оказывает положительное

воздействие на весь организм в целом, осознавая всю важность

пальчиковых игр и упражнений.

2.2. Использование пальчиковых игр на занятиях.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных

методов

и

приемов,

используются

разнообразные

стимулирующие

материалы. В своей работе я использовала накопленный опыт по данному

направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному.

Подборка

игр

и

упражнений,

их

интенсивность,

количественный

и

качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и

возрастных особенностей детей.

Считаю,

что

для

разностороннего

гармоничного

развития

двигательных

функций

кисти

руки

необходимо

тренировать

руку

в

различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И

поэтому я использую следующие приемы:

- систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать

немедленных

результатов,

так

как

автоматизация

навыка

развивается

многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка

проходит по нескольким разделам;

- последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой

руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке

одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через

какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка,

19

который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с

заданием;

- все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на

положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от

его

возраста,

значим

результат.

Поэтому

любое

достижение

малыша

должно быть утилитарным и оцененным;

- если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо

постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во

всем

должна

быть

мера.

Недопустимо

переутомление

ребенка

в

игре,

которое также может привести к негативизму.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих

мелкую мускулатуру. Назову те, которые я использую в своей практике. Их

можно

условно

разделить

на

несколько

групп:

игры

на

развитие

тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые

игры,

упражнение

с

предметами,

игры

на

выкладывание,

игры

на

нанизывание, игры с конструкторами и т.д.

Так же игры с пальчиками использовались в режимных моментах.

Считаю, что все игры и упражнения, которые я проводила с детьми в

интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу

родителей, помогают нам развивать мелкую моторику рук дошкольников,

их

речь,

внимание,

мышление,

а

также

доставляют

им

радость

и

удовольствие.

Структура занятий с пальчиковыми играми и упражнениями.

Пальчиковые

игры

на

занятиях

играют

положительную

роль

в

коррекционном обучении детей с нарушением речи.

Занятия занимают 10-20 минут. За это время ребёнок в состоянии

удерживать внимание, интерес к предлагаемому материалу и запоминать

предложенный объём информации.

Вывод:

20

Пальчиковые игры обогащают занятия эмоционально, их можно

использовать при переходе от одного вида деятельности к другому. Занятия

мелкой моторикой оказывают благотворное влияние на общее развитие

ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в

себе.

21

Библиографический список литературы

1.

Белая

А.Е.,

Мирясова

В.И.

Пальчиковые

игры

для

развития

дошкольников:

Пособие

для

родителей

и

педагогов.

-

М.:

ООО

«Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2010. - 46 с.

2.

Бернштейн

Н.А.

Очерки

по

физиологии

движений

и

физиологии

активности. - М., 2010. - 349 с.

3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой

моторики). - СПб.: «Паритет», 2010. - 144 с.

4.Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно // Дошкольное

воспитание, 2011. - №11. –С.12-15.

5.Игры для малышей от 2 до 6 лет / Сост. Р. Граббет. - М.: Росмэн, 2011-

160 с.

6.Кольцова

М.М.

Двигательная

активность

и

развитие

функций

мозга

ребенка. - М.: Педагогика, 2010. - 143 с.

7.Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. - СПб.: Издательский дом «Литера»,

2010. - 32 с.

8.Прищепа

С.

Мелкая

моторика

в

психофизическом

развитии

детей

//

Дошкольное воспитание. - 2009. - №1. - С. 60-64.

9.Система

работы

по

развитию

мелкой

моторики

у

детей

старшего

дошкольного

возраста:

практические

разработки

/

сост.

М.П.Быкова.

Абакан:

Издательство

Хакасского

государственного

университета

им.

Н.Ф.Катанова, 2009. - 112 с.

10.Соколова

Г.

Для

девочек

и

мальчиков

гимнастика

для

пальчиков

//

Дошкольное воспитание. - 2009. - №6. - С. 34-36.

11.Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. -М.: Просвещение, 2004.- 20 с.

12.Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.,

2009. – 312 с.

13.Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших

школьников. - Ярославль, 2009. – 141 с.

22

14.Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. - М.: Издательство ЭКСМО,

2009. – 98 с.

15.Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. - М., 2002. – 112

с.



В раздел образования