Напоминание

Воспитательная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в СПО


Автор: Служеникина Надежда Георгиевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Краевое государственное казенное профессиональное образовательное учреждение № 18
Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Служеникина Надежда Георгиевна,

социальный педагог КГК ПОУ 18

Воспитательная работа с лицами с ограниченными

возможностями здоровья и инвалидами в СПО
Воспитательная работа в профессиональных образовательных организациях является частью единого образовательного процесса. В стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года отводится большая роль музеям. Музей считается центром просвещения в образовательной организации. Поэтому целью программы музея учреждения является повышение к а ч е с т в а в о с п и т а т е л ь н о й р а б о т ы п о п р о ф е с с и о н а л ь н о м у становлению обучающихся, их гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию. На базе нашего музея организованы следующие формы воспитательной работы с обучающимися: - Классные часы, уроки мужества, музейные уроки, встречи с ветеранами труда, войны, участниками локальных войн, выпускниками образовательного учреждения - исследовательская деятельность - экскурсии - викторины, конкурсы - посещение выставок в музеях (например, в музей изобразительного искусства, краеведческий музей, музей отделения железной дороги, ОАО «Амурметалл», ОАО «АСЗ», в ЭКСПОЦЕНТР КНААПО» и др. - научно-познавательные фильмы и фильмы по патриотическому воспитанию для учащихся, проживающих в общежитии. Я, как руководитель музея образовательного учреждения № 18 в процессе учебно-воспитательной работы с обучающимися исхожу из образовательных, воспитательных, развивающих и социализирующих целей.
Каждая из этих целей несёт определённую смысловую нагрузку, которая совпадает с педагогическим потенциалом и направленностью основных форм деятельности музея с обучающимися.
Образовательная

цель
предполагает расширение кругозора обучающихся, получение необходимых знаний для их профессиональной деятельности и для их общего развития.
Воспитательная цель
включает в себя гражданско – патриотическое, эстетическое, духовно-нравственное воспитание молодёжи, формирование её мировоззренческих и ценностных ориентиров.
Развивающая

цель
обусловлена развитием личностных и профессиональных качеств будущего специалиста.
Социализирующая

цель
предполагает приобщение обучающихся к культурно-историческим ценностям своего народа и народов мира, своей малой и большой Родины. Каждая из этих целей может успешно реализовываться в процессе музейных уроков, классных часов и экскурсий и других мероприятиях. Но прежде, чем проводить мероприятия с обучающимися в выставочном зале музея, заранее подготавливаем тематическую выставку, музейную экспозицию, экспонаты, которые вызовут интерес у учащихся. Все поступающие лица с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) обучались в специальных коррекционных школах. Эти школы можно отнести к гомогенным школам (где обучается одна категория), т.е. подростки как таковые не находятся в социуме. Поступая к нам, они и обучаются, и проживают с нормально-развивающими сверстниками. Соответственно, основная задача их социализации в общество. Для успешной адаптации таких подростков к новому виду обучения и коллективу, в начале учебного года провожу экскурсии по музею, знакомлю с историей образовательного учреждения, педагогами, ветеранами, выпускниками, достижениями коллектива, привлекаю обучающихся к поисковой и музейной работе. Ищу способы, для того чтобы обучающиеся,
как можно скорее и безболезненно влились в коллектив и чувствовали себя в нем комфортно. На базе музея длялиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в СПО проводились мероприятия по развитию профессионального самоопределения. Такие как; - Моя профессия – взгляд в будущее - История развития швейных инструментов - Время побед на родной земле При проведении классного часа «Моя профессия – взгляд в будущее», использовалась экспозиция «Моя профессия – строитель», показаны видеоролик о Комсомольске, песни о строителях, слайды с видами работ на строительных площадках, фотографии обучающихся на производственной практике. Проведена игра от А до Я. Ребята выполняли задания на развитие зрительной памяти, наглядно- действенного мышления, упражнения для совершенствования координации движений обеих рук. Классный час «История развития швейных инструментов» проходил на базе музея с использованием экспозиций музея по профессии «Швея». Экскурсию в далёкое прошлое профессии провели мастер производственного обучения, обучающиеся и руководитель музея. Девушки с интересом посмотрели презентацию и видеофильм «История швейной машины», экспозицию, посвященной профессии «Швея», ознакомились с историей некоторых экспонатов, которые в XXI веке стали уже раритетами, смогли взять экспонаты в руки, потрогать их. В заключение увлекательной экскурсии обучающиеся закрепили знания, разгадывая ребусы и загадки про швейные инструменты. Во время проведения классных часов, музейных уроков чередую виды деятельности: словесный, наглядный, аудиовизуальный, практическую деятельность. А также во время мероприятия провожу игры, которые
позволяют восстановить силы, снять умственное напряжение, повысить работоспособность обучающихся. В результате проведения мероприятий по развитию профессионального самоопределения помогаем обучающимся понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Профессиональное самоопределение проходит во всех аспектах воспитательной работы: профессиональной, патриотической, нравственной. В декабре 2015 года в рамках патриотической акции «Имя героя» музеем образовательного учреждения был объявлен интерактивный конкурс «памятники города Комсомольска-на-Амуре. Было дано доступное задание с учетом индивидуальных особенностей:

(для лиц с ограниченными возможностями здоровья) 1. По маленькому фрагменту определить памятник, где он находится. 2. Провести поисковую работу: история создания памятника, в честь кого поставлен. 3. Сфотографировать памятник. 4. Сделать презентацию. В данном конкурсе использовался метод проектов. “То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно… Приведу пример: Траектория индивидуального развития, обучающийся группы СПС-11 Максименко Максим - выпускник коррекционной школы 8 вида самостоятельно выполнил поисковую работу. В силу нарушений имеющихся у него – это процесс длительный и трудоемкий. Моя задача была направляющая, а подросток самостоятельно, проявил заинтересованность. Но данная работа требовала постоянного контроля, постоянного интереса к этой теме. Так, например нами был составлен план поисковой работы.
Задание было разделено на составляющее (с учетом интеллектуальных особенностей подростка, его психических процессов, т.е. мы учитывали особенности памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, мотивации). Оценивалось эмоционально-личностно каждая часть выполненного задания, что позволяло поддерживать интерес у подростка постоянно. Помощь оказывали не только педагоги, но и старшекурсники, бывшие выпускники коррекционных школ. Максименко Максим нашел по фрагменту памятник, используя Интернет, побывал в музее имени Евгения Дикопольцева в МОУ Гимназии 1, изучил биографию, героический подвиг героя, сфотографировался, самостоятельно сделал презентацию. Но к защите конкурса работ презентацию сделал его сокурсник, так как Максим имеет тяжелые нарушения речи и пока еще испытывает сложности при выступлении публично. В дальнейшем мы будем работать с ним над развитием коммуникативных навыков. В рамках акции «Имя героя» проведены уроки мужества «Гордимся славою героев». Пример проведения оного урока в группе ШОМ-13, в которой обучаются все выпускники коррекционной школы 8 вида. Сценарий мероприятия был подготовлен мной. А организацию проведения урока взял на себя обучающиеся Кузнецов Василий. Подросток захотел быть организатором данного мероприятия, ему удалось собрать инициативную группу по подготовке мероприятия: подготовил ведущих, чтецов, певцов. Урок прошел на хорошем уровне. При испытывании трудностей обучающиеся обращались ко мне. Самостоятельное проведение мероприятия дал успешный толчок для социализации подростка с ограниченными возможностями, имеет первостепенное значение для дальнейшей организации их самостоятельности и жизнедеятельности, развития и самореализации в будущем. Я в своей работе использую современные музейные технологии. Работая в тесном контакте с инженерно-педагогическими работниками, объединяю музейную и образовательную деятельность учреждения. Впервые была
применена такая форма работы, как «Ночь в музее» - познавательное мероприятие, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. На этом мероприятии педагоги и обучающиеся показали свои профессиональные навыки. Говоря о войне, затрагивали и профессии, параллельно с патриотическим воспитанием. Проведены мастер - классы: - Фотографирование в военной форме Мастер класс по актерскому мастерству - мастер-класс «Голубь мира» - Составление «Письмо ветерану» - Исполнение песен военных лет - Мастер-класс «Цветы победы» - Мастер-класс «Фронтовая кухня» - Акция «Солдатская каша» При проведении мастер-классов ребята своими руками изготавливали материалы для оформления экспозиции музея, письма ветеранам, готовили блюда «Фронтовой кухни». Обучающиеся работали в команде, эффективно общались с друг с другом и педагогами. На базе музея был проведен бинарный урок «След тех дней остался навсегда», посвященный снятию блокады Ленинграда с группой 213. В этой группе обучаются инвалиды со следующими нарушениями: опорно- двигательного аппарата, нарушения речи. При этом данные подростки также активно участвовали в проведении урока, читали стихи, активно участвовали в обсуждении. На уроке преподаватель ОБЖ познакомила ребят с подвигом ленинградцев, продемонстрирован видеофильм о мужестве его защитников. Руководитель музея организовала тематическую выставку, где каждый экспонат - документы, фотографии, хлебные карточки – мог бы рассказать отдельную историю о блокаде Ленинграда. Мастер производственного обучения Ефремова А.С. дала задание студентам создать фильм о Блокаде Ленинграда. Ребята настолько прониклись событиями того времени, все
студенты с интересом самостоятельно изготовили фильмы. Лучшие фильмы были показаны в фойе первого этажа учреждения. Особенно для наших обучающихся, в развитии социально – активной личности, формируются познавательная деятельность, коммуникативные навыки, социализация через следующие мероприятия, как викторины, музейные праздники «Рождественские посиделки», Час общения «О чем рассказывают фотографии», Классный час «Семейный альбом», встречи с ветеранами труда, встречи с интересными людьми и другие. У каждого мероприятия своя цель. Наша общая цель: выпустить рабочих, которые имеют следующие компетенции: - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии; - организовывать собственную деятельность; - анализировать рабочую ситуацию; - нести ответственность за результаты своей работы - работать в команде. В заключении хотелось бы сказать, что весь педагогический состав учреждения стремиться к тому, чтобы обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в СПС, чувствовали себя полноценными членами коллектива. И если мы будем каждый день видеть на их лицах улыбку, интерес к учёбе и стремление к дальнейшим достижениям, можно считать, что наша цель достигнута.


В раздел образования