Воспитательная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в СПО
Автор: Служеникина Надежда Георгиевна Должность: социальный педагог Учебное заведение: Краевое государственное казенное профессиональное образовательное учреждение № 18 Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край Наименование материала: статья Тема: Воспитательная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в СПО Раздел: среднее профессиональное
возможностями здоровья и инвалидами в СПО
Воспитательная работа в профессиональных образовательных
организациях
является
частью
единого
образовательного
процесса.
В
стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года отводится
большая
роль
музеям.
Музей
считается
центром
просвещения
в
образовательной организации.
Поэтому целью программы музея учреждения является повышение
к а ч е с т в а
в о с п и т а т е л ь н о й
р а б о т ы
п о
п р о ф е с с и о н а л ь н о м у
становлению
обучающихся,
их
гражданско-патриотическому
и
нравственному
воспитанию.
На базе нашего музея организованы следующие формы воспитательной
работы с обучающимися:
- Классные часы, уроки мужества, музейные уроки, встречи с ветеранами
труда, войны, участниками локальных войн, выпускниками образовательного
учреждения
- исследовательская деятельность
- экскурсии
- викторины, конкурсы
-
посещение
выставок
в
музеях
(например,
в
музей
изобразительного
искусства, краеведческий музей, музей отделения железной дороги, ОАО
«Амурметалл», ОАО «АСЗ», в ЭКСПОЦЕНТР КНААПО» и др.
- научно-познавательные фильмы и фильмы по патриотическому воспитанию
для учащихся, проживающих в общежитии.
Я, как руководитель музея образовательного учреждения № 18 в
процессе
учебно-воспитательной
работы
с
обучающимися
исхожу
из
образовательных, воспитательных, развивающих и социализирующих целей.
Каждая из этих целей несёт определённую смысловую нагрузку, которая
совпадает с педагогическим потенциалом и направленностью основных форм
деятельности музея с обучающимися.
Образовательная
цель
предполагает
расширение
кругозора
обучающихся, получение необходимых знаний для их профессиональной
деятельности и для их общего развития.
Воспитательная цель включает в себя гражданско – патриотическое,
эстетическое, духовно-нравственное воспитание молодёжи, формирование её
мировоззренческих и ценностных ориентиров.
Развивающая
цель обусловлена
развитием
личностных
и
профессиональных качеств будущего специалиста.
Социализирующая
цель предполагает
приобщение
обучающихся
к
культурно-историческим ценностям своего народа и народов мира, своей
малой и большой Родины.
Каждая из этих целей может успешно реализовываться в процессе
музейных уроков, классных часов и экскурсий и других мероприятиях.
Но прежде, чем проводить мероприятия с обучающимися в
выставочном зале музея, заранее подготавливаем тематическую выставку,
музейную экспозицию, экспонаты, которые вызовут интерес у учащихся.
Все поступающие лица с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями)
обучались в специальных коррекционных школах. Эти школы можно отнести
к гомогенным школам (где обучается одна категория), т.е. подростки как
таковые
не
находятся
в
социуме.
Поступая
к
нам,
они
и
обучаются,
и
проживают
с
нормально-развивающими
сверстниками.
Соответственно,
основная задача их социализации в общество.
Для успешной адаптации таких подростков к новому виду обучения и
коллективу, в начале учебного года провожу экскурсии по музею, знакомлю
с
историей
образовательного
учреждения,
педагогами,
ветеранами,
выпускниками,
достижениями
коллектива,
привлекаю
обучающихся
к
поисковой и музейной работе. Ищу способы, для того чтобы обучающиеся,
как можно скорее и безболезненно влились в коллектив и чувствовали себя в
нем комфортно.
На базе музея длялиц с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидами
в
СПО
проводились
мероприятия
по
развитию
профессионального самоопределения. Такие как;
- Моя профессия – взгляд в будущее
- История развития швейных инструментов
- Время побед на родной земле
При проведении классного часа «Моя профессия – взгляд в будущее»,
использовалась
экспозиция
«Моя
профессия
–
строитель»,
показаны
видеоролик о Комсомольске, песни о строителях, слайды с видами работ на
строительных площадках, фотографии обучающихся на производственной
практике. Проведена игра от А до Я.
Ребята выполняли задания на развитие зрительной памяти, наглядно-
действенного мышления, упражнения для совершенствования координации
движений обеих рук.
Классный час «История развития швейных инструментов» проходил на
базе музея с использованием экспозиций музея по профессии «Швея».
Экскурсию в далёкое прошлое профессии провели мастер
производственного обучения, обучающиеся и руководитель музея. Девушки с
интересом
посмотрели
презентацию
и
видеофильм
«История
швейной
машины», экспозицию, посвященной профессии «Швея», ознакомились с
историей некоторых экспонатов, которые в XXI веке стали уже раритетами,
смогли взять экспонаты в руки, потрогать их.
В заключение увлекательной экскурсии обучающиеся закрепили знания,
разгадывая ребусы и загадки про швейные инструменты.
Во время проведения классных часов, музейных уроков чередую виды
деятельности:
словесный,
наглядный,
аудиовизуальный,
практическую
деятельность.
А
также
во
время
мероприятия
провожу
игры,
которые
позволяют
восстановить силы, снять умственное напряжение, повысить
работоспособность обучающихся.
В результате проведения мероприятий по развитию профессионального
самоопределения помогаем обучающимся понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Профессиональное самоопределение проходит во всех аспектах
воспитательной работы: профессиональной, патриотической, нравственной.
В декабре 2015 года в рамках патриотической акции «Имя героя» музеем
образовательного
учреждения
был
объявлен
интерактивный
конкурс
«памятники города Комсомольска-на-Амуре. Было дано доступное задание с
учетом
индивидуальных
особенностей:
(для
лиц с ограниченными
возможностями здоровья)
1. По маленькому фрагменту определить памятник, где он находится.
2. Провести поисковую работу: история создания памятника, в честь
кого поставлен.
3. Сфотографировать памятник.
4. Сделать презентацию.
В данном конкурсе использовался метод проектов.
“То, что ребенок
сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал
выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить
самостоятельно…
Приведу пример: Траектория индивидуального развития, обучающийся
группы СПС-11 Максименко Максим - выпускник коррекционной школы 8
вида самостоятельно выполнил поисковую работу.
В силу нарушений имеющихся у него – это процесс длительный и
трудоемкий.
Моя задача была направляющая, а подросток самостоятельно, проявил
заинтересованность.
Но данная работа требовала постоянного контроля, постоянного интереса
к этой теме. Так, например нами был составлен план поисковой работы.
Задание
было
разделено
на
составляющее
(с
учетом
интеллектуальных
особенностей подростка, его психических процессов,
т.е.
мы учитывали
особенности памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, мотивации).
Оценивалось эмоционально-личностно каждая часть выполненного задания,
что позволяло поддерживать интерес у подростка постоянно.
Помощь оказывали не только педагоги, но и старшекурсники, бывшие
выпускники коррекционных школ.
Максименко Максим нашел по фрагменту памятник, используя Интернет,
побывал в музее имени Евгения Дикопольцева в МОУ Гимназии 1, изучил
биографию, героический подвиг героя, сфотографировался, самостоятельно
сделал презентацию. Но к защите конкурса работ презентацию сделал его
сокурсник, так как Максим имеет тяжелые нарушения речи и пока
еще
испытывает сложности при выступлении публично. В дальнейшем мы
будем работать с ним над развитием коммуникативных навыков.
В рамках акции «Имя героя» проведены уроки мужества «Гордимся
славою героев».
Пример проведения оного урока в группе ШОМ-13, в
которой обучаются все выпускники коррекционной школы 8 вида. Сценарий
мероприятия был подготовлен мной. А организацию проведения урока взял
на
себя
обучающиеся
Кузнецов
Василий.
Подросток
захотел
быть
организатором
данного
мероприятия,
ему
удалось
собрать
инициативную
группу по подготовке мероприятия: подготовил ведущих, чтецов, певцов.
Урок
прошел
на
хорошем
уровне.
При
испытывании
трудностей
обучающиеся обращались ко мне. Самостоятельное проведение мероприятия
дал
успешный
толчок
для
социализации
подростка
с
ограниченными
возможностями,
имеет
первостепенное
значение
для
дальнейшей
организации
их
самостоятельности
и
жизнедеятельности,
развития
и
самореализации в будущем.
Я в своей работе использую современные музейные технологии. Работая
в тесном контакте с инженерно-педагогическими работниками, объединяю
музейную
и
образовательную
деятельность
учреждения.
Впервые
была
применена
такая
форма
работы,
как
«Ночь
в
музее»
-
познавательное
мероприятие,
посвященная
70-летию
Победы
в
Великой
Отечественной
войне.
На
этом
мероприятии
педагоги
и
обучающиеся
показали
свои
профессиональные
навыки.
Говоря
о
войне,
затрагивали
и
профессии,
параллельно с патриотическим воспитанием. Проведены мастер - классы:
- Фотографирование в военной форме
Мастер класс по актерскому мастерству
- мастер-класс «Голубь мира»
- Составление «Письмо ветерану»
- Исполнение песен военных лет
- Мастер-класс «Цветы победы»
- Мастер-класс «Фронтовая кухня»
- Акция «Солдатская каша»
При проведении мастер-классов ребята своими руками изготавливали
материалы для оформления экспозиции музея, письма ветеранам, готовили
блюда «Фронтовой кухни». Обучающиеся работали в команде, эффективно
общались с друг с другом и педагогами.
На базе музея был проведен бинарный урок
«След тех дней остался
навсегда», посвященный снятию блокады Ленинграда с группой 213. В этой
группе
обучаются
инвалиды
со
следующими
нарушениями:
опорно-
двигательного аппарата, нарушения речи. При этом данные подростки также
активно участвовали в проведении урока, читали стихи, активно участвовали
в обсуждении. На уроке преподаватель ОБЖ познакомила ребят с подвигом
ленинградцев, продемонстрирован видеофильм о мужестве его защитников.
Руководитель музея организовала тематическую выставку, где каждый
экспонат - документы, фотографии, хлебные карточки – мог бы рассказать
отдельную
историю
о
блокаде
Ленинграда.
Мастер
производственного
обучения Ефремова А.С. дала задание студентам создать фильм о Блокаде
Ленинграда. Ребята настолько прониклись
событиями
того времени, все
студенты с интересом самостоятельно изготовили фильмы. Лучшие фильмы
были показаны в фойе первого этажа учреждения.
Особенно для наших обучающихся, в развитии социально – активной
личности,
формируются познавательная деятельность, коммуникативные
навыки, социализация
через следующие мероприятия, как
викторины,
музейные праздники «Рождественские посиделки», Час общения «О чем
рассказывают фотографии», Классный час «Семейный альбом», встречи с
ветеранами труда, встречи с интересными людьми и другие. У каждого
мероприятия своя цель. Наша общая цель: выпустить рабочих, которые
имеют следующие компетенции:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;
- организовывать собственную деятельность;
- анализировать рабочую ситуацию;
- нести ответственность за результаты своей работы
- работать в команде.
В заключении хотелось бы сказать, что весь педагогический состав
учреждения
стремиться
к
тому,
чтобы
обучающиеся
из
числа
лиц
с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в СПС, чувствовали
себя полноценными членами коллектива.
И если мы будем каждый день
видеть на их лицах улыбку, интерес к учёбе и стремление к дальнейшим
достижениям, можно считать, что наша цель достигнута.