Автор: Попкова Вера Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №9"
Населённый пункт: Республика Мордовия город Саранск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативных навыков у первоклассников во внеурочной деятельности"
Раздел: начальное образование
Формирование коммуникативных навыков у первоклассников во
внеурочной деятельности
В последние десятилетия происходит осознание того факта, что
меняются формы поведения и мышления людей в современном обществе. На
передний план многих исследований выдвигаются такие аспекты общения,
как коммуникативное поведение, культура общения и понимания, а также ряд
теоретических
и
практических
вопросов,
в
которых
коммуникативные
навыки
человека
приобретают
особую
значимость.
Ребенок
становится
представителем
своего
народа
и
культуры
только
через
общение.
С
его
помощью он учится соотносить свое поведение с действиями других людей,
образуя вместе с ними единый общественный организм- социум. В процессах
социально-культурного
взаимодействия
приобретают
свою
устойчивую
форму
нормы,
ценности
и
институты
той
или
иной
культуры.
Именно
общение во всех своих формах, видах, типах наиболее полно раскрывает
специфику человеческого общества.
Младший школьный возраст — важный период в становлении личности
ученика. Это связано с высокой детской восприимчивостью и внушаемостью.
Каким станет в будущем ученик, зависит от воспитания. В условиях, когда
большинство
семей
озабочено
решением
проблем
экономического
выживания,
усилилась
тенденция
самоустранения
многих
родителей
от
решения
вопросов
воспитания.
Родители
не
замечают,
что
их
дети
испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со
сверстниками. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, ученики стали меньше
общаться не только с взрослыми, но и друг с другом, а живое человеческое
общение существенно обогащает их жизнь, раскрашивает яркими красками
сферу
ощущений.
Коммуникативные
навыки
наиболее
интенсивно
развиваются в детстве. Следовательно, задача взрослых — помочь ребенку
вступить
в
сложный
мир
взаимоотношений
и
адаптироваться
в
нем,
приобретать
новых
друзей,
находить
выход
из
сложных
ситуаций.
Актуальность
развития
коммуникативных
навыков
первоклассников
на
педагогическом
уровне
определяется
социальным
заказом
общества
—
формированием
социально
развитой
личности.
В
связи
с
внедряемыми
сегодня
стандартами
второго
поколения
этот
процесс
вновь
приобретает
первостепенную важность.
Анализ практики показал, что в начальной школе работа по
формированию коммуникативных навыков часто проводится бессистемно,
т.е. не учитывается последовательная взаимосвязь в овладении
коммуникативными
действиями.
Учителя
испытывают
трудности
в
организации соответствующей деятельности, так как в условиях
вариативных образовательных технологий сложно найти адекватные методы
стимулирования учеников к эффективному взаимодействию . В связи с этим
мы
определили
цель
нашего
исследования:
анализ
путей
формирования
социальных умений и коммуникативных навыков у первоклассников, уме-
ния
понимать
свое
эмоциональное
состояние
и
распознавать
чувства
окружающих людей. Для достижения поставленной цели были поставлены
задачи:
- учить преодолевать застенчивость, формировать умение раскрепощаться;
- развивать язык жестов, мимики, пантомимики;
- научить осознавать собственные чувства, эмоции, разные эмоциональные
состояния других людей;
- развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
-
воспитывать
доброжелательное
отношение
друг
к
другу,
формировать
способность выражать чувства словами.
Для достижения положительных результатов были использованы
следующие методы и приемы: — словесные (рассказ, беседа, обсуждение,
объяснение,
чтение
художественных
произведений);
—
наглядные
(наблюдение,
демонстрация
наглядных
пособий,
иллюстраций,
пре-
зентаций);
—
практические
(упражнения,
творческая
деятельность,
самостоятельное
разыгрывание
ситуаций,
театрализация,
решение
социально-нравственных задач); — игровые (дидактическая игра, игры для
эмоционального
развития,
режиссерские
и
сюжетно-ролевые
игры,
воображаемая
ситуация,
пальчиковые
игры,
психогимнастика,
ниткопись,
дыхательные гимнастики, подвижные игры, сюрпризные моменты, загадки,
игры для воспитания гуманных отношений).
Опыт работы с первоклассниками показал, что занятия в форме игры
можно использовать как средство формирования способностей к общению,
так
как
именно
в
игре
можно
помочь
ученику
установить
контакт
с
окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. С этой целью
полезно
использовать
игры
на
развитие
эмоциональной
отзывчивости
учеников.
Например,
игра
«Давайте
говорить
друг
другу
комплименты»
развивает
эмоциональные
переживания
учеников,
у
них
возникает
потребность в общении, в ходе которого на основе ярких эмоциональных
переживаний
развиваются
желание
и
потребность
в
сотрудничестве,
возникает новое отношение к окружающему его миру. Для налаживания
диалогического
общения
полезно
использовать
настольно-
печатные,
дидактические игры, такие, как лото, домино, игры с правилами. Играя
парами, школьники учатся соблюдать правила, вежливо обращаться друг к
другу, отстаивать свою точку зрения. Используя игру «Вежливые слова»,
ученики закрепляют правила вежливого этикета. Важное средство развития
навыков совместной деятельности — сюжетно-ролевая игра. Важно, чтобы в
ней участвовал и взрослый, задающий наводящие вопросы, помогающий
первоклассникам обыграть сюжет. В таких играх отражаются разнообразные
общественные отношения, поступки, проявляются эмоции.
Во внеурочной деятельности школьники могут выполнять изделия в
технике ниткопись, произведения в которой создаются с помощью нитей,
уложенных
на
шероховатом
или
ворсистом
материале.
После
создания
изображения
учащиеся
закрывают
глаза
и
придумывают
сказку
о
«нарисованном» предмете.
Занятия
психогимнастикой
—
мощный
стимул
развития
коммуникативных умений. На них учатся выражать эмоции, преодолевать
барьеры
в
общении.
Через
развитие
эмоциональной
сферы
они
лучше
понимают
себя
и
других,
учатся
самовыражаться.
Особое
внимание
эмоциональному
воспитанию,
навыкам
общения
уделяется
в
процессе
театрализованной и проектной деятельности. Вместе с первоклассниками
можно
инсценировать
сценки,
юморески,
короткие
сказки,
создавать
небольшие проекты и минипрезентации («Мир наших увлечений», «Азбука
здоровья» и др.).
В
заключение
подчеркнем,
что
работа
по
формированию
коммуникативных
навыков
у
первоклассников
способна
обогатить
их
социальный
опыт
и,
возможно,
устранить
большую
часть
проблем
в
общении.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Кононова Е.Ю. Формирование коммуникативных навыков первоклассника
в процессе адаптации к школьному обучению: Автореф. дис. ... канд. пед.
наук. Киров, 2002.
2. Лесняк И.В. Театрализованная деятель& ность как средство формирования
коммуникативных навыков дошкольников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.
Тамбов, 2011.
3. Играем?.. Играем!!! Пед. руководство играми детей дошкольного возраста.
М., 2005.