Напоминание

"Формирование коммуникативных навыков у первоклассников во внеурочной деятельности"


Автор: Попкова Вера Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №9"
Населённый пункт: Республика Мордовия город Саранск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативных навыков у первоклассников во внеурочной деятельности"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование коммуникативных навыков у первоклассников во

внеурочной деятельности

В последние десятилетия происходит осознание того факта, что

меняются формы поведения и мышления людей в современном обществе. На

передний план многих исследований выдвигаются такие аспекты общения,

как коммуникативное поведение, культура общения и понимания, а также ряд

теоретических

и

практических

вопросов,

в

которых

коммуникативные

навыки

человека

приобретают

особую

значимость.

Ребенок

становится

представителем

своего

народа

и

культуры

только

через

общение.

С

его

помощью он учится соотносить свое поведение с действиями других людей,

образуя вместе с ними единый общественный организм- социум. В процессах

социально-культурного

взаимодействия

приобретают

свою

устойчивую

форму

нормы,

ценности

и

институты

той

или

иной

культуры.

Именно

общение во всех своих формах, видах, типах наиболее полно раскрывает

специфику человеческого общества.

Младший школьный возраст — важный период в становлении личности

ученика. Это связано с высокой детской восприимчивостью и внушаемостью.

Каким станет в будущем ученик, зависит от воспитания. В условиях, когда

большинство

семей

озабочено

решением

проблем

экономического

выживания,

усилилась

тенденция

самоустранения

многих

родителей

от

решения

вопросов

воспитания.

Родители

не

замечают,

что

их

дети

испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со

сверстниками. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, ученики стали меньше

общаться не только с взрослыми, но и друг с другом, а живое человеческое

общение существенно обогащает их жизнь, раскрашивает яркими красками

сферу

ощущений.

Коммуникативные

навыки

наиболее

интенсивно

развиваются в детстве. Следовательно, задача взрослых — помочь ребенку

вступить

в

сложный

мир

взаимоотношений

и

адаптироваться

в

нем,

приобретать

новых

друзей,

находить

выход

из

сложных

ситуаций.

Актуальность

развития

коммуникативных

навыков

первоклассников

на

педагогическом

уровне

определяется

социальным

заказом

общества

формированием

социально

развитой

личности.

В

связи

с

внедряемыми

сегодня

стандартами

второго

поколения

этот

процесс

вновь

приобретает

первостепенную важность.

Анализ практики показал, что в начальной школе работа по

формированию коммуникативных навыков часто проводится бессистемно,

т.е. не учитывается последовательная взаимосвязь в овладении

коммуникативными

действиями.

Учителя

испытывают

трудности

в

организации соответствующей деятельности, так как в условиях

вариативных образовательных технологий сложно найти адекватные методы

стимулирования учеников к эффективному взаимодействию . В связи с этим

мы

определили

цель

нашего

исследования:

анализ

путей

формирования

социальных умений и коммуникативных навыков у первоклассников, уме-

ния

понимать

свое

эмоциональное

состояние

и

распознавать

чувства

окружающих людей. Для достижения поставленной цели были поставлены

задачи:

- учить преодолевать застенчивость, формировать умение раскрепощаться;

- развивать язык жестов, мимики, пантомимики;

- научить осознавать собственные чувства, эмоции, разные эмоциональные

состояния других людей;

- развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

-

воспитывать

доброжелательное

отношение

друг

к

другу,

формировать

способность выражать чувства словами.

Для достижения положительных результатов были использованы

следующие методы и приемы: — словесные (рассказ, беседа, обсуждение,

объяснение,

чтение

художественных

произведений);

наглядные

(наблюдение,

демонстрация

наглядных

пособий,

иллюстраций,

пре-

зентаций);

практические

(упражнения,

творческая

деятельность,

самостоятельное

разыгрывание

ситуаций,

театрализация,

решение

социально-нравственных задач); — игровые (дидактическая игра, игры для

эмоционального

развития,

режиссерские

и

сюжетно-ролевые

игры,

воображаемая

ситуация,

пальчиковые

игры,

психогимнастика,

ниткопись,

дыхательные гимнастики, подвижные игры, сюрпризные моменты, загадки,

игры для воспитания гуманных отношений).

Опыт работы с первоклассниками показал, что занятия в форме игры

можно использовать как средство формирования способностей к общению,

так

как

именно

в

игре

можно

помочь

ученику

установить

контакт

с

окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. С этой целью

полезно

использовать

игры

на

развитие

эмоциональной

отзывчивости

учеников.

Например,

игра

«Давайте

говорить

друг

другу

комплименты»

развивает

эмоциональные

переживания

учеников,

у

них

возникает

потребность в общении, в ходе которого на основе ярких эмоциональных

переживаний

развиваются

желание

и

потребность

в

сотрудничестве,

возникает новое отношение к окружающему его миру. Для налаживания

диалогического

общения

полезно

использовать

настольно-

печатные,

дидактические игры, такие, как лото, домино, игры с правилами. Играя

парами, школьники учатся соблюдать правила, вежливо обращаться друг к

другу, отстаивать свою точку зрения. Используя игру «Вежливые слова»,

ученики закрепляют правила вежливого этикета. Важное средство развития

навыков совместной деятельности — сюжетно-ролевая игра. Важно, чтобы в

ней участвовал и взрослый, задающий наводящие вопросы, помогающий

первоклассникам обыграть сюжет. В таких играх отражаются разнообразные

общественные отношения, поступки, проявляются эмоции.

Во внеурочной деятельности школьники могут выполнять изделия в

технике ниткопись, произведения в которой создаются с помощью нитей,

уложенных

на

шероховатом

или

ворсистом

материале.

После

создания

изображения

учащиеся

закрывают

глаза

и

придумывают

сказку

о

«нарисованном» предмете.

Занятия

психогимнастикой

мощный

стимул

развития

коммуникативных умений. На них учатся выражать эмоции, преодолевать

барьеры

в

общении.

Через

развитие

эмоциональной

сферы

они

лучше

понимают

себя

и

других,

учатся

самовыражаться.

Особое

внимание

эмоциональному

воспитанию,

навыкам

общения

уделяется

в

процессе

театрализованной и проектной деятельности. Вместе с первоклассниками

можно

инсценировать

сценки,

юморески,

короткие

сказки,

создавать

небольшие проекты и минипрезентации («Мир наших увлечений», «Азбука

здоровья» и др.).

В

заключение

подчеркнем,

что

работа

по

формированию

коммуникативных

навыков

у

первоклассников

способна

обогатить

их

социальный

опыт

и,

возможно,

устранить

большую

часть

проблем

в

общении.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Кононова Е.Ю. Формирование коммуникативных навыков первоклассника

в процессе адаптации к школьному обучению: Автореф. дис. ... канд. пед.

наук. Киров, 2002.

2. Лесняк И.В. Театрализованная деятель& ность как средство формирования

коммуникативных навыков дошкольников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.

Тамбов, 2011.

3. Играем?.. Играем!!! Пед. руководство играми детей дошкольного возраста.

М., 2005.



В раздел образования