Автор: Прохорова Инна Геннадьевна
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МБОУ" СОШ№21"
Населённый пункт: г.Альметьевск
Наименование материала: Статья
Тема: "Здоровье и двигательная активность человека. Формирование правильной осанки"
Раздел: полное образование
Прохорова Инна Геннадьевна
учитель физической культуры
МБОУ «СОШ №21»
г. Альметьевск РТ
2.
Здоровье и двигательная активность человека.
Формирование правильной осанки
Здоровый
образ
жизни
-
это
осознанное
в
своей
необходимости
постоянное
выполнение человеком гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального
и общественного здоровья как основы высокой продолжительной работоспособности,
сочетающееся с разумным отношением к окружающей природной и социальной среде.
Профилактика
многих
наиболее
часто
встречающихся
у
детей
заболевании
возможна
путем
формирования
навыков
здорового
образа
жизни,
начиная
с
самого
раннего
возраста.
Непосредственную
роль
в
этом
играет
семья.
Усвоенные
в
семье
родителей различные традиции и привычки, образ жизни, отношение к своему здоровью и
здоровью
окружающих
переносятся
затем
во
взрослую
жизнь,
а
при
достижении
детородною возраста - и во вновь создаваемые семьи.
Дополнительный урок физической культуры у нас всегда слагается из двух частей :
15-20 минут отводим беседе по формированию знаний учащихся, а в остальное время
урока разучиваем с детьми какой- либо комплекс упражнений по соответствующей теме
повторяем разученную раннее подвижную игру.
Именно
в
младшем
школьном
возрасте
у
детей
появляются
разнообразные
нежелательные
нарушения
осанки,
и
чем
раньше
мы
начнем
разговор
о
путях
ее
улучшения, тем больше сможем добиться.
Естественно,
после
одной
только
проведенной
беседы
дети
сразу
не
станут
проявлять
особое
внимание
к
своей
осанке,
тем
более
ее
формированию.
Этому
способствует
вся
последующая
работа.
О
проведенной
беседе
учитель
сообщает
учителям, ведущим в классах остальные предметы. Определенные сведения доводит до
родителей учащихся, нацеливает их на ежедневный контроль за формированием у детей
правильной осанки. На уроках физической культуры следит за выполнением учащимися
рекомендованных
им
упражнений,
и
обязательно
фиксируем
на
ней
внимание
при
обучении самым различным умениям и навыкам.
На уроках-беседах широко учитель использует разнообразные наглядные пособия
(рисунки, плакаты, таблицы). Беседы проводим как в 1 так и во всех предыдущих классах.
Материал беседы от класса к классу усложняем. Вот краткое содержание беседы в 1-5
классах по теме «Формирование правильной осанки».
В первом классе в начале урока идет повторение материала по предыдущей теме.
Затем демонстрирую ребятам плакат, на котором учащиеся в различных позах сидят за
партой, и
спрашивают, правильная ли у них поза. « А теперь о том, что понимается под
правильной осанкой. Это, привычная непринужденная поза человека, при которой он
держит голову и туловище прямо, подбородок чуть поднят, плечи слегка опущены
и
отведены назад, живот несколько подтянут, колени выпрямлены (в положении стоя).
Посмотрим на плакаты (к уже упомянутому плакату добавляются еще один, где мальчики
и девочки запечатлены в самых различных житейских ситуациях) и постараемся принять
правильную позу.
Когда учащиеся выполняют эту просьбу учителя, он подходит к каждому и делает
замечания по поводу принятой им позы. Но при условии ,если вы будете постоянно за ней
следить во время выполнения самых различных дел, да просто отдыхая, причем в любом
положении
стоя,
сидя,
лежа,
если
вы
будете
выполнять
специальные
физические
упражнения. Например когда вы идете в школу, на тренировки, возвращаетесь обратно
домой и у вас в руках портфель или спортивная сумка, полпути вы должны держать их в
одной
руке,
а
оставшиеся
путь
в
другой.
Идти
надо
спокойно,
расслабленно.
Сформировать
правильную
осанку
помогут
упражнения
утренней
гигиенической
гимнастики (зарядки), которую вы выполняете.
Учащиеся проделывают несложные общеразвивающие упражнения, не забывая о
заповедях
правильной
осанки.
Вторая
часть
урока
проводится
в
спортивном
зале.
Учащиеся встают спиной к стене, прижавшись к ней затылком, лопатками, ягодицами,
пятками и демонстрационным плакатам. По команде как можно дольше нужно удержать
данное
положение
тела,
после
чего
начинаем
разучивать
специальный
комплекс
упражнений. Дети повторяют весь комплекс полностью. В конце урока учитель еще раз
напоминает детям, что хорошая осанка, так же как и все остальные умения и навыки,
создается воспитанием, обучением и постоянной тренировкой.
Во
2-5
классах
с
учетом
получения
учащимися
знаний
по
другим
учебным
предметам
в
содержании
беседы
о
формировании
правильной
осанки
вносятся
фактические данные.
Учитель
фиксирует
внимание
ребят
на
роли
в
получении
красивой
осанки
различных мышц тела, особенно живота, спины, плечевого пояса, ног и рук. Объясняет
строение и функции позвоночника человека, приводит причины его деформации в связи с
неправильными
положениями
тела
во
время
выполнения
всевозможных
трудовых
операций, любой другой физической и статической нагрузки. Советует учитель ребятам и
в
выборе
спортивных
увлечений,
рассказывает
о
положительном
влиянии
на
формирование
осанки
целенаправленного
выполнения
специальных
корригирующих
упражнений. В каждом классе ребята разучивают и затем выполняют под руководством
учителя
и
самостоятельно
новые
комплексы
упражнения.
Задаче
формирования
правильной
осанки
служат
на
уроке
и
многие
подвижные
игры,
«Класс,
смирно!»,
«Лучший
показ»,
«
Совушка»
и
другие.
Во
втором
классе
ребята
с
удовольствием
выполняют
корригирующие
упражнения
с
небольшим
мешочком
на
голове
(ходьба,
повороты,
различные
движения
руками
и
ногами,
приседания,
поднимание
на
возвышенность). В 3 классе к уже известным, добавляются комплексы упражнений с
гимнастической палкой (повороты, приседания) и у гимнастической стенки (в основном
прогибания в плечевом и поясничном поясе). Четвероклассники разучивают упражнения с
небольшими мячами (в передвижении и сохранении равновесия), а также в положении
лежа и в упоре на коленях.
Как показывает опыт, введение дополнительного урока-беседы приносит видимую
пользу. Дети начинают более осознано подходить к занятиям физическими упражнениями,
получают
первоначальные
навыки
самостоятельной
работы
над
своим
физическим
совершенствованием.